Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников".


Авторы: Бадрутдинова Марина Николаевна, Баранова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №2
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА.

В настоящее

время

разработка

инновационных

подходов

к нравственно-

патриотическому

воспитанию

детей

дошкольного

возраста

является

приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования:

ведь

именно

в таком

раннем

возрасте

закладываются

глубинные

основы

нравственности

и патриотизма,

формируется

чувство

любви

и бережного

отношения детей к природе родного края и родному городу Восприимчивость

детей

дошкольного

возраста

к данному

содержанию

обуславливает

необходимость

разработки

системы

формирования

нравственно-

патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры.

Воспитание любви к Родине — важная задача нравственно-патриотического

воспитания

подрастающего

поколения.

Если

в

детстве

ребенок

испытывал

чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за

своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он

приобрел

эмоциональный

опыт.

Тем

самым

будут

построены

пути

для

ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом

более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. К.Ушинский

писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его

ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий

потребностей

детства».

Чувство

патриотизма

так

многогранно

по

своему

содержанию,

что

не

может

быть

определено несколькими

словами.

Это

и

любовь

к

родным

местам,

и

гордость

за

свой

народ,

за

его

культуру,

и

ощущение

своей

неразрывности

с

окружающим,

и

желание

сохранять

и

приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в

сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и

духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно

ли

говорить

о

нем

применительно

к

детям

дошкольного

возраста?

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,

интересов

позволяет

сделать

вывод,

что

старший

дошкольник

обладает

большим

количеством

знаний,

а

его

интересы

связаны

часто

не

только

с

настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать

суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что

воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного

возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше

относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств,

мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и

родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери,

сказки

открывают ему

глаза

в

мир,

эмоционально

окрашивают

настоящее,

вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса

Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. У каждого народа свои сказки, и все

они

по

своему,

со

свойственным

данному

народу

колориту,

передают

от

поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок

начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.

«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.

Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в

этом

случае

с

педагогическими

гениями

народа».

Загадки,

пословицы,

поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком

легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к

отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему

народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края.

Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия

ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для

игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает

лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю

жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого

педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку

трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он

может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

«Как

у

маленького

деревца,

заботливый

садовник

укрепляет

корень,

от

мощности

которого

зависит

жизнь

растения

на

протяжении

нескольких

десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства

безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что

люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок

видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником

между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его

восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу

своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у

них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как

готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни,

которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в

следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям,

родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно

полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем

любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему

дому,

своей

семье

уживается

с

безразличием

к

судьбе

Родины

и

даже

с

предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей,

помогать

им.

Благородное

чувство

преданности

дорогому

человеку,

потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно

для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.

Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,

чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей,

осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Никто не

забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По другому и не

может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той

далекой войны. И чем дальше вглубь уходят события Великой Отечественной

войны, тем отчетливее мы понимаем величие подвига людей, отдавших все для

Победы. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

жизни

старших

членов

семьи

(дедушек

и

бабушек,

участников

Великой

Отечественной

войны,

их

фронтовых

и

трудовых

подвигов)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина

чтит

своих

героев,

отдавших

жизнь

за

счастье

людей.

Их

имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Важным

средством

патриотического

воспитания

является

приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные

праздники,

праздники

урожая,

чтить

память

погибшим

войнам,

устраивать

проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников войн. Рассказы о

героическом

труде,

о

преданности

делу,

о

самоотверженности и

смелости

помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины.

Героизм

волнует

и

притягивает

к

себе

ребенка,

рождает

стремление

к

подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,

логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении,

заставить

их

волноваться

и

радоваться.

Беседовать

после

чтения,

надо

с

большой

осторожностью,

чтобы

не

разрушить,

а

укрепить

эмоциональное

воздействие. Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.

Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,

традиции,

с

которыми

педагог

знакомит

детей,

помогают

им

осознать

патриотизм,

как

чувство

проявляющееся

каждодневно.

Очень

важно

для

воспитания

патриотических

чувств

и

исторические

знания.

Обращение

к

литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к

прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное,

и

сохраненное

предыдущими

поколениями,

может

стать

подлинными

патриотами. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда

она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,

потребности

трудиться,

на

благо

отечества,

бережно

относиться

к

его

богатствам.

Роль

самостоятельной

трудовой

деятельности

в

воспитании

будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики

и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его

личности.

Нужно

поощрять

самостоятельную

деятельность

детей,

мотивом

которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.

Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна

помощь

взрослого,

его

совет,

пример. Весной

организуется воскресник

по

уборке

и

озеленению

двора,

улицы

на

которой

живет

ребенок.

Труд

с

общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так,

чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь

постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы

других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел

реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет

прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.. К сожалению,

молодое

подрастающее

поколение

все

чаще

имеет

поверхностное

представление о событиях исторического наследия страны.

В

решении

этой

задачи,

сегодня

важная

роль

должна

быть

отведена

дошкольному

образованию,

так

как

именно

в

дошкольном

возрасте

формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим, перед

коллективом

педагогов

современного

дошкольного

образовательного

учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства

любви

и

гордости

за

свою

Родину

через

построение

оптимальной

педагогической

системы,

направленной

на

формирование

гражданско-

патриотических качеств дошкольников.



В раздел образования