Авторы: Бадрутдинова Марина Николаевна, Баранова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №2
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА.
В настоящее
время
разработка
инновационных
подходов
к нравственно-
патриотическому
воспитанию
детей
дошкольного
возраста
является
приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования:
ведь
именно
в таком
раннем
возрасте
закладываются
глубинные
основы
нравственности
и патриотизма,
формируется
чувство
любви
и бережного
отношения детей к природе родного края и родному городу Восприимчивость
детей
дошкольного
возраста
к данному
содержанию
обуславливает
необходимость
разработки
системы
формирования
нравственно-
патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры.
Воспитание любви к Родине — важная задача нравственно-патриотического
воспитания
подрастающего
поколения.
Если
в
детстве
ребенок
испытывал
чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за
своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он
приобрел
эмоциональный
опыт.
Тем
самым
будут
построены
пути
для
ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом
более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. К.Ушинский
писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его
ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребностей
детства».
Чувство
патриотизма
так
многогранно
по
своему
содержанию,
что
не
может
быть
определено несколькими
словами.
Это
и
любовь
к
родным
местам,
и
гордость
за
свой
народ,
за
его
культуру,
и
ощущение
своей
неразрывности
с
окружающим,
и
желание
сохранять
и
приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в
сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и
духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно
ли
говорить
о
нем
применительно
к
детям
дошкольного
возраста?
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,
интересов
позволяет
сделать
вывод,
что
старший
дошкольник
обладает
большим
количеством
знаний,
а
его
интересы
связаны
часто
не
только
с
настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать
суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что
воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного
возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше
относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств,
мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и
родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери,
сказки
открывают ему
глаза
в
мир,
эмоционально
окрашивают
настоящее,
вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса
Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. У каждого народа свои сказки, и все
они
по
своему,
со
свойственным
данному
народу
колориту,
передают
от
поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок
начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.
Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в
этом
случае
с
педагогическими
гениями
народа».
Загадки,
пословицы,
поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком
легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к
отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему
народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края.
Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия
ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для
игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает
лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю
жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку
трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он
может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.
«Как
у
маленького
деревца,
заботливый
садовник
укрепляет
корень,
от
мощности
которого
зависит
жизнь
растения
на
протяжении
нескольких
десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства
безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что
люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок
видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником
между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его
восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу
своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у
них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как
готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни,
которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в
следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям,
родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно
полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем
любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему
дому,
своей
семье
уживается
с
безразличием
к
судьбе
Родины
и
даже
с
предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей,
помогать
им.
Благородное
чувство
преданности
дорогому
человеку,
потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно
для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.
Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,
чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей,
осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Никто не
забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По другому и не
может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той
далекой войны. И чем дальше вглубь уходят события Великой Отечественной
войны, тем отчетливее мы понимаем величие подвига людей, отдавших все для
Победы. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов)
необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина
чтит
своих
героев,
отдавших
жизнь
за
счастье
людей.
Их
имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Важным
средством
патриотического
воспитания
является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные
праздники,
праздники
урожая,
чтить
память
погибшим
войнам,
устраивать
проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников войн. Рассказы о
героическом
труде,
о
преданности
делу,
о
самоотверженности и
смелости
помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины.
Героизм
волнует
и
притягивает
к
себе
ребенка,
рождает
стремление
к
подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,
логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении,
заставить
их
волноваться
и
радоваться.
Беседовать
после
чтения,
надо
с
большой
осторожностью,
чтобы
не
разрушить,
а
укрепить
эмоциональное
воздействие. Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,
традиции,
с
которыми
педагог
знакомит
детей,
помогают
им
осознать
патриотизм,
как
чувство
проявляющееся
каждодневно.
Очень
важно
для
воспитания
патриотических
чувств
и
исторические
знания.
Обращение
к
литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к
прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное,
и
сохраненное
предыдущими
поколениями,
может
стать
подлинными
патриотами. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда
она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности
трудиться,
на
благо
отечества,
бережно
относиться
к
его
богатствам.
Роль
самостоятельной
трудовой
деятельности
в
воспитании
будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики
и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его
личности.
Нужно
поощрять
самостоятельную
деятельность
детей,
мотивом
которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.
Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна
помощь
взрослого,
его
совет,
пример. Весной
организуется воскресник
по
уборке
и
озеленению
двора,
улицы
на
которой
живет
ребенок.
Труд
с
общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так,
чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь
постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы
других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел
реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет
прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.. К сожалению,
молодое
подрастающее
поколение
все
чаще
имеет
поверхностное
представление о событиях исторического наследия страны.
В
решении
этой
задачи,
сегодня
важная
роль
должна
быть
отведена
дошкольному
образованию,
так
как
именно
в
дошкольном
возрасте
формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим, перед
коллективом
педагогов
современного
дошкольного
образовательного
учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства
любви
и
гордости
за
свою
Родину
через
построение
оптимальной
педагогической
системы,
направленной
на
формирование
гражданско-
патриотических качеств дошкольников.