Напоминание

"Укрепление физического здоровья дошкольников с учетом гендерного воспитания девочек и мальчиков"


Автор: Храмцова Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №3
Населённый пункт: Амурская область ,г Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: "Укрепление физического здоровья дошкольников с учетом гендерного воспитания девочек и мальчиков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Охрана здоровья человека является глобальной проблемой современности.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая

самую верхнюю ступень в иерархии человеческих ценностей. Хорошее здоровье

представляет собой величайшее социальное благо, поскольку оно удовлетворяет

базисные жизненные потребности человека. Оно является благом и ресурсом, от

степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех

потребностей человека.

Проблема здоровьесбережения обучающихся, воспитанников является акту-

альной для образовательных учреждений, в том числе, и в дошкольных, так как

детский сад является первой ступенью системы непрерывного образования.

Одной из основных индивидуальных характеристик человека является его

пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных призна-

ков, определяющих индивида, как мужчину (мальчика), так и женщину (девочку),

- который определяет особенности функционирования индивида и возможности

осуществления жизнедеятельности.

Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания

личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные от-

личия между мальчиками и девочками.

Возможности физического воспитания как средства формирования полно-

ценной личности трудно переоценить. В процессе физического воспитания реша-

ются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспита-

ния, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом.

Актуализация использования возможностей физической культуры в оздо-

ровлении и формировании гендерной идентичности обусловлена самой ее сущно-

стью, т.к. движения человека являются средством удовлетворения его биологиче-

ских потребностей, средством познания окружающего мира и орудием его преоб-

разования. Более того, движения являются важнейшим фактором физического и

психического развития человека, формирования его индивидуальности и гармони-

ческого развития в целом.

1

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, по-

стоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное

дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей

наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использова-

нию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигатель-

ного опыта.

Решение задач гендерной социализации детей дошкольного возраста опре-

деляется следующими организационно-педагогическими условиями использова-

ния средств физического воспитания.

1.

Для формирования представлений о гендерной модели поведения и

обучения отдельным её элементами используются:

дифференцированные требования к выполнению упражнений мальчи-

ками и девочками;

направленный на проявление маскулинных качеств подбор заданий;

выполнение детьми разного пола разных ролей в подвижных играх;

одинаковое привлечение детей разного пола к выполнению ведомых и

ведущих ролей в игровой деятельности;

дифференцированное использование спортивного инвентаря при вы-

полнении упражнений;

2.

Для формирования гендерной идентичности применимы:

формирование игровых команд, однородных по гендерной принад-

лежности (типу);

использование устных команд, распоряжений и речитативов с упоми-

нанием половой принадлежности;

3.

Для формирования тенденций к социальной кооперации и сотрудни-

честву между мальчиками и девочками:

объединение детей в смешанные по гендерному типу или половой при-

надлежности пары, тройки, игровые команды;

использование общего игрового пространства для мальчиков и девочек;

направленность на достижение коллективного результата;

2

формирование эмоционально - положительного отношения к представи-

телям другого пола.

Вышеперечисленные организационно-педагогические условия использова-

ния средств физического воспитания, возможно, оптимально создать при наличии

знаний у педагогов индивидуальных особенностей физического развития девочек

и мальчиков, и применении их при осуществлении образовательной деятельности

с акцентом на гендер.

Представим некоторые отличительные особенности.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получа-

ются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в фут-

бол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практи-

чески так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают по-

вторять упражнения из «школы мяча».

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками харак-

теризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результа-

тами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гиб-

костью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыж-

ках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками:

большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к ста-

тическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость,

силовой, атлетический стиль, четкая целенаправленность, отсутствие вычурности,

эстетической завершенности, элементы атаки, нападения, преследования.

Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурны-

ми, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивно-

сти; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координацион-

ном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

Содержание занятий физическими упражнениями необходимо планировать

с учётом требований гендерной социализации детей дошкольного возраста, ис-

пользуя разработанные организационно педагогические условия использования

3

средств физического воспитания для формирования представлений о гендерной

модели поведения, гендерной идентичности и развития навыков социальной коо-

перации и сотрудничества между детьми разного пола.

Рассмотренные нами положения гендерной социализации детей дошкольно-

го возраста подтверждают значимость дифференцированного подхода в физиче-

ском воспитании девочек и мальчиков и необходимость организации образова-

тельного процесса, принимая во внимание следующее.

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершен-

ствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навы-

ков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результа-

тов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по полово-

му признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражне-

ниях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движе-

ний: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков);

пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления реализуются на традиционных физкультурных за-

нятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упраж-

нения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение

основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных

игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

4



В раздел образования