Автор: Храмцова Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №3
Населённый пункт: Амурская область ,г Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: "Укрепление физического здоровья дошкольников с учетом гендерного воспитания девочек и мальчиков"
Раздел: дошкольное образование
Охрана здоровья человека является глобальной проблемой современности.
Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая
самую верхнюю ступень в иерархии человеческих ценностей. Хорошее здоровье
представляет собой величайшее социальное благо, поскольку оно удовлетворяет
базисные жизненные потребности человека. Оно является благом и ресурсом, от
степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех
потребностей человека.
Проблема здоровьесбережения обучающихся, воспитанников является акту-
альной для образовательных учреждений, в том числе, и в дошкольных, так как
детский сад является первой ступенью системы непрерывного образования.
Одной из основных индивидуальных характеристик человека является его
пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных призна-
ков, определяющих индивида, как мужчину (мальчика), так и женщину (девочку),
- который определяет особенности функционирования индивида и возможности
осуществления жизнедеятельности.
Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания
личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные от-
личия между мальчиками и девочками.
Возможности физического воспитания как средства формирования полно-
ценной личности трудно переоценить. В процессе физического воспитания реша-
ются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспита-
ния, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом.
Актуализация использования возможностей физической культуры в оздо-
ровлении и формировании гендерной идентичности обусловлена самой ее сущно-
стью, т.к. движения человека являются средством удовлетворения его биологиче-
ских потребностей, средством познания окружающего мира и орудием его преоб-
разования. Более того, движения являются важнейшим фактором физического и
психического развития человека, формирования его индивидуальности и гармони-
ческого развития в целом.
1
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, по-
стоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное
дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей
наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использова-
нию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигатель-
ного опыта.
Решение задач гендерной социализации детей дошкольного возраста опре-
деляется следующими организационно-педагогическими условиями использова-
ния средств физического воспитания.
1.
Для формирования представлений о гендерной модели поведения и
обучения отдельным её элементами используются:
дифференцированные требования к выполнению упражнений мальчи-
ками и девочками;
направленный на проявление маскулинных качеств подбор заданий;
выполнение детьми разного пола разных ролей в подвижных играх;
одинаковое привлечение детей разного пола к выполнению ведомых и
ведущих ролей в игровой деятельности;
дифференцированное использование спортивного инвентаря при вы-
полнении упражнений;
2.
Для формирования гендерной идентичности применимы:
формирование игровых команд, однородных по гендерной принад-
лежности (типу);
использование устных команд, распоряжений и речитативов с упоми-
нанием половой принадлежности;
3.
Для формирования тенденций к социальной кооперации и сотрудни-
честву между мальчиками и девочками:
объединение детей в смешанные по гендерному типу или половой при-
надлежности пары, тройки, игровые команды;
использование общего игрового пространства для мальчиков и девочек;
направленность на достижение коллективного результата;
2
формирование эмоционально - положительного отношения к представи-
телям другого пола.
Вышеперечисленные организационно-педагогические условия использова-
ния средств физического воспитания, возможно, оптимально создать при наличии
знаний у педагогов индивидуальных особенностей физического развития девочек
и мальчиков, и применении их при осуществлении образовательной деятельности
с акцентом на гендер.
Представим некоторые отличительные особенности.
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получа-
ются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в фут-
бол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практи-
чески так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают по-
вторять упражнения из «школы мяча».
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками харак-
теризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результа-
тами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гиб-
костью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыж-
ках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками:
большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к ста-
тическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость,
силовой, атлетический стиль, четкая целенаправленность, отсутствие вычурности,
эстетической завершенности, элементы атаки, нападения, преследования.
Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурны-
ми, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивно-
сти; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координацион-
ном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.
Содержание занятий физическими упражнениями необходимо планировать
с учётом требований гендерной социализации детей дошкольного возраста, ис-
пользуя разработанные организационно педагогические условия использования
3
средств физического воспитания для формирования представлений о гендерной
модели поведения, гендерной идентичности и развития навыков социальной коо-
перации и сотрудничества между детьми разного пола.
Рассмотренные нами положения гендерной социализации детей дошкольно-
го возраста подтверждают значимость дифференцированного подхода в физиче-
ском воспитании девочек и мальчиков и необходимость организации образова-
тельного процесса, принимая во внимание следующее.
1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершен-
ствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навы-
ков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результа-
тов при минимальных физических и психических затратах.
2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по полово-
му признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражне-
ниях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п.
3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движе-
ний: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков);
пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
Указанные направления реализуются на традиционных физкультурных за-
нятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упраж-
нения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение
основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных
игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.
4