Автор: Демидова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203 комбинированного вида» г. Казань
тема: «Групповые игры для повышения самооценки ребенка и
снижения тревожности»
автор Демидова Ирина Владимировна воспитатель
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.
С. Маршак
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека
более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в
этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй
натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда
не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
Работая в дошкольных учреждениях, вы, наверное , тоже замечаете, что
многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни
ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка
к школе, как можно большему успеть его научить, что безусловно, сужает
и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители
пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок
начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не
понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства. Т.е. всего того,
1
что происходит «здесь и сейчас». Самоценности детства, как
подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни.
Чем это «сегодня» ребенка хуже, менее ценно, чем «завтра»?.. Ради
завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, занимает ребенка
сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает
потребности понять, расхищаются годы его жизни.
Это является одной из причин повышенной тревожности , заниженной
самооценки детей.
Детство - фундамент жизни: без полноценного, наполненного детства
последующая жизнь будет ущербной.
Ради чего каждому из нас дается детство? Ради фантазии, а работа
фантазии ради игры. А игра ради выражения нашей эмоциональной
жизни, раскрытия и осознания чувства. А чувство ради души, в которой
отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.
А забота взрослых — способствовать полноценному проживанию
ребёнком этого, такого значимого для человека периода жизни —
детства.
На своем примере мы хотим отобразить кусочек нашей работы с детьми в
ДОУ по сохранению уникальности детства и повышения самооценки
ребенка. Предлагаем вашему вниманию некоторые игровые упражнения,
которые помогают снизить у детей тревожность и повысить самооценку,
создать
атмосферу безопасности и доверия в группе, развить
самостоятельность и уверенность в себе.
1.Игра «Знакомство»
Показать ребенку карточку с изображением эмоций, чувств и предложить
охарактеризовать данного персонажа игры. Если ребенок не может дать
сразу правильный ответ, не спешите зачитывать надпись на обороте
картинки. С помощью дополнительных, уточняющих вопросов подведите
малыша к правильной формулировке изображенных эмоций, чувств.
2
Вместе подумайте, почему возникла каждая ситуация, состояние и как
этим ребятам выйти из них. Важно, чтобы ребенок давал не односложный
ответ, а полный развернутый рассказ. Некоторые ситуации можно
проиграть. Это развивает не только эмоциональную сферу, но и речь,
мышление.
2.
Игра «Нравится - не нравится»
Учите детей определять свое отношение к эмоциям, чувствам, поступкам.
Для этого предложите ребенку разложить карточки по следующим
признакам: те, которые нравятся, и те, которые не нравятся. При этом
необходимо, чтобы объяснял свой выбор. Продолжая игру, ребенок
выбирает 2 эмоции – приятную и неприятную. Обсудите, как можно
изменить неприятную ситуацию в лучшую сторону. Ребенок может
выбрать ту карточку, которая в наибольшей степени похожа на его
настроение.
3. Игра «Скульптура»
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное
напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой - скульптура.
По заданию взрослого (или ведущего – ребенка) скульптор лепит из
«глины» скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который чему-то удивился и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой
скульптуры.
После проведения игры необходимо обсудить с детьми, что они
чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру было приятно
изображать, какую – нет.
3
4. «Хочу рассказать»
Вместе с детьми составьте небольшие рассказы на темы, которые
предложите вы или они придумают сами. Темы могут быть следующими:
«Я боюсь…..»,
«Меня удивляет….»,
«Я счастлив, когда….» и т.п.
5. Упражнение. "Закончи предложение".
Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки
ребенка.
Материал. Мяч.
Ход. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать
ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав
окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться
ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз,
но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте
ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".
Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз,
чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не
задумывался, а ведь когда-то он этому научился.
6.«Ласковый мелок»
Цель. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию
тактильных ощущений.
Содержание. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем
рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал?
Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает
контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?
А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует,
едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А
хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым
хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь
4
еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки
«стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или
другой участок тел
Используя данный игровой материал, вы поможете ребенку получить
ответы на важные для него вопросы, преодолеть эмоциональные барьеры,
почувствовать себя уверенней. Но самое главное - получить ни с чем
несравнимую радость от общения друг с другом.
5