Автор: Каренгина Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста в подвижных играх"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста
в подвижных играх»
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без неё
нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Слуховое
восприятие
начинается
со
слухового
внимания
–
умение
сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его
предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и
анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и
анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой
памяти.
Дети
дошкольного
возраста
обладают
достаточно
большим
запасом слуховых впечатлений,
но не умеют управлять своим слухом:
прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по громкости, силе, тембру.
Звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими
более важными для них впечатлениями.
Работа педагога по развитию слухового внимания и речевого слуха у
дошкольников должна быть направлена на выработку умения внимательно
слушать и узнавать звучание различных предметов,
на определение
направления
звучания, различение звуков речи в словах; формирование
умения
отличать
одни
звуки
от
других,
правильно
пользоваться
интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью
слуха собственное речевое высказывание. В развитии голоса и слухового
внимания ребёнка большую роль играет речь взрослых. Чистый, звучный,
подвижный голос, негромкая речь - один из показателей общей культуры
педагога, хороший пример для дошкольников. Мы, учим детей слушать и
слышать
речь
окружающих,
внимательно
относиться
к
своему
высказыванию,
говорить
приветливым,
доброжелательным
голосом,
правильно пользоваться громкостью своего голоса с учётом условий
общения, употреблять вежливые слова.
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо
ориентироваться в пространстве слуховое восприятие, внимание и память
нужно развивать систематически и целенаправленно. Работу по развитию и
совершенствованию
слухового внимания необходимо
проводить как на
занятиях
(фронтальных,
подгрупповых,
индивидуальных),
так
и
в
повседневной жизни (на прогулках, в
режимные моменты, во время
наблюдений и т.д.). В дошкольном возрасте основной вид деятельности -
игра. Дети очень любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме,
используя различные игры и упражнения на развитие слухового внимания. В
подвижных играх развитие слухового внимания усложняется, так как детям
необходимо услышать, сосредоточиться, чтобы выполнить определённые
действия или движения в соответствии со звуковыми сигналами.
«Солнце или дождик»
Цель: развитие слухового внимания, координации и темпа движений.
Оборудование: тамбурин или бубен.
Описание игры: педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами, пойдем гулять.
Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы
гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки.
Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны
скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
«Улиточка»
Цель: развитие слухового внимания, узнать товарища по голосу.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему
завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос узнала улитка, сам становится улиткой.
«Угадай, что делать?»
Цель: развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование: по два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры: дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два
флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх
и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо
следить
за
правильной
посадкой
детей
и правильным выполнением
движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко
выполнять движения.
«Жмурки с голосом»
Цель: развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование: повязки.
Описание игры: Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-
нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного
места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени).
Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а
водящий угадывает, кого он поймал.
«Тихо — громко!»
Цель:
развитие слухового внимания, координации движений и чувства
ритма.
Оборудование: бубен, тамбурин.
Описание игры: педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко.
Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук
идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий - бегут.
Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся
впереди.
«Хлопки»
Цель: развитие слухового внимания и количественных представлений.
Описание игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от
друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как
только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении
других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по
порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 раза
проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении
числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет
руки, как- будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения
педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть,
стоя за кругом.
«Угадай, кто это?»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание игры: дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,
закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на
одного из детей, который должен подать голос заранее условленным
образом: «кукареку», «гав-гав-гав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен
угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого
узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а
затем его меняет другой.
Игра «Угадай, на чем играю?»
Цель: учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание
устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа:
педагог подбирает музыкальные игрушки:
барабан, гармошку, бубен, дудочку и др.
Описание игры: взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками:
гармошкой, барабаном, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв
на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто
угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов.
Игру следует повторять 5-7 раз.
Игра «Говорим шёпотом»
Цель: развитие слухового внимания, обучать детей правильно воспринимать
словесную инструкцию.
Описание игры:
расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика,
машинку и так далее. Посадите ребёнка за стол и объясните ему, что вы
будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень
внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3
метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину.
Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите
тихо, но четко, чтобы ребёнок услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные
задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг
стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
Игра «Угадай, кто идет?»
Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.
Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа: педагог готовит 2 картинки с изображением
шагающей цапли и скачущего воробья.
Описание игры: педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что
у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит
сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и
говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он
быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет
темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают
как воробьи.