Напоминание

"Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста в подвижных играх"


Автор: Каренгина Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста в подвижных играх"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста

в подвижных играх»

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без неё

нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.

Слуховое

восприятие

начинается

со

слухового

внимания

умение

сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его

предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и

анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и

анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой

памяти.

Дети

дошкольного

возраста

обладают

достаточно

большим

запасом слуховых впечатлений,

но не умеют управлять своим слухом:

прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по громкости, силе, тембру.

Звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими

более важными для них впечатлениями.

Работа педагога по развитию слухового внимания и речевого слуха у

дошкольников должна быть направлена на выработку умения внимательно

слушать и узнавать звучание различных предметов,

на определение

направления

звучания, различение звуков речи в словах; формирование

умения

отличать

одни

звуки

от

других,

правильно

пользоваться

интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью

слуха собственное речевое высказывание. В развитии голоса и слухового

внимания ребёнка большую роль играет речь взрослых. Чистый, звучный,

подвижный голос, негромкая речь - один из показателей общей культуры

педагога, хороший пример для дошкольников. Мы, учим детей слушать и

слышать

речь

окружающих,

внимательно

относиться

к

своему

высказыванию,

говорить

приветливым,

доброжелательным

голосом,

правильно пользоваться громкостью своего голоса с учётом условий

общения, употреблять вежливые слова.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо

ориентироваться в пространстве слуховое восприятие, внимание и память

нужно развивать систематически и целенаправленно. Работу по развитию и

совершенствованию

слухового внимания необходимо

проводить как на

занятиях

(фронтальных,

подгрупповых,

индивидуальных),

так

и

в

повседневной жизни (на прогулках, в

режимные моменты, во время

наблюдений и т.д.). В дошкольном возрасте основной вид деятельности -

игра. Дети очень любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме,

используя различные игры и упражнения на развитие слухового внимания. В

подвижных играх развитие слухового внимания усложняется, так как детям

необходимо услышать, сосредоточиться, чтобы выполнить определённые

действия или движения в соответствии со звуковыми сигналами.

«Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, координации и темпа движений.

Оборудование: тамбурин или бубен.

Описание игры: педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами, пойдем гулять.

Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы

гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки.

Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны

скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

«Улиточка»

Цель: развитие слухового внимания, узнать товарища по голосу.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему

завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос узнала улитка, сам становится улиткой.

«Угадай, что делать?»

Цель: развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование: по два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры: дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два

флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх

и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо

следить

за

правильной

посадкой

детей

и правильным выполнением

движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко

выполнять движения.

«Жмурки с голосом»

Цель: развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование: повязки.

Описание игры: Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-

нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного

места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени).

Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а

водящий угадывает, кого он поймал.

«Тихо — громко!»

Цель:

развитие слухового внимания, координации движений и чувства

ритма.

Оборудование: бубен, тамбурин.

Описание игры: педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук

идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий - бегут.

Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся

впереди.

«Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания и количественных представлений.

Описание игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от

друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как

только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении

других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по

порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 раза

проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении

числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет

руки, как- будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения

педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть,

стоя за кругом.

«Угадай, кто это?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,

закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на

одного из детей, который должен подать голос заранее условленным

образом: «кукареку», «гав-гав-гав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен

угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого

узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а

затем его меняет другой.

Игра «Угадай, на чем играю?»

Цель: учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание

устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа:

педагог подбирает музыкальные игрушки:

барабан, гармошку, бубен, дудочку и др.

Описание игры: взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками:

гармошкой, барабаном, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв

на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто

угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов.

Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Говорим шёпотом»

Цель: развитие слухового внимания, обучать детей правильно воспринимать

словесную инструкцию.

Описание игры:

расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика,

машинку и так далее. Посадите ребёнка за стол и объясните ему, что вы

будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень

внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3

метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину.

Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите

тихо, но четко, чтобы ребёнок услышал, понял и выполнил задания.

Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные

задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг

стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

Игра «Угадай, кто идет?»

Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа: педагог готовит 2 картинки с изображением

шагающей цапли и скачущего воробья.

Описание игры: педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что

у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит

сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и

говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он

быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет

темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают

как воробьи.



В раздел образования