Напоминание

"Роль педагога в использовании активных и интерактивных форм в работе с родителями"


Автор: Сдельникова Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Машенька"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Роль педагога в использовании активных и интерактивных форм в работе с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Роль педагога в использовании активных и интерактивных

форм работы с родителями»

Цель: показать роль педагога в практическом применении активных и интерактивных

форм работы с родителями.

Задачи:

- обобщить опыт работы педагога по проблеме взаимодействия с родителями;

- передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности

действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в

программе мастер- класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, клубок вязальных ниток,

непрозрачный мешок, банка с маринованными огурцами, стикеры, два полватмана,

маркеры, закладки (с цитатами о воспитании известных педагогов, писателей,

философов).

Ход

I. Приветствие. Постановка проблемы.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Роль педагога в

использовании активных и интерактивных форм работы с родителями».

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно

реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время

М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула

далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда

не уедешь…»

Цель нашего мастер-класса ретрансляция педагогического опыта, показ роль педагога в

практическом применении активных и интерактивных формы работы с родителями.

Задачи мастер-класса представлены на экране. (СЛАЙД №1)

Педагог: Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, на вопрос, в чем трудности

организации работы с родителями? И есть ли они?

Педагоги-участники признают, что трудности существуют, часто связаны с нехваткой

времени у родителей и пр.

Педагог: Какие формы в работе с родителями вы используете в своей

практике?

- В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем

три формы взаимодействия с родителями.

1. Пассивные

2. Активные

3. Интерактивные

Каждый из них имеет свои особенности (Слайд 2).

- Пассивная форма (рис.1) – это форма взаимодействия педагога и родителя, в которой

педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом мероприятия, а

родители выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

- Активная форма (рис.2) – это форма взаимодействия родителей и педагога, при которой

они взаимодействуют друг с другом в ходе мероприятия и родители здесь не пассивные

слушатели, а активные участники, родители и педагог находятся на равных правах. Если

пассивные формы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше

предполагают демократический стиль.

- Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,

несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные формы можно рассматривать

как наиболее современную форму активных форм.

II. Интерактивная форма (рис. 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -

действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-

либо.

- Другими словами, в отличие от активных форм, интерактивные ориентированы на более

широкое взаимодействие родителей не только с педагогом, но и друг с другом и на

доминирование активности родителей в ходе мероприятия.

- Давайте попробуем разобраться, в роли педагога в использовании активных и

интерактивных форм работы с родителями.

Демонстрация форм.

Конкретизация абстрактного.

- На одну из родительских встреч, как и сейчас я пришла не с пустыми руками

(достает мешок и ставит на стол). Как вы думаете, что в мешке?

Педагоги-участники высказывают предположения, трогают мешок, определяют, что там

банка.

- Предположите, что в банке?

Педагоги-участники высказывают предположения.

Педагог (достает из мешка банку с маринованными огурцами). Как вы думаете, какие

они?

Педагоги-участники называют вкусовые качества

- От чего зависит качество этого продукта?

Педагоги-участники. От ингредиентов, входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений

хозяйки и т.п.

- А мы сейчас сможем определить качество этих огурцов?

(Ответы)

На качество этих огурцов влияет множество факторов и результатов деятельности людей.

Оценить качество процесса изготовления мы можем? Конечно, нет, так как не участвовали

в процессе изготовления этих огурцов. Мы можем оценить только качество самих

огурцов, то есть результат.

Так и родителям сложно оценить образовательный процесс, если они не принимают

активного участия. Но они могут оценить образовательный результат.

- Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже

продукт. Что составляет эту среду? Я предлагаю вам на стикерах написать составляющие

этой среды и наклеить на банку.

Педагоги-участники обсуждают, пишут, клеят.

Педагог. (Берет банку в руки и читает все, что написано на стикерах: семья, детский сад,

друзья, СМИ, хобби, улица, интернет и др.) (приклеить стикер «Гаджеты»)

- Как вы считаете, какая из этих составляющих представляет для детей наибольший

интерес?

Педагоги-участники, вероятнее всего, ответят: «Гаджеты»

- А какая - наибольшую опасность?

Педагоги-участники. вероятнее всего, ответят: «Гаджеты».

-Таким образом, родители сами выходят на тему нашей встречи «Детская

гаджет-зависимость».

- Коллеги, как вы считаете, насколько эта форма актуализации, постановки проблемы

эффективна? Как ее можно использовать?

Педагоги-участники высказывают мнения. (Родитель сам актуализировал эту тему)

- Главное правило в общении с родителями - Родителям интересно не вообще

разговаривать, а конкретно о своих детях.

Хочу представить вам еще одну активную форму – это Ролевая игра «Капкан запретов»

- Большую роль в воспитании играют поощрения и наказания. И часто оно вообще

сводится к назиданиям, указаниям, готовым инструкциям и запретам. Подумайте, ведь

мы очень часто используем в речи глаголы повелительного наклонения с частицей «НЕ».

Как при этом чувствуют себя дети, хотите узнать? Мне нужен один доброволец.

Участник выходит из-за стола и встает лицом к аудитории.

- Перед нами ребенок 6-7 лет. Тему воспитания определим «Гиперактивный

ребенок». Запрет – это ограничение в действиях. Каждый запрет – петля.

Педагоги-участники выходят по очереди и, накидывая петлю на испытуемого, говорят:

«Не лезь в шкаф», «Не грызи ногти», «Не сиди долго в интернете», «Не уходи далеко от

дома во время прогулки» и т.п.

Педагог (обращается к испытуемому). Как вы себя чувствуете?

- А теперь давайте проделаем то же самое, только подберем такие слова, чтобы

ребенок нас услышал или захотел услышать.

Педагоги-участники пробуют иначе сформулировать запреты, например: «Я беспокоюсь о

тебе, поэтому…», «Ты мне очень дорог, …», «Мне бы хотелось, чтобы ты был здоров, …»

и т.п.

Подходят к «ребенку» и снимают петлю, заменяя первый запрет словами любви и

понимания.

Следующая интерактивная форма - Кейс-технологии. Игра «Аквариум».

(Слайд - определение термина кейс-технология).

- Довольно эффективно в работе с родителями и применение кейс-технологий,

это создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее. Мне нужны пятеро желающих.

Педагоги-участники выходят из-за стола.

- Эта игра называется «Аквариум». Все вместе мы будем наблюдать за тем, что будут

делать пятеро наших добровольцев.

- Ситуация такая: Девочка, назовем ее Настя,

сломала машинку-робота мальчика Юры. Дело было так. Вышли на прогулку, Юра взял с

собой

это чудо техники за 3000 руб. Естественно Насте срочно этот автомобиль понадобился,

она попросила - мальчик отказал (имеет абсолютное право). Тогда Настя (характер

взрывной) решила силой отобрать машину. Пока воспитательница обратила на это

внимание, Настя успела чудо отобрать и уронить. Результат: сломанная игрушка, в

отместку Юра укусил Настю за руку... Каждый ребенок пожаловался дома маме на своего

обидчика.

Итак, утро следующего дня. Детский сад, мамы, дети, воспитатель. Обстановка

напряженная.

Попытайтесь договориться.

Педагоги-участники разыгрывают ситуацию с ходу.

- Оцените ситуацию. Знакомая? Какие советы можно дать нашим героям? Какую

пользу может принести такая форма работы с родителями?

Педагоги-участники высказываются.

- Для воспитателя – это возможность увидеть себя со стороны и то, как родители

воспринимают ребенка.

Следующая интерактивная форма в нашей копилке - Рефрейминг.

- Конечно, на одну и ту же проблему надо смотреть с разных точек зрения, с

разных позиций. И мы попробовали сегодня это сделать.

Слайд Рефрейминг (frame; рамка) — это прием, позволяющий изменить точку зрения, а,

следовательно, восприятие события или предмета.

Есть еще очень интересный и эффективный способ решения проблем. Он называется

рефрейминг – заключение ситуации в новую рамку. На одну и ту же ситуацию можно

постараться посмотреть глазами своего друга, мамы или своими глазами, но по

прошествии 10 лет. Это позволяет не так драматизировать ситуацию и не так горячо ее

переживать. Вот и вы, по прошествии 10 лет оцените эту ситуацию. (Участники сценки

высказывают свои мнения)

Рефрейминг полезен не только как эффективный прием при ответах на сомнения и

возражения, но и как успешный метод предотвращения таковых.

III. Рефлексия.

- На современном этапе в работе с родителями самое главное - взаимодействие,

при котором родитель почувствует себя, свои опыт и знания значимыми для

образовательного учреждения и для педагога, а потому и работа эта должна вестись

посредством активных и интерактивных форм. Она должна побуждать.

На память о сегодняшней встрече я хочу вам подарить закладки, на них высказывания

педагогов, писателей, философов о воспитании, не теряющие свою актуальность,

проверенные временем. В одной фразе все принципы педагогики. Спасибо за работу.



В раздел образования