Автор: Сдельникова Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Машенька"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Роль педагога в использовании активных и интерактивных форм в работе с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Роль педагога в использовании активных и интерактивных
форм работы с родителями»
Цель: показать роль педагога в практическом применении активных и интерактивных
форм работы с родителями.
Задачи:
- обобщить опыт работы педагога по проблеме взаимодействия с родителями;
- передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности
действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в
программе мастер- класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Методическое оснащение: мультимедийная презентация, клубок вязальных ниток,
непрозрачный мешок, банка с маринованными огурцами, стикеры, два полватмана,
маркеры, закладки (с цитатами о воспитании известных педагогов, писателей,
философов).
Ход
I. Приветствие. Постановка проблемы.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Роль педагога в
использовании активных и интерактивных форм работы с родителями».
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно
реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время
М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула
далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда
не уедешь…»
Цель нашего мастер-класса ретрансляция педагогического опыта, показ роль педагога в
практическом применении активных и интерактивных формы работы с родителями.
Задачи мастер-класса представлены на экране. (СЛАЙД №1)
Педагог: Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, на вопрос, в чем трудности
организации работы с родителями? И есть ли они?
Педагоги-участники признают, что трудности существуют, часто связаны с нехваткой
времени у родителей и пр.
Педагог: Какие формы в работе с родителями вы используете в своей
практике?
- В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем
три формы взаимодействия с родителями.
1. Пассивные
2. Активные
3. Интерактивные
Каждый из них имеет свои особенности (Слайд 2).
- Пассивная форма (рис.1) – это форма взаимодействия педагога и родителя, в которой
педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом мероприятия, а
родители выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.
- Активная форма (рис.2) – это форма взаимодействия родителей и педагога, при которой
они взаимодействуют друг с другом в ходе мероприятия и родители здесь не пассивные
слушатели, а активные участники, родители и педагог находятся на равных правах. Если
пассивные формы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше
предполагают демократический стиль.
- Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,
несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные формы можно рассматривать
как наиболее современную форму активных форм.
II. Интерактивная форма (рис. 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-
либо.
- Другими словами, в отличие от активных форм, интерактивные ориентированы на более
широкое взаимодействие родителей не только с педагогом, но и друг с другом и на
доминирование активности родителей в ходе мероприятия.
- Давайте попробуем разобраться, в роли педагога в использовании активных и
интерактивных форм работы с родителями.
Демонстрация форм.
Конкретизация абстрактного.
- На одну из родительских встреч, как и сейчас я пришла не с пустыми руками
(достает мешок и ставит на стол). Как вы думаете, что в мешке?
Педагоги-участники высказывают предположения, трогают мешок, определяют, что там
банка.
- Предположите, что в банке?
Педагоги-участники высказывают предположения.
Педагог (достает из мешка банку с маринованными огурцами). Как вы думаете, какие
они?
Педагоги-участники называют вкусовые качества
- От чего зависит качество этого продукта?
Педагоги-участники. От ингредиентов, входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений
хозяйки и т.п.
- А мы сейчас сможем определить качество этих огурцов?
(Ответы)
На качество этих огурцов влияет множество факторов и результатов деятельности людей.
Оценить качество процесса изготовления мы можем? Конечно, нет, так как не участвовали
в процессе изготовления этих огурцов. Мы можем оценить только качество самих
огурцов, то есть результат.
Так и родителям сложно оценить образовательный процесс, если они не принимают
активного участия. Но они могут оценить образовательный результат.
- Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже
продукт. Что составляет эту среду? Я предлагаю вам на стикерах написать составляющие
этой среды и наклеить на банку.
Педагоги-участники обсуждают, пишут, клеят.
Педагог. (Берет банку в руки и читает все, что написано на стикерах: семья, детский сад,
друзья, СМИ, хобби, улица, интернет и др.) (приклеить стикер «Гаджеты»)
- Как вы считаете, какая из этих составляющих представляет для детей наибольший
интерес?
Педагоги-участники, вероятнее всего, ответят: «Гаджеты»
- А какая - наибольшую опасность?
Педагоги-участники. вероятнее всего, ответят: «Гаджеты».
-Таким образом, родители сами выходят на тему нашей встречи «Детская
гаджет-зависимость».
- Коллеги, как вы считаете, насколько эта форма актуализации, постановки проблемы
эффективна? Как ее можно использовать?
Педагоги-участники высказывают мнения. (Родитель сам актуализировал эту тему)
- Главное правило в общении с родителями - Родителям интересно не вообще
разговаривать, а конкретно о своих детях.
Хочу представить вам еще одну активную форму – это Ролевая игра «Капкан запретов»
- Большую роль в воспитании играют поощрения и наказания. И часто оно вообще
сводится к назиданиям, указаниям, готовым инструкциям и запретам. Подумайте, ведь
мы очень часто используем в речи глаголы повелительного наклонения с частицей «НЕ».
Как при этом чувствуют себя дети, хотите узнать? Мне нужен один доброволец.
Участник выходит из-за стола и встает лицом к аудитории.
- Перед нами ребенок 6-7 лет. Тему воспитания определим «Гиперактивный
ребенок». Запрет – это ограничение в действиях. Каждый запрет – петля.
Педагоги-участники выходят по очереди и, накидывая петлю на испытуемого, говорят:
«Не лезь в шкаф», «Не грызи ногти», «Не сиди долго в интернете», «Не уходи далеко от
дома во время прогулки» и т.п.
Педагог (обращается к испытуемому). Как вы себя чувствуете?
- А теперь давайте проделаем то же самое, только подберем такие слова, чтобы
ребенок нас услышал или захотел услышать.
Педагоги-участники пробуют иначе сформулировать запреты, например: «Я беспокоюсь о
тебе, поэтому…», «Ты мне очень дорог, …», «Мне бы хотелось, чтобы ты был здоров, …»
и т.п.
Подходят к «ребенку» и снимают петлю, заменяя первый запрет словами любви и
понимания.
Следующая интерактивная форма - Кейс-технологии. Игра «Аквариум».
(Слайд - определение термина кейс-технология).
- Довольно эффективно в работе с родителями и применение кейс-технологий,
это создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее. Мне нужны пятеро желающих.
Педагоги-участники выходят из-за стола.
- Эта игра называется «Аквариум». Все вместе мы будем наблюдать за тем, что будут
делать пятеро наших добровольцев.
- Ситуация такая: Девочка, назовем ее Настя,
сломала машинку-робота мальчика Юры. Дело было так. Вышли на прогулку, Юра взял с
собой
это чудо техники за 3000 руб. Естественно Насте срочно этот автомобиль понадобился,
она попросила - мальчик отказал (имеет абсолютное право). Тогда Настя (характер
взрывной) решила силой отобрать машину. Пока воспитательница обратила на это
внимание, Настя успела чудо отобрать и уронить. Результат: сломанная игрушка, в
отместку Юра укусил Настю за руку... Каждый ребенок пожаловался дома маме на своего
обидчика.
Итак, утро следующего дня. Детский сад, мамы, дети, воспитатель. Обстановка
напряженная.
Попытайтесь договориться.
Педагоги-участники разыгрывают ситуацию с ходу.
- Оцените ситуацию. Знакомая? Какие советы можно дать нашим героям? Какую
пользу может принести такая форма работы с родителями?
Педагоги-участники высказываются.
- Для воспитателя – это возможность увидеть себя со стороны и то, как родители
воспринимают ребенка.
Следующая интерактивная форма в нашей копилке - Рефрейминг.
- Конечно, на одну и ту же проблему надо смотреть с разных точек зрения, с
разных позиций. И мы попробовали сегодня это сделать.
Слайд Рефрейминг (frame; рамка) — это прием, позволяющий изменить точку зрения, а,
следовательно, восприятие события или предмета.
Есть еще очень интересный и эффективный способ решения проблем. Он называется
рефрейминг – заключение ситуации в новую рамку. На одну и ту же ситуацию можно
постараться посмотреть глазами своего друга, мамы или своими глазами, но по
прошествии 10 лет. Это позволяет не так драматизировать ситуацию и не так горячо ее
переживать. Вот и вы, по прошествии 10 лет оцените эту ситуацию. (Участники сценки
высказывают свои мнения)
Рефрейминг полезен не только как эффективный прием при ответах на сомнения и
возражения, но и как успешный метод предотвращения таковых.
III. Рефлексия.
- На современном этапе в работе с родителями самое главное - взаимодействие,
при котором родитель почувствует себя, свои опыт и знания значимыми для
образовательного учреждения и для педагога, а потому и работа эта должна вестись
посредством активных и интерактивных форм. Она должна побуждать.
На память о сегодняшней встрече я хочу вам подарить закладки, на них высказывания
педагогов, писателей, философов о воспитании, не теряющие свою актуальность,
проверенные временем. В одной фразе все принципы педагогики. Спасибо за работу.