Автор: Пономарева Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование здорового образа жизни в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни в
детском саду»
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Самая большая ценность для человека -это здоровье, поэтому так важно
помочь детям в самом раннем возрасте осознать и понять, что представляет
здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и
других оздоровительных мероприятий.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и
укрепление здоровья.
Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и
интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и
ребенка в течении дня.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой
мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и
здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать
содержание воспитательного – образовательного процесса по всем
направлениям развития ребенка, отобрать современные программы,
обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям
здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включает:
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональный двигательный активный режим.
Закаливание организма.
Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для
постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней
социальной и биологической среды.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней
среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое
непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья
ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным
воздействиям.
Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в
жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного
воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает
психоэмоциональный комфорт ребенка.
Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в
двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно-
методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной- работы
план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания
сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни,массаж и
элементы самомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического
развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития.
Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-
психического развития в раннем возрасте.
Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои
особенности:
1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч в
корзину» и т. д.
2. В играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как зайчики». «Побежим
тихо как мышки».
3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допуская
перевозбуждения.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть -
плохо; о некоторых признаках здоровья;
воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше
овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не
волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе;
соблюдать режим;
помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
вырабатывать навыки правильной осанки;
обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
развивать художественный интерес
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду
являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги
должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только
полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых
лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за
него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по
сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
- соблюдение правил санитарии и гигиены;
- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультура;
- подвижные игры;
- гимнастика после сна;
- спортивные игры.
Выполнение режима дня.
Организация рационального питания.
Закаливающие процедуры:Хочу такой сайт
- прогулки на свежем воздухе;
- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
- босохождение;
- воздушные ванны;
Активный отдых:
- праздники, развлечения;
- дни здоровья;
- малая олимпиада;
- игры-забавы.
Организация развивающей среды:
- физкультурный уголок;
- дидактические, настольные игры, альбомы;
- таблицы, модели на валеологическую тему.
Работа с родителями:
- родительские собрания;
- беседы, консультации;
- анкетирование;
- письменные консультации («Уголок здоровья»).
Нетрадиционные формы оздоровления:
- точечный массаж;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика.
Занятия по валеологии и ОБЖ.
Чтение художественной литературы.
Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь
привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные
гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически
выполнять их правильно и быстро.