Автор: Малых Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №8
Населённый пункт: г.Омутнинск Омутнинский район Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка НоД для подготовительной группы
Тема: "Человек в древности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Казенное Дошкольное
Образовательное Учреждение д/с №8 «Колокольчик»
Конспект.
Непосредственной образовательной деятельности по
(ознакомлению детей с окружающим миром. Познание.)
На тему: «Человек в древности »
для детей подготовительной к школе группы.
Малых С.В., воспитатель группы №3
Кировской области города Омутнинска
2021 год.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цели:
Формировать у старших дошкольников представление о
возникновении и истории цивилизации человечества.
Образовательные:
*
Познакомить с внешним обликом и бытом
первобытного человека.
*Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением
речью, умением добывать огонь, изготовление орудий труда,
охоты, наскальная живопись.
*Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко,
шкура, вождь, племя.
*Развивать связную речь, словотворчество.
Развивающие:*
Развивать творческое мышление, воображение,
фантазию.
*Способствовать развитию познавательных интересов.
Воспитательные: *Воспитывать интерес к истории, уважение к
предкам.
Предварительная деятельность:* Беседы « Кто такой
первобытный человек»
*Рассматривание иллюстраций, энциклопедии.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие
древних людей, детей, пещеры, охота, собирательство, добыча
огня.
Ход занятия:
Точную дату, когда появился древний человек, ученые до сих пор
не могут назвать. Одно лишь известно, что они появились около
двух миллионов лет тому назад. Ребята. Сегодня мы с вами
отправимся в удивительное путешествие. Мы побываем в далеком
прошлом нашей Земли. Итак, мы начинаем отсчет.
(На доске висит картинка древнего человека)
Древние люди напоминали чем-то и современного человека, но, в
большей мере, они были внешностью склонны к горилле. У них
были длинные руки, форма черепа больше похожа на форму
обезьяны, также они имели мозг, меньший размером, чем размер
мозга современного человека. Древние люди способны были
выговаривать определенные звуки и отрывки слов, но предложения
и слова, имеющие смысл, произносить они не могли. Можно
выделить некоторые характерные черты древних людей: мозг чуть
больше, чем у обезьяны, способность выговаривать
отрывистые звуки, объединение в малые общности, наподобие
племен.
(2 ,3, 4 картинки-жизнь древних людей: охота, добыча огня,
собирательство, освоение новых земель)
Древние люди имели однообразный и монолитный образ жизни.
Жили в пещерах и гротах.
Примерно день выглядел вот так: утром мужчины объединялись в
группы, а затем шли на охоту. Добыв дичь, они шли к женщинам,
которые с помощью огня готовили мясо, рыбу или корнеплоды.
Огонь они добывали с помощью молнии, а затем поддерживали его,
постоянно подкидывая туда палочки, ветки, угольки. Жили древние
люди в пещерах, и это было их единственное убежище. Жизнь
древнего человека была очень опасной, его окружали дикие
условия, хищные звери и птицы. Поэтому жизнь древних людей
была непростая, скорее, я бы сказала, это была не жизнь, а
выживание. Жизнь древних людей была сложной.
Воевали между собой. Неудивительно, ведь безопасных мест с
водой и едой было не так много и за них стоило побороться.
-А как вы думаете, какими орудиями труда пользовались древние
люди?
(Картинка орудий труда древнего человека)
Такие первобытные орудия труда. Как палка и камень помогали
древним людям добывать себе пищу. Самой важной проблемой
было именно пропитание. Первобытные люди зависели от
природы. В засушливую погоду они оставались без ягод, а пожары
отгоняли всех животных вдаль. Именно поэтому они не
засиживались на одном месте.
-А как вы думаете, какие предметы домашнего обихода были у
древних людей?
(Картинка предметов домашнего быта и приготовление пищи
древних людей)
В далеком прошлом люди тоже облагораживали свои жилища и
находили способы создать предметы домашнего обихода. Так.
например,
для изготовления домашней утвари древние люди
использовали (картинки) плотные ветки деревьев, скорлупу
кокосовых орехов, дерево, бамбук, кожу животных. Еду они
готовили в корытах, кидая в них раскаленные камни. Только потом,
когда древние люди научились делать посуду из глины, они смогли
на огне готовить еду. Чтобы приготовить обед, женщины собирали
плоды, искали птичьи яйца, находили улиток и крабов.
-А сейчас мы минутку отдохнем.
-А сейчас, продолжим, как одевались древние люди?
(Картинка одежды древнего человека)
Выделывали шкуры, одевались в шерстяные одежды.
-А как вы думаете, как люди отдыхали в то время?
(Картинка наскальные рисунки древних в пещерах)
Некоторые из них рисовали во время отдыха.
-Как вы думаете, на чем рисовали в то время? Что рисовали?
Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены
охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды,
углями. Много-много лет прошло, а эти рисунки сохранились и по
ним мы узнаем о жизни древних людей.
Ну, вот и подошло к концу наше с вами путешествие в мир
древнего человека.
-Где мы с вами сегодня побывали?
-Что нового и интересного вы узнали?
-Кто такие древние люди?
-Чем они занимались?
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?