Напоминание

Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду


Автор: Самаркина Ирина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад №3"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: консультация
Тема: Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гиперактивные дети и особенности работы с ними в

детском саду

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и

участие педагогов - воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических

рекомендаций

позволяет

нормализовать

взаимоотношения

педагога

с

«трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более

высоких результатов на занятиях, в учении.

Прежде всего, психолог предоставляет воспитателю подробные сведения о

природе гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью в

детском саду. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на

индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости,

слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности

игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для

гиперактивного

ученика

в

группе

в

центре

помещения

напротив

стола

воспитателя, классной доски.

Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений

быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по

четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого

специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно

ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это

специально для «нашего особого мальчика» (девочки).

На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если

предстоит

выполнить

большое

задание,

оно

предлагается

в

виде

последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над

каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня

предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического

труда, спортивных упражнений.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной нужно, чтобы

каждый специалист, работающий с ребенком, мог внести свой вклад. Так,

невропатолог

назначит

медикаментозную

поддержку,

воспитатели

могут

позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под

возможности

ребенка,

применять

правильные

методы

в

поощрении

и

пресечении

каких-то

поведенческих

проявлений.

Но

помимо

вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления

своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра.

Правило 2. Предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя

переключать его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также

соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную

обстановку.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он

нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении

внешних

рамок

из

"можно"

и

"нельзя"

были

последовательны.

Также

необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все

наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Правило

4.

Начинать

заниматься

с

гиперактивным

ребенком

лучше

индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как

индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том,

что

предлагает

взрослый,

если

рядом

есть

сверстники.

Кроме

того,

невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой

игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило

5.

Используемые

в

коррекционной

работе

игры

должны

быть

подобраны в следующих направлениях:

игры на развитие внимания;

игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения

(релаксации);

игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

игры, способствующие закреплению умения общаться.

В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, влияющие на

гиперактивность. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен

участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу,

ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого

недуга.

Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но

она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема

становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество

гиперактивных

детей

растет.

При

исследовании

причин

гиперактивности

называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у

каждого

ребенка

свои

причины

гиперактивности.

Потому

прежде

чем

разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений

и причин гиперактивного поведения.

Анализируя

литературные

источники

можно

говорить

о

том,

что

исследователями

уделяется

много

внимания

проблемам

коррекции

гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости

от причины, степени и стадии гиперактивности.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого

воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может

быть

поставлен

по

результатам

специальной

диагностики.

Проблему

гиперактивности

невозможно

решить

волевыми

усилиями,

авторитарными

указаниями

и

убеждениями.

Гиперактивный

ребёнок

имеет

нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не

может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний,

замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а,

скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита

внимания

и

гиперактивности

достигаются

при

оптимальном

сочетании

медикаментозных

и

немедикаментозных

методов,

к

которым

относятся

психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения.



В раздел образования