Автор: Гаврилова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР -детский сад № 45 "Колосок"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: программа кружка (младшая группа)
Тема: " Наш маленький театр"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка -детский сад № 45 " Колосок"
Программа кружка
"Наш маленький театр"
(младшая группа)
Составила: воспитатель Гаврилова Т.В.
г. о. Подольск , 2016г
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание, речевое развитие занимают одно из ведущих
мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения
и являются его приоритетными направлениями.
В
период
дошкольного
детства,
когда
формируются
все
качества
личности
,
инсценирование , как вид игровой деятельности, используется в практике недостаточно
широко, хотя является эффективным средством гармоничного развития ребенка.
Проблемой для группы является состояние речевого развития воспитанников. Более
30% детей страдают задержкой в развитии речи: говорят либо тихо, либо очень медленно,
невнятно;
не
говорят
предложениями,
не
могут
составить
короткий
рассказ;
речь
эмоционально невыразительная, бедный словарь ; общение между собой часто происходит
с помощью воспитателя. Программа должна помочь становлению
нормальной речи,
эмоциональному развитию и способствовать вхождению детей в социум.
Для
формирования
полноценной
личности
ребенка
огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельность
–
изобразительная,
музыкальная,
художественно-речевая
и
др.
Важной
задачей
эстетического
воспитания
и
речевого
развития
является
формирование
у
детей
эстетических
интересов,
потребностей,
эстетического вкуса, желания самовыражения, а также творческих способностей через
театрализованную деятельность.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности
детей дошкольного возраста 3-4 лет. Она разработана на основе обязательного минимума
содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания
по
различным
программам,
описанным
в
литературе,
приведенной
в
конце
данного
раздела.
Актуальность программы обусловлена тем, что она будет способствовать воспитанию
культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности,
целеустремленности,
взаимопонимания,
творческой
самореализации
личности.
Программа
составлена
на
основе
принципа
научности:
дети
получают
знания
по
теории
театральной
деятельности,
способах
перевоплощения
и
вхождения
в
образ,
импровизации.
Цель
программы
-
развитие
творческих
способностей
и
речи
детей
средствами
театрального искусства.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
развития
творческой
и
речевой
активности
детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми
различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(воспитателя)
3. Обучать детей приемам импровизации.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а так же их исполнительские умения.
5. Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание
детей о театре, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной
терминологии.
6. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение 1-го занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия: 10-15 мин .
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1.
«
Музыкальное
воспитание»,
где
дети
учатся
слушать
сказки,
стихи,
песни,
понимать разное эмоциональное состояние героев и передавать его движениями, жестами,
мимикой в инсценировках.
2. « Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин,
иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся раскрашивать по
сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется
работа
над
развитием
артикуляционного
аппарата
с
использованием
чистоговорок,
потешек.
4.
«Ознакомление
с
художественной
литературой»,
где
дети
знакомятся
с
литературными
произведениями,
которые
лягут
в
основу
предстоящей
постановки
и
других форм организации театрализованной деятельности.
5. Знакомятся с мультипликацией по сказкам.
Программа рассчитана на 1год.
Ожидаемые результаты:
По итогам дети должны;
- знать содержание изучаемых произведений;
- уметь выразительно читать стихи;
- входить в образ литературного персонажа, импровизировать;
- общаться в коллективе;
- свободно выражать свои эмоции;
- повысить театральную культуру.
Механизм оценки результатов.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; свободно перевоплощается в образ, умеет импровизировать.
Средний уровень- 2 балла : интересуется театральной деятельностью;
перевоплощается в образ с помощью воспитателя, импровизирует редко.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3балла: знает содержание изучаемых произведений, понимает идею
произведения;
характеризует
персонажей,
выразительно
читает
стихи,
пересказывает
прозу.
Средний уровень- 2 балла: знает содержание изучаемых произведений, понимает их
идею;
пересказывает
прозу
с
помощью
воспитателя;
характеризует
персонажей
с
помощью воспитателя; выразительно читает стихи.
Низкий уровень – 1 балл: проявляет слабый интерес к художественным произведениям;
не
понимает
идеи
произведения,
характера
персонажей,
пересказывает
с
помощью
воспитателя; затрудняется в заучивании стихов.
3. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий
уровень
–
3балла:
проявляет
инициативу,
согласованность
действий;
творческую активность.
Средний уровень- 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий; активен
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативу, пассивен.
Условия реализации программы
1.
Естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада
в форме кружковых занятий.
2.
Использование театральных атрибутов, приобретенными ДОУ и изготовленными
силами сотрудников детского сада, родителей.
3.
Использование
произведений
устного
народного
творчества
и
современных
авторов.
Так
как
программа
является
развивающей,
то
достигнутые
успехи
демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий:
на праздниках, в досуге внутри группы, выступлениях перед родителями.
Учебно – тематический план.
№
Название раздела
Кол-во часов
1
Знакомство с театром.
1
2
Основы актерского мастерства
10
3
Основные принципы драматизации.
4
4
Самостоятельная
театральная деятельность детей
11
5
Знакомство с театральной терминологией.
4
6
Проведение досуга, посещение театральных постановок
(по возможности),участие в праздниках, выступление
перед родителями.
6
Итого:
36
Содержание программы.
Основы театра.
Составляющие театра: сцена , зрительный зал, занавес , декорации, актеры , гримеры,
костюмы, зрители. Изготовление атрибутов театра (масок , элементов декораций)
Основы актерского мастерства.
Знакомство с чувствами, настроениями героев , осознание причин эмоционального
состояния
героев,
освоение
выразительности
речи
(использование
вербальных
и
невербальных
средств:
мимики
,
жестов),
расширение
активного
словаря
,
совершенствование
звуковой
культуры,
эмоций
;
создание
атмосферы
творчества
и
доверия , интерес и желание свободно чувствовать себя в роли , свободно двигаться.
Основные принципы драматизации.
Принцип специфичности драматизации, сочетающий реальность и вымысел в сказках,
потешках.
Принцип комплексности , представляющий взаимосвязь драматизации с разными видами
искусства: литературой, ИЗО , аудио-видео записями и др.
Принцип импровизации , предполагающий свободную атмосферу , поощрение детской
инициативы, стремлению к самовыражению в разыгрывании потешек и сказок.
Принцип интегративности при формировании речевых умений и навыков при заучивании
наизусть , произношении диалогов и монологов.
Самостоятельная театральная деятельность.
Игры: Сорока-сорока, Гуси, гуси. На двери висит замок. Кто как кричит. Назови предметы
ласково.Определи характер героев по картинкам
Инсценирование
сказок
:
Репка.
Колобок.
Козлята
и
волк.
Заюшкина
избушка.
Под
грибком.
Заучивание наизусть стихов из сб А.Барто «Игрушки»,
Разыгрывание
потешек,
прибауток:
Водичка.
Баю-бай.
Маланья.
Капуста.Варим
компот.Сова. Мы шагаем по сугробам. У неряхи – растеряхи. У пчелки хвори. Синичка-
сестричка и др.
Разучивание чистоговорок и скороговорок.
Инсценирование стихотворений: Ежик. Весенняя гостья. Ворон.Помогите.Купание.
Создание собственных устных произведений.
Знакомство с театральной терминологией.
Эмоциональные состояния: удивление, радость, грусть, восхищение, жалоба и.др при
разыгрывании сказок, потешек, стихов
Поза. Монолог. Диалог. Сцена. Зрители. Костюм. Маска (Знакомство с театром) и др.
Проведение досуга, участие в праздниках (Новый год , 23 февраля, 8 марта) , выступление
перед родителями.
Методы и приемы работы:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный;
- практический;
- игровой;
- творческий и т.д.
Методы воспитания
- метод организации деятельности и формирования опыта поведения;
- метод стимулирования.
Календарно - тематическое планирование.
Базовый компонент
Задачи, содержание
Межпредметные
связи
Воспитывать у детей
интерес к
театрально-игровой
деятельности.
Развивать речь:
обогащать словарь,
формировать умение
строить
предложения.
Формировать умение
мимикой, жестами,
движением
передавать основные
эмоции.
Научить
выразительным
жестам.
Октябрь
Задачи:
Побудить детей к участию в импровизациях.
Поощрять участие детей в театрально-
игровой деятельности .
Формировать положительное отношение к
театрально-игровой деятельности.
1.Знакомство с театром.
Игры :«Сорока-сорока»,
«Гуси, гуси».
2-3 Изготовление масок для драматизации
Пальчиковая игра «На двери висит
замок»
4 . Показ мультфильма «Репка».
Потешка: «Водичка»
Показ слайдов.
Загадки о природе,
животных,
растениях.
Развивать интерес и
бережное отношение
к игрушкам,
развивать интерес к
играм –драматиза-
циям , поддерживать
радостное настрое-
ние.
Формировать умение
чувствовать
эмоциональное
состояние другого
человека и адекватно
реагировать на него.
Ноябрь
Задачи:
1. Обсуждение сценария к сказке «Репка».
Потешка «Маланья».
2. Игра-драматизация "Репка"
Прибаутка «У пчелки хвори»
3. Путешествие по биографии и
творчеству А.Барто
4. Заучивание наизусть стихотворений: «
Наша Таня…»,
" Зайку бросила хозяйка»
Цикл стихов
А. Барто из сб.
«Игру
Показ слайдов.
Цикл стихов
А. Барто из сб.
«Игрушки".
Побудить детей к
участию в спектакле
перед родителями.
Декабрь
Задачи:
Формировать умение выражать
эмоциональное состояние мимикой,
жестами, движениями.
Приучать внимательно, слушать стихи,
потешки.
Развивать творческое воображение, речь .
1.
\Сочинение коротких сказок,
историй.
Игра "Доскажи словечко в рифму".
Раскрашивание
2-3.Изготовление масок к сказке
«Колобок»
4. Просмотр мультфильма или
прослушивание аудиозаписи по сказке
«Колобок».
Потешки: «Капуста», «Варим
компот».
масок героев
Развивать умение
мимикой, позой,
жестами,
движениями
передавать основные
эмоции.
Январь
Задачи:
Поощрить участие детей в театрально-
игровой деятельности.
1.Игра – драматизация «Колобок»
Потешка «Две тетери»
2.
Разыгрывание стихотворения А.Барто
«Кто как кричит»
Способствовать развитию речи: формировать
умение строить предложения, добиваться
правильного и четкого произнесения слов.
3.
Составь рассказ по картине.
Потешки : «Сова»,
«Мы шагаем по сугробам».
Совершенствовать
навыки детей в
импровизации
Февраль
Оценить умения детей в театрально-игровой
деятельности на пройденном с сентября по
декабрь (включительно) материале:
1.
Игра «Назови предметы ласково»
Потешка «Давай будем одеваться».
2.
Разыгрывание диалогов и потешек:
«Сынок, не плачь».
С помощью мимики, движений,
жестов изобразить трудолюбивого кота.
Выразительные движения: котик мурлычет,
трется головой о руку педагога.
Мимика: приветливый взгляд.
Учить согласовывать свои действия с
действиями товарищей.
Побудить оценивать и изображать отдельные
черты характера человека.
3.
Разыгрывание сценки «Антошка"
Потешка «У неряхи-растеряхи».
4.
Сочини рассказ о котенке по
Стихотворение
« Петушок»
Г.Сапгир
картинкам.
Игра «Определи характер героя
по картинкам".
Побудить
самостоятельно
искать
выразительные
жесты, движения для
создания образа.
Март
Задачи:
Учить различать положительные и
отрицательные черты характера персонажа и
изображать их с помощью мимики, жестов.
1.
Разыгрывание стихотворений по
ролям о ёжике.
Отгадай загадки и подбери к ним
картинки-отгадки.
2.
Чтение и обсуждение сказки «Козлята
и волк»
3.
Игра «Узнай предмет по описанию
Разыгрывание потешки « Летели
кукушки»
4.
Составь по картине связный
рассказ. Как ты его назовешь?
Подготовка масок к сказке «Козлята
и волк»
5.
Разыгрывание сказки «Козлята и
волк»
Стихотворения
«Ежик»,
(С. Еремеев, Я.Аким)
Конкурс раскрасок
по сказке.
Сформировать
положительное
отношение к
театрально-игровой
деятельности. Учить
использовать жест,
мимику ,движения,
выразительную
интонацию для
создания образа.
.
Апрель
Задачи:
Побудить использовать жест, мимику,
движения, выразительную интонацию для
создания образа.
Предложить с помощью мимики, жестов,
движений, интонации изобразить
эмоциональное состояние муравья.
Вырабатывать четкую и правильную
артикуляцию при произношении звука «Б»
1.
Заучивание стихотворения «Весенняя
гостья» (И. Белоусов)
2 Чтение и анализ сказки «Ворон»
(Пересказ Л. Яхнина)
3. Инсценировка по стихотворению
«Помогите!» Из чешской народной поэзии.
( Пер. С. Маршака)
4.Инсценировка стихотворения «Бурый
Миша» ( С.Еремеев)
Поощрять участие
детей в театрально-
игровой
деятельности.
Май.
Задачи:
Побудить самостоятельно придумывать
движения для создания образа.
Поощрять желание
выступать перед
родителями
Развивать желание
играть,
самостоятельно
находя
выразительные
движения для
создания образа
персонажей,
участвующих в
диалоге.
Провести анализ
театрально-игровой
деятельности детей.
Оценить творческие
способности детей в
различных видах
игровой
деятельности.
Развивать мелкую моторику рук,
выразительные жесты.
Учить детей различать эмоции, уметь
передавать их с помощью мимики и жестов.
1.Просмотр и обсуждение мультфильма
«Заюшкина избушка».
2. Учить понимать эмоциональное
состояние героя и изображать его.
Прибаутка «Синичка-сестричка».
Разучивание скороговорки
«Раз - росинка».
3.Сценка «Купание»
(по стихотворению З.Александровой)
4.Чтение и обсуждение сказки
«Под грибком» В. Сутеева.
Рассматривание
иллюстраций к сказке
Литература.
1.
Вакуленко Ю.А.,
Власенко О.П. Театрализованные инсценировки
сказок в
детском саду.- Волгоград: Учитель, 2008.
2.
Горохова Л.А. Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.
Интегрированные занятия.- М.: Просвещение, 2006.
3.
Земцова О.Н. Развиваем речь. – М.: Махаон , Азбука –Аттикус, 2016.
4.
Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 3-4 лет. – М.: Махаон , Азбука –
Аттикус, 2016.
5.
Орлова Ф.М., Соковина Е.Н. Нам весело. .- М.: Просвещение, 2007.
6.
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе.- М.: Дрофа, 2014.
7.
Чурилова
Э
Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.