Напоминание

" Наш маленький театр"


Автор: Гаврилова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР -детский сад № 45 "Колосок"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: программа кружка (младшая группа)
Тема: " Наш маленький театр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -детский сад № 45 " Колосок"

Программа кружка

"Наш маленький театр"

(младшая группа)

Составила: воспитатель Гаврилова Т.В.

г. о. Подольск , 2016г

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание, речевое развитие занимают одно из ведущих

мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения

и являются его приоритетными направлениями.

В

период

дошкольного

детства,

когда

формируются

все

качества

личности

,

инсценирование , как вид игровой деятельности, используется в практике недостаточно

широко, хотя является эффективным средством гармоничного развития ребенка.

Проблемой для группы является состояние речевого развития воспитанников. Более

30% детей страдают задержкой в развитии речи: говорят либо тихо, либо очень медленно,

невнятно;

не

говорят

предложениями,

не

могут

составить

короткий

рассказ;

речь

эмоционально невыразительная, бедный словарь ; общение между собой часто происходит

с помощью воспитателя. Программа должна помочь становлению

нормальной речи,

эмоциональному развитию и способствовать вхождению детей в социум.

Для

формирования

полноценной

личности

ребенка

огромное

значение

имеет

разнообразная

художественная

деятельность

изобразительная,

музыкальная,

художественно-речевая

и

др.

Важной

задачей

эстетического

воспитания

и

речевого

развития

является

формирование

у

детей

эстетических

интересов,

потребностей,

эстетического вкуса, желания самовыражения, а также творческих способностей через

театрализованную деятельность.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности

детей дошкольного возраста 3-4 лет. Она разработана на основе обязательного минимума

содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания

по

различным

программам,

описанным

в

литературе,

приведенной

в

конце

данного

раздела.

Актуальность программы обусловлена тем, что она будет способствовать воспитанию

культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой

активности,

целеустремленности,

взаимопонимания,

творческой

самореализации

личности.

Программа

составлена

на

основе

принципа

научности:

дети

получают

знания

по

теории

театральной

деятельности,

способах

перевоплощения

и

вхождения

в

образ,

импровизации.

Цель

программы

-

развитие

творческих

способностей

и

речи

детей

средствами

театрального искусства.

Задачи:

1.

Создать

условия

для

развития

творческой

и

речевой

активности

детей,

участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми

различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

(воспитателя)

3. Обучать детей приемам импровизации.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а так же их исполнительские умения.

5. Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание

детей о театре, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной

терминологии.

6. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение 1-го занятия в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия: 10-15 мин .

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1.

«

Музыкальное

воспитание»,

где

дети

учатся

слушать

сказки,

стихи,

песни,

понимать разное эмоциональное состояние героев и передавать его движениями, жестами,

мимикой в инсценировках.

2. « Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин,

иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся раскрашивать по

сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется

работа

над

развитием

артикуляционного

аппарата

с

использованием

чистоговорок,

потешек.

4.

«Ознакомление

с

художественной

литературой»,

где

дети

знакомятся

с

литературными

произведениями,

которые

лягут

в

основу

предстоящей

постановки

и

других форм организации театрализованной деятельности.

5. Знакомятся с мультипликацией по сказкам.

Программа рассчитана на 1год.

Ожидаемые результаты:

По итогам дети должны;

- знать содержание изучаемых произведений;

- уметь выразительно читать стихи;

- входить в образ литературного персонажа, импровизировать;

- общаться в коллективе;

- свободно выражать свои эмоции;

- повысить театральную культуру.

Механизм оценки результатов.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной

деятельности; свободно перевоплощается в образ, умеет импровизировать.

Средний уровень- 2 балла : интересуется театральной деятельностью;

перевоплощается в образ с помощью воспитателя, импровизирует редко.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3балла: знает содержание изучаемых произведений, понимает идею

произведения;

характеризует

персонажей,

выразительно

читает

стихи,

пересказывает

прозу.

Средний уровень- 2 балла: знает содержание изучаемых произведений, понимает их

идею;

пересказывает

прозу

с

помощью

воспитателя;

характеризует

персонажей

с

помощью воспитателя; выразительно читает стихи.

Низкий уровень – 1 балл: проявляет слабый интерес к художественным произведениям;

не

понимает

идеи

произведения,

характера

персонажей,

пересказывает

с

помощью

воспитателя; затрудняется в заучивании стихов.

3. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий

уровень

3балла:

проявляет

инициативу,

согласованность

действий;

творческую активность.

Средний уровень- 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий; активен

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативу, пассивен.

Условия реализации программы

1.

Естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада

в форме кружковых занятий.

2.

Использование театральных атрибутов, приобретенными ДОУ и изготовленными

силами сотрудников детского сада, родителей.

3.

Использование

произведений

устного

народного

творчества

и

современных

авторов.

Так

как

программа

является

развивающей,

то

достигнутые

успехи

демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий:

на праздниках, в досуге внутри группы, выступлениях перед родителями.

Учебно – тематический план.

Название раздела

Кол-во часов

1

Знакомство с театром.

1

2

Основы актерского мастерства

10

3

Основные принципы драматизации.

4

4

Самостоятельная

театральная деятельность детей

11

5

Знакомство с театральной терминологией.

4

6

Проведение досуга, посещение театральных постановок

(по возможности),участие в праздниках, выступление

перед родителями.

6

Итого:

36

Содержание программы.

Основы театра.

Составляющие театра: сцена , зрительный зал, занавес , декорации, актеры , гримеры,

костюмы, зрители. Изготовление атрибутов театра (масок , элементов декораций)

Основы актерского мастерства.

Знакомство с чувствами, настроениями героев , осознание причин эмоционального

состояния

героев,

освоение

выразительности

речи

(использование

вербальных

и

невербальных

средств:

мимики

,

жестов),

расширение

активного

словаря

,

совершенствование

звуковой

культуры,

эмоций

;

создание

атмосферы

творчества

и

доверия , интерес и желание свободно чувствовать себя в роли , свободно двигаться.

Основные принципы драматизации.

Принцип специфичности драматизации, сочетающий реальность и вымысел в сказках,

потешках.

Принцип комплексности , представляющий взаимосвязь драматизации с разными видами

искусства: литературой, ИЗО , аудио-видео записями и др.

Принцип импровизации , предполагающий свободную атмосферу , поощрение детской

инициативы, стремлению к самовыражению в разыгрывании потешек и сказок.

Принцип интегративности при формировании речевых умений и навыков при заучивании

наизусть , произношении диалогов и монологов.

Самостоятельная театральная деятельность.

Игры: Сорока-сорока, Гуси, гуси. На двери висит замок. Кто как кричит. Назови предметы

ласково.Определи характер героев по картинкам

Инсценирование

сказок

:

Репка.

Колобок.

Козлята

и

волк.

Заюшкина

избушка.

Под

грибком.

Заучивание наизусть стихов из сб А.Барто «Игрушки»,

Разыгрывание

потешек,

прибауток:

Водичка.

Баю-бай.

Маланья.

Капуста.Варим

компот.Сова. Мы шагаем по сугробам. У неряхи – растеряхи. У пчелки хвори. Синичка-

сестричка и др.

Разучивание чистоговорок и скороговорок.

Инсценирование стихотворений: Ежик. Весенняя гостья. Ворон.Помогите.Купание.

Создание собственных устных произведений.

Знакомство с театральной терминологией.

Эмоциональные состояния: удивление, радость, грусть, восхищение, жалоба и.др при

разыгрывании сказок, потешек, стихов

Поза. Монолог. Диалог. Сцена. Зрители. Костюм. Маска (Знакомство с театром) и др.

Проведение досуга, участие в праздниках (Новый год , 23 февраля, 8 марта) , выступление

перед родителями.

Методы и приемы работы:

- наглядный (слуховой, зрительный);

- словесный;

- практический;

- игровой;

- творческий и т.д.

Методы воспитания

- метод организации деятельности и формирования опыта поведения;

- метод стимулирования.

Календарно - тематическое планирование.

Базовый компонент

Задачи, содержание

Межпредметные

связи

Воспитывать у детей

интерес к

театрально-игровой

деятельности.

Развивать речь:

обогащать словарь,

формировать умение

строить

предложения.

Формировать умение

мимикой, жестами,

движением

передавать основные

эмоции.

Научить

выразительным

жестам.

Октябрь

Задачи:

Побудить детей к участию в импровизациях.

Поощрять участие детей в театрально-

игровой деятельности .

Формировать положительное отношение к

театрально-игровой деятельности.

1.Знакомство с театром.

Игры :«Сорока-сорока»,

«Гуси, гуси».

2-3 Изготовление масок для драматизации

Пальчиковая игра «На двери висит

замок»

4 . Показ мультфильма «Репка».

Потешка: «Водичка»

Показ слайдов.

Загадки о природе,

животных,

растениях.

Развивать интерес и

бережное отношение

к игрушкам,

развивать интерес к

играм –драматиза-

циям , поддерживать

радостное настрое-

ние.

Формировать умение

чувствовать

эмоциональное

состояние другого

человека и адекватно

реагировать на него.

Ноябрь

Задачи:

1. Обсуждение сценария к сказке «Репка».

Потешка «Маланья».

2. Игра-драматизация "Репка"

Прибаутка «У пчелки хвори»

3. Путешествие по биографии и

творчеству А.Барто

4. Заучивание наизусть стихотворений: «

Наша Таня…»,

" Зайку бросила хозяйка»

Цикл стихов

А. Барто из сб.

«Игру

Показ слайдов.

Цикл стихов

А. Барто из сб.

«Игрушки".

Побудить детей к

участию в спектакле

перед родителями.

Декабрь

Задачи:

Формировать умение выражать

эмоциональное состояние мимикой,

жестами, движениями.

Приучать внимательно, слушать стихи,

потешки.

Развивать творческое воображение, речь .

1.

\Сочинение коротких сказок,

историй.

Игра "Доскажи словечко в рифму".

Раскрашивание

2-3.Изготовление масок к сказке

«Колобок»

4. Просмотр мультфильма или

прослушивание аудиозаписи по сказке

«Колобок».

Потешки: «Капуста», «Варим

компот».

масок героев

Развивать умение

мимикой, позой,

жестами,

движениями

передавать основные

эмоции.

Январь

Задачи:

Поощрить участие детей в театрально-

игровой деятельности.

1.Игра – драматизация «Колобок»

Потешка «Две тетери»

2.

Разыгрывание стихотворения А.Барто

«Кто как кричит»

Способствовать развитию речи: формировать

умение строить предложения, добиваться

правильного и четкого произнесения слов.

3.

Составь рассказ по картине.

Потешки : «Сова»,

«Мы шагаем по сугробам».

Совершенствовать

навыки детей в

импровизации

Февраль

Оценить умения детей в театрально-игровой

деятельности на пройденном с сентября по

декабрь (включительно) материале:

1.

Игра «Назови предметы ласково»

Потешка «Давай будем одеваться».

2.

Разыгрывание диалогов и потешек:

«Сынок, не плачь».

С помощью мимики, движений,

жестов изобразить трудолюбивого кота.

Выразительные движения: котик мурлычет,

трется головой о руку педагога.

Мимика: приветливый взгляд.

Учить согласовывать свои действия с

действиями товарищей.

Побудить оценивать и изображать отдельные

черты характера человека.

3.

Разыгрывание сценки «Антошка"

Потешка «У неряхи-растеряхи».

4.

Сочини рассказ о котенке по

Стихотворение

« Петушок»

Г.Сапгир

картинкам.

Игра «Определи характер героя

по картинкам".

Побудить

самостоятельно

искать

выразительные

жесты, движения для

создания образа.

Март

Задачи:

Учить различать положительные и

отрицательные черты характера персонажа и

изображать их с помощью мимики, жестов.

1.

Разыгрывание стихотворений по

ролям о ёжике.

Отгадай загадки и подбери к ним

картинки-отгадки.

2.

Чтение и обсуждение сказки «Козлята

и волк»

3.

Игра «Узнай предмет по описанию

Разыгрывание потешки « Летели

кукушки»

4.

Составь по картине связный

рассказ. Как ты его назовешь?

Подготовка масок к сказке «Козлята

и волк»

5.

Разыгрывание сказки «Козлята и

волк»

Стихотворения

«Ежик»,

(С. Еремеев, Я.Аким)

Конкурс раскрасок

по сказке.

Сформировать

положительное

отношение к

театрально-игровой

деятельности. Учить

использовать жест,

мимику ,движения,

выразительную

интонацию для

создания образа.

.

Апрель

Задачи:

Побудить использовать жест, мимику,

движения, выразительную интонацию для

создания образа.

Предложить с помощью мимики, жестов,

движений, интонации изобразить

эмоциональное состояние муравья.

Вырабатывать четкую и правильную

артикуляцию при произношении звука «Б»

1.

Заучивание стихотворения «Весенняя

гостья» (И. Белоусов)

2 Чтение и анализ сказки «Ворон»

(Пересказ Л. Яхнина)

3. Инсценировка по стихотворению

«Помогите!» Из чешской народной поэзии.

( Пер. С. Маршака)

4.Инсценировка стихотворения «Бурый

Миша» ( С.Еремеев)

Поощрять участие

детей в театрально-

игровой

деятельности.

Май.

Задачи:

Побудить самостоятельно придумывать

движения для создания образа.

Поощрять желание

выступать перед

родителями

Развивать желание

играть,

самостоятельно

находя

выразительные

движения для

создания образа

персонажей,

участвующих в

диалоге.

Провести анализ

театрально-игровой

деятельности детей.

Оценить творческие

способности детей в

различных видах

игровой

деятельности.

Развивать мелкую моторику рук,

выразительные жесты.

Учить детей различать эмоции, уметь

передавать их с помощью мимики и жестов.

1.Просмотр и обсуждение мультфильма

«Заюшкина избушка».

2. Учить понимать эмоциональное

состояние героя и изображать его.

Прибаутка «Синичка-сестричка».

Разучивание скороговорки

«Раз - росинка».

3.Сценка «Купание»

(по стихотворению З.Александровой)

4.Чтение и обсуждение сказки

«Под грибком» В. Сутеева.

Рассматривание

иллюстраций к сказке

Литература.

1.

Вакуленко Ю.А.,

Власенко О.П. Театрализованные инсценировки

сказок в

детском саду.- Волгоград: Учитель, 2008.

2.

Горохова Л.А. Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.

Интегрированные занятия.- М.: Просвещение, 2006.

3.

Земцова О.Н. Развиваем речь. – М.: Махаон , Азбука –Аттикус, 2016.

4.

Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 3-4 лет. – М.: Махаон , Азбука –

Аттикус, 2016.

5.

Орлова Ф.М., Соковина Е.Н. Нам весело. .- М.: Просвещение, 2007.

6.

Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе.- М.: Дрофа, 2014.

7.

Чурилова

Э

Г.

Методика

и

организация

театрализованной

деятельности

дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2001.



В раздел образования