Автор: Коноплева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение – детский сад «Улыбка Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Убинская средняя школа №2»
Населённый пункт: Новосибирская область Убинский район село Убинское
Наименование материала: Методический семинар
Тема: Воспитание интереса у детей к произведениям детской художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Методический семинар для педагогов
«Воспитание интереса у детей к произведениям
детской художественной литературы»
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у
взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение общей культуры.
Уважаемые коллеги, чем это можно объяснить? (ответы зала)
Я с вами согласна, дети овладевают компьютером раньше, чем учатся
читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг.
Как вы думаете, каков на сегодняшний день литературный опыт наших
детей? (ответы)
Согласитесь, что литературный опыт ограничивается
«Азбукой» и
«Хрестоматией», а впоследствии – попытками освоить произведения
школьной программы в сокращенном варианте.
Как пробудить интерес к чтению, как его развить, поддержать? – вот одна
из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных
учреждений. Пробуждение интереса к книге должно происходить с раннего
возраста.
Приобщая
ребёнка
к
литературе,
необходимо
рассчитывать
на
кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст
свои плоды.
В ходе работы в детском саду по данному направлению, я поставила цель:
ознакомление детей с художественной литературой и формирование любви,
интереса к книге через решение следующих задач:
- Создать условия для формирования у дошкольников интереса к книге;
- Подобрать наиболее эффективные методы и приемы для приобщения детей
к художественной литературе;
- Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное
восприятие и эстетический вкус;
- Привлекать родителей к совместной работе по формированию у детей
интереса и потребности к чтению.
Ожидаемые результаты:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой;
- пополнить развивающую среду в группе;
- позитивные изменения в речи детей;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного
читателя;
- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами:
библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших
дошкольников интереса к книге и чтению;
- возрождение домашнего чтения.
Принципы моей работы:
- Системность
- Ориентация на возраст
- Интеграция
1
- Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В связи с введением ФГОС в ДОУ, первое, что я сделала, это начала
расширять предметно – развивающую среду в целях формирования у детей
интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к
книге.
Книжный уголок
Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют
возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы,
альбомы. В книжном уголке периодически меняю материал (литературу,
картины, портреты), учитывая связь с воспитательно-образовательной
работой в группе. Так же организовываю тематические выставки. Тематику
выставок связываю с предстоящим праздником, с юбилеем писателя или
художника иллюстратора и т. п.
В книжный уголок входят разделы: сказки, стихи, загадки, журналы. Полка
рассказов о природе, о животных. Имеется место для выставки.
Книжная мастерская
Расположена рядом с книжным уголком. Там находится материал для
ремонта книг: клей, скотч, ножницы, бумага. Дети самостоятельно отбирают
книги, нуждающиеся в ремонте, и чинят их. Создание такой мастерской
помогает прививать детям бережное отношение к книге.
Театральный уголок
Это место, где дети могут перевоплощаться в разных героев, придумывать
свои сюжеты. Он наполнен театрами: настольный, пальчиковый,
перчаточный; атрибутами к сказкам; костюмами героев сказок.
Приобщая детей к художественной литературе, я использую
разнообразные методы и приемы такие как:
Словесные
- чтение произведений,
- обсуждение с детьми содержания прочитанного,
- пересказ произведения,
- заучивание наизусть стихотворения, потешек.
Наглядные
- показ иллюстративного материала,
- элементы инсценировки,
- оформление выставок.
Практические
- игры - драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- настольно-печатные игры,
- элементы инсценировки.
Практическая работа:
2
Уважаемые педагоги предлагаю вам поиграть в игры, где вы познакомитесь с
практическим методом и увидите, что приемы могут быть и словесными и
наглядными.
Дидактические игры: «Спрячь лишнего героя» (угадайте сказку, закройте
фишкой лишнего героя), «Расскажи сказку» (выложи последовательность
сказки и ее расскажи). Эти игры и многие другие пробуждают у детей
интерес к деятельности, повышают речевую активность детей, развивают
память.
Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а
именно театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она
способствует пониманию и усвоению детьми смысла художественного
произведения, позволяет раскрыть их актерские таланты, заставляет
сопереживать своим героям и просто помогает детям находить общий язык
друг с другом.
В процессе ознакомления с художественной литературой, использую
метод моделирования. Когда при ознакомлении детей со сказками,
рассказами, стихами моделирую, объекты-главные герои, что позволяет
повысить интерес к произведению, понять его содержание,
последовательность событий в сказках.
А также в своей работе я использую проектный метод, который открывает
большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой
деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и
родителей. «Сказка в гости к нам пришла», «Волшебный мир книг»
Я использую следующие формы работы:
- оформление книжного уголка в группе;
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.
- создание «Книжкиной больницы», что помогло привить детям бережное
отношение к книге.
- выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.
– экскурсии в библиотеку.
Мы сотрудничаем с библиотекой школы №2, дети старшей и
подготовительной группы посещают библиотеку, для детей библиотекарь
проводит интересные познавательные беседы. Дети берут для прочтения
книги на дом, обмениваются книгами.
Сотрудничаем с Районной детской библиотекой. К нам в детский сад
приходит сотрудник библиотеки и знакомит детей с новинками детской
художественной литературы, проводит интересные мероприятия с детьми,
приглашает вместе с родителями посетить библиотеку. Дети имеют
абонемент, берут книги на дом.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Знакомство детей с
художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены
усилия воспитателей и родителей.
3
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять
интерес к книге, поэтому мы рекомендуем родителям посещать библиотеку и
брать книги не только для детей, но и для себя, чтобы ребенок видел пример.
Для проведения эффективной работы с родителями используются
следующие формы:
- Анкетирование
- Беседа
- Рекомендации
- Консультации
- Родительские собрания
- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы, буклеты, папки -
передвижки)
- Участие в проектах
- Информация на сайте ДОУ
Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей
формируется представления об особенностях художественной литературы,
развивается поэтический слух, способность целостного восприятия
произведений разных жанров.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. СанПин 2.4.1.3049 – 13
3. Федеральный Государственный образовательный Стандарт
4. Основная образовательная программа дошкольного образования
Структурного подразделения д/с «Улыбка» МКОУ «Убинская средняя
школа №2»Убинского района Новосибирской области.
5. Гербова В.В. “Приобщение детей к художественной литературе”
6. Гуревич Л.М. “Ребенок и книга”
7. Ушакова О.С. “Знакомим дошкольников с художественной литературой”
8. Тимофеева И.Н. “Что и как читать ребенку от года до десяти.
Энциклопедия для родителей”
В процессе работы проводила опросы, мониторинг. Диагностика по
художественной литературе свидетельствует о том, что проводимая работа
дает положительный результат. Проведя анализ работы, исходя из
наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом,
можно сделать следующий вывод:
Такая работа помогает мне развивать и закреплять полученные знания по
приобщению детей к художественной литературе и формирование любви,
интереса к книге.
Главным результатом моей работы я считаю:
- У детей появился постоянный интерес к слушанию книг, обсуждению
прочитанного;
- В группе постепенно пополняется книжный фонд;
- Дети узнают многие литературные произведения;
4
- Дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,
- У детей обогатилось воображение, фантазия.
- Дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать
вместе с ними их невзгоды, приключения, победы.
- У многих детей появилось желание научиться читать самостоятельно.
- Родители стали активными помощниками, участниками совместных
мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
Несмотря на технический прогресс, который коснулся и наших детей, у
них не потерялся интерес к книге: дети любят её. Читают, рассматривают,
обмениваются
своими
впечатлениями,
с
удовольствием
посещают
библиотеку вместе с родителями. Есть все основания надеяться, что любовь к
книге и чтению сохранится у детей дошкольников на всю жизнь.
А так же мои дети активно участвуют в конкурсах и мероприятиях
разного уровня (всероссийские, районные, на базе ДОУ). Принимали участие
в конкурсе «Живое слово», «Мое лучшее образовательное мероприятие»,
«День рождения Незнайки»
Благодаря совместной работе педагогов, родителей и библиотеки, у детей
сформировалось представление об окружающем мире и детской литературе,
научили их творчеству и самовыражению, доброте, возрождения семейного
чтения и поддержки родителей.
Перспективы моей работы на будущее:
- Продолжить поиск новых источников и новых подходов в ознакомлении
детей с художественной литературой.
- Продолжать развивать у детей устойчивый интерес к художественной
литературе.
- Продолжать привлекать родителей к активному участию в работе по
приобщению детей к художественной литературе
Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что
читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за учебники и
компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Поэтому ваша роль в развитии у дошкольников любви к книге очень
велика и поэтому большая ответственность лежит на вас. Ведь не
зря дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.
На этом наш методический семинар подошел к концу. Если считаете
полученную информацию актуальной, полезной покажите красный знак, если
информация раскрыта недостаточно – желтый, если материал был не
раскрыт, не понят педагогом – зеленый.
Предлагаю вам буклеты по приобщению детей к художественной
литературе, которые могут вам пригодиться в работе. Желаю вам успехов!
5