Напоминание

Воспитание интереса у детей к произведениям детской художественной литературы


Автор: Коноплева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение – детский сад «Улыбка Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Убинская средняя школа №2»
Населённый пункт: Новосибирская область Убинский район село Убинское
Наименование материала: Методический семинар
Тема: Воспитание интереса у детей к произведениям детской художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методический семинар для педагогов

«Воспитание интереса у детей к произведениям

детской художественной литературы»

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у

взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение общей культуры.

Уважаемые коллеги, чем это можно объяснить? (ответы зала)

Я с вами согласна, дети овладевают компьютером раньше, чем учатся

читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг.

Как вы думаете, каков на сегодняшний день литературный опыт наших

детей? (ответы)

Согласитесь, что литературный опыт ограничивается

«Азбукой» и

«Хрестоматией», а впоследствии – попытками освоить произведения

школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развить, поддержать? – вот одна

из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных

учреждений. Пробуждение интереса к книге должно происходить с раннего

возраста.

Приобщая

ребёнка

к

литературе,

необходимо

рассчитывать

на

кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст

свои плоды.

В ходе работы в детском саду по данному направлению, я поставила цель:

ознакомление детей с художественной литературой и формирование любви,

интереса к книге через решение следующих задач:

- Создать условия для формирования у дошкольников интереса к книге;

- Подобрать наиболее эффективные методы и приемы для приобщения детей

к художественной литературе;

- Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное

восприятие и эстетический вкус;

- Привлекать родителей к совместной работе по формированию у детей

интереса и потребности к чтению.

Ожидаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- пополнить развивающую среду в группе;

- позитивные изменения в речи детей;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного

читателя;

- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами:

библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших

дошкольников интереса к книге и чтению;

- возрождение домашнего чтения.

Принципы моей работы:

- Системность

- Ориентация на возраст

- Интеграция

1

- Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В связи с введением ФГОС в ДОУ, первое, что я сделала, это начала

расширять предметно – развивающую среду в целях формирования у детей

интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к

книге.

Книжный уголок

Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют

возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы,

альбомы. В книжном уголке периодически меняю материал (литературу,

картины, портреты), учитывая связь с воспитательно-образовательной

работой в группе. Так же организовываю тематические выставки. Тематику

выставок связываю с предстоящим праздником, с юбилеем писателя или

художника иллюстратора и т. п.

В книжный уголок входят разделы: сказки, стихи, загадки, журналы. Полка

рассказов о природе, о животных. Имеется место для выставки.

Книжная мастерская

Расположена рядом с книжным уголком. Там находится материал для

ремонта книг: клей, скотч, ножницы, бумага. Дети самостоятельно отбирают

книги, нуждающиеся в ремонте, и чинят их. Создание такой мастерской

помогает прививать детям бережное отношение к книге.

Театральный уголок

Это место, где дети могут перевоплощаться в разных героев, придумывать

свои сюжеты. Он наполнен театрами: настольный, пальчиковый,

перчаточный; атрибутами к сказкам; костюмами героев сказок.

Приобщая детей к художественной литературе, я использую

разнообразные методы и приемы такие как:

Словесные

- чтение произведений,

- обсуждение с детьми содержания прочитанного,

- пересказ произведения,

- заучивание наизусть стихотворения, потешек.

Наглядные

- показ иллюстративного материала,

- элементы инсценировки,

- оформление выставок.

Практические

- игры - драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- настольно-печатные игры,

- элементы инсценировки.

Практическая работа:

2

Уважаемые педагоги предлагаю вам поиграть в игры, где вы познакомитесь с

практическим методом и увидите, что приемы могут быть и словесными и

наглядными.

Дидактические игры: «Спрячь лишнего героя» (угадайте сказку, закройте

фишкой лишнего героя), «Расскажи сказку» (выложи последовательность

сказки и ее расскажи). Эти игры и многие другие пробуждают у детей

интерес к деятельности, повышают речевую активность детей, развивают

память.

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а

именно театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она

способствует пониманию и усвоению детьми смысла художественного

произведения, позволяет раскрыть их актерские таланты, заставляет

сопереживать своим героям и просто помогает детям находить общий язык

друг с другом.

В процессе ознакомления с художественной литературой, использую

метод моделирования. Когда при ознакомлении детей со сказками,

рассказами, стихами моделирую, объекты-главные герои, что позволяет

повысить интерес к произведению, понять его содержание,

последовательность событий в сказках.

А также в своей работе я использую проектный метод, который открывает

большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой

деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и

родителей. «Сказка в гости к нам пришла», «Волшебный мир книг»

Я использую следующие формы работы:

- оформление книжного уголка в группе;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

- создание «Книжкиной больницы», что помогло привить детям бережное

отношение к книге.

- выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

– экскурсии в библиотеку.

Мы сотрудничаем с библиотекой школы №2, дети старшей и

подготовительной группы посещают библиотеку, для детей библиотекарь

проводит интересные познавательные беседы. Дети берут для прочтения

книги на дом, обмениваются книгами.

Сотрудничаем с Районной детской библиотекой. К нам в детский сад

приходит сотрудник библиотеки и знакомит детей с новинками детской

художественной литературы, проводит интересные мероприятия с детьми,

приглашает вместе с родителями посетить библиотеку. Дети имеют

абонемент, берут книги на дом.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Знакомство детей с

художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены

усилия воспитателей и родителей.

3

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять

интерес к книге, поэтому мы рекомендуем родителям посещать библиотеку и

брать книги не только для детей, но и для себя, чтобы ребенок видел пример.

Для проведения эффективной работы с родителями используются

следующие формы:

- Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы, буклеты, папки -

передвижки)

- Участие в проектах

- Информация на сайте ДОУ

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей

формируется представления об особенностях художественной литературы,

развивается поэтический слух, способность целостного восприятия

произведений разных жанров.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

2. СанПин 2.4.1.3049 – 13

3. Федеральный Государственный образовательный Стандарт

4. Основная образовательная программа дошкольного образования

Структурного подразделения д/с «Улыбка» МКОУ «Убинская средняя

школа №2»Убинского района Новосибирской области.

5. Гербова В.В. “Приобщение детей к художественной литературе”

6. Гуревич Л.М. “Ребенок и книга”

7. Ушакова О.С. “Знакомим дошкольников с художественной литературой”

8. Тимофеева И.Н. “Что и как читать ребенку от года до десяти.

Энциклопедия для родителей”

В процессе работы проводила опросы, мониторинг. Диагностика по

художественной литературе свидетельствует о том, что проводимая работа

дает положительный результат. Проведя анализ работы, исходя из

наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом,

можно сделать следующий вывод:

Такая работа помогает мне развивать и закреплять полученные знания по

приобщению детей к художественной литературе и формирование любви,

интереса к книге.

Главным результатом моей работы я считаю:

- У детей появился постоянный интерес к слушанию книг, обсуждению

прочитанного;

- В группе постепенно пополняется книжный фонд;

- Дети узнают многие литературные произведения;

4

- Дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,

- У детей обогатилось воображение, фантазия.

- Дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать

вместе с ними их невзгоды, приключения, победы.

- У многих детей появилось желание научиться читать самостоятельно.

- Родители стали активными помощниками, участниками совместных

мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Несмотря на технический прогресс, который коснулся и наших детей, у

них не потерялся интерес к книге: дети любят её. Читают, рассматривают,

обмениваются

своими

впечатлениями,

с

удовольствием

посещают

библиотеку вместе с родителями. Есть все основания надеяться, что любовь к

книге и чтению сохранится у детей дошкольников на всю жизнь.

А так же мои дети активно участвуют в конкурсах и мероприятиях

разного уровня (всероссийские, районные, на базе ДОУ). Принимали участие

в конкурсе «Живое слово», «Мое лучшее образовательное мероприятие»,

«День рождения Незнайки»

Благодаря совместной работе педагогов, родителей и библиотеки, у детей

сформировалось представление об окружающем мире и детской литературе,

научили их творчеству и самовыражению, доброте, возрождения семейного

чтения и поддержки родителей.

Перспективы моей работы на будущее:

- Продолжить поиск новых источников и новых подходов в ознакомлении

детей с художественной литературой.

- Продолжать развивать у детей устойчивый интерес к художественной

литературе.

- Продолжать привлекать родителей к активному участию в работе по

приобщению детей к художественной литературе

Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что

читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за учебники и

компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Поэтому ваша роль в развитии у дошкольников любви к книге очень

велика и поэтому большая ответственность лежит на вас. Ведь не

зря дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

На этом наш методический семинар подошел к концу. Если считаете

полученную информацию актуальной, полезной покажите красный знак, если

информация раскрыта недостаточно – желтый, если материал был не

раскрыт, не понят педагогом – зеленый.

Предлагаю вам буклеты по приобщению детей к художественной

литературе, которые могут вам пригодиться в работе. Желаю вам успехов!

5



В раздел образования