Автор: Савичева Любовь Геннадьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Литературный ринг по произведению А. С. Пушкина Повести Белкина 7 класс
Тема: Урок внеклассного чтения
Раздел: среднее образование
Литературный ринг
по произведению А.С. Пушкина
«Повести Белкина» (7 класс)
Выполнила Савичева Л.Г.
учитель русского языка и
литературы высшей категории
МБОУ “СОШ №45 г. Челябинска”
г. Челябинск
2020г
Задачи ур
ока:
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные
вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации
Обучающая – проверить знание содержания повестей.
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, интереса
к чтению классической литературы, осознавать ценность изучаемого предмета
Оборудование урока: иллюстрации к «Повестям Белкина», сборники
произведений А.С. Пушкина, табло для проведения игры, юла со стрелкой
Планируемые результаты:
предметные:
углубить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина
предупреждать речевые ошибки в устной и письменной речи;
воспитывать интерес к изучению предмета;
личностные УУД:
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную
мотивировать интерес к учению;
регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
работать по плану;
планировать собственную деятельность;
научиться определять цель деятельности, соотносить результат с
целью и оценивать его
познавательные УУД:
собирать и выделять существенную информацию;
научиться анализировать художественный текст;
формировать исследовательскую позицию;
коммуникативные УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения
проблемы;
научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться
работать в группе, вести диалог;
метапредметные:
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ,
навыки самоконтроля;
уметь работать индивидуально, находить общие решения;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Материалы: учебник, сборник повестей А.С. Пушкина.
Учитель. Заключительный урок по «Повестям Белкина» мы проведем в игровой форме.
Участниками её может быть каждый учащийся, кто внимательно читал эти произведения
и ответит первым на поставленный вопрос.
Отбор игроков для 1-го тура.
1.
Вам известно, что «Повести Белкина» — это цикл повестей. Сколько повестей
написал А. Пушкин, объединенных под этим названием? (ответ: 5)
2.
В повести «Метель» возлюбленный Марьи Гавриловны после «неудачного»
похищения невесты отправился в армию. Впоследствии он был ранен.
В каком бою он был ранен? (ответ: в бою за Бородино)
3.
Будущий похититель Минский из повести «Станционный смотритель». как вы
помните, притворился больным. Вызванный им лекарь был подкуплен и не выдал
его. Мнимый больной при смотрителе охал и не говорил ни слова. Дуня от него не
отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку. Чем поила
Дуня гусара? (ответ: лимонадом)
1 тур. На табло слово из 8 букв
«Хозяйственные упражнения скоро убедили хозяина. Он выстроил дом по
собственному плану, завёл у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал
почитать себя умнейшим человеком в округе.
Вопрос: как называлась в старину округа? (ответ: о-ко-ло-ток)
Отбор игроков для 2-го тура.
1.
Как называлось село, куда направился Владимир (повесть «Метель»), чтобы
тайно обвенчаться с Марьей Гавриловной? (ответ: Жадрино)
2.
В каком звании был Минский, соблазнивший Дуню и увёзший её в
Петербург? (ответ: ротмистр)
3.
Что делал перед дулом пистолета молодой и богатый человек (повесть
«Выстрел»)? (ответ: ел черешню)
2 тур. На табло слово из 6 букв.
«Воспитательница Лизы, или Бетси, 40-летняя чопорная девица, сурьмила себе
брови, два раза в год перечитывала журнал, получала в год две тысячи рублей
и умирала со скуки в этой варварской России.
Вопрос: Какой журнал читала мисс Жаксон?
(ответ: «Памела»)
Отбор игроков для 3-го тура.
1.
Под предводительством какого героя воевал Сильвио? (повесть «Выстрел»)
(ответ: Ипсиланти)
2.
«Через полчаса Маша должна была оставить родительский дом. Маша
окуталась шалью, надела тёплый капот и взяла в руки…» Что взяла Маша7
(ответ: шкатулку)
3.
Перед глазами читателя чисто убранное жилище (повесть «Станционный
смотритель»). На окнах горшки с цветами. Какие цветы выращивала Дуня?
(ответ: бальзамин)
3 тур. На табло слово из 6 букв.
«Вдруг прекрасная молодая собака залаяла на неё. Лиза испугалась и
закричала. Молодой охотник показался из-за кустарников. «Небось, милая.
Собака моя не кусается». Как звали собаку? (ответ: Сбогар)
Игра со зрителями.
Вопрос для зрителей.
Кому отдала Настя плести лапти для Лизы? (ответ: Трофиму)
Финиш. Слово из 9 букв.
«На следующий день она захотела попробовать и писать. Через несколько минут
она и буквы стала вырисовывать довольно порядочно. «Что за чудо! – подумал
Алексей. – Да у нас учение идёт скорее, чем по системе…»
Вопрос: о какой системе учения говорил Алексей?
(ответ: Ланкастер)
Награждение победителей.
Учитель. Заканчивая наш игровой урок, хочу подчеркнуть еще раз, что
А. Пушкин оставил нам всем бесценные книги, которые учат нас быть
добрыми по отношению друг к другу, справедливыми и честными. Хочу
надеяться, что имя Пушкина открыло перед вами мир его героев.