Напоминание

Развитие координационных способностей у дошкольников.


Автор: Кракосевич Ирина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие координационных способностей у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие координационных способностей у дошкольников.

Воспитание и всестороннее физическое развитие ребёнка, укрепление их

здоровья, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание

физических и моральных качеств является одной из основных задач физической

подготовки в детском саду. В современных исследованиях координационные

способности рассматриваются как ведущая функция моторного развития детей

старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным развитием

координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка

и соответствующим развитием систем и функций его организма.

Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в

дошкольных

образовательных

организациях

функционирует

недостаточно

эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане

традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов

занятий физическими упражнениями.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В

основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных

анатомо-физиологических

задатков

(анатомо-морфологические

особенности

мозга

и

нервной

системы,

физиологические,

биологические,

телесные

и

хромосомные).

Дошкольный возраст по функциональным возможностям детей, характеру

генетического развития двигательной функции является благоприятным для

становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных,

именно в этот период работу по формированию координационных движений

нужно проводить более интенсивно.

Координационные способности выполняют в управлении тела движениями

важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных

двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.

Развитие координационных движений нужно осуществлять с раннего

возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно

проводить,

начиная

с

младших

групп.

Но

так

как

совершенствование

координации у маленьких детей —процесс сложный и трудный, отмечено, что

наиболее благоприятный период для развития координационных способностей

это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

Дошкольник 5-6 летнего возраста продолжает совершенствовать ранее

изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать

ходьбу

по

гимнастической

скамейке

(бревну,

бордюру) приставным и

переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над

головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий воспитатель

должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность

выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти

упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове.

Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную

осанку.

При

выполнении

более

сложных упражнений

на

развитие

координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Как считает Е.Н. Вавилова, старшие дошкольники способны выполнить и

достаточно сложные по координации гимнастические упражнения: точные

движения со скакалкой, мячом, обручем, плавные ритмичные упражнения с

лентой.

Высокую степень координации они могут проявить и в спортивных

упражнениях: при катании на велосипеде, коньках, игре в бадминтон, городки.

Для детей старшего дошкольного возраста более предпочтительными

сочетаниями являются симметричные движения рук и одно направленные

движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми

без

специального

обучения.

Обучение

детей

произвольному

выполнению

координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять

собственные

действия, совершенствует

произвольное

напряжение

и

расслабление

мышц,

учит ребенка

регулировать

и

соразмерять

свои

движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством

познания возможностей своего двигательного аппарата.

Учитывая сензетивность старшего дошкольного возраста к развитию

координационных

способностей

необходимо

обеспечить возможности

регулирования и соизмерения соответственных действий, обогащение фонда

жизненно важных навыков и умений детей.

На современном этапе разработано большое количество путей развития

координации движений у дошкольников. Это и физические упражнения,

тесты, графические работы, практические задания, игры.

Но

основной

деятельностью,

обеспечивающей

формирование

координационных

способностей,

является

их

формирование

в

образовательной деятельности.

Для развития координационных возможностей целесообразно применять

достаточно сложные по двигательной структуре упражнения с элементами

новизны. Привычные движения в привычных условиях малоэффективны, как

средство совершенствования координационных возможностей. Они могут быть

использованы лишь в случае внесения изменений в их пространственные,

временные или динамические характеристики: смена партнера, изменение

рисунка

или

темпа

боя, сбивающие

факторы

и

т.д.

В этом случае

формируются достаточно двигательные умения и навыки.

Необходимо постоянно совершенствовать пространственно-динамическую

точность движений путем упражнений, позволяющих повышать уровень

оценки дистанции, характеристики направления, силы и времени ударов.

Работа

координационной

направленности

требует

расслабления

неработающих мышц, что позволяет выполнить движения именно с заданными

характеристиками.

Развитие

координационных

способностей

требует

систематичности.

Значительные перерывы в данной работе приводят к

потере

тонкой

дифференцировки мышечных усилий и т.д.

Упражнения должны быть не реже 3-х раз в неделю.

Для развития координации движений педагог проводит с детьми обще-

развивающие упражнения:

1)

для рук и плечевого пояса (поднимание, разведение, сгибание,

выпрямление рук из разных положений; махи; вращения; выполнение

движений одновременно двумя руками и поочередно; медленно, быстро;

вращение кистями рук; разведение и сведение пальцев рук);

2) для туловища (повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны,

назад; подтягивание ног к груди; лежа на спине одновременное поднимание обеих

ног и опускание их; движение ногами как при езде на велосипеде; группировка;

перекаты; перевороты со спины на живот; лежа на животе, прогибание);

3) для ног (многократное поднимание на носки; сгибание, разгибание

ног; махи вперед, в стороны, назад; выпады вперед, в сторону; сгибание,

выпрямление, вращение стоп; сгибание пальцев ног с захватыванием мелких

предметов).

Обще-развивающие

упражнения

выполняются

с

использованием

различных физкультурных пособий (шнуров, лент, обручей разных размеров,

гимнастических палок, мячей мелких и крупных, набивных — 0,5-1 кг,

гимнастических скамеек, стенок и др.).

Но в настоящее время, помимо давно ставших традиционными формами

работы, существуют и новые, современные формы работы по физическому

воспитанию и развитию детей.

В процессе проведения физкультурных занятий с использованием фитбол-

гимнастики при правильном использовании их содержания больше возможностей

для развития координации движений.

С целью создания представления детей о фитбол-мяче, расширения знаний

детей о свойствах, качествах, функциональности фитбол-мяча, возможности

поближе познакомиться с мячом, тем самым вырабатывая интерес, а также

чувство безопасности, вводится использование фитбол-мячей, начиная с вводной

части занятия.

Для этого используются различные виды ходьбы (ходьба, отбивая фитбол-

мяч, ходьба подбрасывая фитбол-мяч вверх, ходьба на пятках, держа фитбол-

мяч перед собой) и бега (бег змейкой между фитбол-мячами, бег на носках

между фитбол-мячами, бег, высоко поднимая колени между фитбол-мячами).

Завершается вводная часть перестроением (перестроением

в

кругу,

врассыпную

и

др.)

на

комплекс

обще-развивающих упражнений с

использованием фитбол-мячей. Длительность вводной

части

составляет

примерно около четырех минут. Важным средством развития моторной

функции

служат

упражнения

с

мячом, поскольку

именно

предметно-

манипулятивная

деятельность

лежит, главным образом, в основе развития

двигательных функций рук.

Основной формой развития координационных способностей являются

физкультурные занятия с детьми, организуются, которые в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом

и

основной

образовательной программой.

Занятия ориентированы на развитие и совершенствование двигательной

активности, сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма

(60% движений, составляющих содержание физического занятия–циклические).

Физкультурные занятия строятся с учетом интересов и возможностей

каждого ребенка и проводятся в разных модификациях, при этом развитие

координационных способностей осуществляется на каждом занятии (занятия

обычного типа, игровые занятия (на основе подвижных, оздоровительных игр,

игр-эстафет, игр-аттракционов), прогулки в парк, походы, сюжетно-игровые

занятия, занятия, построенные на танцевальном материале, занятия-тренировки,

занятия на спортивных комплексах и тренажерах.

Для

эмоциональной

разрядки

детей

на

физкультурных

занятиях

используются специальные игры.

В каждой возрастной группе есть спортивный уголок с функциональным

оборудованием,

которое

используется

закрепления

координационных

движений при проведении утренней гимнастики, гимнастики после сна.

Повышение

эмоциональной

насыщенности

пребывания

детей

в

дошкольной

образовательной организации,

совершенствование

уровня

развития

координационных способностей осуществляется через проведение:

праздников, «Дней здоровья», «Недели спорта» с использованием развлечений,

спортивных праздников.

Таким образом, одной из актуальных задач физического развития детей

дошкольного возраста является задача развития координационных способностей

в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Координационные

способности

являются

наиболее

необходимыми

качествами,

и

их

оптимальное

развитие

способствует

гармоничному

физическому развитию ребенка дошкольника.



В раздел образования