Напоминание

Оптимизация психоэмоционального состояния педагогов в условиях реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий


Автор: Бутенина Ольга Эдуардовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБОУ ДПО МЦ
Населённый пункт: город Саров Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация психоэмоционального состояния педагогов в условиях реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оптимизация психоэмоционального состояния педагогов в условиях

реализации образовательных программ с использованием дистанционных

технологий

Бутенина Ольга Эдуардовна,

ст. методист МБОУ ДПО МЦ

г. Саров Нижегородской области

Эмоциональное состояние учителей в период реализации дистанта может

отличаться высоким психоэмоциональным напряжением, нарастанием тревоги,

растерянностью, возможно обострение хронических заболеваний.

Для учителя дистанционное обучение - очень тяжелое по ресурсозатратам и

эмоциональному

вкладу

мероприятие.

За

2-часовой

вебинар

(онлайн-

конференцию, видеоурок) учитель устает сильнее, чем за целый день очной

работы с классом потому что, когда перед ним живые люди, он обменивается с

ними взглядами, улыбками, эмоциями, видит обратную связь, и у него нет

ощущения, что он один. В режиме дистанта учителя могут осуществлять

дистанционные включения по 6-8 часов в день, что увеличивает их нагрузку в

разы.

Сделать дистанционный формат как альтернативу очному обучению

качественно и в сжатый срок невозможно. Для того, чтобы перенести живой урок

(материал,

занятие,

конференцию)

в

дистанционный

формат,

необходимо

вытянуть из себя все, что живой человек выдает во время коммуникации.

Хороший педагог вытягивает занятие на мимике, на тоне, взглядах, шутках,

перебросах спонтанными репликами с детьми, на чередовании различных форм

работы и т.д. Эти компоненты реализовать дистанционно так же, как и очно,

практически невозможно. Реально дети получают дистанционное образование в

формате говорящей головы. Говорящую голову слушать целый день сложно.

Поэтому в настоящее время правильнее было бы говорить об элементах

дистанционного обучения.

Сегодня дистанционка должна «вытягиваться» картинками, инфографикой,

анимацией, презентациями, роликами, демонстрационными экспериментами. Все

это требует большой подготовительной работы от учителя, больших усилий и

времени. Ни у кого сейчас на это нет ресурсов.

Неудовлетворенность от осознания данной мысли может вызывать стресс у

учителя, появляется высокой эмоциональное напряжение, нервно-психическое

истощение, раздражительность, формальный подход к реализации дистанта. У

некоторых возникает желание побыстрее «отделаться» от дистанционного

обучения, выдав задания, которые найдены в своих папках и файлах. Страдает

психоэмоциональное состояние учителей.

В связи с указанными выше особенностями педагогу нереалистично ставить

задачу сохранения качества образования при таком экстренном и вынужденном

переходе на дистанционное образование.

1.

Снизьте эмоциональный накал ситуации

.

Спокойно принимайте

факт, что ВСЕ дети (не только Вашего класса) сейчас «просядут» с учебой. Кто-то

что-то пропустит, кто-то что-то не поймет, кто-то что-то не сделает, какие-то

темы окажутся неясными. Это нормально, это естественно, в сложившейся

ситуации не может быть иначе.

В такой ситуации оказались не только ВСЕ учителя, но и родители, которые

испытывают такие же чувства, что и Вы. Переход на дистанционное обучение для

школьников - вызов для всей системы образования. Поэтому первое, что нужно

сделать - никуда не спешить. Сядьте и спокойно подумайте о своих дальнейших

действиях. Если Вы пропустите один учебный день, ничего страшного не

случится.

2.

Снизьте требования к себе и учащимся

.

Учителя сейчас просто не

успевают проанализировать, что и в каком количестве присылать, и шлют все, что

у них есть по теме. Многие учителя говорят, что после дня дистанционного

образования они просто падают и спят, потому что это очень тяжело.

В связи с этим снижайте градус требований к родителям и учащимся, а

также по отношению к себе (в плане представления о себе как об учителе). ВСЕ

отстанут, ВСЕ пропустят, у ВСЕХ что-то не получится - ничего страшного, это не

конец света. Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой.

Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают,

уже достаточно!

Речь идет практически о двух месяцах обучения, еще будет время все

наверстать и повторить. В конце концов, Вы можете зафиксировать те темы,

которые стоит отработать с детьми после карантина в очном режиме. А сейчас

сосредоточиться на базовом уровне, без углублений.

3.

Разнообразьте задания для дистанционного обучения

.

Вы можете

варьировать формы присылаемых заданий, если у Вас есть потребность

разнообразить формат дистанционного обучения:

-

можно

подбирать

какие-то

интересные

фильмы

(например,

с

Discovery) и предлагать делать по ним тезисы, рисунки;

-

можно предлагать делать ментальные схемы, опорные карты, таблицы

по текстовому материалу;

-

можно обсуждать интересные исторические или художественные

фильмы, связанные с темой урока.

-

можно составить список фильмов, книг, ресурсов - того, что поможет

детям изучить материал в четвертой, короткой, четверти.

В любом случае, если ученик будет делать какие-то увлекательные вещи,

это даст ему больше, чем те задания, которые некоторые учителя присылают в

панике.

Одно из условий эффективной удаленной работы - это частая смена заданий

и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем

информации или длительное время выполнять одно задание. Можно создать урок

из нескольких видов заданий, например: 5-10 минут на просмотр видео, 10 минут

на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки.

4.

Придерживайтесь

распорядка

дня

.

Вам

необходимо,

как

и

учащимся, поддерживать привычный распорядок дня (время сна и бодрствования,

время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие

изменения

привычного

трудового

режима

могут

вызвать

существенные

перестройки адаптивных возможностей и привести к излишнему напряжению и

стрессу. Первые две недели могут быть адаптационными для учителей в плане

привыкания к режиму дистанта. Не расстраивайтесь, если что-то пойдет не так

или не будет получаться. Дайте себе время адаптироваться и перестроить учебный

процесс. 

Выберите время для проведения дистанционных уроков. Лучше заниматься

в первой половине дня. Расскажите детям и родителям, что занятия будут

проходить каждый день в обозначенные часы. Так Вы сможете планировать свое

расписание, а учащиеся и их родители - свое.  Наверняка дети захотят начинать

занятия чуть позже, чем в школе. Не лишайте их такой возможности -

выспавшиеся дети будут работать лучше.

5.

Определите цели дистанционного обучения

.

Чего Вы хотите от

дистанционного

обучения?

Чтобы

учащиеся

научились

пользоваться

современными платформами и инструментами онлайн-обучения? Или Вам нужно

занять детей в первой половине дня? Или Вы хотите изучить весь материал

качественно и в срок?

Выстраивайте обучение исходя из РЕАЛЬНЫХ целей, которые Вы ставите.

Возможный вариант формулировки реалистичной цели: изучить материал так,

чтобы после карантина отставание от программы не оказалось критическим.

6.

Поддерживайте социальные контакты и контролируйте свое

время в соцсетях. Во время вынужденного нахождения дома важно оставаться в

контакте с близким социальным окружением и коллегами (посредством телефона,

мессенджера).

При

этом

необходимо

снизить

общий

получаемый

информационный поток (новости, ленты в социальных сетях) - достаточно

выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1-2 раз в день

(например, утром - после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в

покое - и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна). При общении старайтесь не

центрироваться

на

темах,

посвященных

коронавирусу,

и

других

темах,

вызывающих тревогу.

7.

Лучшее – враг хорошего

.

Ни один ресурс не идеален для

дистанционного обучения, поэтому искать идеальный ресурс (платформу)

бессмысленно.

Эффективный

учитель

будет

использовать

элементы

дистанционного

обучения

в

том

объёме,

который

необходим,

применяя

возможности разных платформ. Для начала подберите два инструмента: сервис

для проведения видеоконференций и платформу для выдачи заданий. Обязательно

протестируйте их, убедитесь, что Вам понятны их возможности для обучения. 

Спустя несколько занятий оцените, насколько Вам и учащимся удобно работать.

Спросите детей, нравится ли им платформа и какие трудности возникают. Смело

меняйте инструменты, если они не помогают Вам добиться целей.

В начальной школе сведите к минимуму изучение нового и сосредоточьтесь

на повторении. Если решили дать новый материал, выберите доступный и

комфортный для вас и учащихся формат занятия (например, покажите короткое

видео или организуйте урок в режиме видеоконференции). В средней школе, по

возможности, используйте общие инструменты с другими учителями. Тогда детям

не придется на каждом занятии работать с новым сервисом, а Вы сможете

обратиться к коллегам, если возникнут проблемы.

8.

Создайте

четкие

инструкции.

Переход

на

удаленное

обучение неизбежно вызывает у родителей школьников много вопросов. Создайте

подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить

обучение, где искать домашнее задание, куда будут высылаться видео, когда

проходят консультации по Skype. Расскажите об этом на родительском онлайн-

собрании или отправьте памятку в общий чат. Родителям станет спокойнее, а Вам

не придется тратить время на объяснения каждому отдельно.

9.

Действуйте совместно с родителями и руководством

.

Самое

главное - и со стороны родителей, и со стороны педагогов, и со стороны

руководства - не надо экстренно все решать за счет завышенных требований,

угроз и невозможных условий. Большого удара по качеству усвоения программы

за период дистанционного обучения не будет, зато корректировка требований

сэкономит огромное количество нервов детям, родителям и учителям. Можно

давать на выполнение задания определенный промежуток времени, а ребенок сам

распределяет, когда он выполнит (например, дать на выполнение задания три дня,

1 неделю и т.п.). И, конечно, не стоит, «закручивать гайки», спрашивая, например,

где домашнее задание за позапрошлую пятницу. Отмена диагностических работ,

возможный перенос проверочных работ – тоже небольшое утешение для

учителей, которые сильно переживают по этому поводу. Такая же ситуация

возможна и с промежуточной аттестацией, например, проведение ее в щадящей

форме. Однако решение по форме ее проведения должны принять вышестоящие

органы.

В ходе реализации дистанционного обучения остро встает проблема

контроля. Проблема контроля в деятельности учителя имеет 3 стороны:

1)

как контроль усвоения материала

и освоения содержания ООП

учащимися, что выражается в отметках (вопрос: как часто и за что именно я буду

ставить отметки на дистанционном обучении?);

2)

как

установка

на

реализацию

собственной

потребности

в

доминировании, что предполагает активный контроль за поведением учащихся

(вопрос:

каким

образом

я

буду

реализовывать

данную

потребность

в

дистанционном формате, когда ранее мне удавалось это сделать в ходе

обычного обучения?);

3)

как контроль администрации над педагогом, поскольку учитель

является подчиненным по отношению к администрации школы (вопрос: каким

образом меня будет контролировать администрация в дистанционном режиме и

какие возможные санкции меня ждут, если что-то пойдет не так?).

Какая из сторон контроля больше волнует конкретного учителя – он может

определить сам, поняв, какой из указанных выше вопросов беспокоит его больше

всего. Общие направления работы с проблемой контроля:

1)

Материальным

выражением

выполненных

заданий,

за

которые

ставятся отметки, могут быть: скриншоты, фото, присланные на почту текстовые

документы, видеоролики, презентации, ответы на вопросы учителя в онлайн-

режиме и т.д.

2)

Разделите контроль на 2 части: что Вы можете контролировать и что

не можете.

Вы не можете контролировать в дистанционном формате то, что привыкли

контролировать в очном (степень усвоения материала каждым учащимся, личную

ответственность ученика в выполнении заданий учителя, сроки поступления на

Вашу почту заданий от учащихся, присутствие учащегося в данный момент

времени онлайн и т.д.).

Вы можете контролировать все, что связано с Вашей собственной жизнью

(распорядок

жизни,

время

пребывания

в

соцсетях,

эпидемиологические

мероприятия в кругу семьи, эмоциональное состояние) и лишь частично то, что

связано с обучением (количество выполненных учеником заданий, количество

посещенных уроков и выходов в видеосвязь и т.п.).

3)

Организуйте обратную связь с учащимся и родителями, которая

позволяет контролировать процесс обучения и их эмоциональное состояние. По

возможности организуйте еженедельную встречу в режиме видеоконференции - с

родителями и учащимися.  Спросите у детей, с какими трудностями они

сталкиваются,

что

нравится

больше

всего.

С

родителями

обсудите

организационные вопросы.



В раздел образования