Напоминание

"Чайный сервиз", 5 класс


Автор: Жигунова Светлана Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чайный сервиз", 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

ФИО учителя

Жигунова Светлана Александровна

Класс

5 класс

УМК

«Школа России»

Предмет

Изобразительное искусство

Тема

«Чайный сервиз»

Тип урока

Урок рефлексии

Место и роль урока в изучении

темы

Второй урок по теме: «

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

», изучаемые в 5 классе в 1

полугодии

Цель

1.

Продолжить формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных

элементов узора в создании композиции художественного образа.

2.

Продолжать развивать познавательную активность, умение применять полученные знания на практике,

обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

3.

Прививать любовь и уважение к труду мастеров, чувство гордости за их достижения, воспитывать

художественный вкус.

Планируемые результаты

- уметь работать с художественными материалами, изображать основные элементы узора в создании

композиции художественного образа

-сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью

-осуществлять собственный художественный замысел, связанный с опорой на народные традиции

-осваивать характерные для промысла основные элементы народного орнамента, узора и особенности

цветового решения

-продолжать развивать познавательную активность, умение применять полученные знания на практике

-прививать любовь и уважение к труду мастеров, чувство гордости за их достижения, воспитывать

художественный вкус

Предметные знания, предметные

действия

УУД

Регулятивные

Уметь определять и

формулировать цель на

уроке, работать по плану,

оценивать правильность

выполнения действий,

планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей,

высказывать свое

предположение

Познавательные

Уметь ориентироваться в

своей системе знаний:

отличать новое от уже

известного; добывать

новые знания; находить

ответы на вопросы,

используя свой

жизненный опыт и

информацию полученную

на уроке

Коммуникативные

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и слышать

партнера

Личностные

Сформировать:

уважительное отношение

к культуре и искусству

своей страны, целостное

мировоззрение,

коммуникативную

компетентность в

общении со

сверстниками,

потребность в

самостоятельной

практической творческой

деятельности, уметь

проводить самооценку

Уметь сравнивать, оценивать

форму, декор посуды с росписью,

осуществлять собственный

художественный замысел,

связанные созданием

выразительной формы в опоре на

народные традиции; осваивать

характерные для промысла

основные элементы народного

орнамента, узора и особенности

цветового решения

*Название

этапа урока

Задача,

которая

должна быть

решена (в

рамках

достижения

планируемых

результатов

урока)

Формы

организации

деятельности

учащихся

Средства

обучения

Действия учителя по

организации деятельности

учащихся

Действия

учащихся

(предметные,

познавательные,

регулятивные)

Результат

взаимодействия

учителя и

учащихся по

достижению

планируемых

результатов урока

Диагностика

достижения

планируемых

результатов урока

1

Мотивация к

учебной

Вызов

интереса,

Фронтальная

форма работы

Беседа

Создает условия для

возникновения у учеников

Приветствуют

Настрой на урок,

участвуют в

Правильное

выражение

своих

деятельности

(1-2 мин.)

создание

позитивной и

раскрепощённ

ой

психологическо

й обстановки в

классе

внутренней потребности

включения в учебную

деятельность.

Ученики, внимание

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок!

Проверка готовности

учащихся к уроку

Беседа:

В холодные зимние вечера,

мы любим согреваться

горячим чаем! Конечно же,

пьем чай со своей любимой

чашки. Которая имеет

различные, красивые

украшения.

Послушайте загадку:

Вот и зимняя пора

На дворе трещит ...

(Не жара, а мороз)

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

учителя,

организуют свое

рабочее место,

демонстрируют

готовность к

уроку, повторяют

основные шаги

учебной

деятельности.

Регулятивные:

Выполняет

оценку/самооцен

ку готовности по

критериям:

-правильность

выбора учебных

принадлежносте

й,

-правильность и

аккуратность

расположения

предметов на

парте,

самостоятельнос

ть подготовки.

Контроль за

правильностью

отгадывания

загадок.

Личностные:

самоопределение

диалоге.

Проверяют свое

рабочее место

на наличие

необходимых

учебных

принадлежносте

й.

Планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

мыслей в речи и

настрой на учебную

деятельность,

создающий

благоприятную

рабочую атмосферу

урока.

На стекле моём ...(узор)

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные

недостатки. Организует

постановку темы урока.

Предлагает выполнить

пробное действие.

Фиксирует индивидуальное

затруднение.

Мы с вами уже знакомы с

узорами. Давайте

вспомним, что же такое

узор?

Узор – это построение на

ритмичном чередовании

изображаемых мотивов.

(ответ детей)

Какие узоры мы знаем?

Растительный узор

(показываю картинку),

геометрический узор

(показываю картинку)

А где мы встречаемся с

узорами?

Узоры бывают на посуде, на

одежде….(ответы детей)

На платье у мамы, на

платочках, на посуде из

целеполагание:

Постановка

учебной задачи.

2

Актуализация

знаний и

фиксация

индивидуальн

ого

затруднения в

пробном

действии

(5-7 мин)

Организовать

актуализацию

изученных

способов

действий,

достаточных

для построения

нового знания,

фиксации

индивидуальн

ых

затруднений в

выполнении

учащимися

пробного

учебного

действия или в

его

обосновании.

Опрос,

фронтальная

работа

Работа по

иллюстрация

м

« Узоры»

Рассматривают,

сравнивают и

анализируют

картинки.

Формулируют

тему урока.

Познавательные -

логические -

анализ и

сравнение

объектов с целью

выделения

признаков.

Коммуникативны

е – инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации.

Участвуют в

диалоге, строят

высказывания

доступные для

понимания

одноклассников.

Фиксируют

затруднения.

Правильное

выражение своих

предположений и

мыслей об

иллюстрациях.

Умение слышать,

слушать и понимать

о чём говорит

учитель и

одноклассники.

Правильное

фиксирование

затруднения.

дерева (ответ детей)

А ну- ка, подскажите, а какая

посуда необходима для

церемонии чаепития?

Ответы детей ( сахарница,

молочник, блюдце,

заварник….)

Когда к вам приходят в гости

ваши родственники или

друзья, вы предлагаете им

пройти на кухню попить

чайку и ….

Загадка:

Ножек четыре

Шляпка одна

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(стол)

Мочили, колотили,

Рвали, крутили

Узор вышивали

И на стол клали.

(скатерть)

Открываю доску и ученики

видят три имитации столов

накрытых

скатертью( изображение на

ватмане)

Попробуем украсить

узорами нашу посуду для

чаепития, чтобы сделать

красивую сервировку

столов.

3

Выявление

индивидуальн

ых

затруднений в

реализации

нового знания

и умения.

(8-10мин)

Выявление и

фиксация во

внешней речи

причины

затруднения –

тех конкретных

знаний,

умений или

способностей,

которых

недостает для

решения

задачи урока.

Индивидуаль

ная форма

работы

Рисование

узора на

шаблоне

Активизирует знания

учащихся. Создаёт

проблемную ситуацию.

А как мы это будем делать?

(затруднение)

Пробное действие:

Сейчас мы с вами

попробуем сделать узоры

на шаблонах.

Перед вами лежат шаблоны

блюдца, чашки, сахарницы…,

выберете любой предмет

посуды, который вам

нравится, возьмите в руки

простой карандаш, и

попробуйте выполнить

узоры (дети выполняют

пробное действие),

Выявляют место

затруднения.

Познавательные-

постановка и

формулирование

проблемы.

Личностные-

умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли.

Анализ

высказывания и

выделения причины

затруднения.

Поднимите, пожалуйста,

вашу работу. (Разбираем

ошибки)

Молодцы! У всех у вас очень

интересные и

разнообразные узоры.

А теперь немного отдохнём:

4

Динамическая

пауза

(2-3 мин)

Снять

умственное и

физическое

напряжение.

Фронтальная

форма работы

Упражнение

«Зарядка»

Организует выполнение

действий Физкультминутка:

Мы орнамент составляли, И

немножечко устали:

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

(На первые две

строчки дети

хлопают в

ладоши, а потом

жестами

показывают те

действия, о

которых

говорится в

рифмовке.)

Отдыхают,

расслабляются,

снимают

умственное

и

физическое

напряжение.

Настраиваются

на новые виды

учебной

деятельности.

Оценивание

активности участия в

выполнении

действий.

5

Самостоятель

ная работа с

самопроверко

й

(15-20мин)

Определять

цель

учебной

деятельности

с

помощью

учителя.

Планировать

учебную

Индивидуаль

ная и

фронтальная

формы

работы

Работа на

шаблоне

Организует деятельность по

применению новых знаний.

Выполнение учащимися

самостоятельной работы на

новое знание,

самопроверку по эталону,

самооценку,

Выполняют

самостоятельную

работу.

Осуществляют

самопроверку,

пошагово

сравнивая с

Регулятивные -

контроль,

коррекция,

выделение и

осознание того,

что уже усвоено и

что ещё подлежит

усвоению,

Наблюдение

за

индивидуальной

работой

и

позицией

учащихся.

Фиксация

Результатов.

деятельность

в

соответствии

с

поставленной

целью для

выхода из

затруднения

.

выявление места и причины

затруднений, работу над

ошибками.

Творческая деятельность

детей

Теперь вам необходимо,

перенести свой узор на

основную посуду и

выполнить его в цвете (в

ходе самостоятельной

работы детей, прохожу по

рядам помогаю отстающим,

даю советы)

Сравнение с эталоном.

Молодцы закончили

роспись выбранной вами

посуды, давайте сравним их

с эталоном, (переворачиваю

доску с готовыми образцами

чайного сервиза)

Наши столики накрытые

скатертью уже ждут своей

сервировки , давайте начнем

расставлять посуду на ваши

столики:

1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

(приклеиваем к столикам

готовую расписную посуду)

эталоном.

осознание

качества и уровня

усвоения.

Личностные -

самоопределение

.

Познавательные –

умение

структурировать

знания, выбор

наиболее

эффективных

способов решения

задания.

6

Первичное

Поиск

Фронтальная

Обсуждение.

Организует усвоение

Регулятивные -

Находят и

Наблюдение за

закрепление

во внешней

речи

(2-3 мин)

способов

разрешения

проблемы,

выбор

оптимальных

действий,

планирование

работы,

выработка

стратегии

формы

работы

учениками нового способа

действий с проговариванием

во внешней речи.

Устанавливает осознанность

восприятия, первичное

обобщение.

Давайте рассмотрим, каких

узоров у нас получилось

больше?

Ответ детей (растительных)

А кто- то использовал

геометрический?

Ответ детей: (очень мало,

некоторые совмещали два

узора).

Ребята, а как вы думаете,

почему многие выбрали

растительный?

Ответ детей: (красивее,

празднично, ярко и

подходит по композиции)

контроль, оценка,

коррекция;

Познавательные

– умение

структурировать

знания, выбор

наиболее

эффективных

способов

решения задания,

умение

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание,

рефлексия

способов и

условий действия

проговаривают в

речи наиболее

эффективные

узоры для данной

работы.

умением учащихся

управлять своей

учебной

деятельностью

7

Рефлексия

деятельности

на уроке

(2-3 мин)

Применять

полученные

знания,

делать

выводы

о

результатах

учебной

деятельности.

Прогнозирова

ть

дальнейшие

действия

по

Индивидуаль

ная

Игра

«Вышивка

скатерти»

Организует рефлексию и

самооценку учениками

собственной учебной

деятельности.

Итог урока. Рефлексия

Посмотрите, какая красивая

сервировка получилась на

наших столиках, но скатерти

остались белоснежными и

на них нет вышивки…

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

деятельности,

соотносят цель и

результаты,

степень их

соответствия.

Коммуникативные

- умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли.

Познавательные –

рефлексия

способов и

Подведение итогов о

выводе

учащихся

своей

учебной

деятельности.

Анализ

оценивания

учащимися

своей

деятельности,

а

также высказывания

об

успешном/неспешно

м достижении целей

решению

учебной

задачи.

Организация

объяснения и

записи

домашнего

задания.

Я вам предлагаю их также

украсить разноцветными

горошинами и чья скатерть

будет иметь больше

горошин, значит этот ряд

справился более удачно.

На партах у вас лежат

разноцветные магнитики, вы

прикрепляете их на скатерти

только ваших соперников.

Вы отдаете свой голос, за

скатерть сервировочного

столика, который вам

больше всех понравилась.

И так, пожалуйста, 3 ряд (за

1 и 2 столик).

2 ряд (за 1 и 3 столик)

1 ряд (за 2 и 3 столик)

На всех белоснежных

скатертях появились

разноцветные горошины-

вышивки, а значит, что все

столики готовы пригласить

друзей на веселое и горячее

чаепитие.

Спасибо вам за урок!

условий действия,

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности.

Личностные -

смыслообразован

ие, самооценка.

и

планируемых

результатов урока.



В раздел образования