Напоминание

Развитие лексических навыков обучающихся 5 класса на основе песенного материала


Автор: Самсонова Наталья Егоровна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) имени В. А. Босикова»
Населённый пункт: г Якутск РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие лексических навыков обучающихся 5 класса на основе песенного материала
Раздел: среднее образование





Назад




Самсонова Наталья Егоровна

учительница иностранного языка

ГБОУ ВО «Высшая школа музыки РС (Я)(институт) им.В.А.Босикова»

Развитие лексических навыков обучающихся 5 класса на основе

песенного материала

Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование

коммуникативной компетенции – это важнейшие задачи современной

школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ,

заложенных в общеобразовательной школе. При этом возрастает роль

предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает

новая система оценки достижения планируемых результатов обучающихся.

Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию

обучения иностранному языку.

Одной из важнейших причин слаборазвитой коммуникативной

способности обучающихся является дефицит словарного (лексического)

запаса. Для расширения лексического запаса и лингвистического кругозора

целесообразно использовать на уроках английского языка эффективные

методы. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства

и эмоции обучающихся является песня, представляющая собой сильнейший

психический побудитель.

Передовые мыслители и педагоги прошлого постоянно заботились о том,

чтобы пение занимало определенное место в обучении подрастающего

поколения. Несомненно, пение может оказать неоценимую помощь и при

обучении

английскому

языку,

вызывая

у

обучающихся

всплеск

эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку.

Без владения лексикой невозможно ни понимать речь других людей, ни

выражать собственные мысли. Поэтому лексика занимает особое место в

системе обучения языку.

Язык – особый организм, находящийся в

постоянном процессе становления и формирования. Одним из значительных

способов развития иноязычных навыков выступает пополнение словарного

состава новыми лексическими единицами. Состав лексики английского языка

меняется с течением времени. Вокабуляр современного английского языка

представляет собой сложное сочетание различных элементов, которые

наслаивались друг на друга на протяжении истории языка и вступали в

различные взаимоотношения между собой. Ведущим процессом в развитии

словарного состава на всех этапах было словообразование. Однако ни один

язык не обходится только собственными лексическими средствами. Важным

источником

пополнения

английского

вокабуляра

также

выступает

заимствование иноязычной лексики как способа номинации новых явлений и

замены существующих наименований.

Обучение лексике, как правило, является поэтапным. К основным этапам

работы над лексикой относятся:

- ознакомление с новым материалом (оно включает в себя работу над формой

слова, в частности над его произношением);

-первичное

его

закрепление

(содержит

определенное

количество

упражнений);

- развитие умений и навыков использования лексики в различных видах

речевой деятельности (говорение и аудирование).

Конечной целью овладения лексическими средствами общения является

формирование лексического навыка. Существуют различные приемы и

методы формирования лексических навыков, в том числе песенный материал.

Песня как один из видов речевого общения является средством более

прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает

новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в

новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.

Песенный материал способствует реализации культурологического

компонента обучения; воздействует на эмоциональную и мотивационную

сферу

личности;

помогает

формированию

и

совершенствованию

слухопроизносительных, интонационных и лексико-грамматических навыков

и умений, предусмотренных программой. На основе песенного материала мы

провели разнообразную работу по формированию и совершенствованию

лексических навыков, говорения, которую сочетали с традиционными

формами работы на уроке английского языка в 5 классе.

В связи с этим для развития лексических навыков мы разработали

комплекс песенного материала. Комплекс заданий по развитию лексических

навыков посредством песенного материала состоит из 6 действий (операции):

1) ввести слова в долговременную память обучающихся;

2) вызвать их в случае необходимости, актуализировать их;

3) побуждать

к

включению

слова

в

речевую

цепь

с

учетом

его

парадигматического и синтагматического аспектов;

4) автоматизированность выполнения действий;

5) использование песни как средство яркого эмоционального воздействия.

6) использование эффективных приемов для самостоятельной работы над

словом в целях его осмысления.

Основой построения комплекса обучающего материала служат

английские, канадские песни разных жанров. Песня создает образ и прочные

ассоциации, облегчающие запоминание и понимание текста. К тому же песня

является хорошей базой для восприятия строя английского языка.

В комплекс включены народные песни (лирические, шуточные,

танцевальные, рождественские и т.д.), песни на стихи извесных поэтов (Р.

Бернса, Т. Мура), «авторские» песни («Биттлз»), а также песни из

кинофильмов, получившие широкое призвание. В этих песнях отражаются

история и культура страны, разные стороны ее жизни. Их любят, помнят и

охотно поют и в наши дни. Песни отбирались так, чтобы их тексты отражали

самые разные лексические и грамматические явления английского языка.

Выбирались песни мелодичные, а мелодии – выразительные и не слишком

трудные для исполнения.

Лексика песен без дополнительной работы не переходит в активный запас

слов обучающихся. Для этого данную лексику необходимо закреплять

в

специальных

упражнениях,

специально

созданных

ситуациях

и

упражнениях вне контекста песни. Разучивание песен содействуют развитию

речи в целом, увеличению словарного запаса, улучшению произношения,

повышению активности на уроке английского языка.

Таким образом, если лексические задания увлекательны и интересны, то

они

хорошо

запоминаются;

изучаемый

материал

«приклеивается»

и

у

обучающихся

появляется

чувство

определенного

достижения,

развивающее мотивацию к дальнейшему обучению.

Прежде чем обучающиеся начнут говорить и общаться на английском

языке, им необходимо усвоить основные лексические единицы языка. Песня

является одним из эффективных приемов обучения, использование которого

делает иностранный язык любимым предметом. Песни должны быть

интересными,

несложными,

способствовать

накоплению

иноязычного

материала и закреплению ранее полученных знаний.

Итак, использование данного приема в процессе обучения позволяет

расширить методическую базу работы с иноязычными лексическими

единицами, полнее использовать новые лексические единицы в процессе

общения как важнейшего средства обучения видам речевой деятельности,

также расширению лексического словарного запаса у обучающихся.

Практический опыт показывает, что применение песен на уроке

английского языка приводит к повышению уровня умственной активности,

уровня мотивации, формированию образного мышления и воображения. К

повышению

успеваемости,

развитию

познавательных

интересов

и

лексических навыков.

В заключении следует еще раз отметить необходимость использования

песенного материала на занятиях по английскому языку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Т.В., Педагогическая система формирования познавательной

самостоятельности у школьников как средство актуализации знаний:

Дис.канд.пед.наук. Саратов, 2010. – 243 с.

2. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников

при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. -

№4. – С.17-21.

3. Голубев, А.П., Смирнова, И.Б. Песня в курсе английского языка: Тексты,

переводы, упражнения, ноты: учебное пособие. – М.: Издательский центр

«Академия», 2003. – 304 с.



В раздел образования