Автор: Ситнёва Наталья Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №80
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»
Раздел: дошкольное образование
«Адаптация детей раннего возраста
к детскому саду посредством малых
фольклорных форм»
2
Содержание
1.
Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ. Актуальность .............................. 2
2.
Создание комфортной адаптационной среды в группе ............................................. 4
3.
Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников… ............................. 6
4.
Взаимодействие с узкими специалистами, как одно из условий комфортного
пребывания детей в ДОУ. ................................................................................................. 7
Заключение. Результативность… ..................................................................................... 9
Список литературы… ...................................................................................................... 10
Приложения
3
1.
Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ
Актуальность
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время.
Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих
детей они отдают в детский сад с раннего возраста.
Адаптация
детей
раннего
возраста
к
условиям
общественного
воспитания
рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-
Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность
процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех
вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, к новой среде. А для
ребенка детский сад является той новой и неизведанной территорией. Доказано, что
ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с
«чужими людьми» в детском саду.
Наше
дошкольное
учреждение
посещают
не
совсем
обычные
дети.
Наши
воспитанники – это дети с туберкулезной интоксикацией. Этот диагноз характеризуется
стойкими функциональными расстройствами со стороны различных систем организма. У
детей
наблюдается
повышенная
раздражительность,
утомляемость,
нарушение
сна,
ухудшение аппетита, снижение массы тела. Поэтому для таких детей проблема адаптации
является более острой, чем для абсолютно здорового ребенка. Если ребенок будет много
и часто плакать, переживать - это ухудшит его физическое и психическое состояние.
В
последнее
время
все
более
популярной
становится
модель
адаптивного
образовательного
учреждения,
разработанная
московским
педагогом
Евгением
Ямбургом. Ее суть - адаптация дошкольного учреждения к возможностям и потребностям
ребенка. Следуя этой модели, не ребенок адаптируется к детскому саду, а детский сад
должен быть адаптивным к детям с любыми образовательными потребностями. Как
результат - разноуровневая система воспитания и образования, дающая возможность
каждому воспитаннику реализоваться.
С
введением
Федерального
Государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования,
адаптивный детский сад стал
универсальной
средой
для
реализации
требований
стандарта
к
условиям
пребывания
ребенка
в
дошкольном
образовательном учреждении. Образовательная среда детского сада, выстроенная по
адаптивной модели, с первых минут вхождения ребенка в группу, позволяет обеспечить
индивидуальный подход к ребенку с учетом его особенностей.
4
Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей младшего
дошкольного возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение
ситуации по адаптации детей, мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее
эффективным способом успокоения ребенка. Кроме того, наблюдая за работой других
воспитателей в детском саду, беседуя со старшим воспитателем, анализируя работу
педагогов в других детских садах, мы выяснили, что в совместной деятельности взрослого
и ребенка фольклорный жанр стал звучать реже.
Возраст родителей моих воспитанников составляет от 20 до 28 лет. Это родители
современного
мира
–
мира
«айпадов»,
«айфонов»
и
других
суперсовременных
технологий. К сожалению, в этом мире мало места для колыбельных перед сном,
«гулечек», потешек и пестушек. Родители и дети увлечены компьютером, телевизором,
где чаще показывают зарубежные мультфильмы, сказки. Из-за этого мало кто знаком с
исконно русскими героями, традициями, культурным наследием нашей страны.
Фольклор является важной составляющей детской субкультуры. В понятие
«детский
фольклор»
входят
все
виды
устных
произведений,
созданные
взрослыми
специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное
творчество самих детей [5].
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.
Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений
детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же
началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы
являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Василий
Александрович
Сухомлинский
считал,
что
сказки,
песенки,
потешки,
являются
незаменимым
средством
пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким
образом,
педагоги
и
психологи
прошлого
считают фольклор одним
из
действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические
возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает
чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую
роль в нравственном развитии.
Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами,
а правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные
эмоции,
пробудить
чувство
симпатии
к
пока
ещё
чужому
для
него
человеку.
Прослушивание позитивно - эмоционального исполнения фольклорных форм
5
помогает малышу отвлечься и успокоиться. А превращение детских потешек и пестушек в
игру создаёт условия для комфортного пребывания детей младшего дошкольного возраста
в детском саду. Именно поэтому мы решили использовать фольклор в своей работе с
детьми.
Цель – обеспечение позитивного настроя в адаптационный период средствами
фольклора.
Задачи:
1.
Создание комфортной адаптационной среды в группе.
2.
Включение родителей в систему работы по успешной адаптации детей.
3.
Организация совместной деятельности с детьми и узкими специалистами в условиях
адаптации.
2.
Создание комфортной адаптационной среды в группе
Для успешной адаптации ребенка в детском саду важную роль играет развивающая
предметно – пространственная среда.
Вопрос организации предметно-развивающей среды группы на сегодняшний день
стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Она должна быть: содержательно
–
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
Кроме того, должны учитываться интересы,
потребности и возможности
воспитанников.
Исходя из этого, и в подержании своей идеи – «Фольклорная игра, как средство
успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду», предметно-
пространственная
среда
постоянно
совершенствуется,
создаются
условия:
для
психологического комфорта малышей:
-
фольклорный центр с разными видами театров;
-
атрибуты для ряженья (маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в разных
героев);
-
книжный уголок, содержащий книги фольклорного содержания с яркими
иллюстрациями;
-
дидактические
игры,
помогающие
детям
самостоятельно
воспроизвести
доступную возрасту пестушку, загадку, потешку, народную песенку;
-
картотека народных игр.
Кроме этого элементы детского фольклора присутствуют в традиционных центрах
развития дошкольников: в спортивном уголке (платочки, мешочки с «орешками»); в
6
познавательно-экспериментальном уголке (детские ведёрки); в сенсорном уголке (цветные
резиновые игрушки – сказочные герои); в центре сюжетно-ролевых игр (детская игровая
посуда
с
народной
росписью);
в
уголке
природы
(шишки,
жёлуди,
картинки
диких
животных, макеты «Деревня», «Лесная полянка»).
Все
игровые
атрибуты,
предметы
детской
мебели,
мягкие
модули
легко
трансформируются
в
зависимости
от
образовательной
ситуации,
в
том
числе
от
меняющихся интересов и возможностей детей, эстетичные, безопасные, доступные для
детей,
стимулируют
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую
активность детей, способствуют поддержанию позитивного психологического настроя.
Главной составляющей образовательной среды являются знания, умения, навыки
самого
педагога.
Поэтому
мы
находимся
в
постоянном
состоянии
самообразования.
Собираем, коллекционируем старинные и современные формы детского фольклора. Все
режимные и не режимные моменты в ДОУ сопровождаются художественным словом
взрослого.
Фольклор
мы
используем
в
разных
видах
деятельности:
в
образовательной
деятельности, которая происходит в течении всего дня, в наблюдениях, в подвижных,
хороводных играх, в играх на развитие мелкой моторики (самомассаж, игры с пальчиками,
хлопки и др., в театрализованной деятельности (Приложение 1).
Утром малышей я встречаю потешками, которые помогают установить с ними
контакт,
вызвать
положительные
эмоции,
симпатию
к
воспитателю.
Так
как
многие
народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.
«Кто у нас хороший,
«Не плач детка, прискачет белка
Кто у нас пригожий?
Принесет орешки, тебе для потешки!»
Димочка хороший! Ванечка пригожий!»
Ласковые слова потешек волшебно действуют на детей сами по себе, а если их
произносить ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне. И вот мои малыши
уже смеются и играют.
Во время умывания потешки и попевки учат моих детей не бояться воды, прививают
детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай, лады, лады, лады
«Кран, откройся
Не боимся мы воды…».
Нос умойся…».
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
«Ай ту-ту-ту-ту
Ешь кашку сладеньку…».
Не вари кашу круту…».
7
Проговариваю или пою огромное количество потешек и попевок при укладывании
детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни дитя Ванюшенька…».
Используя фольклорные игры, я развиваю двигательную активность детей:
«Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…».
Широко применяю на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в
окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить» и др.
Наполнение
потешек
игровым
содержанием
является
самым
эффективным
средством для погружения малышей в ауру комфорта и психологического равновесия.
Игры в «Кота на тележке», в «Ванечку на печке», поход на ярмарку «За баранками для
Дуни», купание «Уточки-потуточки», а заодно и умывание «личика» и «глазок» приводит
маленьких воспитанников в восторг, наполняет их чувством радости и покоя, пробуждает
доверие к педагогу. Постепенно из «пока чужого человека» я превращаюсь в «Машу
Васильевну», или даже в «Маму». Это самый важный показатель эффективности нашего
труда.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в
дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому,
с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям, а колыбельные песни, попевки
вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым
терапевтическое воздействие.
С этой целью мною была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок»,
в котором живут: потешки, пестушки, попевки, игры, заклички необходимы мне для работы
с детьми (Приложение 2).
3.
Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников
Семьи воспитанников являются основным институтом социализации ребёнка и они
имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи (Закон об образовании ст.64 п.3). В одиночестве наша работа не
была бы такой плодотворной. Здесь мы не случайно употребляем слово «семья», а не просто
«родители». «Семья» в данном случае – это не только мама, папа, братишки и сестрёнки,
но старшее её поколение: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Именно они в
настоящее время остаются, чуть ли не единственными
носителями традиций народной
детской культуры, детского фольклора. Мы с готовностью проводим беседы с родителями
детей, которые еще не посещают детский сад, а только готовятся, приглашаем их с детьми
на прогулки. Это способствует более легкому протеканию периода адаптации.
8
В
настоящее
время
особой
популярностью,
как
у
педагогов,
так
и
у
семей,
пользуются
нетрадиционные
формы
взаимодействия
и
сотрудничества
с
семьями.
Взаимодействие
здесь мы
рассматриваем
как форму
«Родительского
педагогического
всеобуча»; сотрудничество - как совместную творческую деятельность.
В группе действует рубрика «Учим вместе», в неё вошли потешки, пестушки,
колыбельные,
которые
родители
могут
повторять
и
использовать
дома.
Проводим
семинары – практикумы на разные темы по проблемам адаптации детей к детскому саду, в
том числе по ознакомлению семей с разными видами фольклорных детских игр. «Играем
вместе» - практико-ориентированный семинар, где родители находились в роли ребенка. На
мастер-классе мы мастерили игрушки из природного материала для театрального уголка.
Семьи малышей с большим интересом принимают участие в акциях «Детский сад
для взрослых - суббота для родителей». Им предоставляется возможность окунуться в
детский мир, более подробно познакомиться с развивающей средой группы, узнать, чем
живут
дети,
как
изменилась
деятельность
детского
сада
с
появлением
стандарта
дошкольного образования.
В моей
группе младшего
дошкольного возраста
родители
прожили минутки вхождения в день, игровую деятельность, познакомились с фольклором,
который мы используем при организации режимных моментов: умывания, мотивации к
завтраку, организации прогулки. Вся совместная деятельность сопровождалась устным
народным творчеством.
Совместные
мероприятия
способствовали
установлению
доверительных
отношений с родителями, и, что особенно радует - с бабушками и дедушками. Ведь бывают
семьи, где именно бабушки являются «Главами» семей. Такие формы взаимодействия и
сотрудничества оказывают положительное влияние на протекание адаптации.
4.
Взаимодействие с узкими специалистами, как одно из условий
комфортного пребывания детей в ДОУ
У детей младшего возраста есть неподдельный интерес к музыке, желание ее
слушать,
эмоционально
на нее откликаться,
поэтому в
детском
саду
была
создана
творческая
группа,
в
которую
вошли
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физической
культуре,
логопед.
Благодаря
тесному
сотрудничеству
с
музыкальным
руководителем
фольклорные
игры
приобрели
новый
оттенок.
Музыкальный
руководитель помогает мне подобрать такой репертуар, где есть гармоническое
9
соединение движений и рифмованной речи. Все это впоследствии трансформируется в
умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода.
«Ладушки - ладушки, испекли оладушки,
На окно поставили - остывать оставили.
Остынут - поедим и воробушкам дадим.
Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.
На головку (имя малыша) сели».
Фольклорные
музыкальные
игры
не
только
повышают
у
детей
настроение,
вызывают интерес и желание играть, петь, плясать, но и отвлекают детей от переживаний.
В адаптационный период мы
столкнулись с
проблемой организации занятий
физической культурой, как специально организованной образовательной деятельностью
с детьми первой младшей группы. Это и быстрая отвлекаемость, и, отказ от выполнения
каких либо заданий. Идею внедрить фольклорные игры, сказку, сюжет на занятиях
физкультурой
нам
помог
инструктор
по
ФИЗО.
Дети
с
удовольствием
подражают
знакомым
героям:
«зайке
–
попрыгайке»,
«лягушке
–
поскакушке».
Большая
заинтересованность
детей,
психологическая
расположенность
к
подражательной
деятельности, желание
узнать, что же будет дальше,
стать не
только посторонним
зрителем, а участником сказки или путешествия, - все это при грамотной организации
деятельности позволяет увеличить моторную плотность занятия физической культурой,
удовлетворить
потребность
ребенка
в
движении.
Здесь
решается
еще
одна
образовательная задача – речевая: обыгрывание сказки, потешки, которая вызывает у
детей
положительные
воспоминания,
воспринимается
с
радостью.
Дети
пытаются
повторить знакомые слова и фразы, в результате – быстрее научаются говорить. Кроме
физического
развития
дети
приобщаются
к
народной
культуре.
Сюжетныезанятия
физкультурой позволили безболезненно пройти период адаптации, дети с удовольствием
идут в детский сад, каждое встреча с физкультурой становится маленьким праздником.
Также у нас идет активное взаимодействие с логопедом. С детьми проводятся
логоритмические занятия, на которых используются такие виды деятельности, как устное
народное
творчество,
песенное
творчество,
танцевальное
творчество,
игра
на
музыкальных инструментах, театрально-игровой фольклор.
10
Заключение. Результативность
В
период
адаптации
мы,
совместно
с
медицинским
работником,
тщательно
наблюдаем за детьми. Это основной способ диагностирования эмоционального состояния
детей в этом возрасте. Оцениваем сон, аппетит, эмоциональное состояние, уровень и формы
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В этом году результаты порадовали. Несмотря на сложные медицинские диагнозы
поступивших детей, уже в декабре 2014 года мы отметили легкую степень адаптации у 70%
детей. Период адаптации длился от 7 до 14 дней, у детей быстро установилось устойчивое
эмоциональное
состояние,
адекватное
поведение,
они
легко
вступали
в
контакт
со
сверстниками и взрослыми, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и
хороший аппетит.
Средняя степень адаптации была у 18% детей. Тяжелая степень адаптации - 11% (3
детей). У этих детей отмечались плаксивость, снижение аппетита, нарушение сна, тяжелое
расставание
с
мамой,
плохо вступали
в
контакт. В сравнении с
предыдущим годом
показатель улучшился на 8%.
По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы
доброжелательности, взаимопонимания, комфорта. Жизнь в группе стала еще интересней,
насыщенней, запоминающейся. Дошколята - малыши полюбили свой детский сад, свою
группу.
Хорошее
настроение,
позитивные
эмоции
сыграли
положительную
роль
в
повышении иммунитета, в результате чего дети стали меньше болеть, легче привыкли к
новым условиям.
В перспективе мы видим возможность интеграции фольклорной игры и детской
фольклорной литературы в работу по формированию общих основ здорового образа жизни
детей младшего и среднего дошкольного возраста.
11
Список литературы
1.
Алямовкая В. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 1999. – 144с.
2.
Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель,
2006. – 236 с.
3.
Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 320 с.
4.
Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и
родителей/Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 336 с.
5.
Кокуева
Л.В.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников
на
культурных
традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИКИ, 2005. – 144 с.
6.
Тимофеева
Л.Л.,
Королева
Н.И.,
Деркунская
В.А.
Повышение
профессиональной
компетентности
педагога
дошкольного
образования.
Выпуск 4.
Учебно-методическое
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 112 с.
7.
Шуть Н.Н. Волшебные ключи игромастера. – Спб.: Образовательные проекты; М.:
Обруч, 2013. – 176 с.
12