Напоминание

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»


Автор: Ситнёва Наталья Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №80
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Адаптация детей раннего возраста

к детскому саду посредством малых

фольклорных форм»

2

Содержание

1.

Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ. Актуальность .............................. 2

2.

Создание комфортной адаптационной среды в группе ............................................. 4

3.

Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников… ............................. 6

4.

Взаимодействие с узкими специалистами, как одно из условий комфортного

пребывания детей в ДОУ. ................................................................................................. 7

Заключение. Результативность… ..................................................................................... 9

Список литературы… ...................................................................................................... 10

Приложения

3

1.

Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ

Актуальность

Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время.

Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих

детей они отдают в детский сад с раннего возраста.

Адаптация

детей

раннего

возраста

к

условиям

общественного

воспитания

рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-

Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность

процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех

вопросов всестороннего развития личности ребенка.

Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, к новой среде. А для

ребенка детский сад является той новой и неизведанной территорией. Доказано, что

ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с

«чужими людьми» в детском саду.

Наше

дошкольное

учреждение

посещают

не

совсем

обычные

дети.

Наши

воспитанники – это дети с туберкулезной интоксикацией. Этот диагноз характеризуется

стойкими функциональными расстройствами со стороны различных систем организма. У

детей

наблюдается

повышенная

раздражительность,

утомляемость,

нарушение

сна,

ухудшение аппетита, снижение массы тела. Поэтому для таких детей проблема адаптации

является более острой, чем для абсолютно здорового ребенка. Если ребенок будет много

и часто плакать, переживать - это ухудшит его физическое и психическое состояние.

В

последнее

время

все

более

популярной

становится

модель

адаптивного

образовательного

учреждения,

разработанная

московским

педагогом

Евгением

Ямбургом. Ее суть - адаптация дошкольного учреждения к возможностям и потребностям

ребенка. Следуя этой модели, не ребенок адаптируется к детскому саду, а детский сад

должен быть адаптивным к детям с любыми образовательными потребностями. Как

результат - разноуровневая система воспитания и образования, дающая возможность

каждому воспитаннику реализоваться.

С

введением

Федерального

Государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования,

адаптивный детский сад стал

универсальной

средой

для

реализации

требований

стандарта

к

условиям

пребывания

ребенка

в

дошкольном

образовательном учреждении. Образовательная среда детского сада, выстроенная по

адаптивной модели, с первых минут вхождения ребенка в группу, позволяет обеспечить

индивидуальный подход к ребенку с учетом его особенностей.

4

Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей младшего

дошкольного возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение

ситуации по адаптации детей, мы пришли к выводу, что фольклор является наиболее

эффективным способом успокоения ребенка. Кроме того, наблюдая за работой других

воспитателей в детском саду, беседуя со старшим воспитателем, анализируя работу

педагогов в других детских садах, мы выяснили, что в совместной деятельности взрослого

и ребенка фольклорный жанр стал звучать реже.

Возраст родителей моих воспитанников составляет от 20 до 28 лет. Это родители

современного

мира

мира

«айпадов»,

«айфонов»

и

других

суперсовременных

технологий. К сожалению, в этом мире мало места для колыбельных перед сном,

«гулечек», потешек и пестушек. Родители и дети увлечены компьютером, телевизором,

где чаще показывают зарубежные мультфильмы, сказки. Из-за этого мало кто знаком с

исконно русскими героями, традициями, культурным наследием нашей страны.

Фольклор является важной составляющей детской субкультуры. В понятие

«детский

фольклор»

входят

все

виды

устных

произведений,

созданные

взрослыми

специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное

творчество самих детей [5].

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.

Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений

детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же

началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы

являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Василий

Александрович

Сухомлинский

считал,

что

сказки,

песенки,

потешки,

являются

незаменимым

средством

пробуждения

познавательной

активности,

самостоятельности, яркой индивидуальности.

Таким

образом,

педагоги

и

психологи

прошлого

считают фольклор одним

из

действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические

возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает

чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую

роль в нравственном развитии.

Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами,

а правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные

эмоции,

пробудить

чувство

симпатии

к

пока

ещё

чужому

для

него

человеку.

Прослушивание позитивно - эмоционального исполнения фольклорных форм

5

помогает малышу отвлечься и успокоиться. А превращение детских потешек и пестушек в

игру создаёт условия для комфортного пребывания детей младшего дошкольного возраста

в детском саду. Именно поэтому мы решили использовать фольклор в своей работе с

детьми.

Цель – обеспечение позитивного настроя в адаптационный период средствами

фольклора.

Задачи:

1.

Создание комфортной адаптационной среды в группе.

2.

Включение родителей в систему работы по успешной адаптации детей.

3.

Организация совместной деятельности с детьми и узкими специалистами в условиях

адаптации.

2.

Создание комфортной адаптационной среды в группе

Для успешной адаптации ребенка в детском саду важную роль играет развивающая

предметно – пространственная среда.

Вопрос организации предметно-развивающей среды группы на сегодняшний день

стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования. Она должна быть: содержательно

насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной,

безопасной.

Кроме того, должны учитываться интересы,

потребности и возможности

воспитанников.

Исходя из этого, и в подержании своей идеи – «Фольклорная игра, как средство

успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду», предметно-

пространственная

среда

постоянно

совершенствуется,

создаются

условия:

для

психологического комфорта малышей:

-

фольклорный центр с разными видами театров;

-

атрибуты для ряженья (маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в разных

героев);

-

книжный уголок, содержащий книги фольклорного содержания с яркими

иллюстрациями;

-

дидактические

игры,

помогающие

детям

самостоятельно

воспроизвести

доступную возрасту пестушку, загадку, потешку, народную песенку;

-

картотека народных игр.

Кроме этого элементы детского фольклора присутствуют в традиционных центрах

развития дошкольников: в спортивном уголке (платочки, мешочки с «орешками»); в

6

познавательно-экспериментальном уголке (детские ведёрки); в сенсорном уголке (цветные

резиновые игрушки – сказочные герои); в центре сюжетно-ролевых игр (детская игровая

посуда

с

народной

росписью);

в

уголке

природы

(шишки,

жёлуди,

картинки

диких

животных, макеты «Деревня», «Лесная полянка»).

Все

игровые

атрибуты,

предметы

детской

мебели,

мягкие

модули

легко

трансформируются

в

зависимости

от

образовательной

ситуации,

в

том

числе

от

меняющихся интересов и возможностей детей, эстетичные, безопасные, доступные для

детей,

стимулируют

игровую,

двигательную,

познавательную

и

исследовательскую

активность детей, способствуют поддержанию позитивного психологического настроя.

Главной составляющей образовательной среды являются знания, умения, навыки

самого

педагога.

Поэтому

мы

находимся

в

постоянном

состоянии

самообразования.

Собираем, коллекционируем старинные и современные формы детского фольклора. Все

режимные и не режимные моменты в ДОУ сопровождаются художественным словом

взрослого.

Фольклор

мы

используем

в

разных

видах

деятельности:

в

образовательной

деятельности, которая происходит в течении всего дня, в наблюдениях, в подвижных,

хороводных играх, в играх на развитие мелкой моторики (самомассаж, игры с пальчиками,

хлопки и др., в театрализованной деятельности (Приложение 1).

Утром малышей я встречаю потешками, которые помогают установить с ними

контакт,

вызвать

положительные

эмоции,

симпатию

к

воспитателю.

Так

как

многие

народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.

«Кто у нас хороший,

«Не плач детка, прискачет белка

Кто у нас пригожий?

Принесет орешки, тебе для потешки!»

Димочка хороший! Ванечка пригожий!»

Ласковые слова потешек волшебно действуют на детей сами по себе, а если их

произносить ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне. И вот мои малыши

уже смеются и играют.

Во время умывания потешки и попевки учат моих детей не бояться воды, прививают

детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай, лады, лады, лады

«Кран, откройся

Не боимся мы воды…».

Нос умойся…».

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

«Ай ту-ту-ту-ту

Ешь кашку сладеньку…».

Не вари кашу круту…».

7

Проговариваю или пою огромное количество потешек и попевок при укладывании

детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни дитя Ванюшенька…».

Используя фольклорные игры, я развиваю двигательную активность детей:

«Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…».

Широко применяю на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в

окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить» и др.

Наполнение

потешек

игровым

содержанием

является

самым

эффективным

средством для погружения малышей в ауру комфорта и психологического равновесия.

Игры в «Кота на тележке», в «Ванечку на печке», поход на ярмарку «За баранками для

Дуни», купание «Уточки-потуточки», а заодно и умывание «личика» и «глазок» приводит

маленьких воспитанников в восторг, наполняет их чувством радости и покоя, пробуждает

доверие к педагогу. Постепенно из «пока чужого человека» я превращаюсь в «Машу

Васильевну», или даже в «Маму». Это самый важный показатель эффективности нашего

труда.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в

дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому,

с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям, а колыбельные песни, попевки

вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым

терапевтическое воздействие.

С этой целью мною была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок»,

в котором живут: потешки, пестушки, попевки, игры, заклички необходимы мне для работы

с детьми (Приложение 2).

3.

Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников

Семьи воспитанников являются основным институтом социализации ребёнка и они

имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и

консультативной помощи (Закон об образовании ст.64 п.3). В одиночестве наша работа не

была бы такой плодотворной. Здесь мы не случайно употребляем слово «семья», а не просто

«родители». «Семья» в данном случае – это не только мама, папа, братишки и сестрёнки,

но старшее её поколение: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Именно они в

настоящее время остаются, чуть ли не единственными

носителями традиций народной

детской культуры, детского фольклора. Мы с готовностью проводим беседы с родителями

детей, которые еще не посещают детский сад, а только готовятся, приглашаем их с детьми

на прогулки. Это способствует более легкому протеканию периода адаптации.

8

В

настоящее

время

особой

популярностью,

как

у

педагогов,

так

и

у

семей,

пользуются

нетрадиционные

формы

взаимодействия

и

сотрудничества

с

семьями.

Взаимодействие

здесь мы

рассматриваем

как форму

«Родительского

педагогического

всеобуча»; сотрудничество - как совместную творческую деятельность.

В группе действует рубрика «Учим вместе», в неё вошли потешки, пестушки,

колыбельные,

которые

родители

могут

повторять

и

использовать

дома.

Проводим

семинары – практикумы на разные темы по проблемам адаптации детей к детскому саду, в

том числе по ознакомлению семей с разными видами фольклорных детских игр. «Играем

вместе» - практико-ориентированный семинар, где родители находились в роли ребенка. На

мастер-классе мы мастерили игрушки из природного материала для театрального уголка.

Семьи малышей с большим интересом принимают участие в акциях «Детский сад

для взрослых - суббота для родителей». Им предоставляется возможность окунуться в

детский мир, более подробно познакомиться с развивающей средой группы, узнать, чем

живут

дети,

как

изменилась

деятельность

детского

сада

с

появлением

стандарта

дошкольного образования.

В моей

группе младшего

дошкольного возраста

родители

прожили минутки вхождения в день, игровую деятельность, познакомились с фольклором,

который мы используем при организации режимных моментов: умывания, мотивации к

завтраку, организации прогулки. Вся совместная деятельность сопровождалась устным

народным творчеством.

Совместные

мероприятия

способствовали

установлению

доверительных

отношений с родителями, и, что особенно радует - с бабушками и дедушками. Ведь бывают

семьи, где именно бабушки являются «Главами» семей. Такие формы взаимодействия и

сотрудничества оказывают положительное влияние на протекание адаптации.

4.

Взаимодействие с узкими специалистами, как одно из условий

комфортного пребывания детей в ДОУ

У детей младшего возраста есть неподдельный интерес к музыке, желание ее

слушать,

эмоционально

на нее откликаться,

поэтому в

детском

саду

была

создана

творческая

группа,

в

которую

вошли

музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физической

культуре,

логопед.

Благодаря

тесному

сотрудничеству

с

музыкальным

руководителем

фольклорные

игры

приобрели

новый

оттенок.

Музыкальный

руководитель помогает мне подобрать такой репертуар, где есть гармоническое

9

соединение движений и рифмованной речи. Все это впоследствии трансформируется в

умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода.

«Ладушки - ладушки, испекли оладушки,

На окно поставили - остывать оставили.

Остынут - поедим и воробушкам дадим.

Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.

На головку (имя малыша) сели».

Фольклорные

музыкальные

игры

не

только

повышают

у

детей

настроение,

вызывают интерес и желание играть, петь, плясать, но и отвлекают детей от переживаний.

В адаптационный период мы

столкнулись с

проблемой организации занятий

физической культурой, как специально организованной образовательной деятельностью

с детьми первой младшей группы. Это и быстрая отвлекаемость, и, отказ от выполнения

каких либо заданий. Идею внедрить фольклорные игры, сказку, сюжет на занятиях

физкультурой

нам

помог

инструктор

по

ФИЗО.

Дети

с

удовольствием

подражают

знакомым

героям:

«зайке

попрыгайке»,

«лягушке

поскакушке».

Большая

заинтересованность

детей,

психологическая

расположенность

к

подражательной

деятельности, желание

узнать, что же будет дальше,

стать не

только посторонним

зрителем, а участником сказки или путешествия, - все это при грамотной организации

деятельности позволяет увеличить моторную плотность занятия физической культурой,

удовлетворить

потребность

ребенка

в

движении.

Здесь

решается

еще

одна

образовательная задача – речевая: обыгрывание сказки, потешки, которая вызывает у

детей

положительные

воспоминания,

воспринимается

с

радостью.

Дети

пытаются

повторить знакомые слова и фразы, в результате – быстрее научаются говорить. Кроме

физического

развития

дети

приобщаются

к

народной

культуре.

Сюжетныезанятия

физкультурой позволили безболезненно пройти период адаптации, дети с удовольствием

идут в детский сад, каждое встреча с физкультурой становится маленьким праздником.

Также у нас идет активное взаимодействие с логопедом. С детьми проводятся

логоритмические занятия, на которых используются такие виды деятельности, как устное

народное

творчество,

песенное

творчество,

танцевальное

творчество,

игра

на

музыкальных инструментах, театрально-игровой фольклор.

10

Заключение. Результативность

В

период

адаптации

мы,

совместно

с

медицинским

работником,

тщательно

наблюдаем за детьми. Это основной способ диагностирования эмоционального состояния

детей в этом возрасте. Оцениваем сон, аппетит, эмоциональное состояние, уровень и формы

взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В этом году результаты порадовали. Несмотря на сложные медицинские диагнозы

поступивших детей, уже в декабре 2014 года мы отметили легкую степень адаптации у 70%

детей. Период адаптации длился от 7 до 14 дней, у детей быстро установилось устойчивое

эмоциональное

состояние,

адекватное

поведение,

они

легко

вступали

в

контакт

со

сверстниками и взрослыми, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и

хороший аппетит.

Средняя степень адаптации была у 18% детей. Тяжелая степень адаптации - 11% (3

детей). У этих детей отмечались плаксивость, снижение аппетита, нарушение сна, тяжелое

расставание

с

мамой,

плохо вступали

в

контакт. В сравнении с

предыдущим годом

показатель улучшился на 8%.

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы

доброжелательности, взаимопонимания, комфорта. Жизнь в группе стала еще интересней,

насыщенней, запоминающейся. Дошколята - малыши полюбили свой детский сад, свою

группу.

Хорошее

настроение,

позитивные

эмоции

сыграли

положительную

роль

в

повышении иммунитета, в результате чего дети стали меньше болеть, легче привыкли к

новым условиям.

В перспективе мы видим возможность интеграции фольклорной игры и детской

фольклорной литературы в работу по формированию общих основ здорового образа жизни

детей младшего и среднего дошкольного возраста.

11

Список литературы

1.

Алямовкая В. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 1999. – 144с.

2.

Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель,

2006. – 236 с.

3.

Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 320 с.

4.

Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и

родителей/Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 336 с.

5.

Кокуева

Л.В.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

на

культурных

традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИКИ, 2005. – 144 с.

6.

Тимофеева

Л.Л.,

Королева

Н.И.,

Деркунская

В.А.

Повышение

профессиональной

компетентности

педагога

дошкольного

образования.

Выпуск 4.

Учебно-методическое

пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 112 с.

7.

Шуть Н.Н. Волшебные ключи игромастера. – Спб.: Образовательные проекты; М.:

Обруч, 2013. – 176 с.

12



В раздел образования