Напоминание

Использование творческих заданий на уроках окружающего мира в начальной школе


Автор: Овчинникова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г.Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование творческих заданий на уроках окружающего мира в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование творческих заданий на уроках окружающего мира

Огромную роль в формировании познавательного интереса играют уроки окружающего

мира. На уроки окружающего мира в начальной школе приходится 2 часа в неделю.

Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками,

загадками, тайнами она притягивает ребёнка, большим интересом ребенок начинает

участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности.

(слайд)

Задачи, стоящие перед учителем при преподавании этого предмета очень

важные. Поэтому я определила для себя следующие направления:

1.развить интерес детей к этому предмету,

2.научить их самих готовить этот урок;

3.привить желание самим добывать материал из различных источников, что

будет расширять их кругозор, и, наконец,

4.научить применять свои знания в нестандартных ситуациях, то есть включить

учащихся в творческую деятельность, а это основной путь развивающего

обучения.

В своей педагогической деятельности уделяю внимание занимательным упражнениям

которые помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную

активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную

деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету.

Развитие речевой активности, желание поделиться с окружающими своими

впечатлениями, мыслями, сомнениями, уметь спорить отстаивать свою точку зрения но

многие дети этого возраста не умеют строить диалог, то есть не владеют речевыми

умениями и навыками.

Одним из таких приемов развития речевого творчества являются РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ.

Речевые разминки – это короткие по времени динамичные речевые упражнения. Главная

их цель – развитие речевых умений строить диалог, рассуждение, рассказ.

В процессе своей работы я пришла к выводу, что необходимо использовать

специальные приемы организации наблюдений, систематизации и обобщения знаний,

которые приближали бы занятия к естественным условиям общения, вызывали речевую

активность, способствовали развитию языковых способностей и речевого творчества

.

(вместе)Приветик, привет

Обычно провожу речевые разминки в начале урока в течение нескольких минут в

непринужденной обстановке общения. Ставлю перед детьми учебную задачу, провожу

инструктаж или показываю образец ее выполнения.

Речевые упражнения делятся на несколько типов:

речевыхупражнений: вопрос-ответ, речевой диалог, воображаемая ситуация.

«Спроси – отвечу». Конечно, дети сначала затрудняются в придумывании вопросов на

свободную тему. Поэтому на первых порах приходится конкретизировать задание,

приближая его к детскому опыту.

Вот, например, задаю детям речевую задачу:

О чем тебя спросит мама, когда ты придешь из школы?

Ответы детей:

Что интересного было сегодня в школе?

Что нового ты узнал?

Тебя сегодня спрашивала учительница?

Игровое упражнение «Вопросы цепочкой». Условия игры таковы, дети не могут ответить

только да или нет. Несколько подобных вопросов: Чего тебе сейчас больше всего хочется?

О чем ты задумался? Где ты был вчера? Какой фильм ты смотрел в кинотеатре? Почему

ты такой грустный?

На следующем этапе обучения с целью формирования эмоционального диалога

использую упражнение типа «Встреча». Их провожу в форме ролевой игры, в которой

участвуют двое. В качестве эмоциональной зацепки для постановки вопроса использую

схематические изображения, которые дети очень легко читают.

Например, если у ребенка маска такая, то может состояться следующий диалог:

- Что случилось? Почему ты плачешь?

- Я потерял ключи от квартиры.

- Ничего страшного, закажете другой.

- Тебе хорошо говорить, а меня мама будет ругать.

- Где ты его потерял?

- В школе или по дороге из школы.

- Пошли, поищем..

(Слайд) Предлагаю следующие способы активизации учебной деятельности:

- дидактическая игра

- исследовательская работа

- проектная деятельность

- логические задачи

- проблемные задания

- творческая работа учащихся;

- коллективная познавательная деятельность.

- загадки

-шарады

а) Шарады

«Начало – нота

Потом – оленя украшенье

А вместе – место оживленного движения (до-рога)

б) Метаграммы –

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю (Чайка – гайка)

в) Анаграммы –

«Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои

И целый лес ты мною свалишь» (липа – пила)

г) Логографы –

«Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем»

Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому

что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы

окружающего мира. Также использую на уроках творческие задания, связанные с

продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие

тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально

окрашено. Одним из способов достижения этой цели образования может стать

использование на уроках технологии создания лэпбука.

(слайд)Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает

«книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка

или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками,

окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находитсяинформация в виде

рисунков, небольших текстов,

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги

и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого

потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы,

расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для

преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Работа проходит в

несколько этапов:

1.

выбор темы;

2.

обсуждение плана;

3.

создание макета;

4.

создание шаблона лэпбука;

Применение в педагогической деятельности

Лэпбук - это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части

в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Что же

получается на выходе?

Особенности:

Плюсами лепбука является:

1.

Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной,

парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации

и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.

Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело

находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны.

Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем

и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить

ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься

проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения

социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие

в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной

стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы

кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то

другой.

Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

2.

Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение,

которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

3.

Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или

неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает

заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

4.

Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп

очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда

созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения

и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для

себя темы следующих своих исследований.

эпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на

уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это

исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если

посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно

мотивировать на открытие новых горизонтов.



В раздел образования