Автор: Самойленко Татьяна Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 30 " Крепыш"
Населённый пункт: город Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие звуковой культуры речи дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ .
Подготовила: учитель – логопед высшей категории Т. Б. Самойленко
МБДОУ №30 «Крепыш» Г. Зеленогорск
Произношение
звуков
–
это
самое
первое,
«внешнее»
проявление
экспрессивной
стороны
речи.
Звуковой
«вокализ»
-
первое
речеизъявление
младенца, это то, с чего начинает формироваться речевая функция человека.
Звуковая
культура
речи
– это
чистота,
чёткость,
правильность
произношения звуков родного языка в речевом потоке.
В русском языке существует достаточно обширная классификация звуков речи
по тем, или иным признакам. Предлагаемая классификация делит звуки по типу и
средствам образования:
Звуки речи образовываются органами артикуляции при участии дыхания:
Губы
Зубы
Язык
Нижняя челюсть
Голосовые связки.
Классификация звуков речи:
Звуки
Место
образования звука
Гласные
Согласн
ые
(твёрдые и мягкие)
звонкие
глухие
Губы
+
+
+
зубы
-
+
+
язык
-
+
+
голос
+
+
-
Периодизация и физиологическая основа становления звуков речи:
Звуки
речи
появляются
у
ребёнка
поочерёдно,
в
зависимости
от
степени
сложности их образования, т. к. мышцы артикуляционного аппарата развиваются и
крепнут постепенно с ростом ребёнка. Для каждого речевого этапа существуют
свои сенситивные периоды.
Так, первыми появляются гласные звуки, как самые простые в артикуляции
(младенческий «вокализ»), затем в речи малыша устанавливаются губно-губные
звуки: п-б-м и их мягкие варианты (лепетная речь),затем –губно-зубные: в-ф и
переднее-язычные: т-д-н-… и др.с мягкими вариантами– в ясельном возрасте.
Х о т я к
3-4
годам
у
ребёнка,
как
правило,
бывает
сформирована
артикуляционная
база
почти
всех
звуков,
работу
над
ними
необходимо
организовывать как осознание звуковой стороны языка. Это помогает не только
правильному звукопроизношению, но и воспитывает умение выделять звуки из
слов.
По
мере
укрепления
мышцы
языка, к концу младшего возраста, в речи
ребёнка закрепляются язычные согласные звуки:– это переднее-язычные нижние
звуки: с-з-ц ,средне-язычный : й, заднее-язычные: к-г-х.
А в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются в речи звуки,
требующие
наиболее
сложной,
дифференцированной
артикуляции:
переднее-
язычные верхнего подъёма и вибранты – ш-ж, р-л.
Значение и задачи формирования звуковой культуры речи.
1.Условия фонетического развития речи ребёнка.
Для нормального речевого развития ребёнка
–
дошкольника
очень важна
благоприятная речевая
и
психологическая среда окружения. Развитие малыша
происходит на подражательной основе, поэтому формирование речевых процессов у
детей происходит под руководством и на примере окружающих его взрослых
людей.
2.«Механизм» усвоения звуков речи ребёнком:
Усваивая правильное произношение звуков речи, ребёнок должен:
Сначала – услышать,
Затем – запомнить,
После этого – воспроизвести услышанное.
3.Цель воспитания звуковой стороны речи.
Отсюда вытекает главная задача работы по формированию звуковой стороны
речи:
стимулировать
становление
звукопроизношения
п р и
п о м о щ и
разнообразных методов и научить на собственном примере.
4.Причины речевой задержки.
Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение
отдельных
звуков.
Очень
важно
умело
и
вовремя
помочь
ребёнку,
чтобы
не
допустить
развитие
таких
негативных
черт
характера,
как
обидчивость,
раздражительность, замкнутость.
Неправильное
произношение
может
принести
много
огорчений
ребёнку
в
детском саду, потому что товарищи нередко смеются над его неправильной речью,
а воспитатели не любят вызывать ребёнка для рассказывания и декламации стихов.
Кроме
того,
задержка
в
становлении
звуковой
стороны
влечёт
за
собой
несформированность устной речи в целом. У ребёнка могут возникнуть трудности
не только в общении, но и в освоении звуковым анализом, формировании фразовой
речи,
в
формировании
логического
мышления.
В
результате
–
неготовность
к
обучению в школе в заданные сроки.
Последовательность работы по формированию звуковой культуры речи:
Чтобы
не
допустить
появления
речевых
недостатков,
существует система
работы по формированию правильного произношения у детей. Эта работа носит
пропедевтический характер и состоит из следующих разделов:
Обследование речи детей
Развитие
движений
органов
артикуляционного
аппарата
(с
помощью
артикуляционной гимнастики)
Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка –
последовательная работа над гласными и согласными звуками, воспитание умения
различать
звуки
по
акустическим
и
артикуляционным
признакам,
развитие
мелодико – интонационной стороной речи.
Средства работы по развитию звуковой стороны речи:
Вызывая появление звуков в речи ребёнка, воспитатель, кроме собственного
примера, может использовать ряд стимулирующих средств:
Артикуляционные
упражнения
–
прямое
воздействие
на
органы
артикуляции с целью укрепления и развития их динамической способности.
В
каждом
возрастном
периоде
приоритетность
развития
тех,
или
иных
артикуляционных движений зависит от того, какие группы звуков находятся в
процессе становления. Поэтому комплексы артикуляционных гимнастик должны
соответствовать
возрастным
физиологическим
показателями,
направлены
на
развитие
тех
групп
мышц,
которые
уже
готовы
к
развитию,
не
превышая
их
возможностей .
Пальчиковые
упражнения – развитие точности, скоординированности и
разнообразия движений пальцев и кистей рук.
!Существует тесная взаимосвязь между координацией движений пальцев рук
и речью. Поскольку речевая деятельность развивается под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев рук в кору головного мозга, то развитие тонкой моторики
положительно сказывается на развитии артикуляционной моторики и звуковой
стороны речи – в целом.
Звукоподражательные
упражнения
– подражание
голосам
животным,
звучанию музыкальных инструментов, сказочным персонажам и др. в игровой,
н е п р о и з в ол ь н о й
ф о рм е .
О н и
р а з в и в а ю т
ф о н ем а т и ч е с к и й
с л у х ,
звукопроизносительные и интонационн-выразительные возможности детей.
!Такие
упражнения
можно
использовать
в
процессе
занятий
по
звуковой
культуре речи, в логоритмических паузах, сочетая с музыкальным сопровождением,
или – отдельно, в специально отведённое время, как дополнительную работу по
развитию фонетической стороны речи.
Главным
средством
развития
правильного
звукопроизношения
у
детей-
дошкольников
является речь
окружающих
его
взрослых
людей,
имея
в
виду
высокую степень подражательности в становлении речевых функций у ребёнка.
Поэтому переоценить значение грамотной речи воспитателя невозможно.
Требования к речи педагога:
Оптимальным условием для детского восприятия является:
ясная, спокойная, сдержанная речь педагога, без повышения голоса.
Хорошая
дикция, которая
достигается
путём
чёткой
артикуляции
звуков,
плавностью, хорошо поставленным речевым дыханием.
Немногословность
и
доходчивость
изложения, т. е. подбор содержания и
построение высказывания должны быть доступны пониманию детей.
Обучение звуковой культуре речи – это развитие у детей речевого мастерства,
культуры речевого высказывания. Другими словами, - это воспитание у детей
навыков чёткой, правильной, грамотной и уравновешенной речи. Ведущая роль в
этом процессе отводится педагогу –воспитателю, который является безусловным
образцом,
эталоном
владения
всеми
правилами
речевого
этикета,
как
для
воспитанников, так и для их родителей.