Напоминание

"Развитие звуковой культуры речи дошкольников".


Автор: Самойленко Татьяна Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 30 " Крепыш"
Населённый пункт: город Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие звуковой культуры речи дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ .

Подготовила: учитель – логопед высшей категории Т. Б. Самойленко

МБДОУ №30 «Крепыш» Г. Зеленогорск

Произношение

звуков

это

самое

первое,

«внешнее»

проявление

экспрессивной

стороны

речи.

Звуковой

«вокализ»

-

первое

речеизъявление

младенца, это то, с чего начинает формироваться речевая функция человека.

Звуковая

культура

речи

это

чистота,

чёткость,

правильность

произношения звуков родного языка в речевом потоке.

В русском языке существует достаточно обширная классификация звуков речи

по тем, или иным признакам. Предлагаемая классификация делит звуки по типу и

средствам образования:

Звуки речи образовываются органами артикуляции при участии дыхания:

Губы

Зубы

Язык

Нижняя челюсть

Голосовые связки.

Классификация звуков речи:

Звуки

Место

образования звука

Гласные

Согласн

ые

(твёрдые и мягкие)

звонкие

глухие

Губы

+

+

+

зубы

-

+

+

язык

-

+

+

голос

+

+

-

Периодизация и физиологическая основа становления звуков речи:

Звуки

речи

появляются

у

ребёнка

поочерёдно,

в

зависимости

от

степени

сложности их образования, т. к. мышцы артикуляционного аппарата развиваются и

крепнут постепенно с ростом ребёнка. Для каждого речевого этапа существуют

свои сенситивные периоды.

Так, первыми появляются гласные звуки, как самые простые в артикуляции

(младенческий «вокализ»), затем в речи малыша устанавливаются губно-губные

звуки: п-б-м и их мягкие варианты (лепетная речь),затем –губно-зубные: в-ф и

переднее-язычные: т-д-н-… и др.с мягкими вариантами– в ясельном возрасте.

Х о т я к

3-4

годам

у

ребёнка,

как

правило,

бывает

сформирована

артикуляционная

база

почти

всех

звуков,

работу

над

ними

необходимо

организовывать как осознание звуковой стороны языка. Это помогает не только

правильному звукопроизношению, но и воспитывает умение выделять звуки из

слов.

По

мере

укрепления

мышцы

языка, к концу младшего возраста, в речи

ребёнка закрепляются язычные согласные звуки:– это переднее-язычные нижние

звуки: с-з-ц ,средне-язычный : й, заднее-язычные: к-г-х.

А в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются в речи звуки,

требующие

наиболее

сложной,

дифференцированной

артикуляции:

переднее-

язычные верхнего подъёма и вибранты – ш-ж, р-л.

Значение и задачи формирования звуковой культуры речи.

1.Условия фонетического развития речи ребёнка.

Для нормального речевого развития ребёнка

дошкольника

очень важна

благоприятная речевая

и

психологическая среда окружения. Развитие малыша

происходит на подражательной основе, поэтому формирование речевых процессов у

детей происходит под руководством и на примере окружающих его взрослых

людей.

2Механизм» усвоения звуков речи ребёнком:

Усваивая правильное произношение звуков речи, ребёнок должен:

Сначала – услышать,

Затем – запомнить,

После этого – воспроизвести услышанное.

3.Цель воспитания звуковой стороны речи.

Отсюда вытекает главная задача работы по формированию звуковой стороны

речи:

стимулировать

становление

звукопроизношения

п р и

п о м о щ и

разнообразных методов и научить на собственном примере.

4.Причины речевой задержки.

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение

отдельных

звуков.

Очень

важно

умело

и

вовремя

помочь

ребёнку,

чтобы

не

допустить

развитие

таких

негативных

черт

характера,

как

обидчивость,

раздражительность, замкнутость.

Неправильное

произношение

может

принести

много

огорчений

ребёнку

в

детском саду, потому что товарищи нередко смеются над его неправильной речью,

а воспитатели не любят вызывать ребёнка для рассказывания и декламации стихов.

Кроме

того,

задержка

в

становлении

звуковой

стороны

влечёт

за

собой

несформированность устной речи в целом. У ребёнка могут возникнуть трудности

не только в общении, но и в освоении звуковым анализом, формировании фразовой

речи,

в

формировании

логического

мышления.

В

результате

неготовность

к

обучению в школе в заданные сроки.

Последовательность работы по формированию звуковой культуры речи:

Чтобы

не

допустить

появления

речевых

недостатков,

существует система

работы по формированию правильного произношения у детей. Эта работа носит

пропедевтический характер и состоит из следующих разделов:

Обследование речи детей

Развитие

движений

органов

артикуляционного

аппарата

помощью

артикуляционной гимнастики)

Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка –

последовательная работа над гласными и согласными звуками, воспитание умения

различать

звуки

по

акустическим

и

артикуляционным

признакам,

развитие

мелодико – интонационной стороной речи.

Средства работы по развитию звуковой стороны речи:

Вызывая появление звуков в речи ребёнка, воспитатель, кроме собственного

примера, может использовать ряд стимулирующих средств:

Артикуляционные

упражнения

прямое

воздействие

на

органы

артикуляции с целью укрепления и развития их динамической способности.

В

каждом

возрастном

периоде

приоритетность

развития

тех,

или

иных

артикуляционных движений зависит от того, какие группы звуков находятся в

процессе становления. Поэтому комплексы артикуляционных гимнастик должны

соответствовать

возрастным

физиологическим

показателями,

направлены

на

развитие

тех

групп

мышц,

которые

уже

готовы

к

развитию,

не

превышая

их

возможностей .

Пальчиковые

упражнения – развитие точности, скоординированности и

разнообразия движений пальцев и кистей рук.

!Существует тесная взаимосвязь между координацией движений пальцев рук

и речью. Поскольку речевая деятельность развивается под влиянием импульсов,

поступающих от пальцев рук в кору головного мозга, то развитие тонкой моторики

положительно сказывается на развитии артикуляционной моторики и звуковой

стороны речи – в целом.

Звукоподражательные

упражнения

подражание

голосам

животным,

звучанию музыкальных инструментов, сказочным персонажам и др. в игровой,

н е п р о и з в ол ь н о й

ф о рм е .

О н и

р а з в и в а ю т

ф о н ем а т и ч е с к и й

с л у х ,

звукопроизносительные и интонационн-выразительные возможности детей.

!Такие

упражнения

можно

использовать

в

процессе

занятий

по

звуковой

культуре речи, в логоритмических паузах, сочетая с музыкальным сопровождением,

или – отдельно, в специально отведённое время, как дополнительную работу по

развитию фонетической стороны речи.

Главным

средством

развития

правильного

звукопроизношения

у

детей-

дошкольников

является речь

окружающих

его

взрослых

людей,

имея

в

виду

высокую степень подражательности в становлении речевых функций у ребёнка.

Поэтому переоценить значение грамотной речи воспитателя невозможно.

Требования к речи педагога:

Оптимальным условием для детского восприятия является:

ясная, спокойная, сдержанная речь педагога, без повышения голоса.

Хорошая

дикция, которая

достигается

путём

чёткой

артикуляции

звуков,

плавностью, хорошо поставленным речевым дыханием.

Немногословность

и

доходчивость

изложения, т. е. подбор содержания и

построение высказывания должны быть доступны пониманию детей.

Обучение звуковой культуре речи – это развитие у детей речевого мастерства,

культуры речевого высказывания. Другими словами, - это воспитание у детей

навыков чёткой, правильной, грамотной и уравновешенной речи. Ведущая роль в

этом процессе отводится педагогу –воспитателю, который является безусловным

образцом,

эталоном

владения

всеми

правилами

речевого

этикета,

как

для

воспитанников, так и для их родителей.



В раздел образования