Автор: Кошелева Дарья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д С№9
Населённый пункт: Кемеровская область г Анжеро - Судженск
Наименование материала: Приемы мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Тема: Приемы мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
1
Приёмы мнемотехники
в развитии связной речи дошкольников
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………... 3
1.Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у детей
дошкольного возраста……………………………………………………….. 6
2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте... 11
3. Приёмы мнемотехники в развитии
связной речи детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………..…… 23
Список литературы …………………………………………………………... 25
3
Введение
В
процессе
перехода
на
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
возникает
необходимость в использовании эффективных подходов к организации
образовательного процесса в современной дошкольной образовательной
организации.
Сегодня
осуществляется
переход
от
информационной
парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к
«социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической
парадигме понимания ребенка» (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева).
Таким образом, основной целью дошкольного образования является
создание
условий
для
максимального
раскрытия
индивидуального
возрастного потенциала ребенка. Речевое развитие ребенка – одно из
основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый
ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно
и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется
основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время
проблема развития речи становится особенно актуальной.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в
мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с
компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток
общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей
лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые
нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную
деятельность,
ведут
к
изменениям
в
эмоциональной
сфере
ребенка,
ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов,
длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит
рассказ,
а
копирует
предыдущий
с
незначительными
изменениями,
4
словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что
развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное
мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и
наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при
решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению
является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ
грамотной,
четкой,
красивой
речи,
что
является
важным
условием
умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое
главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и
события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня
становится все более актуальным.
В
настоящее
время,
несмотря
на
достаточную
теоретическую
обоснованность использования различных форм и методов работы с детьми
по развитию связной речи, отсутствует действенный механизм этого
процесса приемами мнемотехники.
Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:
-между необходимостью формирования речевой активности дошкольников и
низкой эффективностью используемых методов и приемов работы, которые
не
соответствуют
психологическим
особенностям
и
потребностям
современного ребенка;
-между теоретически обоснованной необходимостью использования приемов
мнемотехники с целью развития связной речи и отсутствием действенного
механизма реализации этого процесса;
- между новыми психологическими возможностями ребенка и сложившимися
стереотипами деятельности и речи.
5
В соответствие данной проблемы определила тему работы: «Приемы
мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Цель моей работы:
Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии
связной речи у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.
2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте.
3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
6
1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у детей
дошкольного возраста
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это
развитие речи детей. Речь занимает центральное место в процессе
психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием
мышления и с развитием сознания в целом. Дети слушают, думают, отвечают
на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения.
Одновременно
занимаются
разными
видами
мыслительно-речевой
деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью.
Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово,
наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его,
употребляют в предложении и связном высказывании.
Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. В
основе
педагогического
опыта лежат
исследования развития
связной
литературной речи Аникина В.П., Ветлугиной Н.А., Запорожца А.В.,
Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Теплова Б.М., Флериной Е.А., Эльконина Д
Б и др.
В
работах
Выготского
JI.C.,
Жинкина
Н.И.,
Леонтьева
А.А.,
Рубинштейна С.Л., Сохина Ф.А. отмечается, что адекватное восприятие и
воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы
на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует
достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая
определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали
в своих работах Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л. и другие.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки
к обучению в школе. Речь детей должна быть живой, непосредственной,
выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается
7
логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и
выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве
содержания
и
формы.
Существуют
два
основных
вида
речи - диалогическая и монологическая. Форма
протекания
диалогической
речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным,
односложным
ответам.
Для
диалогической
речи
важно
умение
формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять
собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Монологическая
речь требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных
звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения
сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же
время
говорить
эмоционально,
живо,
образно.
Владение
связной
монологической речью – это одна из главных задач речевого развития
дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой
среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных
особенности
личности,
познавательной
активности,
которые
должны
учитываться
в процессе
целенаправленного
речевого воспитания.
Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить
высказывания разных типов:
- описание (мир в статике),
- повествование (динамика событий в движении и во времени),
- рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Описание – это специфический текст, который начинается с общего
определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его
качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза,
дающая оценку предмету или отношение к нему. Дошкольников учат
описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные
рисунки, явления природы, людей, животных.
8
Обучение построению текстов- описаний помогает сформировать у детей
элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование -
развитие
сюжета
во
времени
и
логической
последовательности.
Основное
назначение
повествования
–
передать
развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие
друг за другом события, сценки, картины. Структуру повествования
нарушать нельзя, так как может нарушиться последовательность изложения
событий. Схема повествования должна быть выражена чётко: начало,
середина,
конец
(завязка,
кульминация,
развязка).
Важная роль
при
построении повествования отводится обучению зачинов (однажды, как-то
раз, это было…)
Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов:
- реалистические рассказы (из личного опыта),
- сказочные рассказы (творческие),
- рассказы по картине или по серии сюжетных картин,
- пересказ художественного произведения.
Работа над формированием представлений о структуре повествования
развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и
переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции,
вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение),
доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В
рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или один
обобщённый.
На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. К. Д.
Ушинский в своих работах обращал внимание на то, что главная цель в
развитии речи- научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать
9
его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно
приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них
способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал
использовать различные методы развития речи и мышления, среди них
наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого
мнения придерживались С. Л. Рубенштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин.
Они считали, что одним из факторов, облегчающих процесс становления
связной речи, является наглядность».
К.Д.
Ушинский показал связь
наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно
требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету». «Язык развивается наглядным,
действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все
предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. "Слово и вещь
должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое
место - вещь, как предмет познания речи», - говорил Я.А. Коменский.
Л. С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй
вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он
отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме
всех
конкретных
элементов
высказывания.
Учитывая
особенности
современного исторического периода, осуществляя переход на следующий
этап
деятельности,
вся
работа
по
познавательно-речевому
развитию
дошкольников,
должна
быть
построена
в
системном
углублении
и
обобщении личного опыта ребенка: освоении новых, сложных способов
познавательной
деятельности,
осознания
связей
зависимости.
Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи
детей позволяет сделать вывод, что в своих работах педагоги и психологи
выделили два основных фактора развития связной речи:
-наглядность;
10
-план высказывания.
Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей
название «мнемотехника».
2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно.
Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи:
обогащается
словарь,
правильным
становится
произношение
звуков,
развивается связная речь.
Происходит значительное расширение рамок общения с взрослыми,
прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные
контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь
общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных
проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми,
педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и
содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор
психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих
коммуникативных умений и навыков.
Вопросы
развития
связной
речи
изучались
в
разных
аспектах
Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой
А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А.,
- это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей,
которые
выражены
точными
словами
в
правильно
построенных
предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка
в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного
11
запаса
и
грамматического
строя".
По
тому,
как
дети
строят
свои
высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это
связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его
умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,
логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать
свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое
развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок
использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных
произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным,
преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих
силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.
Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная
сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в
предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону.
Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в
неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных
слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи.
Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть
связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Связная речь
представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она
носит
характер
последовательного
систематического
развернутого
изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она
осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.
Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет
ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное
12
место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение
связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического
овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым
условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи
способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и
синтаксических конструкций.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи
достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и
формирование
общих
понятий
является
основой
совершенствования
мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать
суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются
достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с
вопросом.
В
определенной
мере
проявляется
умение
формулировать
вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ
товарища.
Под
влиянием
совершенствующейся
мыслительной
деятельности
происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется
умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие
дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят,
рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают
товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и
неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют
характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно
полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и
закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое
отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать
нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их
13
выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число
неполных
и
простых
нераспространенных
предложений
за
счет
распространенных осложненных и сложных. Появляется умение довольно
последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на
предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще
нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в
рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или
явлениям еще недостаточно развито.
В
дошкольном
возрасте
происходит
отделение
речи
от
непосредственного практического опыта. Главной особенностью является
возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму
монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных
высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на
наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура
рассказов,
увеличивается
количество
сложносочиненных
и
сложноподчиненных предложений.
Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей развита
достаточно хорошо. Монологическая речь психологически более сложна, чем
диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что
необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь
понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более
напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время
монологическая
речь
опирается
на
мышление,
логически
более
последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь
сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята
слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные
предложения, наиболее точный словарь.
14
3. Приёмы мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного
возраста
Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано
использование
оригинальных,
инновационных
методик,
технологий,
эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является
мнемотехника
-
эффективное
средство
при
обучении
связной
речи
дошкольников. Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и
называют по – разному.
В.К.Воробьева для развития связной речи предлагает использовать
сенсорно – графические схемы, Т.А.Ткаченко – предметно – схематические
модели, В.П.Глухов – блоки – квадраты.
Использование
мнемотехники
как
системы
различных
приемов
обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования
дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, и, в конечном результате, развитие связной речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развитие всех видов памяти:
-
зрительной,
-
слуховой,
-
ассоциативной,
-
словесно - логической,
-
отработка различных приёмов запоминания.
2.
Развитие
логического
мышления
(умения
анализировать,
систематизировать).
15
3.
Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
4.
Решение
различных
общеобразовательных,
дидактических
задач,
ознакомление с различной информацией.
5.
Развитие смекалки, тренировка внимания.
6.
Развитие
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
событиях, рассказах.
Методика мнемотехники включает:
освоение
методов
мнемотехники
на
материале
ознакомления
с
окружающим миром - природа, времена года, растительный и
животный мир и др.;
упражнения на развитие различных параметров внимания;
развитие
образной
сферы
на
основе
восприятия:
цветовая
характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать
работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые
высказывания.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем
детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на
вопросы по содержанию прочитанного произведения.
В помощь детям можно использовать мнемоквадраты. Данные схемы
помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки
рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Важно учитывать
насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают
образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже
усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в
графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур
(треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.
16
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста,
удержать
его
в
памяти,
знакомим
детей
с
мнемодорожкой.
Это
дидактический
материал,
схема,
в
которую
занесена
определённая
информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на
себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в
мнемодорожку.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают
обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное –
нужно
передать
условно-наглядную
схему,
изобразить
так,
чтобы
нарисованное было понятно детям.
Для
этого
используем
предметные
картинки,
опорные
схемы,
пиктограммы. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения
познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах
или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в
содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в
доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-
модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –
рисунки,
ребёнок
легко
воспроизводит
текстовую
информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи
детей и способствуют:
- обогащению словарного запаса,
-
обучению составления рассказов,
-
научению пересказа художественной литературы,
17
-
отгадыванию и загадыванию загадок,
-
заучиванию стихов.
Этапы использования мнемотаблиц.
1.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы.
3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и
лексико-грамматическую наполняемость.
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с
детьми
младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные
мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса —
рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Позже - усложнять или заменять
другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей
старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не
вовлекать внимание на яркость символических изображений.
В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во
время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и
раскрашивании
мнемотаблиц,
самостоятельно
подбирая
образы
или
символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть
различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании
предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность
изложения
выявленных
признаков,
удержать
в
памяти
эту
последовательность, которая является планом — рассказом описания.
Использовать мнемотаблицы можно для составления описательных
рассказов об
игрушках,
посуде,
одежде,
овощах
и
фруктах,
птицах,
18
животных, насекомых. Это наиболее трудный вид в монологической речи.
Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание,
память,
мышление).
Дети
не
располагают
теми
знаниями,
которые
приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а
осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Данные схемы помогают
детям
самостоятельно
определить
главные
свойства
и
признаки
рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения
выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в
его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми
альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое
удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-
модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования
информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений
увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте
преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном
непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка
после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет
значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем
еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить
основную мысль.
19
4.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в
доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с
опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Для
систематизирования
знаний
детей
о
сезонных
изменениях
существуют модельные схемы, которые можно с успехом использовать на
занятиях экологического содержания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания
монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении
составлению рассказов, также широко используется мнемотехника. Вместе с
детьми взрослый беседует по тексту, рассматривает иллюстрации и
отслеживает последовательность заранее приготовленной модели к данному
произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством
взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их
располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа
литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества
воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на
начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем -
коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираются
20
наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный
партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее
удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно
ребенок
начинает
проявлять
творческую
самостоятельность,
т.
е.
мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети
составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая
общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно
волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках
отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей
жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые
сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень
часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы
этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание
каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и
обогащению словаря.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать
разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с
детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель
должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в
объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы
она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается
вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как
начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как
использование
мнемотаблиц
позволяет
детям
легче
воспринимать
и
перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
21
Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-
печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать
предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое
мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру,
навыки самопроверки .
Работать
с
мнемотаблицами
очень
нравится
детям,
красочные
персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный
описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.
Использовать
мнемотаблицы
можно
как
на
фронтальных,
так
и
на
индивидуальных занятиях.
22
Заключение
Теоретическое
исследование
проблемы
показало,
что
старший
дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и
внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых
способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у
детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь
психологически
сложнее,
диалогической,
она
отличается
большей
развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного
внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление.
При
изучении
литературы
было
выделено,
что
мнемотехника
многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические
игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей,
что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и
методов
мнемотехники
дает
достаточно
высокие
результаты
по
формированию связной речи.
Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи
дошкольников.
В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся
определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы
своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения
выявленных проблемных ситуаций.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в
свою
очередь
способствует
развитию
психических
процессов,
коммуникативных
навыков,
познавательной
активности.
У
детей
воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных
произведений.
Поэтому,
чем
раньше
будем
учить
детей
рассказывать
или
пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к
23
школе, так как связная речь является важным показателем умственных
способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
24
Список литературы
1.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005. — 71с.
2.
Венгер,
Л. Развитие
способности
к
наглядному
пространственному
моделированию [Текст] //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
3.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. - М., 2005. – 114с.
4.
Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С.
Выготский; под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. - М. : АПН РСФСР, 1956. -
517 с.
5.
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми
[Текст] // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения № 1, 2008. –16с.
6.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова
Л.Н. – М., 1985. — 92с.
7.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию:
Пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Э.П. Короткова. - М.:
Просвещение, 1982. - 128 с.
8.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред.
Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. –73с.
9.
Омельченко,
Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
10.
Полянская,
Т.Б.
Использование
метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] - СПб: Детство - Пресс,
2009.
25
11.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] : пособие для воспитателей
детских садов / Е. И. Тихеева. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1972. - 176 с.
12.
Ткаченко,
Т.А.
Использование
схем
в
составлении
описательных
рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с.
16-21.
13.
Ушакова,
О.
С.,
Струнина
Е.М.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
[Текст]
:
учебно-методическое
пособие
для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное
издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
14.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. :
Учпедгиз,1960. - 327 с.
26