Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками


Автор: Вохмина Екатерина Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ № 6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

-

технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного

дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения

здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,

педагогов и родителей.

Актуальность исследования определяется тем, что в новых федеральных

государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется

вопросам здоровьесбережения.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с

охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня

сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических

задач

развития

страны.

Решение

этой

задачи

регламентируется

и

обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ

"Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по

обеспечению

здоровья

населения

РФ";

"Об

утверждении

основных

направлений

государственной

социальной

политики

по

улучшению

положения детей в РФ" и другими[10].

Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения

здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ. Были определены

принципы

здоровьесбережения

(Аносова

М.В.

и

др.);

требования

к

оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению

двигательной активности детей. Однако организация работы воспитателя

ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста до

сих пор не регламентирована.

В связи с этим, разработка научно обоснованных подходов работы

воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей

является актуальным в практике дошкольного образовательного учреждения.

цель

исследования

показать

особенности

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Предмет исследования: содержание работы воспитателя детского сада по

сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть общее представление о здоровьесберегающих технологиях;

2. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;

3. Выявить эффективные средства и методы внедрения здоровьесберегающих

технологий в детском саду;

4. Определить задачи работы воспитателя ДОУ по сохранению и укреплению

здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением

совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по

здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный

процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично

объединены различные образовательные области для целостного восприятия

окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать:

формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности,

являющейся

необходимой

предпосылкой

для

полноценной

жизни,

удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного

участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах

человеческой деятельности.

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии

1.1. Теоретические аспекты здоровьесберегающих технологий.

Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили

выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов,

А.И.Аршавский и др.

С

точки

зрения

И.П.Павлова,

«человек

есть

единственная

в

высочайшей

степени

саморегулирующаяся,

восстанавливающаяся,

поправляющая и даже совершенствующая система». Это позволяет считать

использование различных технологий сбережения и накопления здоровья

всех участников образовательного процесса вполне оправданным. Построить

собственную оздоровительную систему, освоить приемы саморегуляции по

силам каждому педагогу, главное захотеть и знать, как это делать.

Проблемы теории и практики образовательного пространства с

позиции

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей

исследуются

в

физиологическом

и

психолого-педагогическом

аспектах

(Г.Н.Сериков,

С.Г.Сериков, Ю.П.Сокольников, В.Г.Бочарова и др.) [13].

Подходы к организации целостного педагогического процесса как

основы

формирования,

сохранения,

становления

здоровья

детей

разрабатывают

М.М.Безруких,

Н.В.Богдан,

Э.М.Казин,

М.Л.Лазарев,

Ю.В.Науменко, Т.Ф. Рехова, Е.А.Уланова и ряд других[11].

«Здоровьеформирующие

образовательные

технологии», по определению

Н.К. Смирнова, - это все те психолого – педагогические технологии,

программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры

здоровья,

личностных

качеств,

способствующих

его

сохранению

и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как ценности,

мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия

обучения

и

воспитания

ребенка

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возраст-ными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным

возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный

двигательный режим.

О.В.

Петров

под здоровьесберегающей

образовательной

технологией понимает

систему,

создающую

максимально

возможные

условия

для сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья

всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.) [9].

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией

понимает функциональную систему организационных способов управления

учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и

инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья

[17].

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных

учреждений

как

совокупность

управленческих,

организационных,

обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование,

укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья

обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-

физиологических средств м методов сопровождения образовательного

процесса,

профилактики

факторов

«риска»,

реализации

комплекса

межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной

образовательной среды [18].

1.2. Цель и задачи здоровьесберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих

технологий

-

становление

осознанного

отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о

здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,

обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи:

-Культивировать

и

воспитывать

у

детей

осмысленное

отношение

к

физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой

основе адаптивные возможности детского организма (повышение его

жизненной

устойчивости,

сопротивляемости,

избирательности

по

отношению к внешним воздействиям);

- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо -

соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме

саморазвития;

- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению

психологической самокоррекцией.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети,

переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал

здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж

знаний, позволяющий им делать это правильно.

1.3. Виды здоровьесберегающих технологий:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профилактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка;

-здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

дошкольного

образования;

-валеологического просвещения родителей;

-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические

технологии в

дошкольном

образовании

-

технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей

под

руководством

медицинского

персонала

ДОУ

в

соответствии

с

медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских

средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга

здоровья

дошкольников

и

разработка

рекомендаций

по

оптимизации

детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и

дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду; организация

контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация

здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании -

технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и

становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная

гимнастика,

массаж

и

самомассаж,

профилактика

плоскостопия

и

формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной

физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих

технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому

воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных

форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии в

детском

саду

-

технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья

дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к

здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие

умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка -

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-

дошкольника.

Основная

задача

этих

технологий

-

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного

психологического

самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в

детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или

психолого-педагогического

сопровождения

развития

ребенка

в

педагогическом процессе ДОУ.

Технологии

здоровьесбережения

и

здоровье

обогащения

педагогов -

технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том

числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к

здоровому

образу

жизни.

Технологии

валеологического

просвещения

родителей: задача данных технологий - обеспечение валеологической

образованности родителей воспитанников ДОУ.

На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию

технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям

обучения

здоровому

образу

жизни

и

коррекционным

технологиям. Современные

технологии

сохранения

и

стимулирования

здоровья:

Стретчинг - специальные упражнения под музыку, которые проводятся не

раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со

среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в

групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется

детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости

детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной

гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на

прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени

подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в

соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В

детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния

детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех

возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку

(П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с

подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в

зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика

дыхательная -

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения,

педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед

проведением процедуры.

Гимнастика

корригирующая -

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи

и контингента детей.

Гимнастика

ортопедическая -

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве

профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном

залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-

20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед

занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) - в свободное время,

можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости

от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не

заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой

деятельности.

Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В

них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия

рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в

зависимости

от

поставленных

целей.

Используются

в

качестве

вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия

напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть

групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа

детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в

группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Здоровьесберегающие

технологии

должны

строиться

с

соблюдением

следующих принципов[16].:

Принцип

доступности

и

индивидуальности -

предусматривает

учет

возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных

условий доступности является преемственность и постепенность усложнения

заданий - это достигается правильным распределением материала на занятии.

Индивидуальность - это учет индивидуальных особенностей. Каждый

ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал

усваивается по-разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке

перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого

целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип

систематичности

- непрерывность

и

регулярность

занятий.

Систематические

занятия

дисциплинируют

ребенка,

приучают

его

к

методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия

обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка

желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее

эффективный путь объяснения данного задания - это такие методы как показ,

словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

1.4. Система здоровьесбережения в ДОУ

- Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по

сезонам, на время каникул).

- Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение

по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком,

полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе,

бодрящая гимнастика).

- Физкультурные занятия всех типов.

-

Оптимизация

двигательного

режима:

традиционная

двигательная

деятельность

детей

(утренняя

гимнастика,

физкультурные

занятия,

проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии

оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн,

массажеры, тактильные дорожки).

- Организация рационального питания.

- Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.

-

Соблюдение

требований

СанПиНа

к

организации

педагогического

процесса.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

-

Сформированные

навыки

здорового

образа

жизни

воспитанников,

педагогов и родителей ДОУ

-

Проявление

толерантности

всех

участников

внедрения

здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

- Внедрение научно – методических подходов к организации работы по

сохранению

здоровья

детей,

к

созданию

здоровьесберегающего

образовательного пространства ДОУ и семьи.

-

Улучшение

и

сохранение

соматических

показателей

здоровья

дошкольников.

- Снижение уровня заболеваемост

Глава 2. Формы работы воспитателя ДОУ

В настоящее время анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ

чаще всего воспитатели используют здоровьесберегающие технологии по

следующим направлениям:

2.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

-Стретчинг - это способ, позволяющий естественным путём растянуть

мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и

тренировать лишь её. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2

раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или

музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном

помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

- Ритмопластика - проводится 1-2 раза в неделю по 30 мин., не раньше чем

через 30 минут после приема пищи в форме кружковой работы со среднего

возраста.

- Динамические паузы - проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере

утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы

гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других.

- Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть НОД по

физической культуре, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней

степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом

ребёнка, местом и временем её проведения.

- Релаксация.

Для

психического

здоровья

детей

необходима

сбалансированность

положительных

и

отрицательных

эмоций,

обеспечивающая

поддержание

душевного

равновесия

и

жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять

или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции,

управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей

работе воспитатели используют специально подобранные упражнения на

расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в

любом подходящем помещении. Используется для работы спокойная

классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Моцарт), звуки природы.

- Технологии

эстетической

направленности -

реализуются

при

НОД

художественно-эстетического

цикла,

при

посещении

музеев,

театров,

выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех

возрастных групп. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям

эстетического вкуса.

- Гимнастика пальчиковая – проводится индивидуально, либо с подгруппой

детей ежедневно. Рекомендована всем детям, особенно детям с речевыми

проблемами. Систематические

упражнения пальцев являются мощным

средством повышения работоспособности головного мозга. Тренирует

мелкую

моторику,

стимулирует

речь,

пространственное

мышление,

кровообращение, воображение. Проводится в любой удобный отрезок

времени.

- Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное

время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует

снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её

проведения

используется

наглядный

материал,

показ

педагога.

- Гимнастика дыхательная - проводится в различных формах физкультурно -

оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во

всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его

работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям

инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением

процедуры.

- Гимнастика бодрящая - проводится ежедневно после дневного сна, 5-10

мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное

умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с

разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий

ДОУ.

-

Гимнастика

корригирующая –

проводится

в

различных

формах

физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения гимнастики

зависит от поставленной задачи и контингента детей.

-

Гимнастика

ортопедическая -

проводится

в

различных

формах

физкультурно-оздоровительной

работы.

Рекомендуется

детям

с

плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

2.2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

- НОД по физической культуре - проводятся 2 раза в неделю в спортивном

зале и 1 раз на воздухе. НОД проводится в соответствии программой, по

которой работает ДОУ. Регулярные занятия физкультурой укрепляют

организм и способствуют повышению иммунитета.

-

Проблемно-игровые

(игротреннинги

и

игротерапия) –

проводятся

в

свободное время, можно во второй половине дня.

Время строго не

фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие

может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения

педагога

в

процесс

игровой

деятельности.

Проводят

воспитатели,

психолог.

- Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со

старшего возраста. Игры строятся

по определенной схеме и состоят из

нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени

подвижности,

занятия

рисованием,

лепкой

и

др.

- НОД из серии «Здоровье» - проводятся в игровой форме с младшей группы

- 4 раза в месяц. Детям даются представления об индивидуальности

человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и

основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к

пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Используются такие формы проведения НОД: экскурсии, развлечения,

праздники,

конкурсы,

театрализованные

сказки,

викторины.

- Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,

улучшить

осанку.

Способствует

не

только

физическому

укреплению

человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это

профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного

занятия или в виде динамической паузы в НОД.

- Биологическая обратная связь (БОС) - это метод произвольного волевого

управления функциями организма для совершенствования организма в норме

или

коррекции

организма

при

патологии,

посредством

электронных

приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии

органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые

сигналы. Рекомендуется со старшего возраста от 10 до 15 сеансов работы с

компьютером по 5-10 мин. Необходимы соблюдение правил работы за

компьютером.

2.3. Коррекционные технологии:

- Арттерапия – способ оздоровления детей посредством искусства, является

методом благотворного психологического воздействия, направленный на

восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное

развитие

личности

человека.

Это

огромный

перечень

увлекательных

творческих мероприятий: деятельность по изотерапии: рисование, лепка,

аппликация, оригами и т.д.; занятия музыки, пения и танца, а также чтение

художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-

многое

другое.

Таким

образом,

комплексная

методика

арттерапии

направлена на всестороннее развитие ребенка. Мероприятия проходят в

увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

- Технологии музыкального воздействия – проводится в различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы.

Используются

для

снятия

напряжения,

повышения

эмоционального

настроя

и

пр.

Проводят

воспитатели

и

музыкальный

руководитель.

- Сказкотерапия - проводятся 2-4 раза в месяц по 30 мин. со старшего

возраста.

Используется

для

психологической

терапевтической

и

развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть

групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа

детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые

движения.

- Технологии воздействия цветом – проводятся, как НОД 2-4 раза в месяц в

зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание

цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают

напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводят

воспитатели и психолог.

- Технологии коррекции поведения – проводятся сеансами по 10-12 НОД по

25-30 мин. со старшего возраста по специальным методикам в малых группах

по 6-8 человек в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и

протоколы занятий. Проводят воспитатели и психолог.

- Психогимнастика - проводится 1-2 раза в неделю со старшего возраста по

25-30

мин.

по

специальным

методикам.

Проводят:

воспитатели,

психолог.

- Фонетическая и логопедическая ритмика – проводится 2 раза в неделю с

младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. НОД рекомендованы детям с

проблемами

слуха

либо

в

профилактических

целях.

Цель

НОД

-

фонетическая грамотная речь без движений.

Проводят: воспитатели,

руководитель физического воспитания, логопед.

Глава 3. Реализация здоровьесберегающих технологий воспитателем в

течение дня.

3.1. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы

воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно

способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую

двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное

отношение ребенка к своему здоровью.

Целью

совершенствования

оптимизации

двигательного

режима

и

повышения двигательной активности разработана карта использования

здоровьесберегающих технологий в режиме дня для детей в детском саду,

которая включает разнообразные формы двигательной активности, такие,

как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физминутки, подвижные

и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и

прохождение по

«тропе здоровья», спортивные досуги и праздники,

музыкальные и физкультурные занятия. (см. приложение 1)

3.2. Реализация здоровьесберегающих технологий в I половину дня.

Утро

начинается

в

детском

саду

с

радостных

встреч

с

детьми.

Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера

дружеского

участия

позволяют

положительно

настроить

детей

на

предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому

способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение

детей, которые воспитатель с успехом использует в утренние часы приема

детей.

Такие

игры

по

своему

замыслу

предполагают

рукопожатие,

поглаживание, теплые, ободряющие слова, заинтересованное отношение к

настроению, самочувствию друг друга, юмор, улыбки и смех детей. Они

развивают умение лучше понимать себя и других, умение подчиняться

определенным правилам, развивают способности к самовыражению, умение

регулировать свое поведение, обучают элементам техники выразительных

движений, приемам снятия психического напряжения; создают здоровое

эмоциональное возбуждение, бодрое настроение. Эти игры проводятся не

только в утренние часы, но и во второй половине дня и в минуты свободного

общения.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского

организма,

а

также

организации

двигательного

режима

ребёнка,

направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей,

является утренняя

гимнастика.

Ежедневное

выполнение

физических

упражнений

под

руководством

взрослого

способствует

проявлению

определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку

начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь

организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает

кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в

кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить

возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления

свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая

движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на

нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12

минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В

течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки

остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

Содержание

утренней

гимнастики

составляют

упражнения,

рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные

предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным

сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и

поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,

воспитатель проводит физминутки, которые повышают общий тонус,

моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов,

развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный

настрой

и

снимают

психоэмоциональное

напряжение.

Длительность

составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в

виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук,

туловища,

ног),

подвижной

игры,

дидактической

игры

с

разными

движениями,

танцевальных

движений

и

игровых

упражнений.

Физкультминутка

может

сопровождаться текстом,

связанным или не

связанным с содержанием НОД. Часто такие паузы представляют собой

гимнастику для стимуляции деятельности речевых центров, куда входят

упражнения для коррекции речи: логоритмика, пальчиковая гимнастика,

артикуляционная

гимнастика,

зрительная

гимнастика.

Иногда

в

непосредственно

образовательную

деятельность

можно

включать

релаксационные упражнения. Они

позволяют успокоить детей и снять

мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под

тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса»,

«Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает

более

полному

расслаблению.

Также

помогает

восстановлению

и

сохранению

эмоционального

благополучия и предупреждает психические расстройства, включаемая в

педагогический процесс, психогимнастика. Это такие игры, как создание

образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и

повадки. («Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т. д.).

Такие

задания

способствует

снижению

эмоционального

напряжения;

обучают детей выразительным движениям; корректируют эмоциональную

сферу; обучают способам общения, способствующим коррекции настроения

и поведения в коллективе сверстников и взрослых.

Непосредственно образовательная деятельность серии «Здоровье», которые

могут быть включены и в сетку НОД в качестве познавательного развития. В

ходе такой непосредственно образовательной деятельности детям даются

представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что

полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются

элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. НОД

имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом

образе жизни.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка воспитатели

придают развитию движений и физической культуры во время НОД по

физкультуре. Причём, в каждом возрастном периоде НОД по физической

культуре имеют разную направленность: маленьким детям они доставляют

удовольствие,

учат

их

ориентироваться

в

пространстве,

приёмам

элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические

качества, прежде всего, выносливость и силу; в старших группах –

формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и

самостоятельность.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической

культуры,

содействует

созданию

обязательных

условий

и

привычек

здорового образа жизни. Используемая воспитателями система закаливаний

предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи

с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния

здоровья детей.

Для

наибольшей

эффективности

закаливания

воспитателями

обеспечиваются:

чёткая

организация

теплового

и

воздушного

режима

в

помещении

(«температурная» гигиена); рациональная, не перегревающая одежда детей;

соблюдение режима прогулок во все времена года; сон при открытых

фрамугах; гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя

прохладной

водой,

полоскание

рта

кипяченой

водой

комнатной

температуры); хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия

босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни

является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, воспитатель

меняет последовательность видов деятельности детей, в зависимости от

характера предыдущей НОД и погодных условий. Так, в холодное время

года и после непосредственно образовательной деятельности, на которой

дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое

время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с

наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети

могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.

Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические

упражнения на

улице.

Кроме

подвижных

игр,

воспитатели

широко

используют разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и

ходьба; прыжки; метание, бросание и ловля мяча; упражнения на полосе

препятствий.

Проводимые

на свежем воздухе физические упражнения способствуют

функциональному совершенствованию детского организма, повышению его

работоспособности,

развитию

защитных

сил

по

отношению

к

неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются

3-4 комплекса физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по

сезону); на случай сырой погоды; на случай порывистого ветра.

3.3. Реализация здоровьесберегающих технологий во II половину дня.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для

засыпания

детей

используются

различные

методические

приемы:

колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.

Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для

постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию.

Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года

используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной

музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6

упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из

разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

После выполнения

упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений

(ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в

бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую

комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально

– ритмические или другие движения. Гимнастика игрового характера состоит

из 3-6 имитационных упражнений: дети подражают движениям птиц,

животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец»,

«петрушка», «цветок»).

Пробежки

по

массажным

дорожкам

сочетаются

с

контрастными

воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Дети

занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят

на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными

упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации

движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Проводится дыхательная гимнастика. К гимнастическим упражнениям,

формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки

правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для

увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму.

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём

здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе

улучшить своё самочувствие, наряду с этим точечный массаж является

профилактикой простудных заболеваний. Под действием массажа организм

начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон),

которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых:

физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный

отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет

двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту,

ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

3.4. Летняя оздоровительная работа

Оздоровительная работа воспитателями усиленно проводится и в летний

период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на

восстановление

функционального

состояния

детского

организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который

предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе,

соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры,

труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей

инсоляции.

При

осуществлении

летней

оздоровительной

работы

воспитатели

придерживаются

следующих

принципов:

комплексное

использование

профилактических,

закаливающих

и

оздоровительных

технологий;

непрерывное

проведение

профилактических,

закаливающих

и

оздоровительных

мероприятий;

преимущественное

использование

немедикаментозных

средств

оздоровления;

использование

простых

и

доступных технологий; формирование положительной мотивации у детей к

проведению

профилактических,

закаливающих

и

оздоровительных

мероприятий; интеграция программы профилактики закаливания в семью;

повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и

оздоровительных - мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм

и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки,

санитарного

состояния

учреждения,

организации

питания,

воздушно-

теплового режима и использования различных форм оздоровительной

работы.

3.5. Развивающая среда.

Необходимым условием для осуществления обогащенного физического

развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В

группе создается «Уголок здоровья» Он оснащается как традиционными

пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками

педагогов:

1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости,

расслаблению мышц плечевого пояса.

2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног.

3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения

объема легких.

4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на

ладонях

рук,

находится

много

точек,

массируя

которые

можно

воздействовать на различные точки организма.

5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней

ног и развития координации движений

6. Спортивные мешочки и др.

В

«Уголке

здоровья»

находятся

осиновые

плошки,

грецкие

орехи,

разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, мага, схемы для

выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы

хорошо

снимают

напряжение,

агрессию,

негативные

эмоции.

Дети,

занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.

В «Уголке здоровья» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации,

схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью;

дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это

здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры

научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят

культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

3.6. Работа с родителями.

С

уверенностью можно

сказать,

что ни

одна,

даже самая лучшая

здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов,

если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации

единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, используются

разнообразные формы работы: открытый НОД с детьми для родителей;

педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых

дверей;

участие

родителей

в

подготовке

и

проведении

праздников,

физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей

среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о

правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-

передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное

питание», «Режим дня» и т. д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий

повышает результативность воспитательно - образовательного процесса,

формирует

у

воспитателей

и

родителей

ценностные

ориентации,

направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у

ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Заключение

Итак, здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада

воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме,

реализации

потребностей

детей

в

двигательной

активности

и

более

эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной

работы воспитателей является снижение заболеваемости детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния,

но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей,

уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической

и

экологической

ситуации

в

стране.

Только

здоровый

ребенок

с

удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен,

оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог

успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как

одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов

и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования

гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку

все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы

развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики

здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и

укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни

посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы

обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и

интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того

насколько

грамотно

организована

работа

с

детьми

по

физическому

воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого

условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка

Приложение

Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня

Утро

I

половина

дня

Прогулка

II половина д

ня

II

прогулк

а

Вечер

Утренний

прием

на

воздухе

(теплый

период)

Утренняя

гимнастика

на

воздухе

(теплый

период)

Утренняя

гимнастика в

физкультурн

ом

зале

В

организованн

ых

формах

обучения:

физкультмину

тки

Гимнастика

для глаз

Пальчиковая

гимнастика

Артикуляцио

нная

гимнастика

Подвижны

е игры

Спортивн

ые игры

НОД

по

физическо

й культуре

на воздухе

Игры

-

соревнова

ния

Выполнен

ие

физически

Гимнастика

после

дневного сна

Артикуляцио

нная

гимнастика

Самомассаж

(лица, спины,

ног,

рук,

биологически

активных

точек)

Физкультурн

ые

досуги,

Подвиж

ные

игры

Спорти

в

ные

игры

Индиви

ду

альная

работа

по

развити

ю

движен

Психогимн

ас тика

Сказкотера

пия

Игры

на

снятие

отрицатель

ных

эмоций,

нервных

состояний

Народная

педагогика

(фольклор,

(холодный

период)

Упражнения

для

профилактик

и

осанки,

голени

и

стопы

Дыхательная

гимнастика

разных

формах

физкультурн

о

оздоровитель

ной работы)

Коммуникати

в ные игры

Игры

средней

подвижности

Беседы

на

валеологичес

кие темы из

серии

«Здоровье»

Самостоятель

ная

двигательная

деятельность

Релаксация

Разнообразие

форм

организации

детей

во

время

НОД

(стоя в кругу,

сидя на ковре,

стоя

за

столами)

НОД

по

физической

культуре

НОД из серии

«Здоровье»

В

перерывах

между

НОД

динамические

паузы,

подвижные

игры

Растяжки

и

забавные

упражнения

(во

время

НОД

по

физической

культуре)

х

упражнен

ий

со

всеми

детьми

Дыхательн

ая

гимнастик

а

праздники

(1раз в месяц)

Игры

соревнования

между

возрастными

группами

Игры в сухом

бассейне,

тренажеры

Занятия

по

здоровому

образу жизни

(хождение по

дорожке

здоровья,

мешочкам

с

разными

наполнителям

и,

беседы,

закаливание и

т.д.)

Театрализова

нная

деятельность

ий

народные

игры,

хороводы)

Логоритмик

а

детей

Список используемой литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально

– ориентированный подход. – Школа здоровья. 2000 т.7 №2 с.21 - 28

2.Безруких

М.

М.

Здоровье,

формирующее

физическое

развитие.

Развивающие

двигательные

программы

для

детей

5

-6

лет.

- Издательство: Владос, 2001 г.

3. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. –

М.: Сфера, 2005г.

4.Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2003

5.Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. –

Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109

6. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических

работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.

7.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у

дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:

МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

8.Павлова М. А., Лысогорская М. В, Здоровьесберегающая система ДОУ. –

Волгоград: Учитель, 2009

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.:

Педагогика, -1991. -С 87.

10. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -

2003. -С 67.

11.Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез

и дизонтогенез /Е.Л. Солдатова// - Ростов на Дону: Феникс-2004. С 15.

12. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:

Т.Ц. Сфера, 2005.

13. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.:

АПКиПРО, 2003

14. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство

Учитель, 20012

15. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.:

Мозаика – Синтез 2002

16. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у

дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:

МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

17. Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // -

Ростов-на-Дону-1997. - С 13.

18.Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье

сберегающей

среды

образовательных

учреждений.

Автореферат

кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.



В раздел образования