Автор: Вохмина Екатерина Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ № 6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Введение
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей.
Актуальность исследования определяется тем, что в новых федеральных
государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется
вопросам здоровьесбережения.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с
охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических
задач
развития
страны.
Решение
этой
задачи
регламентируется
и
обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ
"Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по
обеспечению
здоровья
населения
РФ";
"Об
утверждении
основных
направлений
государственной
социальной
политики
по
улучшению
положения детей в РФ" и другими[10].
Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения
здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ. Были определены
принципы
здоровьесбережения
(Аносова
М.В.
и
др.);
требования
к
оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению
двигательной активности детей. Однако организация работы воспитателя
ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста до
сих пор не регламентирована.
В связи с этим, разработка научно обоснованных подходов работы
воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей
является актуальным в практике дошкольного образовательного учреждения.
цель
исследования
–
показать
особенности
использования
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Предмет исследования: содержание работы воспитателя детского сада по
сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть общее представление о здоровьесберегающих технологиях;
2. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
3. Выявить эффективные средства и методы внедрения здоровьесберегающих
технологий в детском саду;
4. Определить задачи работы воспитателя ДОУ по сохранению и укреплению
здоровья детей дошкольного возраста.
Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением
совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по
здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный
процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично
объединены различные образовательные области для целостного восприятия
окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать:
формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности,
являющейся
необходимой
предпосылкой
для
полноценной
жизни,
удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного
участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах
человеческой деятельности.
Глава 1. Здоровьесберегающие технологии
1.1. Теоретические аспекты здоровьесберегающих технологий.
Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили
выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов,
А.И.Аршавский и др.
С
точки
зрения
И.П.Павлова,
«человек
есть
единственная
в
высочайшей
степени
саморегулирующаяся,
восстанавливающаяся,
поправляющая и даже совершенствующая система». Это позволяет считать
использование различных технологий сбережения и накопления здоровья
всех участников образовательного процесса вполне оправданным. Построить
собственную оздоровительную систему, освоить приемы саморегуляции по
силам каждому педагогу, главное захотеть и знать, как это делать.
Проблемы теории и практики образовательного пространства с
позиции
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей
исследуются
в
физиологическом
и
психолого-педагогическом
аспектах
(Г.Н.Сериков,
С.Г.Сериков, Ю.П.Сокольников, В.Г.Бочарова и др.) [13].
Подходы к организации целостного педагогического процесса как
основы
формирования,
сохранения,
становления
здоровья
детей
разрабатывают
М.М.Безруких,
Н.В.Богдан,
Э.М.Казин,
М.Л.Лазарев,
Ю.В.Науменко, Т.Ф. Рехова, Е.А.Уланова и ряд других[11].
«Здоровьеформирующие
образовательные
технологии», по определению
Н.К. Смирнова, - это все те психолого – педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия
обучения
и
воспитания
ребенка
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возраст-ными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
О.В.
Петров
под здоровьесберегающей
образовательной
технологией понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.) [9].
Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией
понимает функциональную систему организационных способов управления
учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и
инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья
[17].
Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных
учреждений
как
совокупность
управленческих,
организационных,
обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование,
укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья
обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-
физиологических средств м методов сопровождения образовательного
процесса,
профилактики
факторов
«риска»,
реализации
комплекса
межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной
образовательной среды [18].
1.2. Цель и задачи здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих
технологий
-
становление
осознанного
отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о
здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи:
-Культивировать
и
воспитывать
у
детей
осмысленное
отношение
к
физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой
основе адаптивные возможности детского организма (повышение его
жизненной
устойчивости,
сопротивляемости,
избирательности
по
отношению к внешним воздействиям);
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо -
соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме
саморазвития;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению
психологической самокоррекцией.
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети,
переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал
здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж
знаний, позволяющий им делать это правильно.
1.3. Виды здоровьесберегающих технологий:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка;
-здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
-валеологического просвещения родителей;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические
технологии в
дошкольном
образовании
-
технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии
с
медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских
средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации
детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и
дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду; организация
контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании -
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и
становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная
гимнастика,
массаж
и
самомассаж,
профилактика
плоскостопия
и
формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной
физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных
форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии в
детском
саду
-
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие
умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка -
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-
дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий
-
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в
детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или
психолого-педагогического
сопровождения
развития
ребенка
в
педагогическом процессе ДОУ.
Технологии
здоровьесбережения
и
здоровье
обогащения
педагогов -
технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том
числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к
здоровому
образу
жизни.
Технологии
валеологического
просвещения
родителей: задача данных технологий - обеспечение валеологической
образованности родителей воспитанников ДОУ.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию
технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям
обучения
здоровому
образу
жизни
и
коррекционным
технологиям. Современные
технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья:
Стретчинг - специальные упражнения под музыку, которые проводятся не
раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со
среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в
групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется
детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени
подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в
соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В
детском саду используются лишь элементы спортивных игр.
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния
детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех
возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку
(П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с
подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика
дыхательная -
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения,
педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед
проведением процедуры.
Гимнастика
корригирующая -
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи
и контингента детей.
Гимнастика
ортопедическая -
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном
залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-
20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед
занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) - в свободное время,
можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости
от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не
заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой
деятельности.
Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В
них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в
зависимости
от
поставленных
целей.
Используются
в
качестве
вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа
детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в
группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Здоровьесберегающие
технологии
должны
строиться
с
соблюдением
следующих принципов[16].:
Принцип
доступности
и
индивидуальности -
предусматривает
учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных
условий доступности является преемственность и постепенность усложнения
заданий - это достигается правильным распределением материала на занятии.
Индивидуальность - это учет индивидуальных особенностей. Каждый
ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал
усваивается по-разному.
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке
перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого
целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип
систематичности
- непрерывность
и
регулярность
занятий.
Систематические
занятия
дисциплинируют
ребенка,
приучают
его
к
методичной и регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия
обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка
желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее
эффективный путь объяснения данного задания - это такие методы как показ,
словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
1.4. Система здоровьесбережения в ДОУ
- Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по
сезонам, на время каникул).
- Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение
по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком,
полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе,
бодрящая гимнастика).
- Физкультурные занятия всех типов.
-
Оптимизация
двигательного
режима:
традиционная
двигательная
деятельность
детей
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии
оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн,
массажеры, тактильные дорожки).
- Организация рационального питания.
- Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.
-
Соблюдение
требований
СанПиНа
к
организации
педагогического
процесса.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
-
Сформированные
навыки
здорового
образа
жизни
воспитанников,
педагогов и родителей ДОУ
-
Проявление
толерантности
всех
участников
внедрения
здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
- Внедрение научно – методических подходов к организации работы по
сохранению
здоровья
детей,
к
созданию
здоровьесберегающего
образовательного пространства ДОУ и семьи.
-
Улучшение
и
сохранение
соматических
показателей
здоровья
дошкольников.
- Снижение уровня заболеваемост
Глава 2. Формы работы воспитателя ДОУ
В настоящее время анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ
чаще всего воспитатели используют здоровьесберегающие технологии по
следующим направлениям:
2.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-Стретчинг - это способ, позволяющий естественным путём растянуть
мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и
тренировать лишь её. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2
раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или
музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном
помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
- Ритмопластика - проводится 1-2 раза в неделю по 30 мин., не раньше чем
через 30 минут после приема пищи в форме кружковой работы со среднего
возраста.
- Динамические паузы - проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере
утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы
гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других.
- Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть НОД по
физической культуре, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней
степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом
ребёнка, местом и временем её проведения.
- Релаксация.
Для
психического
здоровья
детей
необходима
сбалансированность
положительных
и
отрицательных
эмоций,
обеспечивающая
поддержание
душевного
равновесия
и
жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять
или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции,
управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей
работе воспитатели используют специально подобранные упражнения на
расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в
любом подходящем помещении. Используется для работы спокойная
классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Моцарт), звуки природы.
- Технологии
эстетической
направленности -
реализуются
при
НОД
художественно-эстетического
цикла,
при
посещении
музеев,
театров,
выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех
возрастных групп. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям
эстетического вкуса.
- Гимнастика пальчиковая – проводится индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Рекомендована всем детям, особенно детям с речевыми
проблемами. Систематические
упражнения пальцев являются мощным
средством повышения работоспособности головного мозга. Тренирует
мелкую
моторику,
стимулирует
речь,
пространственное
мышление,
кровообращение, воображение. Проводится в любой удобный отрезок
времени.
- Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует
снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её
проведения
используется
наглядный
материал,
показ
педагога.
- Гимнастика дыхательная - проводится в различных формах физкультурно -
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во
всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его
работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям
инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением
процедуры.
- Гимнастика бодрящая - проводится ежедневно после дневного сна, 5-10
мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное
умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с
разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий
ДОУ.
-
Гимнастика
корригирующая –
проводится
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной работы.
Форма проведения гимнастики
зависит от поставленной задачи и контингента детей.
-
Гимнастика
ортопедическая -
проводится
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы.
Рекомендуется
детям
с
плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
2.2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
- НОД по физической культуре - проводятся 2 раза в неделю в спортивном
зале и 1 раз на воздухе. НОД проводится в соответствии программой, по
которой работает ДОУ. Регулярные занятия физкультурой укрепляют
организм и способствуют повышению иммунитета.
-
Проблемно-игровые
(игротреннинги
и
игротерапия) –
проводятся
в
свободное время, можно во второй половине дня.
Время строго не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие
может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения
педагога
в
процесс
игровой
деятельности.
Проводят
воспитатели,
психолог.
- Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со
старшего возраста. Игры строятся
по определенной схеме и состоят из
нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени
подвижности,
занятия
рисованием,
лепкой
и
др.
- НОД из серии «Здоровье» - проводятся в игровой форме с младшей группы
- 4 раза в месяц. Детям даются представления об индивидуальности
человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и
основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к
пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Используются такие формы проведения НОД: экскурсии, развлечения,
праздники,
конкурсы,
театрализованные
сказки,
викторины.
- Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,
улучшить
осанку.
Способствует
не
только
физическому
укреплению
человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это
профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного
занятия или в виде динамической паузы в НОД.
- Биологическая обратная связь (БОС) - это метод произвольного волевого
управления функциями организма для совершенствования организма в норме
или
коррекции
организма
при
патологии,
посредством
электронных
приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии
органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые
сигналы. Рекомендуется со старшего возраста от 10 до 15 сеансов работы с
компьютером по 5-10 мин. Необходимы соблюдение правил работы за
компьютером.
2.3. Коррекционные технологии:
- Арттерапия – способ оздоровления детей посредством искусства, является
методом благотворного психологического воздействия, направленный на
восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное
развитие
личности
человека.
Это
огромный
перечень
увлекательных
творческих мероприятий: деятельность по изотерапии: рисование, лепка,
аппликация, оригами и т.д.; занятия музыки, пения и танца, а также чтение
художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-
многое
другое.
Таким
образом,
комплексная
методика
арттерапии
направлена на всестороннее развитие ребенка. Мероприятия проходят в
увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.
- Технологии музыкального воздействия – проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы.
Используются
для
снятия
напряжения,
повышения
эмоционального
настроя
и
пр.
Проводят
воспитатели
и
музыкальный
руководитель.
- Сказкотерапия - проводятся 2-4 раза в месяц по 30 мин. со старшего
возраста.
Используется
для
психологической
терапевтической
и
развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа
детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые
движения.
- Технологии воздействия цветом – проводятся, как НОД 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание
цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают
напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводят
воспитатели и психолог.
- Технологии коррекции поведения – проводятся сеансами по 10-12 НОД по
25-30 мин. со старшего возраста по специальным методикам в малых группах
по 6-8 человек в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и
протоколы занятий. Проводят воспитатели и психолог.
- Психогимнастика - проводится 1-2 раза в неделю со старшего возраста по
25-30
мин.
по
специальным
методикам.
Проводят:
воспитатели,
психолог.
- Фонетическая и логопедическая ритмика – проводится 2 раза в неделю с
младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.
Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. НОД рекомендованы детям с
проблемами
слуха
либо
в
профилактических
целях.
Цель
НОД
-
фонетическая грамотная речь без движений.
Проводят: воспитатели,
руководитель физического воспитания, логопед.
Глава 3. Реализация здоровьесберегающих технологий воспитателем в
течение дня.
3.1. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня.
Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы
воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно
способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую
двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное
отношение ребенка к своему здоровью.
Целью
совершенствования
оптимизации
двигательного
режима
и
повышения двигательной активности разработана карта использования
здоровьесберегающих технологий в режиме дня для детей в детском саду,
которая включает разнообразные формы двигательной активности, такие,
как: утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физминутки, подвижные
и спортивные игры, оздоровительный бег, гимнастика после сна и
прохождение по
«тропе здоровья», спортивные досуги и праздники,
музыкальные и физкультурные занятия. (см. приложение 1)
3.2. Реализация здоровьесберегающих технологий в I половину дня.
Утро
начинается
в
детском
саду
с
радостных
встреч
с
детьми.
Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера
дружеского
участия
позволяют
положительно
настроить
детей
на
предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому
способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение
детей, которые воспитатель с успехом использует в утренние часы приема
детей.
Такие
игры
по
своему
замыслу
предполагают
рукопожатие,
поглаживание, теплые, ободряющие слова, заинтересованное отношение к
настроению, самочувствию друг друга, юмор, улыбки и смех детей. Они
развивают умение лучше понимать себя и других, умение подчиняться
определенным правилам, развивают способности к самовыражению, умение
регулировать свое поведение, обучают элементам техники выразительных
движений, приемам снятия психического напряжения; создают здоровое
эмоциональное возбуждение, бодрое настроение. Эти игры проводятся не
только в утренние часы, но и во второй половине дня и в минуты свободного
общения.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма,
а
также
организации
двигательного
режима
ребёнка,
направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей,
является утренняя
гимнастика.
Ежедневное
выполнение
физических
упражнений
под
руководством
взрослого
способствует
проявлению
определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку
начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь
организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает
кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в
кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить
возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления
свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая
движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на
нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12
минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В
течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки
остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
Содержание
утренней
гимнастики
составляют
упражнения,
рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные
предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,
воспитатель проводит физминутки, которые повышают общий тонус,
моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов,
развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный
настрой
и
снимают
психоэмоциональное
напряжение.
Длительность
составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в
виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук,
туловища,
ног),
подвижной
игры,
дидактической
игры
с
разными
движениями,
танцевальных
движений
и
игровых
упражнений.
Физкультминутка
может
сопровождаться текстом,
связанным или не
связанным с содержанием НОД. Часто такие паузы представляют собой
гимнастику для стимуляции деятельности речевых центров, куда входят
упражнения для коррекции речи: логоритмика, пальчиковая гимнастика,
артикуляционная
гимнастика,
зрительная
гимнастика.
Иногда
в
непосредственно
образовательную
деятельность
можно
включать
релаксационные упражнения. Они
позволяют успокоить детей и снять
мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под
тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса»,
«Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает
более
полному
расслаблению.
Также
помогает
восстановлению
и
сохранению
эмоционального
благополучия и предупреждает психические расстройства, включаемая в
педагогический процесс, психогимнастика. Это такие игры, как создание
образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и
повадки. («Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т. д.).
Такие
задания
способствует
снижению
эмоционального
напряжения;
обучают детей выразительным движениям; корректируют эмоциональную
сферу; обучают способам общения, способствующим коррекции настроения
и поведения в коллективе сверстников и взрослых.
Непосредственно образовательная деятельность серии «Здоровье», которые
могут быть включены и в сетку НОД в качестве познавательного развития. В
ходе такой непосредственно образовательной деятельности детям даются
представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что
полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются
элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. НОД
имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом
образе жизни.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка воспитатели
придают развитию движений и физической культуры во время НОД по
физкультуре. Причём, в каждом возрастном периоде НОД по физической
культуре имеют разную направленность: маленьким детям они доставляют
удовольствие,
учат
их
ориентироваться
в
пространстве,
приёмам
элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические
качества, прежде всего, выносливость и силу; в старших группах –
формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и
самостоятельность.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической
культуры,
содействует
созданию
обязательных
условий
и
привычек
здорового образа жизни. Используемая воспитателями система закаливаний
предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи
с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния
здоровья детей.
Для
наибольшей
эффективности
закаливания
воспитателями
обеспечиваются:
чёткая
организация
теплового
и
воздушного
режима
в
помещении
(«температурная» гигиена); рациональная, не перегревающая одежда детей;
соблюдение режима прогулок во все времена года; сон при открытых
фрамугах; гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя
прохладной
водой,
полоскание
рта
кипяченой
водой
комнатной
температуры); хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия
босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни
является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, воспитатель
меняет последовательность видов деятельности детей, в зависимости от
характера предыдущей НОД и погодных условий. Так, в холодное время
года и после непосредственно образовательной деятельности, на которой
дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое
время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с
наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети
могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.
Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические
упражнения на
улице.
Кроме
подвижных
игр,
воспитатели
широко
используют разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и
ходьба; прыжки; метание, бросание и ловля мяча; упражнения на полосе
препятствий.
Проводимые
на свежем воздухе физические упражнения способствуют
функциональному совершенствованию детского организма, повышению его
работоспособности,
развитию
защитных
сил
по
отношению
к
неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются
3-4 комплекса физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по
сезону); на случай сырой погоды; на случай порывистого ветра.
3.3. Реализация здоровьесберегающих технологий во II половину дня.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для
засыпания
детей
используются
различные
методические
приемы:
колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.
Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для
постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию.
Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года
используются различные варианты гимнастики.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной
музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6
упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из
разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
После выполнения
упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений
(ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в
бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую
комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально
– ритмические или другие движения. Гимнастика игрового характера состоит
из 3-6 имитационных упражнений: дети подражают движениям птиц,
животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец»,
«петрушка», «цветок»).
Пробежки
по
массажным
дорожкам
сочетаются
с
контрастными
воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Дети
занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят
на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными
упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации
движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Проводится дыхательная гимнастика. К гимнастическим упражнениям,
формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки
правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для
увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём
здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе
улучшить своё самочувствие, наряду с этим точечный массаж является
профилактикой простудных заболеваний. Под действием массажа организм
начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон),
которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых:
физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный
отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет
двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту,
ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
3.4. Летняя оздоровительная работа
Оздоровительная работа воспитателями усиленно проводится и в летний
период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на
восстановление
функционального
состояния
детского
организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который
предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе,
соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры,
труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей
инсоляции.
При
осуществлении
летней
оздоровительной
работы
воспитатели
придерживаются
следующих
принципов:
комплексное
использование
профилактических,
закаливающих
и
оздоровительных
технологий;
непрерывное
проведение
профилактических,
закаливающих
и
оздоровительных
мероприятий;
преимущественное
использование
немедикаментозных
средств
оздоровления;
использование
простых
и
доступных технологий; формирование положительной мотивации у детей к
проведению
профилактических,
закаливающих
и
оздоровительных
мероприятий; интеграция программы профилактики закаливания в семью;
повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и
оздоровительных - мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм
и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки,
санитарного
состояния
учреждения,
организации
питания,
воздушно-
теплового режима и использования различных форм оздоровительной
работы.
3.5. Развивающая среда.
Необходимым условием для осуществления обогащенного физического
развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В
группе создается «Уголок здоровья» Он оснащается как традиционными
пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками
педагогов:
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости,
расслаблению мышц плечевого пояса.
2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног.
3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения
объема легких.
4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на
ладонях
рук,
находится
много
точек,
массируя
которые
можно
воздействовать на различные точки организма.
5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней
ног и развития координации движений
6. Спортивные мешочки и др.
В
«Уголке
здоровья»
находятся
осиновые
плошки,
грецкие
орехи,
разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, мага, схемы для
выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы
хорошо
снимают
напряжение,
агрессию,
негативные
эмоции.
Дети,
занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.
В «Уголке здоровья» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации,
схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью;
дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это
здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры
научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят
культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.
3.6. Работа с родителями.
С
уверенностью можно
сказать,
что ни
одна,
даже самая лучшая
здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов,
если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации
единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, используются
разнообразные формы работы: открытый НОД с детьми для родителей;
педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых
дверей;
участие
родителей
в
подготовке
и
проведении
праздников,
физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей
среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о
правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-
передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное
питание», «Режим дня» и т. д.).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность воспитательно - образовательного процесса,
формирует
у
воспитателей
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у
ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Заключение
Итак, здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада
воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме,
реализации
потребностей
детей
в
двигательной
активности
и
более
эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной
работы воспитателей является снижение заболеваемости детей.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния,
но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей,
уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической
и
экологической
ситуации
в
стране.
Только
здоровый
ребенок
с
удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен,
оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог
успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как
одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов
и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования
гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку
все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы
развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики
здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и
укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни
посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы
обучения здоровью.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и
интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того
насколько
грамотно
организована
работа
с
детьми
по
физическому
воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого
условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка
Приложение
Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Утро
I
половина
дня
Прогулка
II половина д
ня
II
прогулк
а
Вечер
Утренний
прием
на
воздухе
(теплый
период)
Утренняя
гимнастика
на
воздухе
(теплый
период)
Утренняя
гимнастика в
физкультурн
ом
зале
В
организованн
ых
формах
обучения:
физкультмину
тки
Гимнастика
для глаз
Пальчиковая
гимнастика
Артикуляцио
нная
гимнастика
Подвижны
е игры
Спортивн
ые игры
НОД
по
физическо
й культуре
на воздухе
Игры
-
соревнова
ния
Выполнен
ие
физически
Гимнастика
после
дневного сна
Артикуляцио
нная
гимнастика
Самомассаж
(лица, спины,
ног,
рук,
биологически
активных
точек)
Физкультурн
ые
досуги,
Подвиж
ные
игры
Спорти
в
ные
игры
Индиви
ду
альная
работа
по
развити
ю
движен
Психогимн
ас тика
Сказкотера
пия
Игры
на
снятие
отрицатель
ных
эмоций,
нервных
состояний
Народная
педагогика
(фольклор,
(холодный
период)
Упражнения
для
профилактик
и
осанки,
голени
и
стопы
Дыхательная
гимнастика
(в
разных
формах
физкультурн
о
–
оздоровитель
ной работы)
Коммуникати
в ные игры
Игры
средней
подвижности
Беседы
на
валеологичес
кие темы из
серии
«Здоровье»
Самостоятель
ная
двигательная
деятельность
Релаксация
Разнообразие
форм
организации
детей
во
время
НОД
(стоя в кругу,
сидя на ковре,
стоя
за
столами)
НОД
по
физической
культуре
НОД из серии
«Здоровье»
В
перерывах
между
НОД
динамические
паузы,
подвижные
игры
Растяжки
и
забавные
упражнения
(во
время
НОД
по
физической
культуре)
х
упражнен
ий
со
всеми
детьми
Дыхательн
ая
гимнастик
а
праздники
(1раз в месяц)
Игры
–
соревнования
между
возрастными
группами
Игры в сухом
бассейне,
тренажеры
Занятия
по
здоровому
образу жизни
(хождение по
дорожке
здоровья,
мешочкам
с
разными
наполнителям
и,
беседы,
закаливание и
т.д.)
Театрализова
нная
деятельность
ий
народные
игры,
хороводы)
Логоритмик
а
детей
Список используемой литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально
– ориентированный подход. – Школа здоровья. 2000 т.7 №2 с.21 - 28
2.Безруких
М.
М.
Здоровье,
формирующее
физическое
развитие.
Развивающие
двигательные
программы
для
детей
5
-6
лет.
- Издательство: Владос, 2001 г.
3. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. –
М.: Сфера, 2005г.
4.Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2003
5.Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. –
Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109
6. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.
7.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
8.Павлова М. А., Лысогорская М. В, Здоровьесберегающая система ДОУ. –
Волгоград: Учитель, 2009
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.:
Педагогика, -1991. -С 87.
10. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -
2003. -С 67.
11.Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез
и дизонтогенез /Е.Л. Солдатова// - Ростов на Дону: Феникс-2004. С 15.
12. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:
Т.Ц. Сфера, 2005.
13. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.:
АПКиПРО, 2003
14. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство
Учитель, 20012
15. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.:
Мозаика – Синтез 2002
16. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:
МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
17. Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // -
Ростов-на-Дону-1997. - С 13.
18.Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье
сберегающей
среды
образовательных
учреждений.
Автореферат
кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.