Автор: Чернова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №29" имени В.Ж. Хужокова
Населённый пункт: го Нальчик, КБР
Наименование материала: статья
Тема: Новые стандарты в развитии образования - основные направления
Раздел: начальное образование
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Новые стандарты в развитии образования»
Чернова Татьяна Александровна
Словосочетание «новые образовательные стандарты» не сходит с уст
педагогов и родителей в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую
информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как
изменилась жизнь участников образовательного процесса с приходом новых
школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они
отличаются от прежних стандартов? К чему нужно быть готовым родителям?
Каков он – портрет ученика школы новых стандартов?
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных
учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового
поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы –
ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для
школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС
основного общего образования. Не остались забытыми и старшеклассники –
в 2012 году утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования,
касающийся именно их.
Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить
действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности
не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде
первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.
Итак,
Что такое ФГОС нового поколения?
Федеральные государственные образовательные стандарты – именно
так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на
образовательные учреждения государственной аккредитации. Они
представляют собой набор обязательных требований, необходимых для
осуществления программ общего образования.
Можно выделить три группы таких требований:
— к результату обучения;
— к способу построения образовательной деятельности;
— к условиям осуществления стандартов
Требования к результату обучения ФГОС нового поколения.
Отличия от прежних ФГОС
Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество
накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало
раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению
и коллективной работе, формирование ответственности за свои
поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное
время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений,
позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные
профессиональные и жизненные задачи.
Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный
уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы
основой, фундаментом для постройки здания навыков и
умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет
зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.
То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека,
было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового
второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:
— формирование у учащегося чувства патриотизма;
— воспитание личности российского гражданина;
— способствование становлению толерантности, ответственности за свои
поступки;
— умению контактировать с другими людьми.
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному
воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и
развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей,
ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением.
Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно
вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса
ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных
факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик
получает установки на нормы поведения для становления здорового образа
жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья,
дополнительными часами физкультуры, мероприятиями
здоровьесбережения.
Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе
Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе?
Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения?
Ощутима ли разница с прежними стандартами?
Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с
прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и
новых ФГОС:
Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на
школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное
наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов
и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка
становятся более наглядными.
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась
лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь
учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к
развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к
самостоятельности, старается включить в работу каждого.
Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты
нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие
школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на
предпочтения каждого.
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную
деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на
посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в
семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного
времяпрепровождения.
Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали
неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в
современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с
клавиатурным набором текста.
Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических
знаний на практике с помощью проектов, где каждый ученик сможет себя
проявить.
Одним из важных принципов новой учебной деятельности
становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних
ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание
правил.
Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип
образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения:
социально-экономический, технологический, естественнонаучный,
гуманитарный и универсальный.
Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность
формирования индивидуального учебного плана. Он может включать в
себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области,
дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам
ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и
иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие
цели федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности,
умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи,
любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных
моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни,
психологические и педагогические рекомендации современности.
Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут
положительными при условии активного участия и заинтересованности всех
сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во
взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина России.