Напоминание

Новые стандарты в развитии образования - основные направления


Автор: Чернова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №29" имени В.Ж. Хужокова
Населённый пункт: го Нальчик, КБР
Наименование материала: статья
Тема: Новые стандарты в развитии образования - основные направления
Раздел: начальное образование





Назад




СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Новые стандарты в развитии образования»

Чернова Татьяна Александровна

Словосочетание «новые образовательные стандарты» не сходит с уст

педагогов и родителей в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую

информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как

изменилась жизнь участников образовательного процесса с приходом новых

школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они

отличаются от прежних стандартов? К чему нужно быть готовым родителям?

Каков он – портрет ученика школы новых стандартов?

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных

учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового

поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы –

ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для

школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС

основного общего образования. Не остались забытыми и старшеклассники –

в 2012 году утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования,

касающийся именно их.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить

действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности

не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде

первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.

Итак,

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно

так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на

образовательные учреждения государственной аккредитации. Они

представляют собой набор обязательных требований, необходимых для

осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:

— к результату обучения;

— к способу построения образовательной деятельности;

— к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения.

Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество

накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало

раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению

и коллективной работе, формирование ответственности за свои

поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное

время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений,

позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные

профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный

уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы

основой, фундаментом для постройки здания навыков и

умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет

зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека,

было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового

второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:

— формирование у учащегося чувства патриотизма;

— воспитание личности российского гражданина;

— способствование становлению толерантности, ответственности за свои

поступки;

— умению контактировать с другими людьми.

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному

воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и

развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей,

ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением.

Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно

вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса

ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных

факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик

получает установки на нормы поведения для становления здорового образа

жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья,

дополнительными часами физкультуры, мероприятиями

здоровьесбережения.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе?

Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения?

Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с

прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и

новых ФГОС:

Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на

школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное

наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов

и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка

становятся более наглядными.

Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась

лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь

учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к

развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к

самостоятельности, старается включить в работу каждого.

Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты

нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие

школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на

предпочтения каждого.

Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную

деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на

посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в

семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного

времяпрепровождения.

Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали

неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в

современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с

клавиатурным набором текста.

Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических

знаний на практике с помощью проектов, где каждый ученик сможет себя

проявить.

Одним из важных принципов новой учебной деятельности

становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних

ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание

правил.

Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип

образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения:

социально-экономический, технологический, естественнонаучный,

гуманитарный и универсальный.

Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность

формирования индивидуального учебного плана. Он может включать в

себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области,

дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам

ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и

иностранный язык.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие

цели федеральных государственных образовательных стандартов нового

поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности,

умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи,

любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных

моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни,

психологические и педагогические рекомендации современности.

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут

положительными при условии активного участия и заинтересованности всех

сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во

взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина России.



В раздел образования