Напоминание

Нестандартные дидактические игры по развитию детей с ОВЗ


Авторы: Кураса Оксана Алексеевна, Гусарова Светлана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №109
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Нестандартные дидактические игры по развитию детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №109

«Детский сад комбинированного вида»

«Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей с ОВЗ»

Вторая младшая группа «Матрешки»

Воспитатели:

Кураса О.А.

Гусарова С.Ю.

Кемерово

2020

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об

окружающем.

При

неправильном

функционировании

зрения

или

его

отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь

на слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не

формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении

контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением зрения особенно

осторожны в новых ситуациях. Развитие ребенка с нарушением зрения

отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой

ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и

специалистов.

Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из

приоритетных направлений современного образования.

Организация работы с детьми с нарушением зрения, интегрированными в

общеобразовательные группы осуществляется, учитывая степень нарушения

зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений.

Очень

важной

задачей

является

-

научить

детей

общаться,

взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения

не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.

Очень важно правильно организовывать совместную игру детей. Необходимо

учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только

нуждающемуся в помощи.

Для организации воспитания и обучения детей очень важно вызывать и

поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры,

игровые пособия,

которые

должны

привлечь

внимание,

заинтересовать. Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их

основная

ценность.

В

играх

дети

получают,

закрепляют

определенный сенсорный опыт.

Играя,

ребенок

учится

различным

приемам

зрительного,

слухового,

осязательного обследования, различает и выделяет качества предметов,

сравнивает их по этим качествам и обозначает соответствующим словом.

При организации игр со слабовидящими детьми рекомендуется:

использовать

упрощенный

вариант

задания,

дифференцированную

оценку результатов работы и т.д.;

разрешать слабовидящему ребенку вставать со своего места, чтобы

лучше понять объяснение;

давать больше времени ребенку с нарушением зрения на выполнение

задания, так как слабовидящий ребенок всегда будет медленнее

выполнять задание, чем остальные дети;

использовать

подставки,

позволяющие

рассматривать

объект

в

вертикальном

положении;

(Дети

с

диагнозом

содружественная

эзотропия)

использовать

фоны,

улучшающие

зрительное

восприятие

при

демонстрации объектов. Наиболее благоприятен показ предмета на

черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем). Предметы

должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям;

Примеры дидактических игр.

Дидактическое

пособие

«Цветные

пробки»

изготовлено

из

цветных

ковриков и разноцветных пробок от пластиковых бутылок, пробок от

детского питания Фруто - няня.

Цель игры с пробками: развитие зрительного восприятия предметов,

обучение детей умению подбирать предметы по цвету, развитие мелкой

моторики пальцев, формирование самостоятельности в игровых действиях.

Детям предлагаются следующие варианты игр:

«Подбери колеса для машины», «Пирамидка», «Солнышко», «Цветок для

мамы»

Дидактическое

пособие

«Волшебные

прищепки»

изготовлено

из

плоскостных силуэтных изображений и разноцветных прищепок;

Цель: развитие мелкой

моторики, воображения. Расширение

знаний об

окружающем мире, закрепление цвета.

Дидактическое пособие «Большая стирка»

Цель: развитие умений группировать предметы по цвету, развитие мелкой

моторики,

формирование

самостоятельности

в

игровых

действиях;

Варианты игр: «Разложи одежду по цвету машины», «Повесим одежду на

веревку». Для этой игры используется резинка, которая натягивается на

коробку. Ребенок подбирает прищепки по цвету одежды, прикрепляет на

резинку;

В дидактическом пособии «Разноцветные коврики» используются решетки,

разноцветные шнурки и ленточки.

Цель:

развитие

общей

моторики,

зрительно-моторной

координации,

развитие концентрации внимания, усидчивости и творческого воображения.

Дидактическое пособие

«Сенсорные дорожки».

Сенсорные дорожки

позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые

шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений

кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и

возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые

варианты работы.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг,

квадрат,

треугольник).

Закреплять

знания

цветов,

развивать

мелкую

моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы,

логическое мышление, сенсорные способности детей, учить находить

заданные

силуэты ключей,

развивать

зрительное

восприятие

детей,

внимание.

Заключение

Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе

с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их применение

максимально востребованным:

- педагог имеет

возможность

заинтересовать

дошкольников

с

ОВЗ,

пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол

зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

-

многообразие

материалов

позволяет

активизировать

ощущения,

восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми

потребностями;

Использование сенсорного оборудования

позволяет

раскрыть

резервные

возможности каждого ребенка. Организация системы работы по сенсорному

развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими

учебной деятельности в дальнейшем.

Сенсомоторное развитие, в широком понятии этого слова, способствует

интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению

в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной

умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.



В раздел образования