Напоминание

Роль воспитателя на занятиях по физкультуре


Автор: Тверскова Ольга Федоровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28
Населённый пункт: г. Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль воспитателя на занятиях по физкультуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники

выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально

организованных

занятиях

физической

культурой,

но

в

дальнейшем

ребёнок

использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности,

поэтому привычка действовать определённым способом успешно складывается только

при тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя

группы.

Основная форма организации физического воспитания в детском саду – это

непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Инструктор

по физической культуре на занятиях работает в сложных условиях - высокая

двигательная активность детей требует строгой организации, в противном случае она

может привести к конфликтам и травмам. Поэтому роль воспитателя группы на

занятии по физической культуре имеет большое значение.

Так

как воспитатель является

активным

участником воспитательно

-

образовательного процесса на занятии, то воспитателю необходимо самому знать

методику

обучения

движениям,

общеразвивающим

упражнениям,

особенности

выполнения

движения,

технику

выполнения,

педагогические

требования

при

обучении.

Напомню этапы подготовки к физической культуре:

1этап. Воспитатель накануне занятия должен ознакомиться с содержанием.

2этап.

Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях и в

спортивном зале. Он воздействует на ребёнка всем: своим мировоззрением, внешним

обликом, манерами, поведением. Поэтому, воспитатель должен посещать занятия в

спортивной форме, так как это требуется от детей; должен владеть техникой

выполнения движений, используемых в работе с детьми. Если ребёнок неправильно

выполняет упражнение, воспитатель потихоньку делает ему замечание, или объясняет

и показывает, если ребёнок не понял, как выполнять упражнение.

3этап. Воспитатель должен организовать детей для занятия. В зал дети должны зайти

организованно (в колонне по одному) и пройти на место построения, указанного

инструктором по физической культуре.

Воспитатель,

как

и

инструктор

по физическому

воспитанию несёт

ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением

правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при

выполнении детьми сложных упражнений. Воспитатель должен знать методику

выполнения упражнений, так как неправильное выполнение упражнения может

привести к травме или к отрицательному эффекту.

При

ознакомлении

детей

с

новыми

общеразвивающими

упражнениями

инструктор

по

физической

культуре

показывает,

как

правильно

выполнять

упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при

необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети

выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктор по физической

культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах,

а воспитатель – в задних.

После

выполнения

ОРУ

инструктор дает

команду

к

перестроению

на

выполнения основных видов движений, воспитатель помогает организовать детей.

Существуют разные способы организации детей во время обучения

движениям: фронтальный, групповой, подгрупповой, поточный, способ круговой

тренировки, индивидуальный.

Например, при использовании подгруппового способа организации обучения

инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с

другой.

При

организации

поточного

способа

– «станционального» (кругового) воспитатель и инструктор по физической культуре

делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Моторная плотность занятия должна составлять не менее 70-85% от времени

занятия по физической культуре. Поэтому для выполнения основных видов движений,

группа делится на подгруппы. С одной группой работает инструктор, а с

другой воспитатель группы.

Для поддержания должной моторной плотности основные виды движения

можно выполнять поточным способом, если идёт закрепление материала. При этом

инструктор контролирует один участок потока, а воспитатель группы другой.

Так как детей нельзя оставлять одних без присмотра, то воспитатель должен

организованно привести группу в спортивный зал и увести в группу после занятия. Во

время занятия может возникнуть необходимость вывести ребёнка из спортивного зала

и это должен сделать воспитатель группы, чтобы не оставлять детей одних в зале.

Рассмотрим примерное распределение обязанностей при совместной работе

инструктора по физической культуре и воспитателя (варианты):

Инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и

наоборот).

Инструктор занимается с отстающими по физической подготовленности детьми,

воспитатель с остальными (и наоборот).

Инструктор

берет

по

одному

ребенку

для

индивидуального

обучения, воспитатель

занимается

со

всеми

детьми

спокойной

двигательной деятельностью.

Инструктор

работает

с

подгруппами

детей,

готовя

их

к

творческим

выступлениям,

воспитатель отрабатывает

движения

с

другой

подгруппой

на

спортивных снарядах.

Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения

освоены всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и

новые комбинации движений.

Эти разные варианты можно использовать в зависимости от ситуации.

Воспитатель помогает в уборке оборудования (в старших группах привлекаются

дежурные, даются поручения).

Помогает построить детей для проведения подвижной игры. В ходе игры следит

за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми.

В

конце

занятия

инструктор

проводит

анализ

проделанной

работы. Воспитатель может отметить детей, похвалить их за достижения, или

высказать свои замечания в тактичной форме.

После занятия:

-

воспитатель помогает детям переодеться;

- организует уборку физкультурной формы;

- организует спокойную деятельность с детьми.

Подведём итоги, воспитатель во время занятий по физической культуре:

• следит за дисциплиной;

• оказывает помощь в раздаче оборудования;

• осуществляет страховку;

• участвует в анализе занятия;

• помогает в организации детей для выполнения ОРУ, ОВД, подвижной игры.

В связи свыше изложенным, делаем вывод, что воспитатель группы должен

оказывать помощь инструктору по физической культуре на занятии и при подготовке

к ней.



В раздел образования