Автор: Тверскова Ольга Федоровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28
Населённый пункт: г. Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль воспитателя на занятиях по физкультуре
Раздел: дошкольное образование
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники
выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально
организованных
занятиях
физической
культурой,
но
в
дальнейшем
ребёнок
использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности,
поэтому привычка действовать определённым способом успешно складывается только
при тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя
группы.
Основная форма организации физического воспитания в детском саду – это
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Инструктор
по физической культуре на занятиях работает в сложных условиях - высокая
двигательная активность детей требует строгой организации, в противном случае она
может привести к конфликтам и травмам. Поэтому роль воспитателя группы на
занятии по физической культуре имеет большое значение.
Так
как воспитатель является
активным
участником воспитательно
-
образовательного процесса на занятии, то воспитателю необходимо самому знать
методику
обучения
движениям,
общеразвивающим
упражнениям,
особенности
выполнения
движения,
технику
выполнения,
педагогические
требования
при
обучении.
Напомню этапы подготовки к физической культуре:
1этап. Воспитатель накануне занятия должен ознакомиться с содержанием.
2этап.
Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях и в
спортивном зале. Он воздействует на ребёнка всем: своим мировоззрением, внешним
обликом, манерами, поведением. Поэтому, воспитатель должен посещать занятия в
спортивной форме, так как это требуется от детей; должен владеть техникой
выполнения движений, используемых в работе с детьми. Если ребёнок неправильно
выполняет упражнение, воспитатель потихоньку делает ему замечание, или объясняет
и показывает, если ребёнок не понял, как выполнять упражнение.
3этап. Воспитатель должен организовать детей для занятия. В зал дети должны зайти
организованно (в колонне по одному) и пройти на место построения, указанного
инструктором по физической культуре.
Воспитатель,
как
и
инструктор
по физическому
воспитанию несёт
ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением
правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при
выполнении детьми сложных упражнений. Воспитатель должен знать методику
выполнения упражнений, так как неправильное выполнение упражнения может
привести к травме или к отрицательному эффекту.
При
ознакомлении
детей
с
новыми
общеразвивающими
упражнениями
инструктор
по
физической
культуре
показывает,
как
правильно
выполнять
упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при
необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети
выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктор по физической
культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах,
а воспитатель – в задних.
После
выполнения
ОРУ
инструктор дает
команду
к
перестроению
на
выполнения основных видов движений, воспитатель помогает организовать детей.
Существуют разные способы организации детей во время обучения
движениям: фронтальный, групповой, подгрупповой, поточный, способ круговой
тренировки, индивидуальный.
Например, при использовании подгруппового способа организации обучения
инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с
другой.
При
организации
поточного
способа
– «станционального» (кругового) воспитатель и инструктор по физической культуре
делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.
Моторная плотность занятия должна составлять не менее 70-85% от времени
занятия по физической культуре. Поэтому для выполнения основных видов движений,
группа делится на подгруппы. С одной группой работает инструктор, а с
другой воспитатель группы.
Для поддержания должной моторной плотности основные виды движения
можно выполнять поточным способом, если идёт закрепление материала. При этом
инструктор контролирует один участок потока, а воспитатель группы другой.
Так как детей нельзя оставлять одних без присмотра, то воспитатель должен
организованно привести группу в спортивный зал и увести в группу после занятия. Во
время занятия может возникнуть необходимость вывести ребёнка из спортивного зала
и это должен сделать воспитатель группы, чтобы не оставлять детей одних в зале.
Рассмотрим примерное распределение обязанностей при совместной работе
инструктора по физической культуре и воспитателя (варианты):
Инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и
наоборот).
Инструктор занимается с отстающими по физической подготовленности детьми,
воспитатель с остальными (и наоборот).
Инструктор
берет
по
одному
ребенку
для
индивидуального
обучения, воспитатель
занимается
со
всеми
детьми
спокойной
двигательной деятельностью.
Инструктор
работает
с
подгруппами
детей,
готовя
их
к
творческим
выступлениям,
воспитатель отрабатывает
движения
с
другой
подгруппой
на
спортивных снарядах.
Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения
освоены всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и
новые комбинации движений.
Эти разные варианты можно использовать в зависимости от ситуации.
Воспитатель помогает в уборке оборудования (в старших группах привлекаются
дежурные, даются поручения).
Помогает построить детей для проведения подвижной игры. В ходе игры следит
за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми.
В
конце
занятия
инструктор
проводит
анализ
проделанной
работы. Воспитатель может отметить детей, похвалить их за достижения, или
высказать свои замечания в тактичной форме.
После занятия:
-
воспитатель помогает детям переодеться;
- организует уборку физкультурной формы;
- организует спокойную деятельность с детьми.
Подведём итоги, воспитатель во время занятий по физической культуре:
• следит за дисциплиной;
• оказывает помощь в раздаче оборудования;
• осуществляет страховку;
• участвует в анализе занятия;
• помогает в организации детей для выполнения ОРУ, ОВД, подвижной игры.
В связи свыше изложенным, делаем вывод, что воспитатель группы должен
оказывать помощь инструктору по физической культуре на занятии и при подготовке
к ней.