Автор: Доронина Маргарита Григорьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 6
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Творческие и исполнительские задачи в работе инструментального дуэта
Раздел: дополнительное образование
ТВОРЧЕСКИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ДУЭТА
М.Г. Доронина
Преподаватель
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №6»
г. Новосибирска
В
музыкальных
учебных
заведениях
нашей
страны
повсеместно
существуют классы концертмейстерского мастерства. Однако нередко развитие
пианиста надолго задерживается в рамках сольного исполнительства.
Зачастую пианист бывает весьма продвинут, но, к сожалению, мало
представляет себе законы и особенности аккомпанемента, как одной из форм
ансамбля. Следует подчеркнуть, что плохой пианист никогда не сможет стать
хорошим концертмейстером, но не всякий хороший пианист достигнет
больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых
соотношений, пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру. По словам М.Н.
Барановой, профессора Ленинградской консерватории: "Влияющий на успех
солиста аккомпаниатор должен быть не ниже солиста по талантливости"
Рассматриваемый
вид
деятельности
характеризуется
своими
специфическими
моментами.
Во-первых,
концертмейстеру
приходится
приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста (в
отличие от пианиста-солиста с полной свободой выявления творческой
индивидуальности). Ещё труднее сохранить при этом свой индивидуальный
облик. Результатом должно быть воплощение единого замысла. Следовательно,
нужно выработать особую чуткость, уважение к намерениям партнёра, но при
этом быть музыкальным лоцманом.
Второе: солист-пианист выносит на эстраду давно разученные
произведения, выверенные многократными повторениями. Концертмейстер же
часто выходит на сцену, читая с листа незнакомое произведение, да ещё при
положении, что солист поёт, либо играет то, что неоднократно исполнялось им
ранее. Аккомпаниатор подчас не знает, что ждёт его за поворотом страницы.
Эстремальные ситуации возникают также на публичных выступлениях,
конкурсных прослушиваниях, когда в момент нервного напряжения солист,
(чаще это молодой музыкант - учащийся музыкальной школы) может забыть
написанные ноты или начать играть "свой" авторский текст. Тогда на плечи
концертмейстера ложится ещё одна задача - выйти с наименьшими потерями
из сложившейся ситуации. Поэтому, каким же надо обладать хладнокровием,
мастерством и мобильностью реакции, чтобы выйти из трудного положения.
Следующий аспект профессии концертмейстера - это знание специфики
инструмента своего партнёра. Необходимо знать законы звукоизвлечения,
дыхания, техники. В противном случае пианист обречён на безграмотную,
провальную игру. Всегда нужно помнить, что концертмейстер должен лишь
дополнять, оттенять и подчёркивать достоинства солирующего инструмента, а
не солировать. Важно найти с каждым инструментом, как и каждым солистом-
вокалистом, свой звуковой баланс. Особенно сложно сохранить красочность и
многофункциональность фортепианной партии, аккомпанируя музыкальным
инструментам с небольшой силой звучания. К таковым относится флейта. При
её небольшой звучности аккомпанемент должен быть предельно матовым,
приглушённым, но в то же время сохранять всю рельефность своей структуры и
максимальную
выразительность.
Здесь
должно
проявляться
высшее
пианистическое мастерство, когда исполнитель на рояле умеет играть ровно и
тихо. Это самое трудное в исполнительской практике.
Одним из главных критериев профессионализма концертмейстера
является
удобство,
которое
обеспечивает
солисту
чуткий
партнёр-
аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом. Самое ценное,
что может услышать концертмейстер: "С вами так удобно петь (играть)!"
Умение
слиться
с
намерениями
своего
партнёра
-
основное
условие
совместного музицирования, но не единственное.
Концертмейстер должен выработать в себе дирижёрские качества:
тембральный слух, представление об оркестровом звучании. Это требование
актуально при работе в оперном жанре, работе с инструментальными
оркестровыми коллективами. Так же как дирижёр в оркестровом звучании,
пианист в процессе исполнения создаёт конструкцию движущейся вертикали.
При
работе
в
жанре
инструментального
концерта
пианист
становится
"человеком-оркестром",
когда
в
учебной
обстановке
он
замещает
симфонический состав музыкантов-инструменталистов. Помимо ансамблевых
задач, встают другие художественные аспекты. Нужно быть максимально
точным в выборе тембральной краски каждой темы, интонации, мотива.
Кроме
всего
сказанного,
надо
заметить,
что
деятельность
аккомпаниатора подразумевает обычно лишь конкретную работу, тогда как
понятие "концертмейстер" включает в себя нечто большее: разучивание с
учеником, певцом или инструментальным исполнителем его партии, знание
технических трудностей партнёра и причин их возникновения, умение не
только
контролировать
солиста,
но
и
подсказать
правильный
путь
исправления тех или иных недостатков и т.д. Таким образом, в деятельности
концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие
функции.
Зачастую с очень сильным волнением солиста ему помогает справиться
его
партнёр-аккомпаниатор.
Подчёркнуто
эмоциональное
вступление,
исполненное очень собранно, с особым вдохновением и волевым посылом, по
закону сцены, как звуковой поток увлекает за собой солиста и выводит его из
состояния
эмоциональной
скованности
и
мышечной
несвободы.
Таким
образом, от мастерства и вдохновения аккомпаниатора почти всегда зависит
творческое состояние партнёра. На основе изложенного можно резюмировать,
что пианист-концертмейстер является одновременно и ведущим, и ведомым, и
педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли своего солиста, а в
целом - его другом и соратником.
Хочется отдельно сказать о художественном аспекте фортепианной
партии в вокальных произведениях. Фактура вокального сочинения разделена
на 2 составные части. В распоряжении одного исполнителя находятся мелодия
и поэтический текст, у другого - ритмо-гармонический план, а часто, и
философский подтекст. Исполнители должны свести воедино не только
музыкальную ткань, но и воссоздать его образный строй. Отсюда вытекает
представление о художественном значении фортепианной партии.
Интерпретация произведения в целом очень зависима от логики
развития певца или инструменталиста. Неопытного пианиста приводят в
замешательство любые ритмические или фразировочные отступления от
метрических ровных сольных фраз или несоответствие нотного рисунка с
реальным воплощением в звуках.
Ритм музыкального произведения часто сравнивают с пульсом живого
человека. Пульс живого организма бьётся ровно, но ускоряется или замедляется
в связи с переживаниями (физическими или психологическими). То же самое в
музыке, а особенно при исполнении её человеческим голосом, где она по-
настоящему свободна, органична и естественна. И на взгляд молодого
пианиста, не знающего специфики вокала, исполнение певцом музыкального
материала может показаться чрезвычайно вольным. Поэтому выработать
ансамблевую чуткость концертмейстер обязан в первую очередь. Именно на это
качество указывал Иосиф Гофман: "Старайтесь... всё время предугадывать
намерения вашего солиста, ибо такое предугадывание и составляет душу
аккомпанемента"
Фактор внезапности, как уже говорилось, имеет очень большое значение
в профессии аккомпаниатора. Поэтому ему необходимо овладеть искусством
быстрой ориентации в нотном тексте. Это обстоятельство тоже роднит функции
концертмейстера и дирижёра. Аккомпаниатору необходим музыкантский охват,
видение всего произведения: формы партитуры, состоящей из трёх строчек. Он
должен быстрее понять характерные особенности: темп, динамику, характер,
соразмерность частей, особенности кульминаций. В кульминациях должен быть
особо внимателен, чтобы поддержать солиста.
Недопустимо, когда педагогические функции пианиста ощутимы на
концертной эстраде. При концертном исполнении концертмейстер должен
словно раствориться в намерениях своего солиста. Знаменитый английский
музыкант Джеральд Мур пишет: "...и на концерте певец всегда прав. Каждый
хороший
аккомпаниатор
спасает
жизнь
певцу
чаще,
чем
это
можно
представить"
Именно в силу этих задач, стоящих перед концертмейстером, он обязан
быть широко эрудированным музыкантом, знающим большое количество
стилей, умеющим моментально сориентироваться в нотном тексте, читать с
листа и транспонировать.
Список используемой литературы
1.
Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в
музыкальном училище // Методические записки по вопросам
музыкального образования. – М., 1966. – С. 329-345.
2.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.:
Музыка, 1961. – 145 с.
3.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.
4.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.
5.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.