Автор: Геннеберг Ольга Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ "Искорка", центр досуга "Доминанта"
Населённый пункт: г. Томск, Томская обл.
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Игровой песок"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«
ИСКОРКА
»
г. ТОМСКА
Методическое пособие по теме:
«Игровой песок»
Подготовила: Геннеберг Ольга Дмитриевна
педагог дополнительного образования
Томск
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Особенности и характеристики кинетического песка для детей…………4
Санитарно – гигиенические характеристики………………………………5
Основные полезные свойства кинетического песка………………………6
Развитие ребенка в играх с кинетическим песком………………………...7
Кинетический песок – это удивительный материал для детского
творчества………………………………………………………………...….8
Рекомендации по приобретению, использованию и хранению
кинетического песка………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………...12
3
Введение
Современный рынок товаров для развивающих занятий и творчества
пополнился
специальным
игровым
песком,
который представляет
собой
оригинальный материал для детского творчества с необычными свойствами.
Свежий материал для игр удивит и займет ребят – это кинетический песок,
который еще называют космический песок, волшебный песок или умный
песок, и это уникальная разработка в области развития, образования и игр для
детей – инновационный материал для лепки. Ребенок забудет обо всем во
время
увлекательного
занятия:
песок
настолько
мягкий
и
вязкий,
самые
маленькие
детки
смогут
лепить
фигурки. Кинетический песок для детей
представляет собой сыпучую массу, которая похожа по свойствам на сухой и
мокрый
песок
одновременно:
она
сыпется
и,
в
то
же
время,
легко
формируется, являясь идеальным материалом для различного рода построек.
И как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он
течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим.
Полимерные
материалы
и
кварц
обеспечивают
необходимую
для
лепки
вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него
дотрагиваешься – он "движется", "оживает". С этим песком можно работать
на
любой
поверхности.
Песок
абсолютно
безвреден,
обладает
антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому
может использоваться в работе с самыми маленькими детьми.
4
Особенности и характеристики кинетического песка для детей
Кинетический песок состоит на 98% из промытого кварцевого песка и
на
2%
из
экологически
чистого
связующего
полимера,
который
придает
удивительные свойства песку. Этот полимер нетоксичный, гипоаллергенный,
безвредный, и бактерии в нем не живут. Занятия лепкой с кинетическим
песком рекомендованы ребятам от трех лет.
Благодаря
присутствию
специального
силиконового
связующего,
обволакивающего частицы и соединяющего их, кинетический песок обладает
высокими
показателями
сыпучести
и
формуемости,
характеризуется
одновременно
плотной
и
пористой
консистенцией,
он
рыхлый,
но
растягивается из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить,
он
пластичен
и
приятный
на
ощупь. Кинетический
песок
сходный
по
свойствам пляжному песку, но обладает эластичностью и совсем не липнет к
рукам. Песок не оставляет пятен на одежде или игровых поверхностях. Он
легко принимает четкие формы и медленно растекается. Полимер, которым
пропитан
песок,
препятствует
рассыпанию
на
отдельные
песчинки
и
держится в виде однородной массы, которую можно собрать даже с одежды
или обивки мебели.
Кинетический песок - это формовочной песок.
Для
песка
не
требуются
специальные
трафареты,
при
помощи
обычных
формочек можно создавать необыкновенные конструкции.
Еще
одна
особенность
кинетического
песка
—
прекрасное
сохранение
заданной формы.
Цветной кинетический песок не пачкает руки, ведь краситель сделан на
основе силикона, он не растворяется в воде, и не смывается с песка. У песка
отсутствует запах, так как он на 98% состоит из натурального материала.
Яркие
краски
добавят
положительных
эмоций,
а
обучение
в
игре
способствует всестороннему развитию ребенка.
Новые виды песка могут приятно пахнуть, блестеть на солнце или вообще
менять цвет от тепла рук:
ароматный песок с запахами лесных ягод, цитруса или арбуза;
сияющий песок (сияние золота, серебра, звезд);
термохромный песок желтого или фиолетового цвета, меняющий окраску от
прикосновения;
цветной кинетический песок (фиолетовый, красный, желтый, голубой);
неоновый песок.
Новые виды песка открывают новые возможности для творчества, новые
горизонты для фантазии.
5
Санитарно-гигиенические характеристики
Нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он
безопасен для детей с раннего возраста;
Кинетический песок, не оставляет следов на руках и одежде;
Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он
постоянно остается «влажным на ощупь»;
Просыпанный
на
пол
песок
не
разлетается
на
отдельные
частицы,
а
сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать
повторно;
Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза;
Песок не впитывает пыль и не пахнет;
Продукт не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет
прежние свойства.
В случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон
и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное
время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.
Основные полезные свойства кинетического песка
Ребенок
просто
играет
с
волшебной
массой,
но
при
этом
у
него
развиваются
усидчивость,
фантазия,
тактильные
ощущения,
мелкая
моторика, внимательность.
6
Песок занимает и успокаивает ребенка.
Песок пластичный - с ним так просто играть. Не нужно разводить водой -
песок всегда влажный.
Идеально подходит и используется в методике песочной терапии.
Кинетический песок легко собирается, благодаря особому составу (98%
кварцевого песка и 2%силикона).
Не
требуется
специальной
песочницы,
специальных
условий
хранения,
легкость транспортировки.
В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у
детей развивается тактильная чувствительность.
Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.
Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное
состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации
внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна,
а
в
компании
со
сверстниками
способствуют
развитию
элементарных
навыков общения.
Для игры с таким песком не требуется инструкций – песок безопасен и не
требует активного участия взрослых.
Поэтому всё чаще этот «чудо-материал» используется в работе с младшими
дошкольниками, именно в силу всех вышеперечисленных достоинств.
Кинетический песок может принести немалую пользу и в подростковом
возрасте,
когда
сложно
выражать
открыто
свои
чувства
и
делиться
переживаниями.
Для
освобождения
от
внутреннего
напряжения
можно
заняться
изображением
на
песке
пугающих
образов
или
нарисовать
предполагаемый выход из сложной ситуации.
Развитие ребенка в играх с кинетическим песком
Использование
кинетического
песка
позволяет
развивать
мелкую
моторику,
решать
множество
психологических
проблем
у
детей
разного
возраста.
Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке
интересные сооружения. Все это, является отличным стимулом для развития
воображения и фантазии.
7
Проговаривая
диалог
любимого
героя,
общаясь
с
друзьями
по
игре,
задействован важный познавательный процесс – речь.
Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного
возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается
от негативных эмоций, переживаний.
Шумные
дети
значительно
успокоятся,
а
тихие,
неразговорчивые
активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
Во время занятий с кинетическим песком существенно усиливается желание
ребенка
узнавать
что-то
новое,
экспериментировать
и
работать
самостоятельно.
Мощно
развивается
«тактильная»
чувствительность
как
основа
развития
«ручного интеллекта».
В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются
все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление),
совершенствуется
развитие
предметно-игровой
деятельности,
что
в
дальнейшем
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных навыков ребенка.
Кинетический песок — это удивительный материал для
детского творчества
Кинетический песок хорош тем, что он не ограничивает детей в плане
создания
фигур
практически
любой
сложности.
Создав
определённую
композицию, ребёнок сможет легко перенести её, что невозможно сделать
при работе с обычным песком.
Кинетический песок ориентирован на создание фигур самых разных форм и
размеров.
Чтобы построить замок из обычного песка, песок должен быть частично
мокрый, но не слишком - ни из мокрого, ни из сухого строить не получится.
Чтобы
строить
из
песка
с
радостью,
и
не
разочаровываться,
надо
использовать кинетический песок. Он позволяет детям использовать свои
самые
обычные
формочки
для
песка,
а
когда
этот
удивительный
песок
8
вынимаем из формы, он показывает все свои удивительные свойства - в
формочке его не остаётся, все детали фигурки впечатываются в песок.
Таким образом, использование в работе с малышами песка, в игровой или
учебной
деятельности,
приводит
к
тому,
что
процесс
познания
и
игры
становится приятным, радостным.
Количество
игр
с
этим
материалом
—
безгранично.
Каждый
ребенок
придумает что-то свое.
Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно
продолжительное время.
Вот некоторые примеры игр с кинетическим песком, которые сделают игру с
этим уникальным материалом еще более интересной и полезной для малыша
и для родителей.
«Страна
геометрических
фигур».
Совершить
путешествие
в
ст рану
геометрических
фигур.
Какие
геометрические
фигуры
вы
знаете?
С
помощью
наборов и формочек изучить и сделать фигуры.
«Город героев». Ребятам предстоит слепить собственного любимого героя из сказки
или мультфильма и рассказать о нем все, что он знает.
«Песочные животные». Обсудить с детьми, каких животных они знают, где они
обитают и живут. Создать фигуры животных по шаблону или образцу, провести
мини-презентацию работ.
«Домики
для
животных».
Дошкольнику
предлагается
построить
домики
для
животных, которые мы с ними изучили, прежде педагогу стоит объяснить, где и в
чем живут наши животные, затем можно предложить на выбор разные варианты
домиков или укрытий для постройки.
Принадлежности
для
игр.
Пластиковый
прямоугольный
поднос,
высота
бортов не менее 3-5 см;
набор
игрового
материала
(хранится
в
пластиковых
контейнерах
с
отверстиями):
лопатки, стеки;
разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические,
изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного
пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и пр. (игрушки
из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
формочки, детская посуда.
Заламинированные фигурки людей, животных, сказочных персонажей и т.д.,
я готовлю для каждого занятия в соответствии с темой.
9
Песок
будет
полезен
не
только
детям,
но
и
взрослым.
Он
поможет
им
расслабиться, активизировать свое воображение и зарядиться положительной
энергией.
Рекомендации по приобретению, использованию и хранению
кинетического песка
При покупке обратите внимание на следующие рекомендации:
Упаковка не должна быть повреждена, иметь размытые, стертые надписи;
сведения
о
характеристиках
и
производителе
должны
быть
указаны
на
русском языке, обязательно отмечается состав, срок годности и возрастные
ограничения;
товар должен иметь все необходимые сертификаты, что легко уточняется в
магазине.
После покупки песка откройте упаковку и до того, как дать его ребенку
проверьте качество.
Категорически
нельзя
использовать
массу
для
лепки
при
имеющихся
признаках некачественного товара.
10
Упаковки весом 5 кг хорошо подходят для игры с несколькими детьми. При
необходимости организовать досуг только одного ребенка или если возраст
малыша около 3 лет можно ограничиться небольшим объемом.
Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной
влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо
дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре. В излишне
сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью
восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару
капель
воды
и
немного
поиграть
с
песком,
после
чего
он
снова
станет
пушистым. Сам по себе кинетический песок не может высохнуть, так как не
содержит в своем составе воды. Песок не имеет собственного запаха, однако
способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует
вымыть
руки
и
тщательно
их
вытереть.
В
зависимости
от
условий
окружающей
среды,
кинетический
песок
незначительно
изменяет
свои
свойства.
При
повышении
температуры,
кинетический
песок
становится
более
текучим
и
песчинки
песка
прилипают
к
рукам
сильнее.
При
охлаждении песок становится тугой и лучше держит форму.
Хранить
живой
песок
лучше
всего
в
герметичном
контейнере,
это
предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов. В
песок
нельзя
добавлять
красители
-
это
испортит
его
первоначальные
свойства.
Кинетический
песок
рекомендуется
держать
подальше
от
домашних
животных. Меры по правильному хранению приведут к долгой
службе песочного продукта.
Я использую в работе с детьми новый материал «Трогательный песок» - это
кинетический
песок,
разработанный
специалистами
ООО
«Новая
химия»
(г.
Томск), который предназначен для игр и развития детей.
Заключение
Взаимодействие с песком — это элемент познания окружающего мира и
его законов. Освоив их и научившись в них существовать, ребенок формирует
доверие к миру, так как уходит страх перед неизвестным. Через тактильные
ощущения,
которые
сродни
легкому
массажу,
дошкольник
учится
чувствовать,
осознавать
свои
ощущения,
а
через
осознание
происходит
обучение
контролю
за
своим
эмоциональным
состоянием,
осваиваются
первые навыки саморегуляции. Занятия лепкой из этого особенного песка
благоприятно
влияют
на
настроение
малышей,
необычный
материал
тренирует
концентрацию
внимания
и
расширяет
пространственное
восприятие. Этот инновационный продукт уже взяли на вооружение детские
психологи.
11
Список использованной литературы
1.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия, Петропавловск, 2010 – 74 с.
2.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игра с песком. Практикум по песочной
терапии – Спб :Реч 2002
3.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс,2002
4.
Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с
дошкольниками. ФГОС: Детство-Пресс,2017
5.
Ссылка на on-line-статью
6.
Чупрова
О.В.
Кинетический
песок: cholga.ucoz
( Д ат а
обращения: 10.09.2017).
7.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная лепка из
Трогательного песка».