Автор: Никитина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №10 д/c
Населённый пункт: г. Жигулевск
Наименование материала: мастер класс
Тема: "Адаптационные игры"
Раздел: дошкольное образование
Конспект мастер-класса с педагогами
на тему:
«ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ И
УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
В ДЕТСКОМ САДУ»
Никитина Елена Владимировна, воспитатель
СПДС «Алёнушка» ГБО СОШ №10
Жигулёвск
Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования игровых
технологий, в которых взаимодействие участников образовательного процесса
осуществляется
посредством использования адаптационных игр и элементов
развивающей предметно-пространственной среды.
Требования к результатам
Реализация поставленной цели мастер-класса позволит его участникам
получить:
• представления:
– о возможностях использования игр для успешной адаптации детей
раннего возраста к детскому саду;
– о возможностях и способах использования пособий, предметов и
игрушек в образовательном процессе для решения задач образовательных
областей
в
процессе
совместной
с
воспитателем
и
самостоятельной
деятельности детей;
– о возможностях игровых технологий и технологии творчества и
сотворчества в работе с детьми раннего возраста;
• практический опыт:
–
использования
игровых
технологий,
в
которых
взаимодействие
участников
образовательного
процесса
осуществляется
с
помощью
адаптационных игр и элементов развивающей предметно-пространственной
среды, для решения образовательных задач.
Материалы и оборудование:
• техническое обеспечение: медиа-оборудование (ноутбук);
• материалы для деятельности участников мастер-класса: Картотека «Игры
детей раннего возраста в адаптационный период»
Ход мастер-класса
Вводная часть.
Для каждого ребенка наступает пора идти в детский сад…
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет
большое значение. Период привыкания малышей к новым и непривычным для
него условиям - довольно сложная задача для педагогов. Педагогу необходимо
искать пути безболезненной адаптации детей, создавать условия для детей с
разным уровнем адаптации и уровнем развития, с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. От того, как пройдёт этот этап, зависит его
физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в
детском саду и в семье.
Информационная часть.
Для того чтобы ребенку было как можно легче преодолеть все эти
трудности мы в своей работе используем адаптационные игры.
Главная и важная из задач игр в этот период — формирование эмоционального
контакта, доверия детей к педагогу. Ребенок должен увидеть в незнакомом
взрослом доброго, открытого, всегда готового прийти на помощь человека и
интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе
совместных действий, сопровождаемых положительными эмоциями – улыбкой,
ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.
Практическая часть.
Коммуникативные игры
«ИДИ КО МНЕ»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание
контакта.
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково
приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит,
воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Миша пришел!»
Игра повторяется.
«КЛУБОЧЕК»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым,
налаживание контакта.
Вариант 1:
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках
клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек
другому участнику, задавая вопрос (например, как тебя зовут?
Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься? и т.д.).
Воспитатель помогает взять клубочек ребёнку, обмотать вокруг пальчика,
ответить на вопрос и передать другому. Таким образом, определяется, у кого из
участников возникло затруднение в общение.
Вариант 2:
Ведущий сидит в центре круга и катает клубочек каждому
участнику, проговаривая при этом, следующее, например, «Сейчас клубочек
покатится к мальчику с голубыми глазками, или к девочке с красивым бантиком
и т.д. Предлагает участникам вернуть клубочек ведущему.
«ЛОВИ-ЛОВИ!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание
контакта.
Материал: палочка длиной 0,5 – 0,75см с прикрепленной к ней лентой,
оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани,
набив ватой или лоскутками) или маленькой мягкой игрушкой.
Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре.
«Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку.
Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает
вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать.
Игра «Соберём игрушки»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание
контакта.
Педагог приглашает ребенка помочь собрать разбросанные игрушки, в которые
он играл. Педагог даёт в руки ребенка игрушку и вместе с ним кладет её на
место. Затем даёт другую игрушку и просит самостоятельно положить её на
место. Собирая игрушки можно напевать что-нибудь вроде: «Мы игрушки
собираем, мы игрушки собираем!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Или:
А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля!
Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора!
Мигом мы взялись за дело - Все машины ждут,
И работа закипела! Куклы, мишки ждут,
Когда к ним подойдут и на место уберут.
Хороводная игра «Карусели»
Цель: упражнять детей в умении ходить и бегать по
кругу, не наталкиваясь друг на друга. Выполнять
движения
по
сигналу
воспитателя.
Развивать
координацию движения.
Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках зонт с
привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки,
воспитатель крутит зонт.
Держась за ленты зонтика, дети движутся по кругу и произносят следующие
слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом! (Темп речи и движений постепенно ускоряется).
Побежали, побежали,
Побежали, побежали! (Карусель меняет направление движения).
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Темп
движений
постепенно
замедляется,
и
на
слова
«раз-два»
все
останавливаются и хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
Игры с воздушными шариками.
Воздушный шар – это уникальная игрушка для ребёнка. Сколько радости и
восторга вызывают разноцветные шарики у детей! Игры с воздушными
шариками создают радостное веселое настроение и ощущение праздника.
Коммуникативная игра «Давайте познакомимся»
Цель: создать положительный настрой на игровую деятельность; предоставить
возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания;
формировать представление о себе.
Взрослый предлагает детям поиграть с воздушным шариком.
Дети стоят кругом свободно, каждый ребенок называет свое имя и передает
шарик другому ребенку. Если ребенок затрудняется, то взрослый называет его
по имени, например, «Таня», и все дружно повторяют. Таким образом, все по
очереди называют свое имя. Затем взрослый поет песенку про то, как он рад их
видеть, например, «Я очень рада, что у нас в группе есть
Таня».
Подвижная игра «Слон»
Цель:
развитие
способности
действовать
сообща;
развитие двигательной активности; создание ощущения
радости.
Дети и воспитатель строятся в круг. В руках у них длинные шарики.
Воспитатель подбрасывает круглый шарик, дети отбивают его «хоботками -
шариками».
Игра «Шарики настроения»
Цель: изучение эмоций и настроения.
Вариант 1
Дети
с
помощью
воспитателя
определяют
по
нарисованным
маркером
на
шариках
мордочкам
настроение (веселый, грустный, сердитый) …
Вариант 2
Находят шарики с одинаковыми эмоциями (мордочками).
Воспитатель
интересуется
какой
шарик
подходит
тебе?
Какое
у
тебя
настроение?
Игра «Подбери ленточку»
Цель:
развивать умение различать и называть основные цвета (красный,
желтый, зеленый, синий).
Материал: шарики разные по цвету и величине, разноцветные
ленточки.
Изготовление
забавных
фигурок
из
шариков
(бабочка,
неваляшка).
Цель:
развитие
воображения,
творческих
способностей
детей;
создание
радостного настроения.
Материал:
разноцветные
шарики,
кусочки
разноцветной
самоклеящейся
пленки.
Игры с красками.
Тема: «Цветная вода»
Цель:
знакомство детей с акварельными
красками,
обучение
детей
правильному
использованию кисточки, сенсорное развитие
- уточнение и закрепление знания основных
цветов (красный, жёлтый, синий, зеленый),
формирование интереса и положительного
отношения к рисованию, установление контакта с ребенком.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы,
вода.
Ход игры: расставьте стаканы в ряд на столе, и наполните их водой. Возьмите
на кисточку краску одного из основных цветов: красного, желтого, зеленого,
синего, (можете начинать с любого цвета). Разведите краску в одном из
стаканов.
Обязательно
комментируйте все, что
вы делаете и следите,
чтобы ребенок наблюдал
за вами. То же самое
проделайте с остальными
цветами.
Потом
предложите малышу самому проделать эксперимент. Лучше начать с одного
цвета. Пусть выберет сам, какой нравится. Пусть ребенок наблюдает, как
меняется
насыщенность
цвета:
обмакнул
кисточку один раз —вода светло-голубая, два —
темнее, шесть — темная.
Ледяные кораблики.
Цель: развитие сенсорных эталонов.
Материал:
таз
с
холодной
водой,
заранее
приготовленные брикеты с разноцветным льдом
с коктейльными трубочками или зубочистками,
паруса из бумаги. Запускаем кораблики вместе с детьми.
Рисование шариками.
Цель: развитие сенсорных эталонов; творческих способностей детей.
Шарик, привязанный на резинку с налитой в него
водой,
опускают
в
тарелочки
с
красками
и
отпечатывают на бумагу.
Получаются забавные
кляксы, которые можно дорисовать и получить
цветы, облака и все, что захотите.
Рисуем ногами с пузырчатой пленкой.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Креативное рисование для детей — это одно из тех творческих занятий, которые
понравятся взрослому и ребенку и не потребует больших затрат.
Сегодня мы будем рисовать ногами с пузырчатой пленкой!
Для того, чтобы игра была более увлекательной, а нам не пришлось после него
несколько часов отмывать ребенка в ванной, ноги маленького художника
обернем пузырчатой пленкой, которая часто используется для упаковки хрупких
предметов. Закрепим пленку лейкопластырем или скотчем. На полу расстилаем
большой кусок бумаги. Можно использовать оберточную бумагу, ватман или
просто пару кусков остатков обоев. Бумагу
хорошо прикрепляем к полу. Подошвы ног
ребенка
покрываем
яркими
красками.
Для
удобства
их
сначала
выдавливаем
в
одноразовую
тарелочку.
Теперь
маленький
художник может вволю бегать и прыгать по
своему «мольберту», оставляя разноцветные
следы в хаотичном или определенном порядке.
Это
игра
носит
развлекательный
характер.
Наступая на пузырьки пленки, малыш приходит в восторг от того, как они
амортизируют и мягко лопаются впоследствии, издавая приятный звук. И все же
при этом активно работают сенсорные анализаторы маленького художника, а в
его организме в больших количествах выделяется гормон удовольствия,
который полезен малышам ничуть не меньше, чем все другие гормоны.
Релаксационные игры
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель:
снять
эмоциональное
напряжение
путем
чередования
сильного
напряжения и быстрого расслабления мышц.
Описание. Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны
превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья,
напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя
на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы
напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем
опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят
отдохнуть.
Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и
дыхания с задержкой
«Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.
Описание. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую
бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает
согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение:
открыть рот и произнести долгий звук «А»).
Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через
нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий
звук «У»)
Вывод: С помощью адаптационных игр общий эмоциональный фон поведения
малышей становится положительным, снижается тревожность, дети проявляют
активность
в
игровой
и
познавательной
деятельности.
Развиваются
коммуникативные способности детей. Они начинают общаться друг с другом.
Задание педагогам.
Проанализируйте содержание развивающей предметно-пространственной среды
ваших групп. Какие игры и пособия помогут вам смягчить процесс адаптации
детей к детскому саду?
Литература:
1. Самые маленькие в детском саду, из опыта работы московских педагогов.
«Линка-Пресс», 2005г.
2. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному
учреждению» А. С. Рожкина, Книголюб,2003г.
3.
Адаптация
ребенка
в
детском
саду:
взаимодействие
дошкольного
образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / Заводчикова
О. Г. - М.: Просвещение, 2007.
4. Адаптационные игры для детей раннего возраста. Образовательная программа
«Теремок» для детей раннего возраста /
Кривенко Е. Е. – М.:
Цветной мир, 2018.