Автор: Виденеева Наталья Равильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №10 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Работа концертмейстера с детским хором
Раздел: дополнительное образование
Работа концертмейстера с детским
.
хором
Виденеева Наталья Равильевна
Концертмейстер
Работа концертмейстера с детским хором значительно
отличается от работы со взрослым хоровым коллективом.
Пианист должен овладеть навыками общения с младшим и
старшим хоровыми коллективами. Он должен уметь
показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать
хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание,
вибрато, выразительная дикция и др. Именно
концертмейстер помогает дирижеру в распевании
участников хора, предлагая различные виды упражнений, а
также способствует формированию вокально-хоровых
навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не
только от дирижера, но от профессионализма
аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений
для распевания хора. Пианисту необходимо постоянно
следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать
основы дирижерской техники и уметь играть «по руке»
дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера
является умение трансформировать звучание музыки в
зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор
логике исполнения произведения.
На занятиях хора концертмейстеру (на этапах
разучивания репертуара) иногда нужно показать звучание
отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или
отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без
навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также
без умения совместить хоровую партитуру с
аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе
такой игры следует добиваться выразительности, создавая
образец исполнения для участников хора. Через показ на
инструменте аккомпаниатор обращает внимание на чистоту
интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.
При первом исполнении хорового сочинения на
фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать детей.
Ему следует точно передать авторский музыкальный текст,
создать целостный художественный образ, взять нужный
темп, верно распределить кульминации, агогику и др.
Играть партитуру нужно так, чтобы максимально
приблизить звучание инструмента к хоровой звучности.
Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан
подчиняться основным вокально-хоровым законам
(певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур,
штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это
поможет хористам понять сущность нового произведения.
Особенности учебного процесса в школе таковы,
что отдельные занятия концертмейстер проводит с хоровым
коллективом без дирижера. При этом пианист должен
учитывать такие моменты, как степень знания хористами
музыкального материала, диапазон партий, особенности
дыхания, интонационные трудности сочинения и методы их
преодоления, степень развития слуховых и певческих
данных детей, их музыкального мышления,
художественного воображения и др.
Музыкальные образы, которые слышит
концертмейстер внутренним слухом, он в какой-то степени
делает видимыми. Неверное движение головы или любой
другой необоснованный жест аккомпаниатора может
вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление
голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие
дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и
выразительность движений концертмейстера во время
исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в
котором выступает хоровой коллектив во время концерта.
Работа с детьми требует добросовестного, ответственного
отношения к работе и профессиональным обязанностям.
Дети с уважением относятся к своему руководителю, но
если они знают, понимают, слышат и своего
концертмейстера, вот тогда работа поставлена правильно.
Список литературы:
1. Кубанцева Е.И. «Концертмейстерский класс» М.,
2002г.
2. Кононенко в.А. «Концертмейстер: возрождение
профессии» , М., 2005г.
3. Кудрявцева М.Г. «Концертмейстерский класс»
М.,2009г.
.