Напоминание

формирующее оценивание по физике


Автор: Шаталова Галина Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: город Усмань, Липецкой области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: формирующее оценивание по физике
Раздел: среднее образование





Назад




Система формирующего оценивания по физике включает в себя:

тематические карты оценивания. В них учтены все виды учебной

деятельности по теме,

1.

выделен

обязательный

минимум

(недостаточный

для

получения

удовлетворительной оценки),

2.

виды деятельности, за которые можно получить дополнительные баллы

(ответы на уроке, решение задач у доски, самостоятельное решение

задач в тетради, выполнение лабораторных работ, домашнее задание,

сообщение и т. д.);

листы

самооценки,

которые

учащиеся

применяют

перед

промежуточным и итоговым контролем.

Около каждого понятия они ставят знаки: + (знаю, могу применить), -

(не знаю),

+

-

(сомневаюсь). Выставляют себе отметку в соответствии со

шкалой отметок. Если отметка ученика

совпала с полученной

отметкой за проверочную работу, то ученику в журнал выставляется

две отметки. Такая же система может применяться и при оценке

контрольной работы;

планы

характеристик

явлений,

физических

величин,

законов,

технических

устройств и оценочные карты работы по этим планам;

«банк задач» включающий домашние задачи, решаемые в классе,

задачи из контрольной работы. Эти задания расположены по мере

возрастания

сложности.

Решение

этих

задач

позволяют

получить

дополнительные отметки или дополнительные баллы при условии: задачи

должны быть решены к контрольной работе;

критерии оценивания контрольных, самостоятельных и лабораторных

работ;

штрафные баллы;

таблица перевода в «5» балльную шкалу.

При применении карт оценивания в 7 классе наиболее успешно

работают более простые варианты, когда ученики оценивают результаты

работы по конкретным вопросам: например, решение задач по теме.Особенно

на примере 2019-2020 года . В этих картах учтены основные требования

программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса по физике: в

результате изучения физики на базовом уровне ученик должен уметь решать

задачи на применение изученных физических законов, выражать результаты

измерений и расчетов в единицах Международной системы.

оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для

учителя:

1.

Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем

случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.

2.

Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с

эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся

заранее.

3.

Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому

учащийся может сам определить свой уровень достижений.

4.

Фактически

отметка

рассматривается,

как

замер

уровня

освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью

корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего

устранения.

5.

Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания -

это конкретное выражение учебных целей.

6.

Критериальная отметка не может рассматриваться как средство

наказания или воздействия - она является лишь источником информации.

7.

Ученик сам оценивает свою работу.

При проведении лабораторных работ или групповых работ по

различным напрвлениям можно использовать взаимооценку

Требование к взаимооценке:

- мой партнер (товарищ) по группе не помогал мне в освоении нового

материала – 0

- мой партнер (товарищ) по группе частично мне помогал в поиске и

обработке информации – 2

- мой партнер (товарищ) по группе частично мог пояснить мне новый

материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при

решении задачи - 4

- мой партнер (товарищ) по группе помогал мне в освоении нового материала

(делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6

- мой партнер (товарищ) по группе хорошо объяснял изучаемый материал,

приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8

- мой партнер (товарищ) по группе активно участвовал в объяснение нового

материала, использовал при объяснении интересный занимательный

материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в

обсуждении полученных результатов – 10

Для 8 класса.

ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Фамилия, имя_________________________ Класс___________________

Обязательный минимум.

Определения, формулы

Оценка

Возможное

количество

баллов

Полученное

количество

баллов

1. Тепловое движение

2. Температура

3. Внутренняя энергия

Ответы на уроке.

3

4. Способы изменения

Д/з. Задание 1.

1

внутренней энергии

5. Теплопередача и ее

виды

Д/з. Упр. 1-3

3

Тест № 1 «Виды

теплопередачи»

5

6. Количество теплоты

7. Удельная теплоемкость

вещества

8. Расчет количества

теплоты, необходимого

для нагревания тела и

выделенного им при

охлаждении

Д/з. Упр. 4

3

Тест № 2

«Количество

теплоты. Удельная

теплоемкость».

5

Решение задач на

уроке в тетради.

5

9. Изменение внутренней

энергии тел при

теплообмене

Тест № 3 «Сравнение

количеств теплоты

при теплообмене»

5

10. Выделение энергии

топлива

11. Удельная теплота

сгорания топлива

12. Расчет количества

теплоты, выделяемого

при сгорании топлива

Д/з. Упр.5

3

Ответы на уроке.

3

Решение задач на

уроке в тетради.

5

Тест № 4 «Энергия

топлива»

5

13. Закон сохранения и

превращения энергии в

механических и тепловых

процессах

Д/з. Упр. 6

4

Итог

50

Дополнительные баллы

Действия

Возможные

баллы

Полученные баллы

За урок

За тему

За

урок

1. Посещение уроков

0.5

6

2. Ведение тетради

12

3.Самостоятельное решение задач на

уроке

2

2 - 12

4. Лабораторные работы:

- №1 «Сравнение количеств теплоты

при смешивании воды разной

температуры»

- №2 « Измерение удельной

теплоемкости твердого тела»

5 - 10

5 - 20

5 - 10

5. Контрольная работа №1

10 - 30

6. Сообщение

5 – 10

Итог

- 90

4. Штрафные баллы

1. Прогул урока без уважительной причины

- 1 балл

2. Отсутствие домашнего задания

- 1 балл

3. Плохое поведение на уроке

- 1 балл

4. Неготовность к уроку

- 1 балл

5. Опоздание на урок без уважительной

причины более чем на 7 минут

- 1 балл

Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ

Объем правильно выполненных работ (в% от общего

объема работы)

Баллы

Не превышает 30%

5 - 10

Не превышает 65%

11 - 15

Превышает 75%

- 30

Перевод в «5» балльную шкалу

Отношение набранной суммы баллов к

максимально возможной

Отметка

90% и более (более 126 баллов по теме)

5

75 – 89% (105 – 125 баллов по теме)

4

60 – 74% (84 – 105 баллов по теме)

3

До 59% (менее 83 баллов по теме)

2

ПРИМЕЧАНИЕ:

- Баллы за обязательный минимум можно набрать: сдать зачет.

-Штрафные баллы можно восстановить: выполнить домашние задания,

выучить и ответить пропущенный материал.

-Балл

за

контрольную

работу

можно

повысить:

решить

невыполненные задания.



В раздел образования