Автор: Трубникова Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ №123
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: «Нейропсихологические игры в коррекции речевых нарушений и стимулирования речевой активности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Нейропсихологические игры в коррекции речевых нарушений и
стимулирования речевой активности дошкольников»
Для многих современных детей характерны искажения и задержки речевого
развития
в
сочетании
с
мозаичным
развитием
психических
процессов,
проявлением различных психопатологических феноменов на фоне специфической
социокультурной депривированностью. В совокупности это приводит к учебной и
социальной неуспешности ребенка. Каждый год увеличивается количество детей,
имеющих
нарушения
в
развитии.
Возникают
трудности
при
освоении
программного материала вследствие недоразвития и особенностей развития
головного мозга детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на
помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических
методик.
Нарушение речи – это видимый признак, за которым скрывается системно-
динамическое
нарушение
организации
психических
процессов.
С
целью
эффективной коррекции речи детей, логопеду в своей работе необходимо
использовать не только общедидактические, коррекционные принципы, но и важно
учитывать нейропедагогические принципы.
Нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их
можно использовать как профилактические и развивающие (норма), а можно - с
целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития
психических процессов.
Педагог ориентируется на коррекцию операциональных компонентов
речевого
процесса:
интонационно-мелодические,
жесто-мимические,
кинестетические,
кинетические,
номинативные,
логико-грамматические,
вербально-мнестические аспекты и фонематический слух. Важно удерживать в
центре внимания не только звенья собственно речевого акта, их онтогенез, но и
консолидацию факторов в пределах (в данном случае) речевой функции:
гностические, двигательные, речевые, мнестические.
У каждой психической функции есть своя программа развития. Двигательное
развитие
ребенка
в
младенчестве
должно
проходить
в
правильной
последовательности.
Каждый
двигательный
акт
соответствует
запуску
определенных функций, механизмов работы мозга.
Если ребенок пропускает
определенный двигательный акт, нарушает последовательность освоения или
осваивает его не качественно, то и развитие мозга искажено. Если у ребенка
двигательная сфера дефицитарна, то и речевая сфера развивается с особенностями,
соответственно
и
эмоциональная
сфера
будет
страдать.
Соответственно
коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к
мышлению, а не наоборот.
Нейропсихологические игры -
это комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через
выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее
взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными
представлениями.
У детей с ТНР, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с
координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Поэтому целесообразно
включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою
двигательную активность, развивать внимание.
Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших
полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и
регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
Данная технология активно внедряется у детей на этапе подготовки к школе
и детей с трудностями обучения.
В данном методе активно используются: кинезиологические мешки и
мячики,
различные
варианты
балансировки
(фитбол,
доска
Бильгоу,
балансировочная подушка), спортивные снаряжения.
В работе с детьми применяются следующие методы:
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое
чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная
вялость) мышц.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга,
ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над
поведением.
3. Глазодвигательные упражнения.
Они
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить
восприятие.
Одновременные
и
разнонаправленные
движения
глаз
и
языка
развивают
межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма.
Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых
условий осуществления чтения.
4. Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается
межполушарные
связи,
снимаются
синкинезии
(непроизвольные,
непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук
стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис,
активизирует энергетический блок мозга.
6. Массаж.
7. Ритмы.
Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое
занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.
В результате освоения кинезиологических упражнений и нейрогимнастики у
детей:
-развиваются когнитивные способности и высшие психические функции
-происходит коррекция поведенческих и эмоциональных проблем
-улучшается межполушарное взаимодействие на всех уровнях
-формируются пространственные представления
-развивается умение анализировать в рамках первичных математических
представлений
-развивается символическое и абстрактное мышление
-улучшается регуляторный компонент (целеполагание, программирование,
реализация, контроль)
-развивается схема и образ тела, общий, кистевой и пальцевой праксис,
нормализуется общий и психический тонус
-подготавливается и облегчается процесс чтения и письма.
Примеры нейропсихологических игр и упражнений.
1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим
пальцем
последовательно
указательный,
средний
и
т.д.
Проба
выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя
руками.
Эту игру можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу
пальчиковой гимнастики.
«Мы, конечно, любим лето:
Летом все теплом согрето,
Но за ним приходит осень,
Хоть ее мы и не просим,
А потом идет зима –
И бела, и холодна.
За зимой идет весна –
Вновь тепло несет она»
«Тает снег, уходит лед,
И на речке – ледоход.
Скоро к нам придет апрель –
С крыш опять польет капель»
2. Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.
Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой,
потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе
команды (кулак - ребро-ладонь).
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак
разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените
положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. Оладушки.
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью
вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью
вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок.
Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец
должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна
сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак,
поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем,
чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на
одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
7. Зеркальное рисование.
Рисовать в воздухе или на листе, можно стоя, симметричные рисунки двумя
руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). Получаются интересные
формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.
8. Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение
рук «с точностью наоборот».
9. Горизонтальная восьмерка.
Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак,
оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими
пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра
этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами,
взглядом,
направленным
на
промежуток
между
кончиками
пальцев,
не
поворачивая головы.
10. Слон
Встаньте прямо, немного согните ноги в коленях, прижмите правое ухо к
правому плечу и вытяните правую руку вперед. Вытянутой рукой рисуем в воздухе
горизонтальную восьмерку начиная от центра и вправо-вверх. Глаза следят за
кончиками пальцев. Двигается только верхняя часть туловища. Выполнив
упражнение несколько раз, меняем руки.
11. «Повтори позу», «Повтори серию поз».
а) Взрослый показывает ребёнку позу или серию поз.
Ребёнок воспроизводит
одну или несколько поз.
б) Взрослый предъявляет ребёнку нарисованные на листе
позу или серию поз.
Ребёнок воспроизводит одну или несколько поз.
12. Прослеживание глазами.
а) Ребёнок рисует в воздухе фигуры, буквы и прослеживает за рукой глазами.
б) Взрослый предъявляет ребёнку нарисованные на листе фигуры. Ребёнок
воспроизводит в воздухе данные фигуры.
Игры на балансире.
Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает
эффективность работы мозга, т.к. оказывает мощное активирующее воздействие на
подкорковые структуры.
1. Удержись на доске
Поставить ребёнка на балансировочную доску. Чтобы ребёнку было
интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо
использовать счёт или потешку . Пока вы считаете или поёте малыш должен
удержаться на доске.
«Лодочка плывёт по речке,
Оставляя нам колечки,
Кач-кач, Кач-кач ,
Мама купит нам калач.
Калачи-то хороши,
Посмеёмся от души».
2. Повтори правильно
Ребёнок стоит на балансировочной доске и, удерживая равновесие, повторяет
слова за педагогом.
3. Прохлопай-повтори
Ребёнок стоит на балансировочной доске и, удерживая равновесие, повторяет
слова за педагогом, отхлопывая ритм.
4. Попади в цель.
Ребёнок стоит на балансировочной доске и, удерживая равновесие, бросает
мешочки в цель.
5. Выполни задание
Ребёнок стоит на балансировочной доске и, удерживая равновесие, выполняет
любое задание логопеда.
Игры с дыханием.
Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а
также повышают тонус мозговой деятельности.
«Футбол»,
«Сдуй
пёрышко»,
«Мыльные
пузыри»,
«Шторм»,
«Плывут
кораблики», «Задуй свечку» и другие.
Игры с мячом
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет
слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а
ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и
ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее,
выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу,
сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а
ловить его только руками.
3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут
большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу.
Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок
убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты –
только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом
средних размеров.
6. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
7. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно
направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.
8. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в
ладоши – поймал).
9. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
10. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может
выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
11. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок
ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
12. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к
какому времени года относится этот месяц.
14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через
него.
16. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить.
Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов
расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и
пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).
17. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро,
таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним,
теннисным).
18. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно
пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку –
вправо, влево).
19. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и
левой руками.
Таким образом, применение разнообразных нейроигр и приёмов способствует
совершенствованию и повышению качественного показателя речевого развития
детей дошкольного возраста с нарушениями речи и способствует подготовке к
обучению в школе, их успешной адаптации к образовательному процессу,
развитию положительных личностных качеств.