Подготовка четвероклассников к ВПР (из опыта работы)
Автор: Сенина Марина Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Населённый пункт: г. Бугульма Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Подготовка четвероклассников к ВПР (из опыта работы) Раздел: начальное образование
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена
знаний непременно дадут всходы.
Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой
качества образования в начальной школе являются Всероссийские
проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам:
русский язык, математика и окружающий мир. Если раньше уровень
облучённости наших четвероклассников оценивала только администрация
школы и методические службы управления образования, то сегодня к
оценке результативности нашей с вами работы подключились
Министерства образования и Республики, и Российской федерации.
В этом году я работаю в параллели четвёртых классов, это наша творческая
микрогруппа, которой руковожу я. И сейчас я поделюсь с вами опытом
нашей работы.
Очень скоро нам вместе с учениками предстоит написать всероссийские
проверочные работы. Мы с моими коллегами ещё не проходили эту
процедуру, поэтому опираемся на опыт учителей, которые уже писали
подобные работы. С чего же мы начали? Сначала мы подробно изучили
работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом
годах, сравнили задания, форму и направленность вопросов, обратили
внимание на объём работ и отобрали из массы существующего материала,
те пособия, которые посчитали более актуальными. Потом мы все вместе
составили план подготовки к ВПР по всем трём предметам. Подготовка у
нас ведётся с сентября месяца, как в урочной, так и в неурочной
деятельности. Благодаря тому, что весь материал курса начальной школы у
нас уже пройден, мы, проработав с детьми подобные задания, выяснили,
что у нас получается хорошо, а над чем ещё надо поработать.
При подготовке к проверочной работе по русскому языку мы много
внимания уделяем умению писать тексты под диктовку, соблюдая при
письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как
раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках мы постоянно
используем орфографические минутки, зрительные, объяснительные,
предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными
буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Для отработки заданий из второй части мы используем дополнительную
литературу, которая есть у каждого ученика в классе.
Ещё особое внимание мы уделяем работе над развитием речи, потому что
в проверочных работах очень много заданий творческого характера, таких
как «Напиши письмо другу», «Составь приглашение на день рождения»,
или «Поздравь маму с праздником», а это, к сожалению, одна из слабых
сторон наших детей. Поэтому, начиная с первого класса, на занятиях в
группах продлённого дня это стало системой нашей работы по развитию
речи. Существенную помощь оказывают нам пособия Соколовой «Развитие
речи» и конечно много внимания мы уделяем работе над сочинением и
изложением.
Учитывая опыт прошлых лет, мы также активно организуем работу по
формированию читательской компетентности. Вспомните работы, когда по
содержанию одного текста нашим детям предлагается ответить на ряд
вопросов. И как показывает практика , такая работа вызывала у ребят
затруднения, им, в первую очередь, не хватало времени. И в этом вопросе
большую помощь нам оказывают авторские пособия Крыловой Ольги
Николаевны и Голубь Валентины Тимофеевны.
Что касается математики, то все мы знаем, что это один из самых главных
предметов в начальной школе и здесь важно приучить ребят побеждать
трудности упорным трудом. На каждом уроке изо дня в день мы ведём
отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата
действия, а также умений решать арифметические и геометрические
задачи. Большое внимание мы уделяем развитию логического мышления,
воображения и тренировке памяти.
При подготовке к Всероссийским проверочным работам по окружающему
миру мы используем как групповые так и индивидуальные формы работы,
включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы,
индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты,
творческие задания. Ребятам очень нравится такой вид работы, как защита
проектов. При подготовке к защите, они самостоятельно ищут, изучают, а
потом преподносят этот материал друг другу. Работа ведётся в группах, что
позволяет детям ещё больше сплотиться и всегда прийти на помощь
товарищу.
Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе
особого внимания и времени. Такие дети находятся у нас на
индивидуальном контроле.
Своих учеников мы активно приучаем работать с разными источниками
информаций, в том числе и с интернет-ресурсами. В последнее время по
рекомендации нашего руководителя мы даём в качестве домашнего
задания просматривать видео-уроки по конкретным темам. Также ребята
прорешивают массу тестов в режиме онлайн. Почему мы всё это делаем?
Мы хотим, чтобы ученик мог объективно себя оценить и соотнести
уровень своей подготовки с эталоном.
Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся
постоянно, но мы стараемся часто не употреблять эти магические буквы.
Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои
силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или как ещё принято
выражаться «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь
ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается
выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и
выбирать наилучший путь для выполнения работы.
Ну и, конечно, хочется сказать, что большую помощь и поддержку нам
оказывают родители наших учеников. Они всегда готовы прийти на
помощь, приобрести пособия и всё необходимое для своих детей,
проконтролировать домашнее задание и поддержать добрым словом.
Благодаря их поддержке и вниманию ребята чувствуют себя увереннее и
мы знаем, что у нас всё получится , чего и вам желаю.