Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников подготовительной группы посредством художественной литературы"


Автор: Суворова Анастасия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад №117"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников подготовительной группы посредством художественной литературы"
Дата публикации: 07.04.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования "Детский сад комбинированного вида № 117

"Мир чудес"

Консультация для воспитателей на тему: «Духовно-

нравственное воспитание дошкольников подготовительной

группы посредством художественной литературы»

Воспитатель: Суворова Анастасия Александровна

Актуальность:

С самого раннего возраста художественная литература появляется в жизни

ребенка, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на

всю жизнь.

На сегодняшнее время многие дети имеют доступ к интернет-ресурсам,

которые могут привести ребенка к информации не нравственного влияния. В

следствии этого мы чаще можем встречать примеры детской жестокости,

агрессивности. Так же большое влияние на ребенка оказывают современные

мультфильмы, во многих из которых искажены представления о

нравственности. Поэтому уже с раннего возраста необходимо обращать

внимание детей на нравственную и духовную суть каждого поступка.

Хорошим помощником в духовно-нравственном воспитании является

художественная литература. Ведь, как не в сказках нравственные понятия

представлены ярко (в образах героев), ребенок переживает за их судьбу,

выделяя, как поступают персонажи сказки «плохо» или «хорошо».

Волшебные, сказочные истории доступным языком рассказывают ребенку, о

духовно-нравственных поступках. Можно с уверенностью сказать, что

художественная литература прививает добро.

Цель:

1. Повышать уровень интереса детей к художественной литературе

2. Уметь передавать образ героев, придумывать и фантазировать свой сюжет

3. Совершенствовать речь детей, использовать разнообразные выразительные

средства в работе с литературой

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с многообразием художественной литературы,

формировать четкое представление о существующих литературных жанрах

2. Применять разнообразные методы работы по ознакомлению дошкольника с

художественной литературой

3. Овладеть умением анализировать, сравнивать, давать оценку поступкам

героев

Почему литература так эффективны в воспитании дошкольника?

Ребенок живет в мире сказки и волшебства, ему нравится фантазировать,

придумывать свои истории, сюжеты их развития.

Слушая прочтение и просматривая иллюстрации, ребенок сравнивает и

анализирует героев.

Знакомство с художественной литературой демонстрирует ребенку ситуации

возникающие с персонажами, предлагает решения из сложившихся

обстоятельств.

Можно с уверенностью сказать, что художественная литература направляет

ребенка на формирование позитивного мышления и веру в себя.

В формировании духовно-нравственных

представлений важнейшую роль играют произведения художественной

литературы (сказки, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки,

былины, частушки, легенды и многое другое)

Художественная литература сопровождает ребенка с самого рождения и на

протяжении

всей

жизни.

Знакомство

с

лучшими

образцами

устного

народного творчества должно осуществляться как можно раньше.

Сегодня, более подробно я хочу рассказать о баснях, сказках и

стихотворениях.

Басня

Что осуждает басня? Чему учит?

Жанр басни имеет древнюю и богатую историю. В истории басни на первый

план выдвигались то рассказ, то назидание, и в зависимости от этого жанр

приобретал разный характер: в нем усиливалось либо эстетическое, либо

поучительное начало.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника будет осуществляться

более эффективно, если на занятии посвященном изучению басни

формировать у детей представления о нравственных категориях; при анализе

басни задействовать как можно большее количество детей в оценивании

поступков персонажей; после прочтения басни, стоит попробовать обыграть

небольшую сценку по мотивам басни.

Басни, как нельзя лучше подходят для постановки сценки с дошкольниками.

Они не только развлекают детей, но и воспитывают, объясняя на наглядных

примерах, что хорошо, а что плохо. Стихотворный текст дошкольники

запоминают достаточно быстро, а сами сценки имеют продолжительность 2-5

минут, поэтому на репетиции уйдет совсем немного времени.

Сказки

Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников,

способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время

сказка- это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка,

помогающая представлять последствия поступков.

Театрализация произведения способствует более полному проникновению в

содержание сказки и решает некоторые образовательные и воспитательные

задачи.

Выделяют 6 типов сказки:

1.Художественная сказка.

Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость. Художественная

сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое воздействие.

2. Народная сказка.

Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой

основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем

сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства,

персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике

сказкотерапии.

3. Авторская художественная сказка.

Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего

выбирать авторские сказки. Такие сказки позволяют ребенку глубже

проникнуться проблемой и найти способ ее решения.

4. Дидактическая сказка.

Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания.

Например, есть задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить

такое задание – значит справиться с трудностью. Если решить ряд примеров,

это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

5. Психокоррекционная сказка.

Сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения

детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо

придерживаться основных принципов при ее создании:

В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но

завуалированная, без прямого сходства с ней.

В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью

которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того,

чтобы решить свою проблему.

6. Психотерапевтическая сказка.

Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих

событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под

другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не

всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной

глубиной и проникновенностью. Многие сказки этого типа освещают

проблемы жизни, любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Сюжет сказки:

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить

следующие сюжеты:

1.Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними.

Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и

стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им

будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт,

заключенный в историях.

2.Бытовые сказки.

Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также

предлагаются решения конфликтов.

3.Сказки о превращениях, трансформациях.

Все мы знаем историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал

свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для

работы с теми, у кого занижена самооценка.

4.Волшебные сказки.

Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно

волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и

усвоить информацию о духовном развитии личности.

Трудно себе представить мир ребенка без сказок. Сказка – это особая

фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и

фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики.

Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой

сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое

место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в

обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый

конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.

Театрализация сказки

Театрализация произведения способствует более полному проникновению в

содержание сказки и решает некоторые образовательные и воспитательные

задачи.

Стихотворения

«Учим стихотворения, играя»

Детская литература – это искусство.

Стихотворения обладают мелодичностью и лучше воспринимаются

ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес. Постоянное

совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком

являются необходимым компонентом образованности в дальнейшем.

Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько

важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей.

Конечно же заучивание стихотворения будет происходит лучше если

представить его в небольшой игре.

Например:

Дети повторяют слова вместе с воспитателем, поочередно выполняя

движения предлагаемые в стихотворении.

Мартышка

Ведущий произносит текст:

Звать мартышку Шалунишкой,

Очень любит пошалить,

Веселится, коротышка,

Хочет всех нас рассмешить.

Ведущий продолжает говорить, а дети выполняют движения.

То присядет, то подпрыгнет,

(Приседают и подпрыгивают.)

Очень любит пошалить.

То начнёт руками дрыгать,

(Трясут руками.)

То качает головой.

(Качают головами.)

То забегает вприпрыжку,

(Бегут на месте, прыгают.)

Вот такая Шалунишка.

Впрочем, что с неё возьмёшь?

Тестирование

Для анализа усвоения детьми художественной литературы хорошо подходит

тестирование. Тестовый вариант (преимущественно для подготовительной

группы)

Пример тестирования:

1. Кому в одной из русских народных сказок принадлежат такие слова: «Несёт

меня лиса за синие леса …»?

А. Б. В. Г.

2. Как называется эта русская народная сказка?

А. «Сивка-бурка»

Б. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

В. «Гуси-лебеди»

Г. «Иван-царевич и серый волк»

3.Кто не является героем сказки «Колобок»?

А. Б. В. Г.

4. Кто в произведении А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный …» ходит по

цепи кругом?

А. Б. В. Г.

5. Дополни пословицу: «Без труда не выловишь … из пруда».

А. Б. В. Г.

На фото представлена работа с детьми в тестовом варианте. Ребятам

нравится находить верный вариант ответа из предлагаемых тестом.

Тестирование можно заменить на проведение литературной викторины или

игры.

Заключение:

Художественная литература имеет значимое место в духовно-нравственном

воспитании дошкольников.

Дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о любви к

своим родным и близким, о патриотизме.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это

богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости,

через познавательный интерес. В дошкольном возрасте закладываются

основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла,

своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным

средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является

художественное слово.



В раздел образования