Напоминание

"Безбарьерная среда"


Автор: Давлетова Елена Рамилевна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦРТ"Радуга"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Социальный проект
Тема: "Безбарьерная среда"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание

Введение

I Статистические данные по детям с ОВЗ в России

II Помощь детям с ОВЗ в рамках государства

III Отношение к детям с ОВЗ в обществе

IV Дети с ОВЗ в гостях в Радуге

V Грантовый проект « Наставничество – как эффективная форма

социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

VI План мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в

МБОУ ДО "ЦРТ"Радуга"

VII Доступная среда в микрорайоне Шакша

Будущее проекта «Безбарьерная среда»

Вывод

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Проект «Безбарьерная среда»

Информационная карта

Название образовательного учреждения: МБОУ ДО "ЦРТ"Радуга".

География

проекта:

Проект

рассчитан

на детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, проживающих на территории г. Уфа Республики

Башкортостан.

Обоснование актуальности проекта

Дети с ОВЗ – часть человеческого потенциала мира и России. Четверть

нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья.

Людьми с ограниченными возможностями были слепой Гомер и глухой

Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными

возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в

Параолимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому,

чтобы быть замеченными.

Осуществлённый проект не оставил без внимания ни одного ребёнка с

ограниченными возможностями. Позволил им почувствовать себя нужными,

полноценными членами общества. Предоставил возможность общения со

сверстниками. В то же время здоровые дети больше узнали о том, с какими

проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям с ОВЗ.

Данный проект подтвердил, что все дети – дети одного солнца, поэтому

должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.

Практическая значимость:

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно

нуждаются в социальной адаптации. Под социальной адаптацией мы

понимаем

меры,

позволяющие

ребенку

приобрести

компетенции,

необходимые для успешной социализации во взрослой жизни.

Одним из средств успешной социализации детей с ОВЗ является реализация

программ профессиональной ориентации в инклюзивном пространстве.

Общение

со

здоровыми

сверстниками

дает

ребенку

с

ОВЗ

модель

полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия

его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми

учебной деятельности, при продуманной педагогической и воспитательной

работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к

окружающему

миру,

к

проявлению

таких

черт

характера

как

доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

Формирование у участников проекта «Безбарьерная среда» - детей с ОВЗ и

их

здоровых

братьев

и

сестёр

-

социальных

и

профессиональных

компетенций помогает решить им серьезную жизненную проблему выбора

будущей профессии. Для детей с ОВЗ эта проблема встает особо остро, так

как их стартовые возможности, как правило, ниже, чем у здоровых

сверстников. Следовательно, это требует создания специальных условий для

их обучения и полноценного развития.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Написание начального этапа проекта начато в 2020 г.

Первый этап предусматривал поисковую работу, выполнение творческих

заданий, был направлен на углубление знаний о детях с ОВЗ.

Цель: обеспечить безбарьерную среду детям с ОВЗ и доказать, что все дети

имеют одинаковые права и являются полноценными членами общества.

Задачи:

содействовать

повышению

жизненного

потенциала

ребенка

через

приобретение нового личного опыта и освоению новых знаний, умений и

навыков;

создать

условия

для

расширения

жизненного

пространства

ребенка-

инвалида;

способствовать повышению педагогической компетентности родителей,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями;

способствовать улучшению функционирования семьи и ее интеграции в

социум.

внедрение проекта в микрорайоне Шакша.

Сроки реализации проекта: 2020 – 2021гг.

2021 – 2022гг.

2022 – 2023гг.

Финансирование проекта:

Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет материальной

помощи Администрации МБОУ ДО "ЦРТ"Радуга, партнеров и спонсоров

социального проекта.

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

По настоящее время реализация проекта продолжается на базе МБОУ ДО

"ЦРТ"Радуга".

Реализовывать проект позволяет тесное сотрудничество с «Всероссийским

обществом

инвалидов»

Калининского

района,

с

АНО

«Территория

развития», с волонтерами отряда Добрыня» из числа пионеров отряда

«Звезда», со школами №78,№131,БГ№122, с администрацией Калининского

района.

ОЦЕНКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Снизить дефицит общения ребенка, имеющего инвалидность;

исключить изоляцию детей данной категории в социуме;

приобрести друзей среди здоровых сверстников;

больше узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными

возможностями здоровья;

научиться здоровым детям деликатности, терпимости, пониманию своих

сверстников с ограниченными возможностями здоровья;

организовывать и проводить праздники и мастер- классы

для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

Выбрав

тему «Безбарьерная

среда» и

подготовив

проект

в

текстовом

варианте, приступили к реализации первого этапа.

Работа проводилась следующим образом:

Основные исполнители: Екатерина Владимировна Щипакина, директор

МБОУ ДО "ЦРТ"Радуга", Елена Рамилевна Давлетова методист МБОУ ДО

"ЦРТ"Радуга".

С педагогами "ЦРТ"Радуга" и с населением микрорайона Шакша проводился

опрос.

Проект состоит из трёх этапов:

1 этап – организационный (сентября - октябрь2020) – диагностические

мероприятия и анкетирование, опрос.

2 этап – деятельный (ноябрь - май) – координация действий, осуществление

запланированных мероприятий

3 этап – итоговый (сентябрь – октябрь 2021 г.) – анализ и подведение итогов

работы, планирование на следующий год с учетом предпочтений.

В конце сентября автор-разработчик подводит итоги реализации проекта,

анализируют и корректируют план работы на следующий год.

Эффективность деятельности выносится на основе собранных отзывов.

Введение

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем.

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь, и жить не устаем.

(С. Ольгин «Сильные»)

Идея создания проекта «Безбарьерная среда» пришла к нам после проведения

благотворительной новогодней ёлки в январе 2019 г на базе МБОУ ДО

"ЦРТ"Радуга" для детей - инвалидов. Эти «особые» дети с изумлением

смотрели театрализованное представление, участвовали в конкурсах, играх и

были рады, что им представилась возможность встретить этот праздник

вместе со здоровыми детьми своими сверстниками.

Проблема

социальной

адаптации

детей-инвалидов

-

проблема,

приспособленности детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе

здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано

с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к

людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. В

последнее время инвалидов принято называть «людьми с ограниченными

возможностями». Но жизнь и достижения некоторых из них доказывают, что

нет никаких ограничений, нет ничего невозможного для людей, сильных

духом.

Цель исследовательской работы: обеспечить безбарьерную среду детям с

ОВЗ и доказать, что все дети имеют одинаковые права и являются

полноценными членами общества.

Задачи:

1.

содействовать

повышению

жизненного

потенциала

ребенка

через

приобретение нового личного опыта и освоению новых знаний, умений и

навыков;

2.

создать условия для расширения жизненного пространства ребенка с ОВЗ;

3.

способствовать повышению педагогической компетентности родителей,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями;

4.

способствовать улучшению функционирования семьи и ее интеграции в

социум.

Объект исследования – дети с ОВЗ

Детям с ОВЗ нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская

помощь,

а

возможность

стать

полноценными

членами

общества,

возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал.

Ограниченные возможности здоровья... Согласитесь, эти слова оказывают

довольно угнетающее воздействие. В переводе с английского слово «invalid»

означает

«недопустимый»,

«ошибочный»,

«недействительный».

Эти

определения рисуют нам человека, имеющего инвалидность, жалким,

беспомощным, ненужным, недействительным. И часто случается так, что

человек сам перестает верить в свои силы, сам ограничивает себя в

достижении жизненных целей.

Таким образом, инвалидность - это одна из форм социального неравенства.

Это социальное, а не медицинское понятие. Следовательно, важнейшая

задача любого общества, которое провозглашает себя равноправным и

справедливым - снять ограничения и условия, из-за которых человек,

имеющий инвалидность, не может жить полноценной жизнью.

В 2007 году ООН (Организация объединенных наций) объявила 3 декабря

Международным днем инвалидов. Этим самым было подчеркнуто, что

инвалиды - важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в

признании своей полноценности и равных правах со здоровой частью

общества.

I Статистические данные по детям с ОВЗ в России

Статистика ООН утверждает, что в России проживает 10 миллионов

инвалидов во всех возрастных категориях, из них около 1,5 миллионов дети.

Однако точных данных привести никто не может.

Согласно статистике 2001 года, за предыдущие 10 лет число только

зарегистрированных детей-инвалидов в РФ выросло более чем в 2 раза. Если

на 1 января 2001 года их насчитывалось около 675000 человек, то на 1 января

2000 года их число составляло 592 200 человек. Число детей - инвалидов

ежегодно увеличивается!

Справочно:

По данным реестра инвалидов на 1 ноября 2019 года в Башкирии проживает

267782 инвалида или 6,6% от общей численности населения. Из них

инвалидов старше 18 лет-250743 человека, детей -инвалидов - 17039 человек.

Медики считают, что ситуация с детьми отражает общую тенденцию

ухудшения здоровья населения страны. По официальным данным, основные

причины детской инвалидности следующие:

- болезни нервной системы и органов чувств - 52,45 (случаев на 10000 детей в

возрасте до 15 лет);

- психические расстройства - 31,2 случая, из них 21,88 - умственная

отсталость;

- врожденные аномалии развития - 28,2 случаев.

дети инвалид реабилитационный общество

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов

были учтены международно-правовые документы.

II Помощь детям с ОВЗ

С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации»

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской

Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране

здоровья

граждан,

а

также

в

Законе

Российской

Федерации

«Об

образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации» и других законах.

В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации

была утверждена очередная федеральная целевая программа «Дети России» .

Целями Программы «Дети России»

являются создание благоприятных

условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также

государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации.

Финансирование

мероприятий

Программы

предусматривается

за

счет

средств федерального бюджета, Затраты на реализацию Программы за счет

всех источников финансирования должны составить 47,8 млрд. рублей.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем

семей

с

детьми-инвалидами,

обеспечение

их

полноценной

жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной

подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами»,

предусматривающее решение таких задач, как:

- развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с

ограниченными возможностями здоровья;

- внедрение современных технологий по реабилитации, воспитанию детей-

инвалидов в семье и их социальной адаптации;

- материально-техническое оснащение специализированных учреждений для

детей-инвалидов;

- создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в

специализированных учреждениях для детей-инвалидов;

- проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-

инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);

- разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-

инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи

и детей;

- строительство и реконструкция специализированных учреждений для

детей-инвалидов.

Также в нашей стране в 1990 году была создана некоммерческая организация

Всероссийского Общества инвалидов - Фонд «Филантроп». Основная

деятельность

этой

организации

заключается

в

проведении

благотворительных

программ

и

социальной

реабилитации

инвалидов.

Председателем

комитета

фонда

«Филантроп»

являлся

И.Д.

Кобзон.

Руководители

этого

фонда

устраивают

фестивали

художественного

творчества инвалидов, турниры «равных возможностей», концерты мастеров-

эстрады и артистов-инвалидов.

III Отношение к детям с ОВЗ в обществе

В

учебных

заведениях

нашего

города

также

обучаются

дети

с

ограниченными возможностями. Они имеют активную жизненную позицию,

участвуя в жизни школ и колледжей. В социальных сетях был проведен

социологический опрос на тему «Моё отношение к детям инвалидам».

На вопрос, кого можно считать инвалидом, и кто для них инвалид, ответили

следующим образом:

- Человек с ограниченными возможностями – 82,5%;

- Просто несчастный человек – 5%;

- Человек, которому требуется помощь – 12,5%;

- Обычный человек, такой же, как и я – 0%.

Таким

образом

одни

считают

инвалидов

людьми

с

ограниченными

возможностями, другие – людьми, которым требуется помощь окружающих,

третьи, что это просто несчастный человек. Официально инвалидом

считается

лицо,

которое

имеет

нарушение

здоровья

со

стойким

расстройством

функций

организма,

обусловленное

заболеваниями,

последствиями

травм

или

дефектами,

приводящее

к

ограничению

жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Каждый десятый житель России – инвалид (приложение №1)

Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить

инвалидов, поделились при ответах на следующий вопрос:

1. Довольно часто - 15%;

2. Иногда – 45%;

3. Редко – 40%;

4. Ни разу не встречал – 0%.

Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида.

Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство –

редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но

важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется

помощь (приложение №2)

Ваше отношение к инвалиду. Студенты колледжа относятся к инвалидам:

- с жалостью, сочувствием – 67,5%;

- с неприязнью – 0 %;

- безразлично – 5 %;

- доброжелательно – 22,5 %;

- другое – 5 %.

Несколько человек относятся к инвалидам доброжелательно, а подавляющее

большинство опрошенных – с жалостью и сочувствием, что вполне понятно.

С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго

сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения,

поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид – такой же человек,

просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что

их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу

простым людям (приложение № 3)

Интересно мнение обучающихся и о том, как, по их мнению, сами инвалиды

относятся к здоровым людям.

- с неприязнью, с обидой – 12,5%

- безразлично – 10%

- настороженно – 7,5%

- доброжелательно – 60%

- другое – 10%

Большинство считают, что инвалиды относятся к физически здоровым

людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных

нами читателей думает, что инвалиды настороженно относятся к другим

людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду.

При опросе студентов спросили, как они отнесутся к тому, что вместе с

ними будут обучаться дети - инвалиды. Вот их ответы:

- вполне нормально, постараюсь с ними подружиться - 92,5%

- настороженно, надо будет присмотреться - 5%

- отрицательно, постараюсь покинуть класс - 2,5%

Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и

постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку

инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий,

проблем.

Небольшая часть опрошенных отнесётся к появлению в своем классе

инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к

новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Один человек из

опрошенных ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно (приложение

№ 4)

На последний вопрос «Если инвалид попросит у вас помощь на улице или в

общественном транспорте, поможешь ему?», отвечали так:

- да, конечно –85%

- сперва подумаю – 7,5%

- нет- 0%

- затрудняюсь ответить- 7,5%

Почти все опрошенные при первом же обращении помогли бы инвалидам,

ответили на ту или иную просьбу с их стороны. С другой стороны, среди

инвалидов не распространены жалобы, просьбы. Важно всегда быть готовым

оказать необходимую помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в этом.

В школе №131 было проведено анкетирование среди учащихся 9 класса

Результат анкетирования приведен в приложении(приложение 8).

IV Дети с ОВЗ в гостях у Радуги

18 января 2019 на базе МБОУ ДО "Центра развития творчества "Радуга "

было организовано новогоднее мероприятие для детей с ограниченными

возможностями здоровья

совместно с Максимовой Л.Б., секретарем

первичного отделения "Возрождение" местного отделения партии "Единая

Россия". В фойе участников и гостей мероприятия встречала творческая

выставка

декоративно-прикладного

искусства

«Мир

увлечений

без

ограничений» (Приложение 6).

Ребят тепло приветствовали Глава Администрации Калининского района

С.П. Кожевников, депутат Совета

городского округа г.Уфа Республики

Башкортостан Р.Р.Зинатуллин.

В рамках торжественной части почетные гости выполнили приятную миссию

–поздравили ребят и родителей с Новым годом и вручили подарки.

В мероприятии приняли участие 25детей с ограниченными возможностями

здоровья в возрасте от 4 до 12лет, проживающие на территории микрорайона

Шакша .

Эти особые дети с изумлением смотрели театрализованное представление

участвовали в конкурсах, играх и были рады, что им представилась

возможность встретить этот праздник вместе со здоровыми детьми, своими

сверстниками.

04 декабря 2020 на базе МБОУ ДО "Центра развития творчества "Радуга "

было организовано благотворительное мероприятие для детей с ОВЗ «Добро

без границ». Особенным детям было представлено праздничное мероприятие

и организованы увлекательные мастер- классы по предметам : испанский

язык, песочная терапия, искусство канзаши. Кроме того, ребят порадовали

подарки от Главы Калининского района Сергея Кожевникова, депутата

Совета городского округа город

Уфа РБ Руслана

Зинатуллина и

Администрации ЦРТ «Радуга». Особенные дети в этот день были по

особенному счастливы.

18 декабря 2020 на базе МБОУ ДО "Центра развития творчества "Радуга "

вновь были организованы мастер- классы для детей с ограниченными

возможностями здоровья в раках проекта «Наставничество как эффективная

форма социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»,

который реализуется на средства Главы Республики Башкортостан при

поддержке Фонда содействия развития гражданского общества РБ. Дети

посетили увлекательные занятия по профориентации, песочной арттерапии,

каллиграфии, сделали своими руками новогодний сувенир в творческой

мастерской. Педагоги высшей категории Центра «Радуга» и специалисты

АНО « Территория развития» ежемесячно с душой проводят занятия по

профориентации для особенных детей и считают, что у детей ограниченное

здоровье, но неограниченные способности.

27и 29 января 2021 педагогами высшей категории Центра развития

творчества «Радуга» были организованы мастер- классы для детей с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Работа

по

профориентации

особенных детей ведется ежемесячно. Разработан рабочий график педагогов

ЦРТ «Радуга», участвующих в организации показательных мастер- классов

для детей с ОВЗ. В этот раз вниманию ребят были представлены следующие

интересные

занятия

по

темам:

«Нетрадиционное

рисование

цветов

бархатом», постановочная пьеса «Теремок», «Вовлечение детей в обучение

игре на фортепиано», изготовление мини- блокнота ДПИ.

03 марта 2021 педагогами высшей категории Центра развития творчества

«Радуга» были организованы мастер- классы для детей с ограниченными

возможностями здоровья. Дети своими руками сделали подарки мамам в

виде открыток. Для изготовления открытки, дети использовали не только

картон и цветную бумагу, но и множество дополнительных материалов:

атласные ленты, кружевные салфетки, декоративную упаковочную бумагу и

фоамиран. Также в преддверии праздника для ребят была организована

веселая дискотека с участием клоунов.

17 марта 2021 педагогами высшей категории Центра развития творчества

«Радуга» были организованы мастер- классы для детей с ограниченными

возможностями

здоровья.

Прошел мастер- класс по актерскому мастерству , показ спектакля по

мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Мастер- класс по ДПИ- ребята изготовили бычка из цветной бумаги и

фоамирана.

V Грантовый проект

« Наставничество – как эффективная форма

социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

С 2020 года МБОУ ДО "Центра развития творчества "Радуга " сотрудничает

с Автономной некоммерческой организацией Аналитическим ресурсным

центром социального оздоровления общества «Территория развития». В

настоящее время под руководством АНО Территория развития реализуется

социальный проект «Наставничество- как эффективная форма социализации

детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», получивший грант

Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия развития

гражданского общества Республики Башкортостан. Проект охватывает 100

детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в семи

районах нашей республики. Это воспитанники социальных приютов,

коррекционных

школ-

интернатов,

коррекционных

классов

общеобразовательных школ. На базе МБОУ ДО Центра развития творчества

«Радуга» педагоги Центра совместно с специалистами АНО Территория

развития проводят для этих детей занятия по профориентации; по песочной

арттерапии;

мастер-классы

по

каллиграфии, рисованию,

театральному

мастерству, фортепиано, декоративно –прикладному искусству.

На этой площадке задействованы 25 детей целевой группы. Это дети с

ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Калининском

районе г.Уфа.

Инновационный характер проекта «Наставничество- как эффективная форма

социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» позволяет

решить одну из самых сложных проблем создания условий для выбора

профессии в целях успешной социализации детей оказавшихся в трудной

жизненной ситуации.

Проект направлен на вовлечение детей в профессиональную ориентацию и

предпрофессиональную подготовку, развитие познавательных процессов,

расширение их кругозора, формирование общественно- значимых мотивов и

интереса к определенной области профессиональной деятельности.

Благодаря этому проекту у ребят появятся дополнительные возможности для

самоопределения в учебе и творчестве, для дальнейшей самореализации в

жизни.

VI План мероприятий для детей с ограниченными возможностями

Формы работы:

Тематические мастер-классы для обучения педагогами детей-инвалидов

и их родителей оригинальным и легким в исполнении техникам

изготовления поделок из различных материалов

Дни открытых дверей (декада инвалидов)

Посещение детьми - инвалидами занятий в детских объединениях для

получения новых знаний и умений

Развлекательные мероприятия

Проведение

концертов,

игровых

программ,

театрализованных

представлений с целью расширения социального круга детей-инвалидов,

их успешной социальной адаптации

Индивидуальные и групповые игровые занятия с детьми с участием

родителей,

проводимые

детьми-волонтерами

через

организацию

театральной, музыкально-художественной, двигательной деятельности.

Этапы реализации проекта

«Дети ОВЗ» на 2020-2021учебный год

содержание

сроки

исполнители

Подготовительный этап

1.

Проведение анкетирования родителей

для выявления запроса

Сентябрь 2020

Педагог-

психолог

Центра

2.

Составление

плана-графика

мероприятий по реализации проекта

сентябрь 2020

Педагоги

МБОУ

ДО

"ЦРТ"Радуга"

Основной этап проекта

1.

Проведение первой встречи

20сентября 2020

Педагоги-

организаторы

«Здравствуй ,Радуга »

2.

Праздничное

мероприятие

«Здравствуй, осени пора»

25 Октября 2020

Педагоги-

организаторы

3.

Игровая

концертная

программа,

посвященная

международному

дню

инвалидов «Добро без границ »

3 Декабря 2020

Педагоги-

организаторы

4.

Мастер –классы по арттерапии,

каллиграфии для детей ОВЗ в рамках

проекта «Наставничество как

эффективная форма социализации

детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации» .

18 Декабря 2020

Педагоги

дополнительног

о образования,

специалисты

АНО «

Территория

развития»

5.

Новогоднее театрализованное

представление. Благотворительная

ёлка для детей с ОВЗ.

22 Декабря 2020

Педагоги

дополнительног

о образования

Педагоги-

организаторы

6.

Мастер –классы по рисованию

«Нетрадиционное рисование цветов

бархатцев»;по театральному

мастерству, постановочная пьеса

«Теремок» для детей ОВЗ в рамках

проекта «Наставничество как

эффективная форма социализации

детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации» .

27 Января 2021

Педагоги

дополнительног

о образования,

специалисты

АНО «

Территория

развития»

7.

Мастер–классы

по

фортепиано

«Вовлечение детей в обучение игре на

фортепиано», по ДПИ- изготовление

мини-блокнота для детей

ОВЗ в

рамках проекта «Наставничество как

эффективная

форма

социализации

детей,

оказавшихся

в

трудной

жизненной ситуации» .

29 Января 2021

Педагоги

дополнительног

о образования,

специалисты

АНО «

Территория

развития»

8.

Мастер- класс по ДПИ для детей ОВЗ

в рамках проекта «Наставничество как

эффективная

форма

социализации

детей,

оказавшихся

в

трудной

жизненной ситуации» .Дети своими

руками сделали подарки мамам в виде

открыток. Для изготовления открытки,

дети использовали не только картон и

цветную

бумагу,

но

и

множество

дополнительных материалов: атласные

ленты,

кружевные

салфетки,

декоративную упаковочную бумагу и

фоамиран.

Также

в

преддверии

праздника

для

ребят

была

организована

веселая

дискотека

с

участием клоунов.

03 Марта 2021

Педагоги

дополнительног

о образования,

специалисты

АНО «

Территория

развития»

9.

Мастер- классы по ДПИ- изготовление

бычка

из

цветной

бумаги

и

фоамиранадля детей

ОВЗ в рамках

проекта

«Наставничество

как

эффективная

форма

социализации

детей,

оказавшихся

в

трудной

жизненной ситуации»; по актерскому

мастерству

,

показ

спектакля

по

мотивам

русской

народной

сказки

«Заюшкина избушка»

17 марта 2021

Педагоги

дополнительног

о образования,

специалисты

АНО «

Территория

развития»

Праздник,

посвященный

международному дню защиты детей

«Ромашковое лето»

1 Июня 2021

Педагоги-

организаторы

Контрольно-оценочный этап

1.

Изучение

удовлетворенности

родителей

и

детей

реализацией

проекта. Анализ действительных и

ожидаемых результатов

Май 2021

Педагог-

психолог

VII «Доступная среда» в микрорайоне Шакша

Большая работа делается во многих странах для инвалидов, в том числе и в

России. Это удобные пандусы в больницах, театрах, церквях, специальные

места для инвалидов в кино, специальные парковочные места для машин

инвалидов, удобные заезды в лифты и автобусы. Даже туалеты в аэропортах

для инвалидов уже давно отдельные, специально приспособленные. Дети-

инвалиды учатся в обычных школах и в лучших университетах, становятся

счастливыми родителями, спортсменами, писателями, художниками,

поэтами.

А что есть в нашем микрорайоне для людей с ограниченными

возможностями? Можно сказать, ничего. Магазины, аптеки, здания

администраций, кинотеатр, в основном оснащены пандусами и кнопками

вызова персонала не по стандартам. По установленным пандусам без

сопровождения инвалид не сможет самостоятельно подняться. Хотелось бы

чтобы пандусы и кнопки вызова вводились по актам приема людьми с

ограниченными возможностями, для которых это все создавалось.

К сожалению, среди людей с ограниченными возможностями есть и дети.

Было бы хорошо для таких детей открыть детскую площадку.

Целью таких сооружений является не создание специального игрового

пространства, куда родители могут приводить своих детей с инвалидностью,

обеспечив им отдельное существование в группе себе подобных. Игровые

площадки для детей с ограниченными возможностями устроены таким

образом, чтобы на них могли одновременно находиться не только инвалиды,

но и обычные дети.

Именно в этом случае у особенного ребенка исчезает чувство собственной

неполноценности, ощущение, что он не такой, как все, и чем-то хуже.

Конечно, такие дети отличаются от сверстников, но это вовсе не значит, что

они не могут принимать непосредственного участия в повседневной жизни

общества. Они такие же граждане, такие же дети, которые заслуживают

счастливого детства с играми, смехом и дружбой.

Однако при сравнении с обычными площадками для игр данный вариант

имеет свои особенности:

1.

Такие площадки обязательно оборудованы специальными пандусами,

которые помогают обеспечить доступ к игровым элементам тем детям,

имеющим инвалидность, связанную с нарушениями в работе опорно-

двигательного аппарата. Ширина пандуса рассчитывается в соответствии с

размерами современных инвалидных колясок. Это маленькое дополнение

позволяет не только взобраться на горку небольшой высоты, но и на

двухэтажные площадки, где пандус расположен на каждом лестничном

пролете. Пролеты конструируются по высоте с учетом того, чтобы ребенок в

коляске смог беспрепятственно передвигаться;

2.

Вся конструктивные элементы площадки оборудуются не только пандусами,

но и перилами. Обычно их располагают на уровне 50 см от горизонтальной

поверхности. Наличие перил на площадках такого плана является строго

обязательным! Это не только удобство, но и дополнительная мера

безопасности, которая может спасти жизнь;

3.

Качели на таких площадках также имеют особенную конструкцию, они не

предназначены для раскачивания в сидячем положении, как это задумано в

традиционном варианте. Это устройство оборудовано пандусом, а сама

горизонтальная поверхность расположена гораздо ниже, примерно на высоте

20-30 см от уровня земли. Она имеет площадь соизмеримую с участком, на

котором без затруднений сможет расположиться ребенок в инвалидном

кресле. Для безопасности качели оборудованы цельными перилами большой

высоты. На таких качелях можно кататься как здоровому ребенку, так и

детям с инвалидностью;

4.

Аналогичной конструкцией обладают и любимые детьми качалки балансиры.

А также вращающаяся карусель округлой формы;

5.

Для того чтобы игровые площадки для детей с ограниченными

возможностями, стали доступны каждому, их конструкция предусматривает

планирование с учетом размеров инвалидной коляски. Поэтому на таких

площадках часто можно встретить горки или другие спортивно-игровые

конструкции, выполненные в нестандартных размерах и формах, этот дизайн

обусловлен предназначением площадки для игр;

6.

В оборудование детских площадок нередко включены спортивно-игровые

элементы, их располагают с учетом того, чтобы ими смогли пользоваться

особенные дети. При этом учитывается высота и удобство использования.

Такие детали игровые площадки для детей — инвалидов рекомендуется

включать в конструкцию, потому что они во многом помогают бороться с

недугом, заниматься ЛФК на свежем воздухе и в помещении;

7.

Песочницы для инвалидов отличаются от привычных вариантов, они

расположены в доступном положении для детей в инвалидных колясках.

Песок помещен в форму, которая прочно устанавливается при помощи

четырех опорных столбов. Такая песочница, как и стандартная, имеет

бортики и глубину в 20 см;

8.

Большой популярностью пользуются специальные игровые домики,

расположенные на игровых площадках для детей-инвалидов. Принцип их

конструкции прост, но очень эффективен в обеспечении комфортных

условий для игры. Все аттракционы расположены на уровне сидящего,

обычный ребенок также легко может воспользоваться конструкцией в

положении стоя. В домиках могут быть расположены игровые комплексы для

развития логики (настенные часы), устному обучению счету (игрушечные

счеты), развитию моторики рук и основам конструирования (мозаика).

Элементы размещаются на стенах домика и находятся в свободном доступе

для ребенка с ограниченными способностями;

9.

Игровые площадки для детей с ограниченными возможностями оборудуют

специальными домиками-беседками, откуда не слишком общительные дети,

попавшие на площадку впервые, смогут понаблюдать за другими детьми и

постепенно освоиться. Они представляют собой небольшой домик в виде

беседки с окнами, с обеих сторон которого имеются входные арки, подход к

ним оборудован пандусами необходимой ширины. Площадь такой беседки

предусматривает одновременное нахождение в ней нескольких детей с

инвалидностью по причине нарушения функций опорно-двигательного

аппарата. В этой же конструкции дети могут передохнуть во время летней

жары или просто поиграть в свои любимые игры тесной и дружной

компанией.(Приложение 5)

Будущее проекта «Безбарьерная среда»

Мы уверены, что успех нашего проекта «Безбарьерная среда» зависит не

только от объема выполненных работ, но и от того, с какой душой и с каким

настроением мы будем оказывать помощь нуждающимся. Наш опыт показал,

что одинокие, больные и беспомощные люди преображаются и молодеют,

когда мы к ним приходим. Их глаза загораются тем забытым огоньком любви

и тепла, которыми они когда-то согревали самых близких людей. А мы сами

испытываем не только чувство гордости, но и огромное удовлетворение от

проделанной работы и желание дарить людям заботу, любовь и внимание,

которые им так не хватает в повседневной жизни.

Наиболее важный результат работы - формирование в ходе деятельности

более ответственной, адаптированной, здоровой личности, умение владеть

знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию,

формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения,

снижающие вероятности приобщения к курению, алкоголизму, наркомании.

Вывод

В последние годы на проблему адаптации детей инвалидов в обществе

уделяется особое внимание со стороны государства и многое, как и в других

странах, делается для комфортного проживания в России. Правительство

следит за выполнением законов по правам детей инвалидов, и даже в эпоху

кризиса ни одна социальная программа для детей-инвалидов не свернута.

Пусть программы по обеспечению инвалидов в нашей стране только

набирают обороты, но и через пару лет пусть для инвалидов будут созданы

самые комфортные условия для проживания. Но все же для комфортного

проживания в стране детям-инвалидам надо всего лишь помочь влиться в

общество и тогда они не будут чувствовать себя ущербными или отличными

от нормальных людей.

Приложение 1

Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов

Приложение 2

«Как вы относитесь к инвалидом

»

Приложение 3

Мнение обучающихся и о том, как, по их мнению, сами инвалиды

относятся к здоровым людям

Приложение 4

«Если инвалид попросит у вас помощь на улице или в

общественном транспорте, поможешь ему?»,

Приложение 5

Пример оформления детской игровой площадки для детей с

ОВЗ

Приложение 6

18 января 2019

18 января 2019

4 декабря 2020

4 декабря 2020

4 декабря 2020

18 декабря 2020

18 декабря 2020

18 декабря 2020

18 декабря 2020

27 января 2021

27 января 2021

27 января 2021

27 января 2021

27 января 2021

29 января 2021

29 января 2021

29 января 2021

29 января 2021

03 марта 2021

03 марта 2021

03 марта 2021

17 марта 2021

17 марта 2021

17 марта 2021

17 марта 2021

Приложение 7

Приложение 8

Экспертный опрос: "Исследование отношения к людям с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)".

Начало формы

1.

По вашему мнению, кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

2.

Люди, которые находятся в данный момент на больничном (временно).

3.

Инвалиды (физическое состояние).

4.

Люди имеющие определенные физические или психические особенности.

5.

Люди с различного рода отклонениями.

2. Вы когда нибудьдружили/общались с людьми имеющими ОВЗ?

1.

Да.

2.

Нет.

3.

Затрудняюсь ответить.

3. Как вы думаете, встретив человека с ОВЗ на учебе/работе/в кругу друзей, какие чувства вы

начнете испытывать?

1.

Неприязнь.

2.

Жалость.

3.

Вы не испытаете каких-то особенных чувств.

4.

Страх.

5.

Другое

4.

Как вы понимаете понятие "дети-инвалиды"?

1.

Эти дети имеют физические дефекты.

2.

Это дети с умственными отклонениями.

3.

Эти дети не способны на какую-либо деятельность без поддержки взрослого.

4.

Другое

5.

По вашему мнению, где ПРОЖИВАЮТ дети с ОВЗ?

1.

В семье.

2.

В специальном коррекционном интернате.

3.

В специализированных домах инвалидов.

4.

Затрудняюсь ответить.

6.Учащиеся с ОВЗ должны обучаться...

1.

Индивидуально с преподавателем.

2.

В специализированной организации (коррекционной школе).

3.

В интегрированном классе (вместе со здоровыми детьми).

4.

Не должны учиться.

7. Как вы относитесь к интегрированной образовательной среде (учащиеся с ОВЗ обучаются

вместе со здоровыми детьми)?

1.

Положительно.

2.

Некоторые аспекты обучения устраивают, а некоторые нет.

3.

Отрицательно.

4.

Затрудняюсь ответить.

8. Если бы в ваш (ваших детей) класс/группу поступил учащийся/студент с ОВЗ...

1.

Вас бы это никак не затронуло.

2.

Вам бы это не понравилось.

3.

Вы бы избегали общение (запрещали детям контактировать) с таким учащимся/студентом.

4.

Вы бы были рады новому учащемуся/студенту.

9. Как вы считаете, если в вашем (ваших детей) классе/группе, будет учащийся/студент с ОВЗ,

как это повлияет на процесс обучения?

1. Хорошо.

2. Никак.

3. Плохо.

4. Затрудняюсь ответить.

10. Если вас попросит, о какой-либо помощи человек с ОВЗ, поможете ли вы ему?

1.

Да.

2.

Нет.

3.

Возможно.

4.

Затрудняюсь ответить.

11. Как вы думаете, человек с ОВЗ...

1.

должен быть изолирован от остального общества.

2.

обычный человек.

3.

должен находиться в своей социальной группе (общаться, учиться, работать с другими людьми с ОВЗ)

4.

Затрудняюсь ответить.



В раздел образования