Автор: Камнева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7
Населённый пункт: города Кирово-Чепецка Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка по ознакомлению с неживой природой в детском саду
Тема: "Свойства воды"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7
города Кирово – Чепецка Кировской области
Методическая разработка по ознакомлению с неживой природой
«Дождинка, снежинка и льдинка»
Выполнила:
Камнева Светлана Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Задачи:
Развивающая:
Способствовать развитию сообразительности, наблюдательности, внимания,
логического мышления.
Образовательная:
Расширить и укрепить знания детей о состояниях воды в природе.
Воспитательная:
Воспитывать опыт общения друг с другом и со взрослым.
Ход занятия-эксперимента
Воспитатель: Я пригласила сегодня с нами поиграть трёх сестричек. Ребята, а
кто такие сестрички? (Ответы детей) А кто такие наши гости-сестрички вам
предстоит угадать.
С тучки, как из решета,
Кап-кап-капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка? (Дождинки) - выставляю картинку дождинки с
нахмуренным личиком на доску
С неба падают цветы
На деревья, на кусты. (Снежинки) - выставляю картинку снежинки со
строгим личиком
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня как стекло.
Я Снежинкина сестрица –
Затвердевшая водица. (Льдинка) - выставляю картинку льдинки с грустным
личиком
Обращаю внимание детей на эмоции "гостей".
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, почему я назвала их сёстрами? Если
они сёстры, то кто у них родители? Можем мы ответить на этот вопрос?
Давайте вместе поищем ответ.
Воспитатель: Начнём с Дождинки. Что такое дождинки? А знаете ли вы, как
получаются капельки-дождинки? Показ опыта с нагреванием воды в
чайнике.
Выкладываем на доске схему образования Дождинки.
Вывод: Значит, для получения дождинок нужны вода и холод.
Воспитатель: Я, уверена, что вы знаете какое сейчас время года. За какой
гостьей мы можем наблюдать зимой хоть каждый день? Бывают ли снежинки
в
другое
время
года?
Почему
снежинки
бывают
только
зимой?
Конечно же, снежинки появляются, когда холодно. Ребята, вспомните, что
происходит со снежинкой, когда она сядет к вам на ладошку? (Ответы
детей)
Хотите узнать, как из капельки воды образуется снежинка? (Демонстрация
образования снежинки и выкладывание схемы на доске с помощью детей)
Вывод: Снова мы назвали два слова - вода и холод.
Воспитатель: Припомните, какая бывает снежинка?
(Ответы детей)
Всё верно, но можно назвать гораздо больше определений снежинке, вот
послушайте: Снежинка летит - летящая.
А сейчас попробуйте вы преобразовывать слова:
снежинка танцует - ........
снежинка блестит - ........
снежинка падает - ........
снежинка кружится - ........
нежинка сверкает - ........
снежинка переливается - ........
снежинка пархает - ........
снежинка тает - ........
Воспитатель: Вот, видите, сколько новых определений снежинке вы сейчас
знаете.
Давайте сыграем в игру "Снежинки и ветер".
(Воспитатель читает
стихотворение, а дети под него выполняют соответсвующие действия)
Снежинки, снежинки по ветру летят.
Снежинки, снежинки на землю хотят.
А ветер всё дует сильней и сильней.
Снежинки кружаться быстрей и быстрей.
Вот ветер затих, стало тихо кругом.
Снежинки, слетайтесь в большой снежный ком.
После игры предлагаю детям рассказать какими они были снежинками,
используя новые определения.
Воспитатель: На смену зиме приходит ........
(весна).
После красавиц
снежинок настаёт черёд следующей "гости". А где мы с вами можем увидеть
льдинки весной? А вы умеете делать льдинки? А из чего? (Демонстрация
образования льдинки и выкладывание схемы на доске)
Вывод: Верно, для получения Льдинок снова нужны вода и холод.
Воспитатель: Можем ли мы сейчас ответить на вопрос: сёстры ли наши
гости?
Кто
их
мама
и
папа?
(Ответы
детей)
Предлагаю вам сыграть в игру "Растопи льдинку". (во время игры меняю
"эмоции сестёр")
Воспитатель предлагает детям присесть и посмотреть изменилось ли что-
нибудь ("личики сестёр" стали весёлыми)
Воспитатель: Что произошло с нашими гостями? Почему они стали
весёлыми? (ответы детей)
Рефлексия.
Понравилось ли вам со мной играть? Что больше всего запомнилось? Что
нового вы сегодня узнали? Вы расскажете дома про наших сегодняшних
гостьюшек?
Высказать своё мнение о детях на занятии. Подарить детям книгу со
сказкой Л.А. Чарской "Царевна Льдинка".