Автор: Кутдусова Эльвира Радиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Современные здоровье сберегающие педагогические технологии в ДОУ.
Тема: Педагогические технологии в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье
ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения
системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических
технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют
(применительно
к
ДОУ)
следующую
классификацию
здоровьесберегающих
технологий:
1.
медико-профилактические
(обеспечивающие
сохранение и приумножение здоровья детей
под
руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,
контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка
— технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
(обеспечивающие психическое и
социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития
ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогщения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья
педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому
образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и
спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы,
релаксация);
5.
образовательные
(воспитания
культуры
здоровья
дошкольников,
личностно-ориентированного
воспитания и обучения);
6.
обучения
здоровому
образу
жизни
(технологии
использования
физкультурных
занятий,
коммуникативные
игры,
система
занятий
из
серии
«Уроки
футбола»,
проблемно-игровые
(игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз-
действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую
технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и
порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения педагогических целей.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий.
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью
подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем
лишь элементы спортивных игр
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в
любое удобное время)
Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Все педагоги
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
перед проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.
Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо
проветрить помещение
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач,
поставленных педагогом.
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой
деятельности.
Воспитатели, психолог.
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения,
повышения эмоционального настроя и пр.
Все педагоги
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать
взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является дети.