Напоминание

Рабочая программа воспитателя


Автор: Акимочкина Лариса Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
Населённый пункт: село Новая Усмань Воронежская область
Наименование материала: авторская программа
Тема: Рабочая программа воспитателя
Раздел: среднее образование





Назад




Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Новоусманская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол № от

УТВЕРЖДЕНО

Директор КОУ ВО

«Новоусманская школа-интернат»

____________Э.В. Ковалев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

5 класса

на 2020-2021 ученый год

Автор-составитель:

Акимочкина Л.Ю.

РАЗРАБОТАНА

В

СООТВЕТСТВИИ

С

ТРЕБОВАНИЯМИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА

ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

С

УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ)

с. Новая Усмань, 2021г.

Введение

Рабочая программа воспитателя разработана

в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе адаптированной основной

общеобразовательной

программы

(далее-АООП)

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)-это

воспитательная

программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию

нарушений развития и социальную адаптацию, определяющая рекомендуемые Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Не сумма знаний, а «правильный образ мышления»

и нравственное воспитание-вот цель обучения.

В.М. Ломоносов

Пояснительная записка

Основная идея: Любовь, Добро, Дружба путь к социализации юных граждан, воспитания достойного человека, умеющего работать и

общаться в коллективе.

Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и

личности.

Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека.

С одной стороны, воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны,

необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом

является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого воспитателя – помочь своему ученику пройти свой путь

морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со

стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть

существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту –

носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.

Воспитательная система нашей школы-интерната складывается из совместной деятельности учителей, обучающихся, родителей,

педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную

ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация

обучающихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из

неблагополучных семей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Воспитатель должен ориентировать детей на

вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты

жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. Одним из важнейших компонентов воспитательной системы школы-

интерната является системообразующая деятельность, то есть, деятельность, общая для всех обучающихся, порождающая межличностные,

межколлективные связи и отношения. В нашей школе-интернате таким центральным звеном является гражданско-патриотическое

воспитание, призванное формировать у обучающихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина. Таким образом, воспитательная

система школы-интерната предполагает, что выпускник нашей школы-интерната – это высоконравственная, социально компетентная

личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.

Обучающиеся школы-интерната требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе-интернате

формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального,

гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.

Он – гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее

нашей страны, ценящий духовное и культурное наследие российского народа.

При разработки учитывались требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного

ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации

воспитания и социализации обучающихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:

- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и

внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном

пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового

образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей;

- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию,

нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, приводящее к росту агрессивности,

грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более

широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми;

- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план

вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание

гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим,

проявлять заботу о других.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать

красота, игра, творчество. Такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив», «творчество», «самостоятельность»

составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого обучающегося в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри

класса и за его пределами. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве с

обучающимися средних классов, родителями, внешкольными учреждениями.

Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и

общаться в коллективе.

Задачи:

организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной

деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;

формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного представлениями

о добре и зле, должном и недопустимом;

принятие обучающимися общенациональных ценностей, духовных традиций;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

развитие способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев под контролем сознания;

развитие пространственного воображения, творческих способностей;

осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей

действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективно-творческая деятельность.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в воспитательном процессе специальных

методов и приёмов.

По характеру воздействия на обучающегося:

методы стимулирования (убеждение, соревнование, поощрение, наказание);

метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж);

объяснительно-репродуктивные методы;

проблемно-ситуативные методы;

метод стимулирования;

метод торможения;

метод руководства;

метод самовоспитания.

Коррекционные задачи программы:

1.

Развитие и обогащение предметных представлений, преодоление вербализма знаний.

2.

Развитие и закрепление навыков ориентировки в городском пространстве.

3.

Развитие, формирование, совершенствование навыков коммуникативной деятельности.

4.

Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социокультурных навыков.

5.

Совершенствование познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,

мышления, речи).

Принципы и подходы к формированию рабочей программы воспитателя

В основу разработки программы воспитателя заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к воспитательной работе с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения

содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию воспитательной программы обеспечивает разнообразие содержания,

предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный

потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные

закономерности

и

структуру

образования

с

учетом

специфики

развития

личности

обучающегося

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-

практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и

предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки программы воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация

деятельностного подхода обеспечивает:

• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного

продвижения в изучаемых предметных областях;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые

обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),

но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу программы воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие

принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного

пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип

коррекционно-развивающей

направленности,

образовательного

процесса,

обуславливающий

развитие

личности

обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической

деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных

задач;

• принцип

воспитывающего

обучения,

направленный

на

формирование

у

обучающихся

нравственных

представлений

(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

• онтогенетический принцип;

• принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

• принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между

отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

• принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных

достижений;

• принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями);

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные

жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в

реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Используются такие формы воспитания, как диалог, беседа, наблюдения, классные часы, занятия – практикумы, экскурсии,

тематические праздники и вечера, устные журналы, дискуссии, конкурсы, киносеансы, игры, соревнования, тренинги, разброс мнений,

родительские собрания в различных формах, встречи с интересными людьми, использование интернет технологий, создание презентаций,

оформление выставок.

Используются следующие средства воспитания – это различные виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи, игрушки,

произведения материальной и духовной культуры, природа.

Психологические особенности личности детей школьного возраста

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Понятие «умственно-отсталый ребёнок» или ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, принятые в отечественной дефектологии,

относятся к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего

диффузные, т.е. распространённый характер.

В России принято разделять умственную отсталость на олигофрению и деменцию. Большую часть умственно отсталых детей

составляют олигофрены. Поражение мозговых структур, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга,

обуславливающее недоразвитие и нарушение психики, возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении

или в первый год-полтора жизни, т.е. до периода становления речи. При олигофрении органическая недостаточность носит резидуальный

(остаточный), не прогредиентный (неусугубляющийся) характер. Ребёнок оказывается психически здоровым, хотя его развитие

осуществляется на дефектной основе, есть основания для оптимистического прогноза.

Умственная отсталость, возникшая в наиболее поздний период жизни ребёнка, встречается относительно редко. Она входит в ряд

понятий, среди которых есть и деменция (слабоумие). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга, травм мозга.

При деменции наблюдается прогрессирующая деградация ребёнка. Однако в отдельных случаях с помощью лечения можно добиться

некоторого замедления этого процесса.

Специфика нарушений психологического здоровья у умственно-отсталых детей характеризуется в первую очередь тотальным

недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности

при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, М.С. Певзнер,

С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф).

Особенности познавательной деятельности умственно-отсталых подростков характеризуются недифференцированностью процессов

восприятия

и

внимания,

несформированностью

мыслительных

и

счётных

операций,

узким

объёмом

механической

памяти,

недифференцированностью и низким уровнем мнемических образов. Развитие произвольности психических процессов связано с большими

трудностями.

Недостатки речевого развития умственно отсталых подростков носят комплексный и системный характер, характеризуясь

несформированностью всех сторон речевой деятельности, выраженными трудностями порождения речевого высказывания. Нарушение

устной речи заключается в бедности пассивного и активного словарей, замедленностью и малоэмоциональностью речевой деятельности, их

предложения бедны, односложны, не выразительны. Прежде всего, это связано с несформированностью познавательных процессов, поздним

развитием фонематического восприятия, общим и речевым моторным недоразвитием, аномальным строением речевых органов.

Процесс восприятия часто ограничен различными дефектами органов чувств, но и при хороших зрении и слухе восприятие внешних

впечатлений затрудняется из-за недостаточности активного внимания. При тяжелой умственной отсталости страдает и пассивное внимание.

При всяком психическом напряжении умственно отсталые лица устают гораздо быстрее, чем их здоровые в психическом отношении

сверстники.

Отмечаются и заметные нарушения памяти. Они могут быть обусловлены неспособностью удержать в памяти воспринятые образы или

устанавливать связь с прошлым опытом. Дат же в случаях хорошей механической памяти умственно отсталые подростки способны к

восстановлению только отдельных деталей, они не воспроизводят сложной картины событий, сложного комплекса впечатлений, что связано с

недостаточностью ассоциативного процесса, способности к умозаключению. Наряду с явной недостаточностью смысловой памяти иногда

наблюдается хорошая изолированная память на имена, числа, даты, мелодии.

Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать

из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения

отвлеченных понятий умственно отсталые подростки не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться

уже и в том, что счёт производится только в именованных числах или при помощи подсобных предметов, счёт отвлечённых чисел

недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели

внутренний смысл явлений.

У умственно-отсталых подростков слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из

материала старых представлений.

Наиболее же существенным нарушением психической деятельности подростков с умственной отсталостью является недостаточность

критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

Общим

характерным

признаком

для

эмоционально-волевой

сферы

этих

лиц

является

преобладание

не

столько

тонких

дифференцированных эмоций, сколько аффектов. Эмоциональные переживания ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное

отношение. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных

потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Они редко испытывают недовольство собой, сознание вины. Недоразвитие и

несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства,

импульсивности. Возбудимость, эгоцентризм могут быть у внушаемых и робких умственно отсталых подростков.

В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у умственно отсталых подростков могут

наступать декомпенсации или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации выражаются в тревоге, расстройствах

настроения, головных болях, ухудшении сна. После употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях,

сопровождающейся высокой температурой и интоксикацией, у данных лиц могут легко возникать быстро проходящие психотические

расстройства. Психозы могут протекать со зрительными галлюцинациями, двигательным возбуждением, страхами, депрессиями. Усугубление

их интеллектуальной недостаточности может наступить и в психотравмирующей ситуации.

Планируемые результаты программы воспитания

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают

овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―

введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения воспитательной программы

включают индивидуально-личностные качества и социальные

(жизненные) компетенции обучающегося, социально-значимые ценностные установки.

Требования ФГОС к личностным

результатам

Достижения требований личностных результатов

Осознание себя как гражданина России;

формирование

чувства

гордости

за

свою

Родину,

российский

народ

и

историю России;

Обучающийся знает знаменательные для Отечества исторические события.

Осознание своей этнической и культурной принадлежности.

Любит родной край, осознает свою национальность.

Знает и с уважением относится к Государственным символам России.

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его

органичном

единстве

природной

и

социальной частей;

Обучающийся с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает

отношения,

общение

со

сверстниками

несмотря

на

национальную

принадлежность, на основе общекультурных принципов.

Уважает историю

и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления,

высмеивания.

Формирование

уважительного

отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов

Обучающийся уважает культуру и традиции народов России и мира.

Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению.

Развитие адекватных представлений о

собственных возможностях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении

Обучающийся умеет адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и

«что я могу»).

Может обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать

возникшую проблему.

Осваивает навыки самообслуживания.

Овладение

начальными

навыками

адаптации в динамично изменяющемся

и развивающемся мире

Обучающийся

умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в

коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования.

Умеет вести в любых проблемных ситуациях.

Принимает и осваивает социальную роль обучающегося.

Овладение

социально

бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни

Обучающийся осваивает навыки самостоятельности и независимости в быту, умеет обращаться

с электроприборами, осваивает правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с

незнакомыми людьми.

Знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика.

Понимает предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании.

Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы.

Владение навыками коммуникации и

принятыми

ритуалами

социального

взаимодействия

Обучающийся знает правила коммуникации.

Умеет инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми.

Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуация.

Владеет культурными формами выражения своих чувств.

Умеет обращаться за помощью.

Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками.

Способность

к

осмыслению

социального окружения, своего места в

нем,

принятие

соответствующих

возрасту ценностей и социальных ролей

Обучающийся знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного

возраста и статуса.

Умеет адекватно использовать принятые социальные ритуалы.

Вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом

собеседника.

Умеет корректно привлечь к себе внимание.

Умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,

благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося,

формирование

и

развитие социально значимых мотивов

учебной деятельности

Обучающийся воспринимает важность учебы, проявляет любознательность и интерес к новом.

Ориентируется на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания.

Обучающийся активно участвует в процессе обучения.

Развитие навыков сотрудничества со

взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях

Обучающийся

умеет

сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация с

соблюдением в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения

(обращение, вежливые слова).

Участвует в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной

жизни норм коммуникации.

Умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления.

Учитывает другое мнение в совместной работе.

Формирование

эстетических

потребностей, ценностей и чувств

Обучающийся

умеет

различать

«красивое»

и

«некрасивое»,

ощущает

потребность

в

«прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к

людям, к результатам труда;

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания

и

сопереживания

чувствам

других

людей

Обучающийся понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить эти нормы с

поступками как собственных, так и окружающих людей.

Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и

сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

Формирование

установки

на

безопасный, здоровый образ жизни,

наличие

мотивации

к

творческому

труду, работе на результат, бережному

отношению

к

материальным

и

духовным ценностям

Обучающийся ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдает режим дня.

Участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Занимается творческим трудом или спортом.

Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Содержание программы

1.Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление создает условия для полноценного физического здоровья ребенка, помогает ему

освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

2.Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, формирование

гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

3.Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности:

- трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

4.Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира,

развить познавательную активность, любознательность.

5.Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной

жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Направления воспитательной работы и их задачи

Направления воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Духовно-нравственное

туристско-краеведческая деятельность

проблемно-ценностное общение

гражданско-патриотическая

деятельность

Основными задачами являются:

Формирование у обучающихся таких качеств как: культура поведения, эстетический вкус,

уважение личности.

Формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство.

Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

Социальное

трудовая деятельность

социальное творчество

Основными задачами являются:

Изучение обучающимися природы и истории родного края.

Формирование правильного отношения к окружающей среде.

Физкультурно-спортивное и

оздоровительное

спортивно-оздоровительная

деятельность

досугово-развлекательная деятельность

Основными задачами являются:

Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного

здоровья.

Формирование основ безопасного поведения.

Популяризация занятий физической культурой и спортом.

Пропаганда здорового образа жизни.

Общекультурное

Основными задачами являются:

художественное творчество

техническое творчество

досугово-развлекательная деятельность

Создание условий для развития у обучающихся творческих способностей.

Развитие у обучающихся качеств: активность, самостоятельность, инициативность.

Общеинтеллектуальное

проблемно-ценностное общение

туристско-краеведческая деятельность

научно-познавательная деятельность

Основными задачами являются:

Создание условий для развития познавательного интереса.

Освоение воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве

общества и основных социальных и нравственных проблемах).

Работа с родителями (законными представителями)

Воспитание обучающихся осуществляется не только педагогами, но и семьей. Взаимодействие учителя, воспитателя и родителей

(законных представителей) имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Педагогическая культура

родителей – один из самых действенных факторов воспитания младших подростков. Поэтому необходимо вести работу по повышению

педагогической культуры родителей (законных представителей).

Цель: ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в

семье.

Задачи:

1.Изучение семей обучающихся.

2.Организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) через систему родительских собраний,

тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

3.Совместное проведение досуга.

Система работы воспитателя с родителями основана на следующих принципах:

-совместная педагогическая деятельность воспитателя и семьи;

-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

-содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания

детей;

-опора на положительный опыт семейного воспитания

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются следующие формы работы:

- родительское собрание; - родительский лекторий; - круглый стол; - анкетирование;

- беседа;

- посещение на дому;

- вечер вопросов и ответов;

- индивидуальные беседы.

Виды деятельности:

1.

Изучение положения каждого обучающегося в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;

2.

Создание в группе положительной эмоциональной атмосферы общения;

Проводимые мероприятия:

1.

Встреча с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, социальным педагогом школы-интерната.

2.

Посещение на дому.

5.

Беседы с трудными обучающимися и их родителями (законными представителями).

6.

Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями (законными представителями).

7.

Участие родителей (законных представителей) группы в организации внеклассных мероприятий.

8.

Анкетирование по темам родительских собраний.

9.

Родительские собрания.

Ожидаемые результаты от взаимодействия с родителями (законными представителями):

1.

У родителей (законных представителей) повысится заинтересованность школьной жизнью детей.

2.

Обучающиеся научатся жить дружно, сплочённо.

Индивидуальная работа с обучающимися

1.Анализ психологических, медицинских карт обучающихся, план работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

2.Анализ внеурочной деятельности детей (занятость в кружках, секциях).

3.Работа по коррекции поведения обучающихся.

4.Оказание помощи обучающимся в выполнении обязанностей.

5.Индивидуальные беседы с обучающимися (по необходимости).

Одна из форм воспитательной работы – воспитательский час.

Воспитательский час – гибкая по структуре форма фронтальной работы. Это общение воспитателя с обучающимися с целью

содействия формированию классного коллектива и социализации детей.

Формы проведения воспитательских часов различны. Это может быть:

беседа; викторина; устный журнал; игра-путешествие; экскурсия.

Игры на свежем воздухе (1,5 часа в день)

Название игр

Основные цели и задачи

«Бомбардиры», «Мышки», «Прятки»,

«Выбивало», «На опушке леса», «Птицелов»,

«Цветы», «Светофор», «Съедобно-

несъедобное», «Окончи предложение»,

«Бывает не бывает»», «Восстанови слово»,

«Кладоискатели», «Третий лишний», «С места

на место», «Меж двух огней», «Защити

крепость», «Рыба, зверь, птица», «Гляделки»,

«Живые мишени», «Не ходи на гору»,

«Быстрые и меткие», «Под обстрелом»,

«Салки», «Плетень», «С места на место»,

«Придумай сам»

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых

ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие

двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.

Главная цель

дать возможность каждому ребёнку побывать

в

движении,

почувствовать своё тело; развитие мышечной активности;

 осознание необходимости заниматься спортом, развивать

собственные

физические возможности (гибкость, ловкость, сила, выносливость);

 развитие интереса к выполнению упражнений;

 развитие любознательности,

наблюдательности,

потребности

в

выполнении

упражнений, культуры общения обучающихся;

 развивать у

обучающихся

культуру выполнения физических упражнений;

 формирование

у

обучающихся сознания необходимости подвижных перемен

для сохранения собственного здоровья.

Циклограммы работы воспитателя

Ежедневно

Еженедельно

Ежемесячно

1 раз в четверть

1 раз в год

- прием обучающегося,

- оценка состояния

здоровья,

- организация режима

обучающихся

(прогулка, сон, прием

пищи, посещение

секций, кружков)

-ситуативные,

индивидуальные

беседы,

-подвижные игры,

-контакты с учителем,

-обслуживающий труд,

- встречи с

медработниками (по

необходимости);

- встречи с педагогом-

психологом, учителем-

логопедом, учителем-

дефектологом,

социальным педагогом,

(по необходимости) и

по отдельному графику

работы с

обучающимися

-воспитательский час (2

раза в неделю)

-творческая мастерская,

-планерка воспитателей,

-практикум по

самообслуживанию,

-посещение школьной

библиотеки,

-общешкольная линейка,

-экологический десант,

-отслеживание

прибывающих в

интернат в понедельник

(прибытие, наличие

одежды, состояние

здоровья, информация

для родителей

(

законных

представителей));

-подведение итогов

жизнедеятельности

группы;

-встреча с родителями

(законными

представителями)обучаю

щихся по вопросам

поведения и обучения в

школе-интернате;

- работа в рамках

месячника согласно

плану воспитательной

работы,

- практикумы по уборке

класса и школы-

интерната (каждый

четверг месяца);

- операция «Уют»

(практикум по уборке

спальных комнат-

последний четверг

месяца)

- смотр территорий

(последняя пятница

месяца)

- трудовой десант,

-встречи и беседы с

родителями.

-проведение

инструктажей (по мере

необходимости);

-повторение правил по

дорожному движению;

-консультации у

педагога- психолога,

учителя- логопеда,

учителя- дефектолога,

социального педагога.

-отчет о воспитательной

работе;

- участие в общешкольных

мероприятиях и конкурсах

(согласно плана);

-заседание МО

воспитателей

-планирование

воспитательной работы,

-анализ,

отчет о проделанной

работе за год,

-проведение открытого

мероприятия;

-оформление уголка

спальни;

- участие в общешкольном

конкурсе –смотре уголков

группы (в соответствии с

положением).

Организация режимных моментов

Режимные моменты

Требования к содержанию режимных моментов

Подъем

Обмен информацией о детях. Узнать о поведении, самочувствии, проверить количественный

состав обучающихся. Разбудить обучающихся приветственными словами.

Физическая зарядка

- с целью закаливания детского организма и укрепление здоровья обучающихся,

ежедневно, по утрам проводить зарядку;

-обеспечить своевременную явку обучающихся в спортивной форме и обуви на

зарядку в проветриваемое помещение;

-разрешается делать пробежку;

-контролировать правильное выполнение физических упражнений.

Утренний и вечерний туалет

-во время утреннего туалета, следить чтобы каждый обучающийся обязательно мыл

руки с мылом, тщательно чистил зубы, мыл лицо и уши;

-проследить, чтобы обучающиеся правильно одевали одежду;

-провести смотр внешнего вида;

-организовать вечерний туалет. Вместе с ответственным дежурным санитарное

состояние спален, порядок в шкафу, правильность хранения предметов

личной гигиены.

Прием пищи

(завтрак, обед, ужин)

- обязательно проверить у обучающихся чистоту рук перед едой;

-своевременно приводить и уводить обучающихся из столовой, соблюдая время на

прием пищи (завтрак-20 мин, обед-30 мин.)

-следить, чтобы в столовой каждый обучающийся занимал свое место за столом;

-прививать и многократно закреплять у обучающихся правила культуры приема

пищи;

-следить чтобы обучающиеся не разливали пищу на столах, не разбрасывали хлеб,

чтобы все съедали;

-если еда подается остывшей или некачественной, доложить об этом ответственному

дежурному по столовой или члену администрации школы-интерната;

-проследить чтобы все тарелки были очищены от остатков пищи и аккуратно

сложены на столах, а хлеб собран в хлебницу и сдан на кухню;

-организованно выйти из столовой.

Обслуживающий труд

1.С целью соблюдения навыков санитарной гигиены и навыков аккуратности и

бережливости, с целью привития культуры обслуживающего труда

Воспитатель обязан показать обучающемуся:

а) как правильно укладывать вещи на полке и в тумбочке, как правильно вешать

вещи на вешалку в шкафу;

б) аккуратно заправлять постель и содержать ее в чистоте (план проведения

практикума):

-перевернуть матрац,

-застелить первую простыню конвертиком,

-заправить одеяло,

-повесить лицевые и ножные полотенца,

-установить подушку,

-поправить натяжку покрывала;

в) с целью соблюдения санитарной гигиены приучать на ночь чистить и сушить

обувь;

г) с целью соблюдения санитарной гигиены приучать на ночь стирать носки и трусы;

2. Два раза в день дежурить по классу, спальне (протирать пыль, осуществлять

контроль за личными вещами).

3.Ежедневно утром проводить осмотр внешнего вида (контролировать наличие

пуговиц и шнурков, чистоту обуви, одежды и прическу обучающегося)

4.Учить обучающихся пользоваться иголкой и ниткой.

Время прогулок

- С целью укрепления здоровья ежедневно проводить прогулку на воздухе,

подвижные игры с обучающимися.

- Во избежание несчастных случаев и профилактике травматизма перед выходом на

улицу, школьный двор провести инструктаж по технике безопасности.

Отбой

- Организовать вечернюю оздоровительную прогулку.

-Проверить готовность школьной формы, спортивной формы и обуви к следующему

учебному дню.

-Проследить за стиркой личных вещей: носового платка, носков, колготок, трусиков.

-Организовать вечерний туалет.

-Проверить, есть ли памперс у обучающихся, страдающих энурезом.

-Если у обучающегося недомогание, принять меры и сообщить дежурному

администратору.

-Передать обучающихся ночным воспитателям и отметить в журнале их

количественный состав.

Общешкольная линейка

Проводится: по понедельникам.

Проводят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе; заместитель

директора по воспитательной работе, педагог-организатор.

Присутствуют: все обучающиеся школы-интерната.

Цель: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за свою успеваемость,

труд, поведение, внешний вид.

Подведение итогов за неделю:

-отметить, кто хорошо учился (обучающиеся, у которых не было троек за неделю);

-отметить, кто хорошо трудился (обучающиеся, которые без замечаний и

добросовестно выполняли свои трудовые поручения);

- отметить, у кого опрятный внешний вид (обучающиеся, которые носили школьную

форму на занятиях, вовремя переодевались в рабочую одежду, стирали

и гладили свою одежду, следили за опрятностью волос).

Перед выходом на линейку провести инструктаж с обучающимися по правилам

поведения и построения на линейку:

- строимся в две шеренги (в первой шеренге стоят ребята не высокого роста, во

второй высокие);

- в строю стоим тихо, не разговариваем;

-внимательно слушаем выступающих.

Дежурство обучающихся

по столовой

Правила дежурства:

- надеть спецодежду – фартук;

-тщательно вымыть руки с мылом;

- на середину стола поставить хлебницу, солонку, тарелку с маслом, предварительно

проверить чистоту стола;

-расставить тарелки для 1-го блюда, справа от тарелки ложку;

-проследить, чтобы после обеда все тарелки были очищены от остатков пищи и

сложены в одну тарелку;

-оставшиеся кусочки хлеба и посуду отнести на кухню;

-возвратить фартук и другие спец. предметы на место;

-тщательно вымыть руки и сдать дежурство ответственному дежурному.

Поведение обучающихся в столовой

- все обучающиеся обедают в соответствии с расписанием;

-во время еды в столовой обучающимся надлежит придерживаться хороших манер и

вести себя пристойно;

Обучающиеся должны уважительно относиться к работникам столовой;

- разговаривать во время еды не следует, чтобы не беспокоить тех, кто по соседству;

-после принятия пищи обучающиеся убирают посуду;

-дежурные проверяет чистоту в столовой;

-обучающиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой;

-запрещается входить в столовую в верхней одежде.

Поведение за столом

-садиться за стол нужно с чистыми руками, сидеть надо прямо, не раскачиваясь.

Локти на стол не кладут;

-нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет

невнятной, непонятной;

-нельзя выбегать из-за стола во время еды;

-есть следует так, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой;

-выходя из -за стола, скажи «спасибо»;

Инструкция по технике безопасности при пользовании утюгом

- за вилку от утюга браться только сухими руками;

-нельзя перекалять утюг, может произойти замыкание и пожар;

- не берись руками за шнур и не допускай скручивания шнура;

-горячий утюг ставь только на специальную подставку;

-не замахивайся утюгом на товарища;

-по окончанию работы не забудь выключить утюг;

-убирай утюг только после того, как он остынет.

Инструкция по технике безопасности при работе с иглой и

ножницами

- хранить иглы в определенном месте (спец. коробочка и т.д.) не оставлять на

рабочем месте;

-запрещается вкалывать иголки в одежду, оставлять иглы в изделии, шить ржавой

иглой;

-хранить ножницы в определенном месте;

-при работе ножницы класть сомкнув их лезвием;

-запрещается бросать ножницы;

-следует передавать ножницы колечками вперед.

Инструкция по технике безопасности при работе на территории

школы

Оборудование: грабли, лопаты, ведра, веники.

- при работе граблями не размахивать ими, не поднимать их над головой, не класть

грабли острыми концами вверх;

-нельзя одному поднимать большие тяжести;

-после работы рабочий инвентарь сдать хозяйственнику.

Циклограмма воспитателя

График работы

Основные направления работы

Формы работы

Понедельник

12.00-17.30

11.50- Принимаю обучающихся.

Проверяю: количественный состав, интересуюсь состоянием здоровья

обучающихся.

12.00-12.10-Переодеваю обучающихся

12.10-12.20- Посещение туалетной комнаты.

12.20-13.55 Прогулка на свежем воздухе

14.00-Обед.

14.20-Посещение туалетной комнаты.

14.25-15.30-Прогулка на свежем воздухе.

15.30-15.40-Подготавливаем класс к самоподготовке

15.40-15.50-Полдник.

15.50-16.00-Посещение туалетной комнаты.

16.00-17.30-Самоподготовка.

17.30- Сдаю обучающихся воспитателю.

Прогулка – игра.

Практикум по подготовке своего

учебного места.

Организация выполнения

домашнего задания.

Практикум по самообслуживанию.

Вторник

15.00-21.00

14.50- Принимаю обучающихся.

Проверяю: количественный состав, интересуюсь состоянием здоровья

обучающихся

15.00- Прогулка на свежем воздухе.

15.30 Подготавливаем класс к самоподготовке

15.40 Полдник

15.50 Посещение туалетной комнаты.

16.00 Самоподготовка.

17.30-17.40 Посещение туалетной комнаты.

17.45-Подготовка к воспитательскому часу.

18.00-18.40-Воспитательский час.

18.45 Подготовка к ужину.

19.00 Ужин.

19.30 Вечерняя прогулка, вечерний туалет, умывание.

Практикум по заправке кроватей.

Практикум по самообслуживанию.

Групповая прогулка-игра.

Групповые упражнения на развитие

мелкой моторики.

Практикум по самообслуживанию.

Организация выполнения

домашнего задания.

19.30-20.30 Коррекционное занятие.

20.30-21.00 Подготовка ко сну.

21.00 Сдаю обучающихся ночным воспитателям.

Среда

13.00-18.30

12:50 - Принимаю детей. Проверяю: количественный состав, интересуюсь

состоянием здоровья детей.

13:00 – 13.10- Переодеваемся с обучающимися

13.10-13.40 - Прогулка на свежем воздухе.

13.40 – 13.50 - Посещение туалетной комнаты.

14.00-14.20 - Обед.

14.20 – 15.30 –Подвижные игры на свежем воздухе.

15.30- 15.40- Подготовка класса к самоподготовке

15.40-15.50- Полдник

16.00-17.30 – Самоподготовка

17.30-17.40 Посещение туалетной комнаты.

17.45-Подготовка к творческому часу.

18.00-18.30-Творческий час.

18.30- Сдаю обучающихся воспитателю.

Групповая прогулка-игра.

Практикум по самообслуживанию.

Четверг

16.00-21.00

15.50 Принимаю обучающихся.

Проверяю: количественный состав, интересуюсь состоянием здоровья

обучающихся

15.50 Посещение туалетной комнаты.

16.00 Самоподготовка.

17.30-17.40 Посещение туалетной комнаты.

17.45-Подготовка к воспитательскому часу.

18.00-18.40-Воспитательский час.

18.45 Подготовка к ужину.

19.00 Ужин.

19.30 Вечерняя прогулка, вечерний туалет, умывание.

19.30-20.30 Коррекционное занятие.

20.30-21.00 Подготовка ко сну.

21.00 Сдаю обучающихся ночным воспитателям.

.

Прогулка – игра.

Практикум по самообслуживанию.

Пятница

13.00-17.30

12.50 - Принимаю детей. Проверяю: количественный состав, интересуюсь

состоянием здоровья детей.

13.00 – 13.40 - Прогулка на свежем воздухе.

13.40 – 13.50 - Посещение туалетной комнаты.

14.00-14.20 - Обед.

14.20 – 15.30 –Подвижные игры на свежем воздухе.

15.30- 15.40- Подготовка класса к самоподготовке

15.40-15.50- Полдник

16.00-17.30 – Самоподготовка

17.30- Сдаю обучающихся воспитателю.

Практикум по заправке кроватей.

Практикум по самообслуживанию.

Прогулка – игра.

Практикум по подготовке своего

учебного места.

Организация выполнения

домашнего задания.

Практикум по самообслуживанию.

Воскресенье

8.00-14.30

14.30-21.00

7.50 Принимаю обучающихся у ночных воспитателей, интересуюсь

состоянием здоровья обучающихся, поведением в ночное время.

8.00-8.30-Утренный туалет и обслуживающий труд

8.30-Завтрак

9.00-Занятия по интересам: чтение книги, настольные игры, рисование,

просмотр мультфильмов.

11.00-Полдник

11.20-Комбинированная прогулка.

12.00-Час внеклассного чтения.

13.00-Оздоровительная прогулка.

14.00.-Обед.

14.25 – 14.30 Сдаю обучающихся воспитателю

14.25 – 14.30 Принимаю обучающихся у воспитателя.

Проверяю: количественный состав, интересуюсь состоянием здоровья

обучающихся

14.35-Комбинированная прогулка

16.00-Полдник

16.15-Практикум по самообслуживанию: «Как правильно почистить и

погладить школьную форму».

17.15-Занятия по интересам: настольные игры, рисование, просмотр

телевизора, изготовление поделок.

18.15-Оздоровительная прогулка

19.00-Ужин

19.30-Организованное посещение туалета.

19.35-Вечерний туалет и обслуживающий труд обучающихся

20.00-Отбой

21.00- Сдаю обучающихся ночным воспитателям.

Расширять кругозор,

корректировать речь, память,

мышление, внимание, прививать

усидчивость, аккуратность,

воспитывать чувство

коллективизма.

Укрепление здоровья детей,

развитие силы и ловкости,

воспитание коллективизма,

взаимопомощи, дружбы,

ответственности.

Информация об обучающихся

п

/

п

Ф.И.О.

обучающегося

Дата

рожде

ния

ФГОС

(вариан

т/

СИПР

Девочки

Мальчик

и

Приход

ящие

Дети

инвали

ды

Из

многодет

н.

семей

Из непол

семей

Состоящ

ие на

ВШК

1

-

2

-

Информация об обучающихся, состоящих на ВШК

п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Дата рождения

Дата

постановки на

ВШК

Особенности

поведения,

склонности,

круг общения

Форма

работы,

мероприятия

Наличие

индивидуально

й программы

работы с

обучающимся

Ответственные

за реализацию

ИПР

обучающегося

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Занятость обучающихся 5 класса во внеурочной деятельности

Список

обучающихся

Фантазия

Робототехника

Анимация

ОФП

Ад.ФК

Муз.

шкатулка

Зан. грам

Зан.матем.

Радуга

Вязание

Всего

1.

2.

3.

Информация о родителях/законных представителях:

п/

п

Ф.И.О.

обучающегося

Ф.И.О.

Родителей /законных

представителей

Адрес проживания

Контактная

информация

родителей/законных

представителей

класс

1

.

Оценка личностных результатов

Личностные результаты

включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для

решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных

средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)

компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Для оценки результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции используется метод экспертной оценки. Она

объединяет всех участников процесса образования ребенка, всех кто может характеризовать его поведение в разных жизненных ситуациях, в

школе и дома. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка, учитель, воспитатель, педагог-психолог, педагог-

дефектолог, учитель-логопед и социальный педагог.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненной компетенции и

социальном развитии.

Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит

классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного

развития.

Экспертная группа ориентируется на оценку динамики развития жизненной компетенции обучающегося по позициям:

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных

условий для пребывания в школе, своих нужд и прав в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его

социальным рисунком);

продвижение в осмыслении и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Процедура оценки достижения личностных результатов.

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной

компетенции обучающегося с умственной отсталостью за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – нет фиксируемой динамики.

1 – минимальная динамика.

2 – удовлетворительная динамика.

3 – значительная динамика.

Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в мае относительно текущей оценки и данных входящей оценки личностного

развития (октябрь 1 класса). Оценка достижений и оценка динамики оформляется классным руководителем в форме характеристики

личностного развития ребенка один раз в год и является приложением к СИПР. Результаты оценки личностных достижений заносятся в

индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики. При

установлении оценки достижений от 0 до 4 проводится пооперациональная оценка действия для планирования коррекционной работы с

обучающимся на будущий год.

Программа оценки личностных результатов

п\п

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

1

Осознание

себя

как

гражданина

России;

формирование

чувства

гордости за свою Родину,

российский народ и историю

России;

Сформированность

основ

гражданской идентичности

Знание

знаменательных

для

Отечества

исторических

событий.

Осознание

своей

этнической

и

культурной

принадлежности.

Знает и с уважением относится к Государственным

символам России.

Сопереживает

радостям

и

бедам

своего

народа

и

проявляет эти чувства в добрых поступках.

Любовь к своему краю, осознание своей национальности.

2

Формирование

целостного,

социально ориентированного

взгляда

на

мир

в

его

органичном

единстве

природной

и

социальной

частей;

Сформированность

целостного,

социально ориентированного взгляда

на мир

С

уважением

относится

к

разнообразию

народных

традиций, культур, религий.

Выстраивает

отношения,

общение

со

сверстниками

несмотря на национальную принадлежность, на основе

общекультурных принципов.

Уважает историю и культуру других народов и стран, не

допускает их оскорбления, высмеивания.

3

Формирование

уважительного отношения к

иному мнению, истории и

культуре других народов

Сформированность

уважительного

отношения к иному мнению, истории

и культуре других народов

Умение выслушать иное мнение.

Уважительно относится к иному мнению.

Знания о существовании других национальностей и

вероисповеданий.

Уважение

к

людям

других

национальностей,

вероисповедания, культуры.

4

Развитие

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях,

о

насущно

необходимом

жизнеобеспечении

Сформированность представлений о

собственных

возможностях,

о

насущно

необходимом

жизнеобеспечении

Умение адекватно оценивать свои возможности и силы

(Различает «что я хочу» и «что я могу»).

Умение

обратиться

к

взрослому

за

помощью

и

сформулировать

просьбу,

точно

описать

возникшую

проблему в области жизнеобеспечения.

Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в

физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов,

осуществлении вакцинации.

Овладение навыками самообслуживания

5

Овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично изменяющемся и

развивающемся мире

Сформированность

навыков

адаптации

Умение

выстраивать

добропорядочные

отношения

в

учебном

коллективе,

в

коллективах

групп

круглосуточного

пребывания,

дополнительного

образования.

Понятие и освоение социальной роли обучающегося.

Умение вести в любых проблемных ситуациях.

6

Овладение

социально

бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни

Сформированность

социально-

бытовых умений

Самостоятельность и независимость в быту, знакомство с

ТБ: обращение с электроприборами, правила поведения на

дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми

людьми.

Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей

ученика.

Понимание

предназначения

окружающих

в

быту

предметов и вещей.

Умение

ориентироваться

в

пространстве

школы,

расписании.

Наличие стремления участвовать в повседневной жизни

класса/группы, мероприятиях класса и школы.

7

Владение

навыками

коммуникации и принятыми

ритуалами

социального

взаимодействия

Сформированность

навыков

коммуникации со взрослыми

Сформированность

навыков

коммуникации со сверстниками

Знание правил коммуникации.

Способность

инициировать

и

поддерживать

коммуникацию с взрослыми.

Способность применять адекватные способы поведения в

разных ситуациях.

Владение культурными формами выражения своих чувств.

Способность обращаться за помощью.

Способствовать

инициировать

и

поддерживать

коммуникацию со сверстниками

8

Способность к осмыслению

Сформированность представлений о

Знания правил поведения в разных социальных ситуациях

социального

окружения,

своего места в нем, принятие

соответствующих

возрасту

ценностей

и

социальных

ролей

правилах

поведения

в

разных

социальных ситуациях и с людьми

разного

социального

статуса,

со

взрослыми разного возраста и детьми.

Сформированность

необходимых

ребёнку социальных ритуалов.

с людьми разного возраста и статуса.

Умение адекватно использовать принятые социальные

ритуалы.

Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с

возрастом

близостью

и

социальным

статусом

собеседника.

Умение корректно привлечь к себе внимание.

Умение отстраниться от нежелательного контакта.

Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство,

благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение

и др.

9

Принятие

и

освоение

социальной

роли

обучающегося,

формирование

и

развитие

социально значимых мотивов

учебной деятельности

Сформированность

мотивации

учебной

деятельности,

включая

социальные, учебно-познавательные и

внешние мотивы

Восприятие важности учёбы, любознательность и интерес

к новому.

Ориентация на образец поведения «хорошего ученика»

как пример для подражания.

Ученик активно участвует в процессе обучения

10

Развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми и сверстниками в

разных

социальных

ситуациях

Сформированность

навыков

сотрудничества со взрослыми.

Сформированность

навыков

сотрудничества со сверстниками

Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных

ситуациях, соблюдение в повседневной жизни норм

речевого этикета и правила устного общения (обращение,

вежливые слова).

Умение в коллективной и групповой работе сверстников,

с

соблюдением

в

повседневной

жизни

норм

коммуникации.

Умение

в

ситуации

конфликта

найти

путь

ненасильственного преодоления.

Умение учитывать другое мнение в совместной работе.

11

Формирование эстетических

потребностей, ценностей и

чувств

Сформированность

эстетических

потребностей, ценностей и чувств

Умение различать «красивое» и «некрасивое».

Стремление к «прекрасному», которое выражается в

удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях

к людям, к результатам труда.

12

Развитие этических чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и

сопереживания

чувствам

других людей

Сформированность этических чувств,

доброжелательности и эмоциональной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания

чувствам

других

людей

Понимание

ценности

нравственных

норм,

умение

соотносить эти нормы с поступками как собственными,

так и с поступками окружающих людей.

Проявление доброжелательности в отношении другим

людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к

чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям

в классе, в стране.

13

Формирование установки на

безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на

результат,

бережному

отношению к материальным

и духовным ценностям

Сформированность

установки

на

здоровый и безопасный образ жизни.

Сформированность

бережного

отношения к материалам и духовным

ценностям

Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни,

соблюдение режима дня.

Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Занятия творческим трудом или спортом.

Проявление бережного отношения к результатам своего и

чужого труда

14

Проявление

готовности

к

самостоятельной жизни.

Сформированность

готовности

к

самостоятельной жизни.

Сформированность

профессионального самоопределения.

Сформированность

жизненного

самоопределения выпускников.

Ориентация на самостоятельную жизнь.

Сформированность Я – концепции.

Социальная успешность выпускников

Соответствие образовательных достижений выпускников

уровню требований учебного плана

Осознание своей профессиональной деятельности

Осознание своих жизненных планов, целей, приоритетов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов

Лист индивидуальных личностных результатов

Обучающегося______________________________________________

п/п

Требования к результатам

класс (группа)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

1

Знание знаменательных для Отечества исторических событий.

2

Осознание своей этнической и культурной принадлежности.

3

Знает и с уважением относится к Государственным символам

России.

4

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти

чувства в добрых поступках.

5

Любовь к своему краю, осознание своей национальности.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

6

С уважением относится к разнообразию народных традиций,

культур, религий.

7

Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на

национальную принадлежность, на основе общекультурных

принципов.

8

Уважает историю и культуру других народов и стран, не

допускает их оскорбления, высмеивания.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

9

Умение выслушать иное мнение.

10

Уважительно относится к иному мнению.

11

Знания

о

существовании

других

национальностей

и

вероисповеданий.

12

Уважение к людям других национальностей, вероисповедания,

культуры.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

13

Умение

адекватно

оценивать

свои

возможности

и

силы

(Различает «что я хочу» и «что я могу»).

14

Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать

просьбу,

точно

описать

возникшую

проблему

в

области

жизнеобеспечения.

15

Умение понимать что можно и чего нельзя в еде, в физической

нагрузке, а приёме медицинских препаратов, осуществлении

вакцинации.

16

Овладение навыками самообслуживания

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

17

Умение выстраивает добропорядочные отношения в учебном

коллективе, в коллективах групп круглосуточного пребывания,

дополнительного образования.

18

Понятие и освоение социальной роли обучающегося.

19

Умение вести в любых проблемных ситуациях.

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

20

Самостоятельность и независимость в быту, знакомство с ТБ:

обращение с электроприборами, правила поведения на дороге, в

транспорте и при общении с незнакомыми людьми.

21

Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика.

22

Понимание предназначения окружающих в быту предметов и

вещей.

23

Умение ориентироваться в пространстве школы, расписании.

24

Наличие

стремления

участвовать

в

повседневной

жизни

класса/группы, мероприятиях класса и школы.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

25

Знание правил коммуникации.

26

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с

взрослыми.

27

Способность применять адекватные способы поведения в разных

ситуациях.

28

Владение культурными формами выражения своих чувств.

29

Способность обращаться за помощью.

30

Способствовать инициировать и поддерживать коммуникацию со

сверстниками

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

31

Знания правил поведения в разных социальных ситуациях с

людьми разного возраста и статуса.

32

Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы.

33

Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с

возрастом близостью и социальным статусом собеседника.

34

Умение корректно привлечь к себе внимание.

35

Умение отстраниться от нежелательного контакта.

36

Умение

выразить

свои

чувства,

отказ,

недовольство,

благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

37

Восприятие важности учёбы, любознательность и интерес к

новому.

38

Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как

пример для подражания.

39

Ученик активно участвует в процессе обучения

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

40

Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных

ситуациях, соблюдение в повседневной жизни норм речевого

этикета и правила устного общения (обращение, вежливые

слова).

41

Умение в коллективной и групповой работе сверстников, с

соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации.

42

Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного

преодоления.

43

Умение учитывать другое мнение в совместной работе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

44

Умение различать «красивое» и «некрасивое».

45

Стремление к «прекрасному», которое выражается в удержании

критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к

результатам труда.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей

46

Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти

нормы с поступками как собственными, так и с поступками

окружающих людей.

47

Проявление доброжелательности в отношении другим людям,

эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам

родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в

стране.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям

48

Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение

режима дня.

49

Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

50

Занятия творческим трудом или спортом.

51

Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого

труда

ПРИЛОЖ

ЕНИЕ 2

Мониторинг уровня сформированности личностных результатов обучающихся _________ класса

ФИО

Критерии оценивания

п/

п

обучающегося

Осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве природной и социальной частей

Формирование уважительного отношения к иному

мнению, истории и культуре других народов

Развитие адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом

жизнеобеспечении

Овладение начальными навыками адаптации в

динамично изменяющемся и развивающемся мире

Овладение социально бытовыми умениями,

используемыми в повседневной жизни

Владение навыками коммуникации и принятыми

ритуалами социального взаимодействия

Способность к осмыслению социального

окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных

ролей

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося, формирование и развитие социально

значимых мотивов учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях

Формирование эстетических потребностей,

ценностей и чувств

Развитие этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других

людей

Формирование установки на безопасный, здоровый

образ жизни, наличие мотивации к творческому

труду, работе на результат, бережному отношению

к материальным и духовным ценностям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



В раздел образования