Напоминание

Взаимодействие с социальными партнерами в системе дополнительного образования


Автор: Черенда Лариса Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: Магадан г, Магаданская обл
Наименование материала: сетевое взаимодействие с ДОУ
Тема: Взаимодействие с социальными партнерами в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




"Взаимодействие с социальными партнерами в системе

дополнительного образования"

Черенда Л.Ю., педагог дополнительного образования

Современная государственная политика в сфере образования направлена,

прежде всего, на модернизацию российского образования. Одна из главных

задач модернизации образования – повышение качества образования,

которое признается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы

обучения,

развития

и

становления

личности,

условия

и

результаты

образовательного

процесса;

критерии

эффективности

деятельности

образовательного учреждения, основной продукцией которого являются

качественно

подготовленные

выпускники.

Современные

подходы

к

формированию содержания образования требуют создания принципиально

новых организационных форм учебной деятельности, новой образовательной

среды,

ориентированной

на

востребованные

современным

обществом

образовательные результаты.

В настоящее время одной из важнейших задач образовательной политики в

России на федеральном уровне выступает организация всестороннего

партнерства для реализации современной стратегии развития образования.

Это предполагает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на

различных уровнях системы образования. В педагогической практике идея

сетевого взаимодействия образовательных организаций возникла в конце

девяностых годов двадцатого века [4]. Как отмечает Т. А. Жданко, сетевое

взаимодействие – это «наиболее оптимальный способ взаимодействия между

образовательными учреждениями, позволяющий действовать совместно,

сохраняя свои интересы и автономность» [6]. Сетевое взаимодействие

является одним из мощных ресурсов инновационного образования, так как

позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет

возможностей

других

учреждений,

помогает

расширить

перечень

образовательных услуг для обучающихся [2, 7]. Сегодня под сетевым

взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных

связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех

категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных

организаций, повышение про- фессиональной компетентности педагогов и

использование

современных

ИКТ-технологий

[1].

Вертикальный

тип

сетевого взаимодействия, возможен при организации разноуровневого

партнерства образовательных организаций.

Причины необходимости сетевого взаимодействия достаточно прозрачны:

есть

проблемы

образования,

которые

сложно

решить

в

отдельном

образовательном учреждении, их более успешно можно решить в рамках

сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В.В. Маковеева в

своем диссертационном исследовании выделяет следующие преимущества

сетевого взаимодействия: отсутствие территориальной ограниченности,

фокусирование участников на развитие ключевых компетенций, привлечение

к

совместной

деятельности

компетентных

партнеров,

возможность

формирования объединений для реализации сложных проектов с множеством

участников, высокий уровень инновационной активности и др.

2.1. Цель сетевого взаимодействия:

- формирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся

с разными образовательными потребностями;

- привлечение дополнительных образовательных ресурсов к реализации

индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- создание единого образовательного пространства для реализации программ

урочной и внеурочной деятельности, профориентационной работы.

2.2.Задачи сетевого взаимодействия образовательных организаций:

- содействовать друг другу в рамках формирования индивидуальных

образовательных маршрутов обучающихся с разными образовательными

потребностями;

- содействовать друг другу в рамках реализации образовательных программ

основного и дополнительного образования детей с ОВЗ;

- содействовать друг другу в рамках реализации образовательных программ

основного

и

дополнительного

образования

детей

с

выдающимися

способностями в учении;

- содействовать друг другу в рамках реализации образовательных программ

основного и дополнительного образования детей с низкой мотивацией к

учению;

- содействовать друг другу в рамках реализации образовательных программ

основного и дополнительного образования детей, часто пропускающих

занятия по уважительной причине;

-

содействовать

друг

другу

в

организации

сетевых

методических

объединений

учителей

предметников,

педагогов-психологов,

классных

руководителей

для

решения

актуальных

проблем

формирования

индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с разными

образовательными потребностями;

- организовать сетевую реализацию программ внеурочной деятельности;

-

содействовать

друг

другу

в

рамках

реализации

программы

профориентационной работы с обучающимися;

- содействовать друг другу в организации сетевого взаимодействия в рамках

организации

и

проведения

педагогических

конференций,

форумов,

семинаров и т. п.

- содействовать друг другу в организации сетевого взаимодействия в рамках

организации интеллектуальных предметных олимпиад, конкурсов, викторин

и т. п.

2.3. Функции сетевого взаимодействия:

образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным

программам, получение им новых знаний;

воспитательная

обогащение

и

расширение

культурного

слоя

общеобразовательного

учреждения,

формирование

культурной

среды,

определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое

воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных

творческих интересов личности;

компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности,

углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих

эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего

образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения

успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная

организация

содержательного

досуга

как

сферы

восстановления психо-физических сил ребенка;

профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально

значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов

ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа

способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов

ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования,

где силами специалистов обнаруженные способности могут получить

дальнейшее развитие;

интеграционная — создание единого образовательного пространства;

функция

социализации

освоение

ребенком

социального

опыта,

приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных

качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и

культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций

успеха, личностное саморазвитие.

1.

Условия организации сетевого взаимодействия

Для

реализации

программ

сетевого

взаимодействия

должен

быть

создан комплекс необходимых условий:

– организационные

условия:

создание

информационно-образовательной

среды, обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников

взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения,

создание

координирующего

центра,

совместное

планирование

и

согласованность

действий,

коммуникационная

доступность

сетевых

участников, деятельность в нормативно-правовом поле;

– финансовые

условия: многоканальное

финансирование,

обеспечение

экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных

образовательных услуг.

– материально-технические условия: использование возможностей сетевых

партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;

– кадровые

условия:

наличие

педагогов,

отвечающих

требованиям

конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых

исполнителей

сети, готовность

участников

к

обучению,

переменам,

формированию и развитию инновационного и креативного мышления;

– нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых

документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в

условия сетевого взаимодействия;

– информационные условия: информационная поддержка сети интернет,

взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка

инновационной научной и педагогической информации в печатном и

электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет,

предоставление информации на сайтах;

– мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для

специалистов

(конкурсы,

гранты,

взаимный

интерес), преодоление

стереотипов

профессиональной

деятельности,

развитие

творческого

потенциала администрации, педагогов;

– научно-методические

условия: разработка

сетевых

планов,

образовательных

программ,

программ

психолого-педагогического

сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.;

разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по

проблемам и результатах сетевого взаимодействия и др.

1.

Модели организации сетевого взаимодействия

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основная

образовательная

программа

основного

общего

образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через

внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности требует от

школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и

материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации,

объединении образовательных ресурсов школ, учреждений дополнительного

образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных

сетей. Конкретизация проблемы сетевого взаимодействия применительно к

области

организации

внеурочной

деятельности

отражена

в

ряде

методических материалов, подготовленных Министерством образования и

науки Российской Федерации.

В Методических материалах Минобрнауки РФ об организации внеурочной

деятельности при введении ФГОС общего образования предлагается ряд

моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости

корректировалась),

исходя

из

реально

складывающихся

условий

существования образовательных учреждений [5].

В качестве первой составляющей может выступать «узловая» модель, когда

учреждение дополнительного образования детей (ОУДОД) использует

имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления

образовательного

процесса

для

обучающихся

нескольких

общеобразовательных учреждений, которые «аккумулируются» в ОУДОД.

Такой вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда

количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном

общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и

поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из

этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным

подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений

общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т. д.

учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого

общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в

случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе

учреждения общего образования соответствующего филиала ОУДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия - это модель с

использованием

стажировочной

площадки

на

базе

учреждения

дополнительного

образования

детей.

В

этом

случае

ОУДОД

-

это

своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение

для повышения квалификации для педагогов системы общего образования. В

этой модели обязательным элементом (за исключением случая наличия

соответствующей

лицензии

у

ОУДОД)

является

учреждение

дополнительного

профессионального

образования,

например,

институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования, с

которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и

которое

осуществляет

научно-методическую

поддержку

создания

и

функционирования самой стажировочной площадки. Такая модель может

быть

наиболее

перспективной

в

условиях

ограниченности

ресурсов

учреждений дополнительного образования детей.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного

образования детей должно быть создано общее программно-методическое

пространство,

а

целевые

ориентиры

реализуемых

в

рамках

такого

взаимодействия

программ

внеурочной

деятельности

должны

быть

сориентированы

на

планируемые

результаты

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования конкретного

общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно

создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия

школы с

другими учреждениями и

организациями,

деятельности ее

структурных подразделений, а также участников образовательного процесса,

должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность

объектов инфраструктуры образовательного учреждения. Разрабатываемые

или скорректированные локальные акты образовательного учреждения

должны

соответствовать

действующему

законодательству

Российской

Федерации в области образования.

В методических материалах Минобрнауки РФ также рассматривались

организационные модели внеурочной деятельности. В данном документе

предложены

несколько

основных

типов

организационных

моделей

внеурочной деятельности. Две из предложенных моделей предполагают

взаимодействие с другими образовательными учреждениями - модель

дополнительного образования (на основе институциональной и (или)

муниципальной

системы

дополнительного

образования

детей);

инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное

использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и

на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Она

предполагает создание общего программно-методического пространства

внеурочной

деятельности

и

дополнительного

образования

детей,

осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к

управлению

образовательными

программами.

Она

ориентирована

на

обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической

мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении

широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских

объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и

самореализации

ребенка,

привлечении

к

осуществлению

внеурочной

деятельности

квалифицированных

специалистов,

а

также

практико-

ориентированной и деятельностной основе организации образовательного

процесса, присущей дополнительному образованию детей.

Инновационно-образовательная

модель

опирается

на

деятельность

инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки

федерального, регионального, муниципального или институционального

уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой

модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных

программ,

в

том

числе,

учитывающих

региональные

особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие

общеобразовательного

учреждения

с

учреждениями

дополнительного

профессионального педагогического образования, учреждениями высшего

профессионального

образования,

научными

организациями,

муниципальными

методическими

службами.

Преимуществами

данной

модели являются высокая актуальность содержания и (или) методического

инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое

сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Анализ опыта организации сетевого взаимодействия в регионах России

позволил

выявить

такие

модели

сетевого

взаимодействия,

как:

«Образовательный округ», «Школьный округ», «Ресурсный центр», «Модель

проектов» и др.



В раздел образования