Автор: Белозёрова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо СПб"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа.
Раздел: среднее образование
Белозерова Е. В., воспитатель
ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта
«Динамо Санкт-Петербург»
Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната
спортивного типа: реализация требований ФГОС.
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется,
начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются
жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и
здоровье общества в целом. При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на
весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не
только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - по определению Н. К. Смирнова -
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье
как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья»-очень важная и актуальная.
План
работы
ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо СПб» ежегодно
включает следующие цели и задачи деятельности с позиций
здоровьесберегающих
технологий.
Цель - показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния
здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной и воспитательной
деятельности.
Задачи:
1.Пропаганда здорового образа жизни.
2.Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития.
3.Способствовать сохранению и укрепления здоровья ребенка,т.е осуществлять личност-
но-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях Академии
является:
1.
Использование разнообразных форм проведения любых занятий
2.
Рационализация питания детей-спортсменов.
3.
Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проживают
воспитанники, комфортных условий.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий с
воспитанниками, можно говорить о возможности укрепления здоровья детей.
Реализация здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создания здоровьесберегающей среды;
-высокой профессиональной компетентности и грамотности учителей и воспитателей;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной средой.
Здоровый образ жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий стало
приоритетным направлением в деятельности нашей Академии, в которой учатся и
живут баскетболисты, волейболисты, фигуристы и дети, которые занимаются хоккеем и
играют в разных командах города.
Важнейшими критериями направления работы воспитателей являются результаты
ежегодной диспансеризации спортсменов.
Результаты и рекомендации врачей-специалистов заносятся в индивидуальные карты
сопровождения
воспитанников
доводятся
до
сведения
родителей
(законных
представителей), являются обязательными к исполнению и учитываются учителями и
воспитателями при организации учебно-воспитательного процесса.
Ежегодный план работы включает различные мероприятия, направленные на
сохранение и укрепление здоровья обучающихся. По этому плану я, как воспитатель,
работающий в настоящее время с учащимися 9 класса –хоккеистами команды «Динамо»
(начала с 6 класса) провожу различные внеклассные занятия. Специфика нашего
интерната состоит в том, что спортсмены учатся в дневное и вечернее время до 17 часов,
она связана с их тренировками на своей ледовой площадке и на других площадках города.
В выходные дни у них игры на первенство города и России. Поэтому внеклассной работой
приходится заниматься в вечернее время, в основном после ужина, а это после 20 часов.
За те 3.5 года, что работаю с воспитанниками 2002 года, помогала в проведении таких
мероприятий: 2 раза в учебном году турнир по настольному теннису (во время осенних
каникул и к Дню защитника Отечества), турниры по шашкам, шахматам.
Также проводила цикл бесед и презентации на тему сохранения здоровья: «Профилактика
простудных заболеваний», «Как одеваться в осенне-зимний период», «Личная гигиена»,
«Режим дня спортсмена», «Вредные привычки и твое здоровье», «Профилактика
травматизма на спортивной площадке», «Здоровое питание спортсмена», «Борьба с
компьютерной зависимостью».
Совместно со старшим воспитателем проводим рейды «Лучшая комната» с
последующим вручением призов.
Мои воспитанники в 2018 и 2019 году выиграли первенство района, а в 2019 году -
первенство города по мини-футболу и представляли наш город на первенстве России в
Москве. Также они являются победителями и призерами районных и городских
соревнований по легкоатлетическому многоборью, хоккею.
В ноябре 2019 года мои воспитанники Игнат Коханин и Данил Демин стали чемпионами
Первенства федеральных округов в г. Хабаровске. Другой мой воспитанник, Иван
Коломийцев – призер районного этапа Всероссийской олимпиады школьников о
физической культуре.
Вечерами после самоподготовки домашних мои воспитанники играют в аэрохоккей,
бильярд, настольный теннис в специально отведенных для этого комнатах.
Учитывая, что большинство детей школы-интерната не только обучаются, но и
проживают круглосуточно, особое внимание уделяется соблюдению режима дня:
ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, время организации
самоподготовки и воспитательных мероприятий
и т.д. Сохранению и укреплению
здоровья обучающихся способствует рациональное сбалансированное питание: завтрак,
второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин которые соответствуют требованиям
СанПиНа.
Таким образом, правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в
условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и
развитие здоровья обучающихся.
Литература:
1.
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
современной школе М.: Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
2.
Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии – Ростов на Дону,
Издательство «Феникс», 2007 г.
3.
Формирование здорового образа жизни. (5-11классы). Авторы-составители
4.
Т. И. Магомедова, Л. Н..Канищева.Волгоград.Изд-во «Учитель»,2007г.
Санкт-Петербург, 2021