Напоминание

"Фольклор в развитии детей раннего возраста"


Автор: Шейко Анжелика Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 60
Населённый пункт: Краснодарский край г. Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Фольклор в развитии детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль фольклора в развитии детей раннего возраста .

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент

познавательной деятельности, который обеспечит

дальнейшее постижение тайн природы и величие

человеческого духа. У ребенка интенсивно формируется

наглядно-образное мышление и воображение, развивается

речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает

способность воспринимать мир и действовать по

представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о

предметах и явлениях является важным этапом в

ознакомлении с окружающим миром через народные

произведения.

Фольклор – как проявление творчества народа близко по

своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость

формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко

восприятию ребёнка, понятно ему. С незапамятных времен

живут в народном быту колыбельные песни, пестушки,

потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,

вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое,

жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что

хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Строя

свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из

того, что фольклор должен быть широко включен в

деятельность детей. Познавая произведения народного

искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное

богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость,

необходимость добросовестного труда, уважение к человеку,

бережное отношение к природе. Особое место в

произведениях устного народного творчества занимают

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук.

Устное народное творчество представляет собой вид

искусства, т.е. вид духовного освоения деятельности

человеком с целью творческого преобразования

окружающего мира по законам красоты.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его

помощью взрослый легко устанавливает с ребенком

эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие

художественные образы привлекают внимание ребенка,

доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него

свое воспитательное воздействие. Незатейливые по

содержанию и простые по форме малые формы

народного поэтического творчества таят в себе немалые

богатства – речевые, смысловые, звуковые.

В своей работе с детьми раннего возраста большое

внимание я уделяю ознакомлению с малыми формами

фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, поговоркам,

колыбельным – песенкам. Особую значимость фольклор

приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду.

Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по

дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми,

взрослыми. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают

установить контакт с ребёнком, вызывают у него

положительные эмоции, симпатию к ещё малознакомому

человеку-воспитателю. Например, потешки позволяющие

вставить имя ребёнка, не изменяя содержания текста: Кто у

нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка

– пригожий.

Так как потешки помогают наладить эмоциональный контакт с

детьми, то в группе игрушки подбираю так, чтобы среди них

были персонажи из потешек. Сегодня дети идут в группу с

большой охотой, просят прочитать потешку и поиграть

понравившейся игрушкой, полистать интересную книжку с

потешками. Фольклорные произведения оказывают

благоприятное влияние на общение с ребёнком в разных

режимных моментах, у нас это построено примерно так: Утро

начинаем с разучивания какой-либо потешки, или повторение

уже знакомой. Это создает хорошее настроение и желание

играть и общаться. Приучая детей мыть руки, лицо и

стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное

настроение сопровождаю такой потешкой. Водичка, водичка,

Умой моё личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки

краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Кормление

детей очень важный момент в жизни каждого малыша.

Используя потешки, мы делаем процесс приема пищи

непринуждённым, дети с аппетитом принимаются за еду.

Умница Дашенька, Ешь кашу сладенькую, Вкусную,

пушистую, Мягкую, душистую. Или во время обеда: Бери

ложку, бери хлеб, И скорее за обед. С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим. Укладывая детей спать, стараюсь

создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то

из малышей беспокоится, успокаиваю тихой колыбельной

песенкой, поглаживанием по голове. Люли, люли, люли.

Прилетели гули, Сели гули ворковать, Тихо Машу усыплять.

Используя эти приёмы укладывания дети стали намного

спокойнее, быстрее засыпают, не так тревожатся во сне.

Также подбираю потешки для подъёма детей после дневного

сна. На кисоньку потягушечки На деточку порастушечки. вот

проснулся петушок, Вставай курочка. Подымайся мой дружок,

Встань мой Юрочка (или любое другое имя ребёнка) В

фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание,

разведение рук в стороны, помахивание кистями рук. Все эти

упражнения используются как бодрящая гимнастика в

кроватке после сна. Обучение детей одеваться после сна,

сделают этот процесс одевания и раздевания приятным для

них. Обязательно поощрение их стремление к

самостоятельности, называю предметы одежды и обуви. Во

время одевания детей на прогулку используется такую

потешку, как: Вот они, сапожки, Этот – с левой ножки, Этот –

справой ножки. Для того чтобы малышам было легче

запомнить потешки, сопровождаю их рассматриванием

картинок, игрушек, красочных иллюстраций, а также играми.

Чтобы дети могли наглядно представить жесты мимику, позу

того или иного персонажа я использую «живые картинки».

Например, при чтении потешки «расти коса до пояса….»

показываю наглядно как мама бережно, осторожно

причёсывает дочь, как ласково приговаривает при этом.

Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и

эмоционально передать содержание потешки. Рассказывая

детям сказки, которые, пользуются, у них огромной любовью

стараюсь рассказать её с большим чувством, расстановкой, с

упоением. Ведь малыши всё чувствуют, запоминают и

повторяют. Сказки рассказываю по картинкам,

иллюстрациям, при помощи настольного театра,

фланелиграфа , театра рукавички. Дети при этом слушают

сказку с замиранием, радуясь удачам героев сказок. В самом

начале учебного года анализируя речь детей, я сделала

вывод, что большинство детей не владеют навыками речевой

деятельности, узнавая потешку, сказку, песенку они только

называли её персонажей. Для развития внимания к звучащей

речи я старалась учить детей совместно произносить слова,

договаривать их. Для того чтобы речь ребёнка стала более

внятной, выразительной, эмоционально окрашенной

использовала пальчиковые игры с детьми. Чем больше

мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок,

тем больше участков мозга включается в работу. Наблюдая

за детьми теперь, по истечении учебного года, я вижу, что

речь малышей стала не только чище, но и богаче. Многие

дети с удовольствием запоминают и рассказывают наизусть

потешки, песенки и т.д. Также я обратила внимание на то, что

малыши стали использовать фольклор в самостоятельных

играх. Например, во время игры с куклами, укладывая спать,

дети с удовольствием напевают колыбельные песенки. Во

время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька,

кушай Катя», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за

маму». И так далее. В первые годы жизни ребенок почти все

время находится в окружении самых близких людей, и только

в совместной работе с родителями можно развить интерес и

любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к

народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями

по этой теме; в беседах, с помощью различных папок-

передвижек и консультаций объясняю им ценность русского

фольклора в художественно-эстетическом воспитания детей.

И родители прислушиваются к моим советам и

рекомендациям. Родители заметили, что в результате

общения с фольклорными произведениями ребенку

передаются его настроение: радость, тревога, сожаление,

нежность. Детский фольклор особенно стимулирует

творческие проявления ребенка, будит фантазию.

Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится

более интенсивной и содержательной. Использование малых

форм фольклора создает необходимые основы для

овладения детьми первоначальными навыками

самостоятельной художественной деятельности.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что

использование фольклора в работе с детьми раннего

возраста развивает у малышей интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям,

воспитывает художественный вкус, а так же многому учит.

Развивается речь, формируются нравственные привычки,

обогащаются знания о природе. Детский фольклор является

ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое

значение в приобщении его к истокам родного, истинного

русского народного творчества.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена

народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую

направленность. Многое в нем создавалось, специально для

детей. Фольклор – как проявление творчества народа близко

по своей природе творчеству ребёнка (простота,

завершённость формы, обобщённость образа), именно

поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. С

незапамятных времен живут в народном быту колыбельные

песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат

маленького ребенка. Фольклор увлекает детей яркими

поэтическими образами, вызывает у них положительные

эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие

жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво

и что не красиво. Строя свою работу с детьми на основе

фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть

широко включен в деятельность детей. Познавая

произведения народного искусства, дети усваивают мудрость

народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в

справедливость, необходимость добросовестного труда,

уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Особое место в произведениях устного народного творчества

занимают уважительное отношение к труду, восхищение

мастерством человеческих рук. Устное народное творчество

представляет собой вид искусства, т.е. вид духовного

освоения деятельности человеком с целью творческого

преобразования окружающего мира по законам красоты. В

своей работе с детьми раннего возраста большое внимание я

уделяю ознакомлению с малыми формами фольклора –

потешкам, пестушкам, закличкам, поговоркам, колыбельным

– песенкам. Таким образом, этот опыт показывает, что

целенаправленное и систематическое использование малых

форм фольклора создает необходимые основы для

познавательного развития и овладения разными видами

деятельности (лепка, рисование, конструирование,

физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть

первоначальными навыками самостоятельной

художественной деятельности.



В раздел образования