Автор: Никулина Олеся Ивановна
Должность: воспитатель (хореограф)
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Рабочая учебная программа по хореографии для детей дошкольного возраста
Тема: "Ритмика и танец"
Раздел: дошкольное образование
Управление дошкольного образования
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
МБДОУ «Детский сад №93 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар
Рабочая учебная программа по хореографии для детей
дошкольного возраста
( старшая, подготовительная группы (5-7 лет))
«РИТМИКА И ТАНЕЦ»
Составитель: Никулина О.И. - воспитатель
Срок реализации : 2 года
Сыктывкар,2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для
воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции
различных видов художественной деятельности.
Музыкально-ритмические упражнения - одно из универсальных средств
развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности
движений, творческого воображения. Доказано, что занятия движениями для
детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому
что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг,
подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна,
И.М.Сеченова, В.М.Бехтерова, методика М.Фильденкрайза и др.) В то же
время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых
привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции,
реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на
его состоянии и воспитании
Занятия по хореографии базируется на авторской программе по ритмической
пластики А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». Основная направленность
этой программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение
своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Программа А.И. Бурениной составлена с учётом возрастных и
психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста и
направлена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое
развитие ребёнка, а так же на укрепление здоровья детей.
При составлении планирования работы по хореографии учитывались
требования программы «Истоки». При этом очень важно, как организован сам
процесс занятий с детьми, который должен приносить детям радость, иначе он
теряет половину своей цены!
«Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем оно сильнее, тем
больше повинуется».
Ж.Ж.Руссо.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Развивать музыкальные и творческие способности детей с
учетом возможностей каждого ребёнка посредством
музыкально – ритмических движений;
Научить детей необходимым двигательным навыкам;
Знакомить детей с различными видами танцев;
Воспитывать у детей интерес к танцу,
к
музыкальной культуре;
Дать возможность детям проявить свои творческие способности
в практической деятельности;
Формирование средствами музыки и ритмических движений
разнообразных умений, способностей, качеств личности;
Гармоническое психическое, духовное и физическое развитие
детей.
Занятия по хореографии проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия:
старшая группа –25 мин.
подготовит. группа –30 мин.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ( 5 МИН.):
-Основные движения (разнообразные ходьба, бег, прыжковые движения,
поклоны)
-Общеразвивающие упражнения:
-
а) на различные группы мышц и различный характер, способ
движения ( упр.на плавность движений, махи)
-
б) упр. На развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости
движений, координации рук и ног.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 МИН.):
-Плясовые движения, шаги.
-Ориентировка в пространстве.
-Работа с предметом.
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАННЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТАНЦЕВ, КОМПОЗИЦИЙ
(10 МИН.).
4.ИММИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (5 МИН.):
-Образно – игровые движения.
-Работа над мимикой.
-Пантомима.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по
координации движения; возрастает способность к восприятию тонких
оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
:
Формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных
естественных движений.
Развивать умение импровизировать под музыку;
Развивать чувство музыкального ритма, ориентировка в пространстве;
Учить народным и бальным танцам(полька,галоп), продолжать работать
над эмоциональным общением в них;
Поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над
музыкально-двигательными сюжетными этюдами.
1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:
Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения; двигаться под музыку, знавать, что это за
произведение;
Обогащение слушательского опыта разнообразными по жанру и стилю
музыкальными сочинениями. Развитие умения передавать в пластике
разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
Развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (разнообразный, а так же с ускорением и замедлением),
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков);
Развитие способности различать жанр музыкального произведения: плясовая,
марш, песня.
2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений:
Ходьба - бодрая, спокойная, «на полупальцах», на пятках,
пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад, высокий шаг в
разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с
ускорением и замедлением.
Бег - лёгкий и ритмичный, передающий различный образ, широкий,
острый, пружинящий, высокий, с закидыванием ног вперед и назад..
Прыжковые движения - на одной, на двух на месте и с различными
вариациями, различные виды галопа, поскок «лёгкий» и «сильный».
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и
различный характер – упр. на развитие гибкости
и пластичности, точности
и ловкости движений, координации рук и ног.
Упражнения с предметами – платочки, шарфы, ленточки, султанчики,
листья, цветы, шары.
Хореографические упражнения – поклон для мальчиков, реверанс для
девочек. Танцевальные позиции рук и ног. Полуприседы и подъёмы на носки.
Выставление ноги вперёд и в сторону, поднимание ноги. Соединение
изученных упражнений в композицию.
Танцевальные шаги – Шаг галопа вперёд; Шаг польки; Шаг с
подскоком;
Русский переменный шаг; Шаг с притопом; Русский шаг с приподанием;
Соединение изученных движений в композицию.
Плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального
танца ,доступные по координации; танцевальные упр., включающие
асимметрию из современных различных танцев, а так же разнонаправленные
движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки,
переменный шаг, шаг с притопом и др.
3.РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ:
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в
несколько кругов;
Самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций
(«змейка», «воротики», «спираль» и др.).
4.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:
Развитие умения сочинять несложные плясовые движения и их комбинации.
Формирование умений выполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
5.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
Развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с
музыкой;
Развитие слухового внимания и способность координировать слуховое
представление и двигательную реакцию;
Развитие восприятия, воли, мышления – на основе усложнения заданий
(увеличение объёма движений продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
Развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомиме: радость,
грусть, страх, тревога и т.д.
6.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:
Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным,
игровым персонажам;
Формирование чувства такта, умения вести себя в зале, во время занятий, (не
толкаясь, находить себе место, помочь девочке);
Воспитание потребности научить младших детей тем упр., которые уже
освоены.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выразительность исполнения движений под музыку;
Умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных
видов движений;
Способность к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений;
Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях
ПЛАН РАБОТЫ старшая гр. сентябрь - октябрь
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-ходьба: друг за другом (по кругу, по квадрату) на носках, топающим
шагом(по кругу,в круг –из круга)
-бег: легкий на носках (по кругу,квадрату)
-поклоны девочек и мальчиков
Упр: «Ветерок и ветер»
Задачи: развитие музыкальности, плавности в движениях рук, соответствие
амплитуды махов хар – ру музыки.
Упр
.
«Танцуйте сидя» муз.Б.Савельева
Задачи: развитие координации движений, чувства ритма, внимания.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны и приглашение на танец, окончание танца;
-
перестроение из хоровода в пары;
«ковырялочка»
«Вертушка»
Задачи: Учить детей выполнять движения четко в такт музыке, исполнять их
легко и непринужденно, воспитывать культурные привычки.
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
- Парная пляска « Два притопа, три прихлопа» сл. И муз.
С.Г.Насауленко.
Задачи:
Развитие чувства ритма, координации движений, умения
ориентироваться в пространстве, воспитание теплого отношения друг к
другу.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
-«Белочка»
- игровая композиция .
Задачи: развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка
пружинить ногами во время маховых движений руками; развитие
музыкального слуха, выразительной пластики, воображения.
-Игра «Найди себе пару» муз.М.Спадевеккиа «Добрый жук»
Задачи:
Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве,
коммуникативных качеств, способности к импровизации.
ПЛАН РАБОТЫ старшая гр. ноябрь – декабрь
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-ходьба : топающим шагом, с высоким подниманием колена (вперед и
назад(спи
ной), в разном темпе)
-
бег: легкий, передающий образ ( «птички», «ветер»)
-
боковой галоп, легкие поскоки
Упр
.
«Веселые путешественники»
муз.М.Старокадамского
Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы,
быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны, приглашение на танец,окончание танца.
-
«пружинка» с хлопком и выставлением ноги на пятку
-
2 «пружинки» 2 «тарелки» 3 хлопка
-
3 боковых галопа с притопом.
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
Танцы для Новогоднего утренника
Задачи: Добиваться выразительности, легкости в движениях.
Развитие умения двигаться в парах, самостоятельно менять движения в
соответствии с музыкальными фразами, воспитание культурных привычек.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Игра «Птички и Ворона» муз.А.Кравцович
Задачи: Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к
импровизации, воображения и фантазии.
Разнообразные образно – игровые движения, раскрывающие образ –
«веселый» и «грустный» зайчик.
ПЛАН РАБОТЫ старшая гр. январь – февраль
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-
ходьба: пружинящий шаг (в разном темпе и динамике на всей
ступне, на носках, на пятках)
-
бег: легкий, на носках, передающий различный образ
(«снежинки», «легкая метель – сильная вьюга»)
-
прыжковые движения: на двух ногах на месте, поскоки.
Упр.: «Едем к бабушке в деревню» грузинская песня
Задачи: Развитие точности и ловкости движений, формирование навыка
пружинящего шага, умения координировать движение с музыкой,
воспитание творческого воображения.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны, приглашение на танец, окончание танца.
-
3 боковых галопа с притопом
-
разучивание танцевальных элементов к пляске «Тройками».
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
1.Танец «Тройками» муз.Ф.Кулау
Задачи: развитие чувства ритма, способности чувствовать музыкальную
форму,а так же образного мышления, выразительности движений.
2.Пластический этюд «Дети и природа» муз.О.Юдахиной «Песенка о
разных языках»
Задачи: Развитие музыкальности, творческого воображения, выразительной
пластики, способности к импровизации.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Упр.: «Битва» муз.П.Хоффера
Мимикой изобразить Ивана-царевича (Богатыря), который сражается с
трехглавым Змеем-горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой
Иван-царевич.
ПЛАН РАБОТЫ старшая группа март – апрель
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-ходьба : «змейкой» (в разных направлениях, со сменой ведущих, в
разном темпе и динамике)
-
бег : широкий («волк», «петрушки»)
-
прыжковые движения : прямой галоп, «лошадки»(со сменой
ног), поскоки.
Упр. «Лошадки»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации движений, чувства
равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в
пространстве (в круг – в рассыпную).
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны, приглашение на танец, окончание танца, реверансы.
-
Выбрасывание ног вперед (На месте, с продвижением вперед)
-
Полуприседание (девочки), полуприсядка (мальчики) – с
выставлением ног на пятку.
-
«ковырялочка» с поворотом.
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
Танцы для весенних утренников
Задачи: Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, создание
приподнятого настроения.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Игра « Козочки и Волк» муз. Из к/ф «Звуки музыки»
Задачи: развитие творческого воображения,музыкального слуха,
выразительности движений.
Упр. На развитие мимических движений «Карлсон» -
«Психогимнастика» М.Чистякова стр. 79.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ.
В этом возрасте дети достигают кульминации в развитии движений, которая
выражается в особой грации, легкости, изяществе. У детей резко возрастает
способность к исполнению разнообразных и сложных движений по
координации. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более
сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские
песни, но и некоторые классические произведения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
:
Пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать
работать над техникой и качеством их исполнения (легкость,
пружинность, координацией);
Развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных
этюдах, стимулировать создание развернутых творческих композиций;
Продолжать работать над развитием чувства музыкального ритма,
ориентировки в пространстве;
Продолжать учить народным и бальным танцам(вальс,галоп),
продолжать работать над эмоциональным общением в них;
Учить выражать в свободных, естественных пантомимических
движениях динамику развития музыкального образа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (
дополнение к старшей группе):
1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:
-Развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности:
Темп: - разнообразный, а так же ускорения и замедления.
Динамику: - усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков.
Регистр: - высокий, средний, низкий.
Метроритм:
- разнообразный, в том числе и синкопы
-Различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по
характеру частями),а так же вариации, рондо.
-Развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс,
полька, старинный и современный танец), песня – (песня-марш, песня-танец и
др.), марш – разный по характеру, и выражать это в соответствующих
движениях.
-Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения(веселое - грустное, шаловливое - спокойное)
2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений:
Основные: - ходьба –
бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках,
топающим шагом, вперед и назад,с высоким подниманием колена, в разном
темпе и ритме, ходьба на четвереньках.
-бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ(«бабочки», «птички»,
«ручейки»,и т.д.),широкий («волк»),острый(«бежим по горячему песку»).
- прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед,
прямой галоп – «лошадки»,легкие поскоки.
Имитационные движения:
-Разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям
образ, настроение или состояние («веселый гном», «трусливый заяц», «хитрая
лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.)
-Уметь передавать динамику настроения, например: « обида – прощение –
радость».
Плясовые движения:
-Элементы народных плясок и детского бального танца, доступного по
координации – например: «ковырялочка» с поворотом, «выбрасывание» ног,
присядка для мальчиков.
-Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног.
3.РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ:
-Самостоятельно находить свободное место в зале;
-Перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в
шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:
-Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
-Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные
движения.
5.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
-Развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать
слуховое представление и двигательную реакцию.
-Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе
движения в различных темпах и ритмах.
-Развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи.
6.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:
-Воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный
образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.
-Формирование чувства такта (например: - не шуметь в помещении, если кто-
то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то
уронил во время движения).
-Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно :
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на
танец и затем проводить её на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Умение детей точно координировать движения с основными средствами
музыкальной выразительности, передавая в танце эмоционально-
образное содержание;
Способность к запоминанию и самостоятельному исполнению
композиций, использование разнообразных видов движений в
импровизации под музыку.
Исполнение самостоятельно придуманных движений, отражающих
содержание песни, вариации элементов плясовых движений;
ПЛАН РАБОТЫ подг.гр. сентябрь - октябрь
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-ходьба: друг за другом, за разными ведущими, ( бодрая, спокойная, на
носках, на пятках, пружинящим шагом, вперед и назад, по кругу и в разных
направлениях).
-бег: легкий, ритмичный, широкий.
-различные виды галопа, поскоки.
Упр.
« Смотри и повторяй!».
Задачи: Развитие внимания, чувства, ритма, точности в выполнении
движений, координация рук и ног
Упр
« Танцуйте сидя»
Задачи: Развитие координации движений, чувства ритма, произвольного
внимания, способности к импровизации.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны и приглашение на танец, окончание танца.
-3 боковых галопа с притопом (по одному и в парах).
-«ковырялочка» с поворотом.
-кружение девочек в «воротках», образованных мальчиками.
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
-« Танец с осенними веточками» муз. А.Петрова к к/ф «Служебный
роман»
Задачи: Развитие музыкальности, мягкости, плавности движений рук,
умения самостоятельно переходить к др. движениям в соответствии с
музыкальными фразами, умения танцевать с предметом, ориентироваться в
перестроениях.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
-«Цирковые лошадки» муз.П.Мориа
Задачи
:
Развитие чувства ритма, координации, ловкости в движениях,
творческого воображения.
-«Осень в природе»
-«Два барана» - шуточная парная композиция на песню М.Козлова «Два
барана».
Задачи: Развитие творческого воображения, способности к импровизации, а
также чувство юмора.сказ, составленный педагогом, а потом детьми –
отобразить на лице (удивление, интерес, осторожность, радость.)
ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. ноябрь – декабрь
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-
ходьба:
пружинящим шагом, «с каблучка», «гусиным» шагом
(вперед и назад, с
ускорением и замедлением)
-
бег: легкий, широкий, пружинящий.
-
прыжковые движения: на одной, на двух ногах с различными
вариациями, поскоки.
Упр.: «Птичий двор» песня «Ки-ко-ко» в исполнении Пипо Франко.
Задачи:
Развитие чувства ритма, координации движений, воображения,
способности к импровизации.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны, приглашение на танец, окончание танца.
-
«пружинка» с хлопком и выставлением ноги на пятку.
-
Обход партнера, делая «воротики».
-
Перестроение «змейка».
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
Танцы для Новогоднего утренника
Задачи: Развитие умения двигаться в паре, четкости, координации движений,
выразительности, пластики, музыкальности, гибкости, внимания, памяти.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Упр: «Разноцветная игра» муз.Б.Савельева.
Задачи:
Развитие
музыкального
слуха,
быстроты
реакции,
памяти,выразительности, фантазии.
Упр. На мимику «Мишка и пчела»
ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. январь – февраль
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-
ходьба: хороводный шаг - «выворачивание» круга (с
замедлением, ускорением, пружинящим шагом)
-
бег: широкий («волк», «петрушки»),с закидыванием ног назад.
-
прыжковые движения : различные виды галопа, поскоки
«легкие» и «сильные»
-
Упр.: «Полька» болгарская плясовая мелодия «Кремена» муз. А.Арскос.
Задачи: Развитие чувства ритма, быстроты реакции, умения быстро
перестраиваться в пространстве.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
поклоны, реверансы.
-
3 шага боковым галопом (в парах и по одному) – в конце
девочки выполняют подскок, мальчики – поддержку.
-
Ориентировка в пространстве (перестроения)
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
Танцы для утренников 23 февраля и 8 Марта
Задачи: Развитие музыкальности, чувства ритма, координации движений,
выразительной пластики, быстроты реакции.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Танец – игра «Найди себе пару»
Задачи: Развитие чувства ритма, ориетировки в
пространстве,коммуникативных качеств, способности к импровизации.
Упр. На выразительность жестов : «Змей Горыныч» («Психогимнастика»
М.Чистяковой стр. 100)
ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. март – апрель
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-
ходьба: русский шаг «Кадрили» - с каблучка (в разных
направлениях, со сменой ведущих, на месте, вокруг себя)
-
бег: пружинящий, с закидыванием ног назад и вперед.
-
Прыжковые движения: различные виды галопа,прыжки на
двух ногах, на месте и с продвижением вперед (с различными
вариациями), поскоки.
Упр. «Мячик» муз.М.Минкова
Задачи: развитие выразительных движений, образного мышления, чувства
ритма, умения сочетать движение с музыкой в быстром темпе.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
Танцевальные элементы к танцу «Кадриль»
-
Танцевальные элементы к эстрадному танцу
-
Танцевальные элементы к «Вальсу»
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
1.Русский народный танец
Задачи: Знакомство с музыкальной формой – «вариации», развитие чувства
ритма, координации и выразительности движений, освоение элементов
русской пляски.
2.Эстрадный танец
Задача: знакомство с эстрадным, современным танцем, развитие чувства
ритма, координации, ловкости движений, красивой осанки, гибкости и
пластичности.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
1.«Пластический этюд» муз. А.Петрова – «Вальс» из к\ф «Берегись
автомобиля».
Задачи: развитие музыкальности, гибкости, пластичности, координации
движений
.
2.Упр. «Дракон кусает свой хвост» - «Психогимнастика» М.Чистякова
стр. 59.
ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. – май
1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
-
ходьба: русский шаг «Сударушки» - (3 шага с остановкой) (в
разных направлениях, по одному и в паре)
-
бег: различные виды бега, подскоки;
-
Прыжковые движения: различные виды галопа и прыжков.
-
Упр. « Заводные игрушки»
Задачи: развитие выразительных движений, образного мышления, чувства
ритма, умения сочетать движение с музыкой в быстром темпе.
2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
-
Танцевальные элементы к танцам(«Сударушка»)
-
Танцевальные элементы к «Вальсу».
3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:
1.Русский народный танец «Сударушка»
Задачи: Совершенствование знакомых движений, развитие чувства ритма,
координации и выразительности движений, освоение элементов русской
пляски.
2.Бальный танец «Прощальный вальс»
Задача: Совершенствование умения двигаться в ритме вальса, развития
выразительности, пластики, координации, ловкости движений, красивой
осанки.
4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
1.Упр. «Весёлые дети »
Задачи: развитие музыкальности, гибкости, пластичности, координации
движений
.
2.Упр. «Конфетка» - «Психогимнастика» М.Чистякова стр. 34.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды
танцевального шага, перемещаясь по кругу.
Строятся в колонны по 4 человека или в «шахматном порядке»
ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в
колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети
здороваются с преподавателем (общий поклон).
Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача
подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных
упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание
разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения,
упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям,
элементам,
закрепляют
старые.
Постепенно
изученные
движения
объединяются в танец.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного
перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся
игровые
танцы
под
знакомую
детям
музыку.
Выполнение
простых
танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки
детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает
дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев
проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать
действия детей, развивать их внимание, артистизм.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они
прощаются с преподавателем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия
ритмикой
необходимо
проводить
в
танцевальном
зале,
оборудованном станками, зеркалами.
Во время занятий педагогу следует периодически менять направление
движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу,
они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия
лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а
впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.
Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в
последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном
случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув
смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать
самостоятельно.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа
и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании
этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к
потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в
этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.
Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их
закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность.
Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал
пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость
движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует
требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если
только она не является природной особенностью ребенка.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям,
учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические
данные, степень восприятия и усвоения материала.
Овладение
двигательными
навыками
всегда
должно
сопровождаться
положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать
стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит
образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.
В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким
исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания
и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития
индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви
и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Ежегодно составляется план работы с родителями . Этот план работы
соответствует годовому плану ДОУ и годовому плану УДО.
Проводятся беседы, консультации, информация в уголках,
анкетирование, приглашение на утренники, круглые столы, выступления на
собраниях, совместное приготовление атрибутов для танцев и пошива
костюмов, украшение зала.
Провести работу со всеми родителями по вопросу обеспечения детей,
посещающих занятия хореографией специальной обувью \чешками\
балетки для занятий.
Провести беседу с родителями детей, обладающих хореографическими
способностями о необходимости регулярно посещать детский сад для
качественной и своевременной подготовки индивидуальных номеров к
утренникам.
Провести работу с родителями по вопросу приобретения материала для
изготовления детских танцевальных костюмов к Новогодним
праздникам.
Провести совместно с родителями подготовку костюмов и атрибутов
для проведения утренников.
Подготовить рекомендации для родителей «Методы и приемы
развития чувства ритма у детей в домашних условиях».
Подготовить наглядный материал в родительские уголки «Так танцуют
наши дети».
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и
пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.
2.
Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
3.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с. – С.10.
4.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение,
1980.
5.
Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986.
6.
Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.
7.
Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. –
СПб: Просвещение, 1994.
8.
Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в
занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.
9.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.:
Владос, 2003.
10.Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
11.Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» № 1,2,3,4,5,6. –
СПб.: «Музыкальная палитра», 2006.
12.Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.
13.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-
игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
Методическая разработка к рабочей учебной программе
по хореографии «Ритмика и танец»
Педагог дополнительного образования
Никулина Олеся Ивановна
Пояснительная записка
Приведенный здесь материал поможет развить в ребенке
выразительность, пластичность, общую культуру движений.
Ритмические упражнения под чтение стихов разовьют у ребенка чувства
ритма, умение двигаться под музыку.
В главах «Упражнения на повторение движений у растений и животных»,
ваш малыш сможет не только изобразить с помощью пластики растения и
любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на
заданные темы.
Материал глав «Танцы-импровизации» и «Пластические этюды на
перевоплощение
и
чтение
стихов»
поможет
ребенку
сочинить
свой
собственный оригинальный танец, разовьет его воображение, научит
импровизировать под музыку.
Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов
Упражнение №1.
Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками.
Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он
должен произносить сам.
Доктор Фостер
Отправился в Глостер
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу,
Промок еще хуже,
И больше он там не бывал!
Упражнение №2.
Это упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью
различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря: Прохлопай руками 7 раз
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет,
И жалобно плачет,-
Протопайте ногами 7 раз
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Пройдите вперед на 4 шага
Ботинок для правой ноги.
Прохлопайте руками 3 раза
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Пройдите назад на 4 шага
Да только смотри- береги!
Прохлопайте руками 3 раза
Упражнения на повторение «движений»
растений
Упражнение №1.Дерево
Давай немного пофантазируем. Представь, что ты
– дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуй
изобразить, как дерево живет.
В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви
живые, они слегка колышутся из стороны в сторону.
Ветер подул сильнее, и
ветви дерева заколыхались
сильнее.
Но вот ветер подул с такой силой, что
дереву трудно устоять и его ветви
клонит к земле.
И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и
сломалось.
Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого
сломанного
дерева
появился
маленький
зеленый
росток,
который
превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения №2. Роза
А теперь давай перенесемся в сказочную Страну цветов. Посмотри,
сколько вокруг прекрасных цветов! Выбери один какой–нибудь цветок,
например Розу. Попробуй изобразить, что с ней происходит.
Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле
и ждет, когда ему можно будет прорасти.
Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.
Он тянется все выше и выше – и вот
уже перед нами огромный розовый
бутон.
И наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок
впервые взглянул на мир. Не забывай, это не просто
цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки,
словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза,
какой у нее характер. Оживи свой цветок!
- Как ласково пригревает солнышко, как
прохладно веет ветерок!
Я - самая прекрасная Роза на земле,
мне так радостно стоять и любоваться собой и
всем вокруг!
- Ах, как хочется пить!
Я изнываю от жажды,
мои
лепестки
могут
засохнуть… Наконец-то
пошел дождь! Ах, как
хорошо!
Но наступила ночь, Роза прикрылась своими
лепестками, словно одеяльцем, и уснула.
Упражнения на повторение движений животных
Упражнение №1.Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем
повсюду, у многих они есть дома.
Какие же пластичные движения свойственны кошке?
Представь себе какую-нибудь кошку, которую ты видел или знаешь.
А теперь вспомни, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину.
Пройдись как кошка!
Вспомни, как кошка умывается,
вылизывая себя языком, как чешет
себя за ушком. Вспоминая, попробуй
делать те же движения, что и она.
Кошка фырчит,
выгибая спину, когда
сердится или хочет
напугать.
Посмотри, как она прогнулась, когда ластиться к тебе или когда у нее просто
хорошее настроение.
Изобрази движениями, как кошка
лезет в дырку в заборе.
Пройдись на четырех лапах.
Придумай и сыграй сценку – этюд.
Кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но
вот она проснулась, потянулась, умылась и стала
разгуливать по комнате.
Вначале подумай, какая это будет кошка: дикая или домашняя, взрослая
или котенок. Какой она породы? Какого она цвета? Какой у нее характер?
Что она собирается делать? Может, она только что поела и хочет поиграть?
А, может она голодная и вышла на охоту? Фантазируй и у тебя получится
очень интересная игра!
Упражнение №2.Лягушка
Этот представитель животного мира также
должен
быть
хорошо
знаком.
Основными
движениями у лягушки являются прыжки. А вот
что может получиться, если движения лягушки
перевести на язык пластики.
Так лягушка сидит.
Повтори ее позу.
Прыгай вперед, опираясь на руки и
отталкиваясь от пола ногами!
Представь, что лягушка плывет,
и повтори ее движения.
Придумай и сыграй сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представь, что на
болоте, где живет наш воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий
концерт. Кто-то будет квакать-петь в хоре, кто-то показывать акробатические
номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Сидя в том же положении, поработай
ногами
Поднимай руки попеременно
вверх-вниз.
Теперь, опираясь на руки, подпрыгни.
Не получилось.
Упражнение №3.Лебедь
Ну конечно, мы знаем эту удивительную
благородную птицу с огромными крыльями
и красивой длинной шеей.
Главное в пластическом изображении
лебедя – это руки.
Плавно поднимай и опускай
руки.
Поднимись на носки и продолжай
движения руками. Это напоминает
взмахи крыльями.
Представь, что это тебя злой волшебник превратил в лебедя.
Придумай и сыграй сценку-этюд.
Голову слегка наклони, а одну
руку выведи вперед.
Какие у тебя будут движения? Какой танец?
Танцы-импровизации
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец
самостоятельно - это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить
его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это
очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение
выбрать.
Кроме музыки в создании
танца могут помочь разли-
чные вещи.
Возьми веер и попробуй
вообразить себя сказочной
Восточной принцессой и
исполнить танец с веером.
Если у тебя есть зонтик,
можно вообразить, что
ты танцуешь под дождем
по мокрой мостовой
танец с зонтиком.
А какие еще у тебя есть вещи, с которыми ты можешь танцевать? Может, это
платок или шарф? А может, это твой любимый мишка или кукла?
Фантазируй смелее, слушай музыку, и у тебя получится только твой танец!
Пластические этюды под чтение стихов
Выразительно читая стихотворение, попробуй выразить его содержание
при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми
стихами.
Этюд №1.Считалочка
Вышли мыши как-то раз Осторожно иди на цыпочках
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре. Похлопай 4 раза в ладоши
Мыши дернули за гири. Подними и опусти руку
Вдруг раздался страшный звон. Присядь, закрыв уши,
Убежали мышки вон! Убегай
Этюд №3. Бабочка
Меня напрасно осуждают, Выбеги вперед, взмахни
Что я танцую без конца. руками, словно крылышками
Пою, кружусь я и порхаю, Покружись в одну сторону
Чтоб людям радовать сердца. Покружись в другую сторону
А мир так весел и прекрасен, Делай подскоки по кругу вправо
В нем звон ручьев и леса шум. руки свободно «летают»
И как же должен быть несчастен, Делай подскоки по кругу в
Кто вечно мрачен и угрюм!
другую сторону
Пластические этюды на перевоплощение
Посмотри внимательно на животных, которые здесь нарисованы. Не правда
ли, интересно «поиграть» в кого-нибудь из них. Попробуй под музыку
двигаться, как тигр, обезьяна, орел, цапля, собака.
Используемая литература
1.БарышниковаТ. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2000
2.Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных.– М.: Издательство
Эксмо, 2003
3. Веденеева И.В. Будь молодой и грациозной. – М.: 1986.
4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в
подготовительных классах. Выпуск 1,М.;Музгиз, 1963, 1972, 1979.
5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей.- М.: Издательство « Гном-Пресс», 1998