Напоминание

"Ритмика и танец"


Автор: Никулина Олеся Ивановна
Должность: воспитатель (хореограф)
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Рабочая учебная программа по хореографии для детей дошкольного возраста
Тема: "Ритмика и танец"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление дошкольного образования

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

МБДОУ «Детский сад №93 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

Рабочая учебная программа по хореографии для детей

дошкольного возраста

( старшая, подготовительная группы (5-7 лет))

«РИТМИКА И ТАНЕЦ»

Составитель: Никулина О.И. - воспитатель

Срок реализации : 2 года

Сыктывкар,2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для

воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции

различных видов художественной деятельности.

Музыкально-ритмические упражнения - одно из универсальных средств

развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности

движений, творческого воображения. Доказано, что занятия движениями для

детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому

что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг,

подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна,

И.М.Сеченова, В.М.Бехтерова, методика М.Фильденкрайза и др.) В то же

время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых

привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции,

реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на

его состоянии и воспитании

Занятия по хореографии базируется на авторской программе по ритмической

пластики А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». Основная направленность

этой программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение

своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Программа А.И. Бурениной составлена с учётом возрастных и

психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста и

направлена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое

развитие ребёнка, а так же на укрепление здоровья детей.

При составлении планирования работы по хореографии учитывались

требования программы «Истоки». При этом очень важно, как организован сам

процесс занятий с детьми, который должен приносить детям радость, иначе он

теряет половину своей цены!

«Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем оно сильнее, тем

больше повинуется».

Ж.Ж.Руссо.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Развивать музыкальные и творческие способности детей с

учетом возможностей каждого ребёнка посредством

музыкально – ритмических движений;

Научить детей необходимым двигательным навыкам;

Знакомить детей с различными видами танцев;

Воспитывать у детей интерес к танцу,

к

музыкальной культуре;

Дать возможность детям проявить свои творческие способности

в практической деятельности;

Формирование средствами музыки и ритмических движений

разнообразных умений, способностей, качеств личности;

Гармоническое психическое, духовное и физическое развитие

детей.

Занятия по хореографии проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия:

старшая группа –25 мин.

подготовит. группа –30 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ( 5 МИН.):

-Основные движения (разнообразные ходьба, бег, прыжковые движения,

поклоны)

-Общеразвивающие упражнения:

-

а) на различные группы мышц и различный характер, способ

движения ( упр.на плавность движений, махи)

-

б) упр. На развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости

движений, координации рук и ног.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 МИН.):

-Плясовые движения, шаги.

-Ориентировка в пространстве.

-Работа с предметом.

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАННЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТАНЦЕВ, КОМПОЗИЦИЙ

(10 МИН.).

4.ИММИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (5 МИН.):

-Образно – игровые движения.

-Работа над мимикой.

-Пантомима.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по

координации движения; возрастает способность к восприятию тонких

оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

:

Формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных

естественных движений.

Развивать умение импровизировать под музыку;

Развивать чувство музыкального ритма, ориентировка в пространстве;

Учить народным и бальным танцам(полька,галоп), продолжать работать

над эмоциональным общением в них;

Поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над

музыкально-двигательными сюжетными этюдами.

1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:

Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и

новые музыкальные произведения; двигаться под музыку, знавать, что это за

произведение;

Обогащение слушательского опыта разнообразными по жанру и стилю

музыкальными сочинениями. Развитие умения передавать в пластике

разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;

Развитие умения передавать основные средства музыкальной

выразительности: темп (разнообразный, а так же с ускорением и замедлением),

динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических

оттенков);

Развитие способности различать жанр музыкального произведения: плясовая,

марш, песня.

2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя

перечисленные ниже виды движений:

Ходьба - бодрая, спокойная, «на полупальцах», на пятках,

пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад, высокий шаг в

разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с

ускорением и замедлением.

Бег - лёгкий и ритмичный, передающий различный образ, широкий,

острый, пружинящий, высокий, с закидыванием ног вперед и назад..

Прыжковые движения - на одной, на двух на месте и с различными

вариациями, различные виды галопа, поскок «лёгкий» и «сильный».

Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и

различный характер – упр. на развитие гибкости

и пластичности, точности

и ловкости движений, координации рук и ног.

Упражнения с предметами – платочки, шарфы, ленточки, султанчики,

листья, цветы, шары.

Хореографические упражнения – поклон для мальчиков, реверанс для

девочек. Танцевальные позиции рук и ног. Полуприседы и подъёмы на носки.

Выставление ноги вперёд и в сторону, поднимание ноги. Соединение

изученных упражнений в композицию.

Танцевальные шаги – Шаг галопа вперёд; Шаг польки; Шаг с

подскоком;

Русский переменный шаг; Шаг с притопом; Русский шаг с приподанием;

Соединение изученных движений в композицию.

Плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального

танца ,доступные по координации; танцевальные упр., включающие

асимметрию из современных различных танцев, а так же разнонаправленные

движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки,

переменный шаг, шаг с притопом и др.

3.РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ:

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,

становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в

несколько кругов;

Самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций

(«змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:

Развитие умения сочинять несложные плясовые движения и их комбинации.

Формирование умений выполнять знакомые движения в различных игровых

ситуациях, под другую музыку;

Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные

движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои

творческие проявления и давать оценку другим детям.

5.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:

Развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с

музыкой;

Развитие слухового внимания и способность координировать слуховое

представление и двигательную реакцию;

Развитие восприятия, воли, мышления – на основе усложнения заданий

(увеличение объёма движений продолжительности звучания музыки,

разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

Развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомиме: радость,

грусть, страх, тревога и т.д.

6.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:

Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным,

игровым персонажам;

Формирование чувства такта, умения вести себя в зале, во время занятий, (не

толкаясь, находить себе место, помочь девочке);

Воспитание потребности научить младших детей тем упр., которые уже

освоены.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Выразительность исполнения движений под музыку;

Умение самостоятельно отображать в движении основные средства

музыкальной выразительности;

Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных

видов движений;

Способность к импровизации с использованием оригинальных и

разнообразных движений;

Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и

гимнастических композициях

ПЛАН РАБОТЫ старшая гр. сентябрь - октябрь

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-ходьба: друг за другом (по кругу, по квадрату) на носках, топающим

шагом(по кругу,в круг –из круга)

-бег: легкий на носках (по кругу,квадрату)

-поклоны девочек и мальчиков

Упр: «Ветерок и ветер»

Задачи: развитие музыкальности, плавности в движениях рук, соответствие

амплитуды махов хар – ру музыки.

Упр

.

«Танцуйте сидя» муз.Б.Савельева

Задачи: развитие координации движений, чувства ритма, внимания.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны и приглашение на танец, окончание танца;

-

перестроение из хоровода в пары;

«ковырялочка»

«Вертушка»

Задачи: Учить детей выполнять движения четко в такт музыке, исполнять их

легко и непринужденно, воспитывать культурные привычки.

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

- Парная пляска « Два притопа, три прихлопа» сл. И муз.

С.Г.Насауленко.

Задачи:

Развитие чувства ритма, координации движений, умения

ориентироваться в пространстве, воспитание теплого отношения друг к

другу.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

-«Белочка»

- игровая композиция .

Задачи: развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка

пружинить ногами во время маховых движений руками; развитие

музыкального слуха, выразительной пластики, воображения.

-Игра «Найди себе пару» муз.М.Спадевеккиа «Добрый жук»

Задачи:

Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве,

коммуникативных качеств, способности к импровизации.

ПЛАН РАБОТЫ старшая гр. ноябрь – декабрь

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-ходьба : топающим шагом, с высоким подниманием колена (вперед и

назад(спи

ной), в разном темпе)

-

бег: легкий, передающий образ ( «птички», «ветер»)

-

боковой галоп, легкие поскоки

Упр

.

«Веселые путешественники»

муз.М.Старокадамского

Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы,

быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны, приглашение на танец,окончание танца.

-

«пружинка» с хлопком и выставлением ноги на пятку

-

2 «пружинки» 2 «тарелки» 3 хлопка

-

3 боковых галопа с притопом.

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

Танцы для Новогоднего утренника

Задачи: Добиваться выразительности, легкости в движениях.

Развитие умения двигаться в парах, самостоятельно менять движения в

соответствии с музыкальными фразами, воспитание культурных привычек.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Игра «Птички и Ворона» муз.А.Кравцович

Задачи: Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к

импровизации, воображения и фантазии.

Разнообразные образно – игровые движения, раскрывающие образ –

«веселый» и «грустный» зайчик.

ПЛАН РАБОТЫ старшая гр. январь – февраль

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-

ходьба: пружинящий шаг (в разном темпе и динамике на всей

ступне, на носках, на пятках)

-

бег: легкий, на носках, передающий различный образ

(«снежинки», «легкая метель – сильная вьюга»)

-

прыжковые движения: на двух ногах на месте, поскоки.

Упр.: «Едем к бабушке в деревню» грузинская песня

Задачи: Развитие точности и ловкости движений, формирование навыка

пружинящего шага, умения координировать движение с музыкой,

воспитание творческого воображения.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны, приглашение на танец, окончание танца.

-

3 боковых галопа с притопом

-

разучивание танцевальных элементов к пляске «Тройками».

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

1.Танец «Тройками» муз.Ф.Кулау

Задачи: развитие чувства ритма, способности чувствовать музыкальную

форму,а так же образного мышления, выразительности движений.

2.Пластический этюд «Дети и природа» муз.О.Юдахиной «Песенка о

разных языках»

Задачи: Развитие музыкальности, творческого воображения, выразительной

пластики, способности к импровизации.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Упр.: «Битва» муз.П.Хоффера

Мимикой изобразить Ивана-царевича (Богатыря), который сражается с

трехглавым Змеем-горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой

Иван-царевич.

ПЛАН РАБОТЫ старшая группа март – апрель

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-ходьба : «змейкой» (в разных направлениях, со сменой ведущих, в

разном темпе и динамике)

-

бег : широкий («волк», «петрушки»)

-

прыжковые движения : прямой галоп, «лошадки»(со сменой

ног), поскоки.

Упр. «Лошадки»

Задачи: Развитие чувства ритма, координации движений, чувства

равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в

пространстве (в круг – в рассыпную).

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны, приглашение на танец, окончание танца, реверансы.

-

Выбрасывание ног вперед (На месте, с продвижением вперед)

-

Полуприседание (девочки), полуприсядка (мальчики) – с

выставлением ног на пятку.

-

«ковырялочка» с поворотом.

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

Танцы для весенних утренников

Задачи: Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, создание

приподнятого настроения.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Игра « Козочки и Волк» муз. Из к/ф «Звуки музыки»

Задачи: развитие творческого воображения,музыкального слуха,

выразительности движений.

Упр. На развитие мимических движений «Карлсон» -

«Психогимнастика» М.Чистякова стр. 79.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЫ

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ.

В этом возрасте дети достигают кульминации в развитии движений, которая

выражается в особой грации, легкости, изяществе. У детей резко возрастает

способность к исполнению разнообразных и сложных движений по

координации. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более

сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские

песни, но и некоторые классические произведения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

:

Пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать

работать над техникой и качеством их исполнения (легкость,

пружинность, координацией);

Развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных

этюдах, стимулировать создание развернутых творческих композиций;

Продолжать работать над развитием чувства музыкального ритма,

ориентировки в пространстве;

Продолжать учить народным и бальным танцам(вальс,галоп),

продолжать работать над эмоциональным общением в них;

Учить выражать в свободных, естественных пантомимических

движениях динамику развития музыкального образа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (

дополнение к старшей группе):

1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:

-Развитие умения передавать основные средства музыкальной

выразительности:

Темп: - разнообразный, а так же ускорения и замедления.

Динамику: - усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических

оттенков.

Регистр: - высокий, средний, низкий.

Метроритм:

- разнообразный, в том числе и синкопы

-Различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по

характеру частями),а так же вариации, рондо.

-Развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс,

полька, старинный и современный танец), песня – (песня-марш, песня-танец и

др.), марш – разный по характеру, и выражать это в соответствующих

движениях.

-Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,

различные оттенки настроения(веселое - грустное, шаловливое - спокойное)

2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя

перечисленные ниже виды движений:

Основные: - ходьба –

бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках,

топающим шагом, вперед и назад,с высоким подниманием колена, в разном

темпе и ритме, ходьба на четвереньках.

-бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ(«бабочки», «птички»,

«ручейки»,и т.д.),широкий («волк»),острый(«бежим по горячему песку»).

- прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед,

прямой галоп – «лошадки»,легкие поскоки.

Имитационные движения:

-Разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям

образ, настроение или состояние («веселый гном», «трусливый заяц», «хитрая

лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.)

-Уметь передавать динамику настроения, например: « обида – прощение –

радость».

Плясовые движения:

-Элементы народных плясок и детского бального танца, доступного по

координации – например: «ковырялочка» с поворотом, «выбрасывание» ног,

присядка для мальчиков.

-Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног.

3.РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ:

-Самостоятельно находить свободное место в зале;

-Перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в

шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:

-Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых

ситуациях, под другую музыку;

-Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные

движения.

5.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:

-Развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с

музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать

слуховое представление и двигательную реакцию.

-Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе

движения в различных темпах и ритмах.

-Развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи.

6.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:

-Воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный

образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.

-Формирование чувства такта (например: - не шуметь в помещении, если кто-

то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то

уронил во время движения).

-Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно :

пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на

танец и затем проводить её на место, извиниться, если произошло нечаянное

столкновение и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Умение детей точно координировать движения с основными средствами

музыкальной выразительности, передавая в танце эмоционально-

образное содержание;

Способность к запоминанию и самостоятельному исполнению

композиций, использование разнообразных видов движений в

импровизации под музыку.

Исполнение самостоятельно придуманных движений, отражающих

содержание песни, вариации элементов плясовых движений;

ПЛАН РАБОТЫ подг.гр. сентябрь - октябрь

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-ходьба: друг за другом, за разными ведущими, ( бодрая, спокойная, на

носках, на пятках, пружинящим шагом, вперед и назад, по кругу и в разных

направлениях).

-бег: легкий, ритмичный, широкий.

-различные виды галопа, поскоки.

Упр.

« Смотри и повторяй!».

Задачи: Развитие внимания, чувства, ритма, точности в выполнении

движений, координация рук и ног

Упр

« Танцуйте сидя»

Задачи: Развитие координации движений, чувства ритма, произвольного

внимания, способности к импровизации.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны и приглашение на танец, окончание танца.

-3 боковых галопа с притопом (по одному и в парах).

-«ковырялочка» с поворотом.

-кружение девочек в «воротках», образованных мальчиками.

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

-« Танец с осенними веточками» муз. А.Петрова к к/ф «Служебный

роман»

Задачи: Развитие музыкальности, мягкости, плавности движений рук,

умения самостоятельно переходить к др. движениям в соответствии с

музыкальными фразами, умения танцевать с предметом, ориентироваться в

перестроениях.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

-«Цирковые лошадки» муз.П.Мориа

Задачи

:

Развитие чувства ритма, координации, ловкости в движениях,

творческого воображения.

-«Осень в природе»

-«Два барана» - шуточная парная композиция на песню М.Козлова «Два

барана».

Задачи: Развитие творческого воображения, способности к импровизации, а

также чувство юмора.сказ, составленный педагогом, а потом детьми –

отобразить на лице (удивление, интерес, осторожность, радость.)

ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. ноябрь – декабрь

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-

ходьба:

пружинящим шагом, «с каблучка», «гусиным» шагом

(вперед и назад, с

ускорением и замедлением)

-

бег: легкий, широкий, пружинящий.

-

прыжковые движения: на одной, на двух ногах с различными

вариациями, поскоки.

Упр.: «Птичий двор» песня «Ки-ко-ко» в исполнении Пипо Франко.

Задачи:

Развитие чувства ритма, координации движений, воображения,

способности к импровизации.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны, приглашение на танец, окончание танца.

-

«пружинка» с хлопком и выставлением ноги на пятку.

-

Обход партнера, делая «воротики».

-

Перестроение «змейка».

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

Танцы для Новогоднего утренника

Задачи: Развитие умения двигаться в паре, четкости, координации движений,

выразительности, пластики, музыкальности, гибкости, внимания, памяти.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Упр: «Разноцветная игра» муз.Б.Савельева.

Задачи:

Развитие

музыкального

слуха,

быстроты

реакции,

памяти,выразительности, фантазии.

Упр. На мимику «Мишка и пчела»

ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. январь – февраль

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-

ходьба: хороводный шаг - «выворачивание» круга (с

замедлением, ускорением, пружинящим шагом)

-

бег: широкий («волк», «петрушки»),с закидыванием ног назад.

-

прыжковые движения : различные виды галопа, поскоки

«легкие» и «сильные»

-

Упр.: «Полька» болгарская плясовая мелодия «Кремена» муз. А.Арскос.

Задачи: Развитие чувства ритма, быстроты реакции, умения быстро

перестраиваться в пространстве.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

поклоны, реверансы.

-

3 шага боковым галопом (в парах и по одному) – в конце

девочки выполняют подскок, мальчики – поддержку.

-

Ориентировка в пространстве (перестроения)

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

Танцы для утренников 23 февраля и 8 Марта

Задачи: Развитие музыкальности, чувства ритма, координации движений,

выразительной пластики, быстроты реакции.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Танец – игра «Найди себе пару»

Задачи: Развитие чувства ритма, ориетировки в

пространстве,коммуникативных качеств, способности к импровизации.

Упр. На выразительность жестов : «Змей Горыныч» («Психогимнастика»

М.Чистяковой стр. 100)

ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. март – апрель

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-

ходьба: русский шаг «Кадрили» - с каблучка (в разных

направлениях, со сменой ведущих, на месте, вокруг себя)

-

бег: пружинящий, с закидыванием ног назад и вперед.

-

Прыжковые движения: различные виды галопа,прыжки на

двух ногах, на месте и с продвижением вперед (с различными

вариациями), поскоки.

Упр. «Мячик» муз.М.Минкова

Задачи: развитие выразительных движений, образного мышления, чувства

ритма, умения сочетать движение с музыкой в быстром темпе.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

Танцевальные элементы к танцу «Кадриль»

-

Танцевальные элементы к эстрадному танцу

-

Танцевальные элементы к «Вальсу»

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

1.Русский народный танец

Задачи: Знакомство с музыкальной формой – «вариации», развитие чувства

ритма, координации и выразительности движений, освоение элементов

русской пляски.

2.Эстрадный танец

Задача: знакомство с эстрадным, современным танцем, развитие чувства

ритма, координации, ловкости движений, красивой осанки, гибкости и

пластичности.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

1.«Пластический этюд» муз. А.Петрова – «Вальс» из к\ф «Берегись

автомобиля».

Задачи: развитие музыкальности, гибкости, пластичности, координации

движений

.

2.Упр. «Дракон кусает свой хвост» - «Психогимнастика» М.Чистякова

стр. 59.

ПЛАН РАБОТЫ подготовительная гр. – май

1.РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

-

ходьба: русский шаг «Сударушки» - (3 шага с остановкой) (в

разных направлениях, по одному и в паре)

-

бег: различные виды бега, подскоки;

-

Прыжковые движения: различные виды галопа и прыжков.

-

Упр. « Заводные игрушки»

Задачи: развитие выразительных движений, образного мышления, чувства

ритма, умения сочетать движение с музыкой в быстром темпе.

2.РАЗУЧИВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

-

Танцевальные элементы к танцам(«Сударушка»)

-

Танцевальные элементы к «Вальсу».

3.МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ:

1.Русский народный танец «Сударушка»

Задачи: Совершенствование знакомых движений, развитие чувства ритма,

координации и выразительности движений, освоение элементов русской

пляски.

2.Бальный танец «Прощальный вальс»

Задача: Совершенствование умения двигаться в ритме вальса, развития

выразительности, пластики, координации, ловкости движений, красивой

осанки.

4.ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

1.Упр. «Весёлые дети »

Задачи: развитие музыкальности, гибкости, пластичности, координации

движений

.

2.Упр. «Конфетка» - «Психогимнастика» М.Чистякова стр. 34.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды

танцевального шага, перемещаясь по кругу.

Строятся в колонны по 4 человека или в «шахматном порядке»

ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в

колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети

здороваются с преподавателем (общий поклон).

Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача

подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных

упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание

разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения,

упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям,

элементам,

закрепляют

старые.

Постепенно

изученные

движения

объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного

перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся

игровые

танцы

под

знакомую

детям

музыку.

Выполнение

простых

танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки

детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает

дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев

проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать

действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они

прощаются с преподавателем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия

ритмикой

необходимо

проводить

в

танцевальном

зале,

оборудованном станками, зеркалами.

Во время занятий педагогу следует периодически менять направление

движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу,

они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия

лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а

впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в

последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном

случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув

смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать

самостоятельно.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа

и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании

этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к

потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в

этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их

закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность.

Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал

пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость

движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует

требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если

только она не является природной особенностью ребенка.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям,

учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические

данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение

двигательными

навыками

всегда

должно

сопровождаться

положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать

стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит

образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.

В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким

исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания

и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития

индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви

и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Ежегодно составляется план работы с родителями . Этот план работы

соответствует годовому плану ДОУ и годовому плану УДО.

Проводятся беседы, консультации, информация в уголках,

анкетирование, приглашение на утренники, круглые столы, выступления на

собраниях, совместное приготовление атрибутов для танцев и пошива

костюмов, украшение зала.

Провести работу со всеми родителями по вопросу обеспечения детей,

посещающих занятия хореографией специальной обувью \чешками\

балетки для занятий.

Провести беседу с родителями детей, обладающих хореографическими

способностями о необходимости регулярно посещать детский сад для

качественной и своевременной подготовки индивидуальных номеров к

утренникам.

Провести работу с родителями по вопросу приобретения материала для

изготовления детских танцевальных костюмов к Новогодним

праздникам.

Провести совместно с родителями подготовку костюмов и атрибутов

для проведения утренников.

Подготовить рекомендации для родителей «Методы и приемы

развития чувства ритма у детей в домашних условиях».

Подготовить наглядный материал в родительские уголки «Так танцуют

наши дети».

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и

пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.

2.

Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

3.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с. – С.10.

4.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение,

1980.

5.

Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986.

6.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.

7.

Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. –

СПб: Просвещение, 1994.

8.

Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в

занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.

9.

Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.:

Владос, 2003.

10.Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.

11.Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» № 1,2,3,4,5,6. –

СПб.: «Музыкальная палитра», 2006.

12.Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.

13.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-

игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.

Методическая разработка к рабочей учебной программе

по хореографии «Ритмика и танец»

Педагог дополнительного образования

Никулина Олеся Ивановна

Пояснительная записка

Приведенный здесь материал поможет развить в ребенке

выразительность, пластичность, общую культуру движений.

Ритмические упражнения под чтение стихов разовьют у ребенка чувства

ритма, умение двигаться под музыку.

В главах «Упражнения на повторение движений у растений и животных»,

ваш малыш сможет не только изобразить с помощью пластики растения и

любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на

заданные темы.

Материал глав «Танцы-импровизации» и «Пластические этюды на

перевоплощение

и

чтение

стихов»

поможет

ребенку

сочинить

свой

собственный оригинальный танец, разовьет его воображение, научит

импровизировать под музыку.

Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов

Упражнение №1.

Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками.

Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он

должен произносить сам.

Доктор Фостер

Отправился в Глостер

Весь день его дождь поливал.

Свалился он в лужу,

Промок еще хуже,

И больше он там не бывал!

Упражнение №2.

Это упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью

различных движений.

У маленькой Мэри

Большая потеря: Прохлопай руками 7 раз

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет,

И жалобно плачет,-

Протопайте ногами 7 раз

Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере.

Пройдите вперед на 4 шага

Ботинок для правой ноги.

Прохлопайте руками 3 раза

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый,

Пройдите назад на 4 шага

Да только смотри- береги!

Прохлопайте руками 3 раза

Упражнения на повторение «движений»

растений

Упражнение №1.Дерево

Давай немного пофантазируем. Представь, что ты

– дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуй

изобразить, как дерево живет.

В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви

живые, они слегка колышутся из стороны в сторону.

Ветер подул сильнее, и

ветви дерева заколыхались

сильнее.

Но вот ветер подул с такой силой, что

дереву трудно устоять и его ветви

клонит к земле.

И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и

сломалось.

Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого

сломанного

дерева

появился

маленький

зеленый

росток,

который

превратился в молодое, полное сил дерево.

Упражнения №2. Роза

А теперь давай перенесемся в сказочную Страну цветов. Посмотри,

сколько вокруг прекрасных цветов! Выбери один какой–нибудь цветок,

например Розу. Попробуй изобразить, что с ней происходит.

Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле

и ждет, когда ему можно будет прорасти.

Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку.

Он тянется все выше и выше – и вот

уже перед нами огромный розовый

бутон.

И наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок

впервые взглянул на мир. Не забывай, это не просто

цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки,

словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза,

какой у нее характер. Оживи свой цветок!

- Как ласково пригревает солнышко, как

прохладно веет ветерок!

Я - самая прекрасная Роза на земле,

мне так радостно стоять и любоваться собой и

всем вокруг!

- Ах, как хочется пить!

Я изнываю от жажды,

мои

лепестки

могут

засохнуть… Наконец-то

пошел дождь! Ах, как

хорошо!

Но наступила ночь, Роза прикрылась своими

лепестками, словно одеяльцем, и уснула.

Упражнения на повторение движений животных

Упражнение №1.Кошка

Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем

повсюду, у многих они есть дома.

Какие же пластичные движения свойственны кошке?

Представь себе какую-нибудь кошку, которую ты видел или знаешь.

А теперь вспомни, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину.

Пройдись как кошка!

Вспомни, как кошка умывается,

вылизывая себя языком, как чешет

себя за ушком. Вспоминая, попробуй

делать те же движения, что и она.

Кошка фырчит,

выгибая спину, когда

сердится или хочет

напугать.

Посмотри, как она прогнулась, когда ластиться к тебе или когда у нее просто

хорошее настроение.

Изобрази движениями, как кошка

лезет в дырку в заборе.

Пройдись на четырех лапах.

Придумай и сыграй сценку – этюд.

Кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но

вот она проснулась, потянулась, умылась и стала

разгуливать по комнате.

Вначале подумай, какая это будет кошка: дикая или домашняя, взрослая

или котенок. Какой она породы? Какого она цвета? Какой у нее характер?

Что она собирается делать? Может, она только что поела и хочет поиграть?

А, может она голодная и вышла на охоту? Фантазируй и у тебя получится

очень интересная игра!

Упражнение №2.Лягушка

Этот представитель животного мира также

должен

быть

хорошо

знаком.

Основными

движениями у лягушки являются прыжки. А вот

что может получиться, если движения лягушки

перевести на язык пластики.

Так лягушка сидит.

Повтори ее позу.

Прыгай вперед, опираясь на руки и

отталкиваясь от пола ногами!

Представь, что лягушка плывет,

и повтори ее движения.

Придумай и сыграй сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представь, что на

болоте, где живет наш воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий

концерт. Кто-то будет квакать-петь в хоре, кто-то показывать акробатические

номера в воде, а кто-то будет танцевать.

Сидя в том же положении, поработай

ногами

Поднимай руки попеременно

вверх-вниз.

Теперь, опираясь на руки, подпрыгни.

Не получилось.

Упражнение №3.Лебедь

Ну конечно, мы знаем эту удивительную

благородную птицу с огромными крыльями

и красивой длинной шеей.

Главное в пластическом изображении

лебедя – это руки.

Плавно поднимай и опускай

руки.

Поднимись на носки и продолжай

движения руками. Это напоминает

взмахи крыльями.

Представь, что это тебя злой волшебник превратил в лебедя.

Придумай и сыграй сценку-этюд.

Голову слегка наклони, а одну

руку выведи вперед.

Какие у тебя будут движения? Какой танец?

Танцы-импровизации

Если немного пофантазировать, то можно придумать танец

самостоятельно - это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить

его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это

очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение

выбрать.

Кроме музыки в создании

танца могут помочь разли-

чные вещи.

Возьми веер и попробуй

вообразить себя сказочной

Восточной принцессой и

исполнить танец с веером.

Если у тебя есть зонтик,

можно вообразить, что

ты танцуешь под дождем

по мокрой мостовой

танец с зонтиком.

А какие еще у тебя есть вещи, с которыми ты можешь танцевать? Может, это

платок или шарф? А может, это твой любимый мишка или кукла?

Фантазируй смелее, слушай музыку, и у тебя получится только твой танец!

Пластические этюды под чтение стихов

Выразительно читая стихотворение, попробуй выразить его содержание

при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми

стихами.

Этюд №1.Считалочка

Вышли мыши как-то раз Осторожно иди на цыпочках

Посмотреть, который час.

Час, два, три, четыре. Похлопай 4 раза в ладоши

Мыши дернули за гири. Подними и опусти руку

Вдруг раздался страшный звон. Присядь, закрыв уши,

Убежали мышки вон! Убегай

Этюд №3. Бабочка

Меня напрасно осуждают, Выбеги вперед, взмахни

Что я танцую без конца. руками, словно крылышками

Пою, кружусь я и порхаю, Покружись в одну сторону

Чтоб людям радовать сердца. Покружись в другую сторону

А мир так весел и прекрасен, Делай подскоки по кругу вправо

В нем звон ручьев и леса шум. руки свободно «летают»

И как же должен быть несчастен, Делай подскоки по кругу в

Кто вечно мрачен и угрюм!

другую сторону

Пластические этюды на перевоплощение

Посмотри внимательно на животных, которые здесь нарисованы. Не правда

ли, интересно «поиграть» в кого-нибудь из них. Попробуй под музыку

двигаться, как тигр, обезьяна, орел, цапля, собака.

Используемая литература

1.БарышниковаТ. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2000

2.Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных.– М.: Издательство

Эксмо, 2003

3. Веденеева И.В. Будь молодой и грациозной. – М.: 1986.

4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в

подготовительных классах. Выпуск 1,М.;Музгиз, 1963, 1972, 1979.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

для детей.- М.: Издательство « Гном-Пресс», 1998



В раздел образования