Автор: Стародумова Наталья Ильинична
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ№9"
Населённый пункт: Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная программа "В поисках себя"
Раздел: полное образование
ПРОГРАММА
воспитательной работы в классе
на 2020-2025 гг.
для обучающихся 5-9 класса
Паспорт программы
Название программы: «В поисках себя»
Срок реализации программы: 2020г. – 2025г.
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей
формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному
становлению толерантной личности и активной гражданской позиции
школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-
исторических традиций страны.
Перечень основных направлений:
-Гражданско - патриотическое - «Я и моя Родина»
-Духовно - нравственное - «Я и окружающие люди»
-Интеллектуально - познавательное - «Я и мир знаний»
-Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
- Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
- Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Направленность:
Данная программа может быть использована в общеобразовательных
учреждениях (основной общеобразовательной школе; центре образования;
гимназии; лицее).
Пояснительная записка
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения
всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом
обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого
раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию
возлагается на школу, учителя, классного руководителя.
«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком,
предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы
используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за
который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за
необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей
мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя
возможные последствия, в наших силах.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде
всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,
сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и
значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное,
индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается
только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность
должна предусматривать совместное, равноправное, активное
взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс
взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание,
социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их
самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают
актуальность создания системы воспитательной работы в классе,
направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и
позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно
использовать способности и возможности каждого ребёнка для его
всестороннего развития. Это требует поиска новых методических
направлений и форм организации воспитательного процесса, что и
определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности
классного руководителя.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках
себя» является изучение творческого наследия академика Д.С. Лихачёва.
Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля,
героический пример его жизни и замечательные произведения с
глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших
духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о
нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для
воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод
рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а
своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и
реализовать каждому.
Важным элементом реализации данной программы является также
экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать
окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических
событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически
влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью
педагогического процесса, принимая на себя функции образования и
воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные
особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, диспуты,
клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.
Необходимым условием успешной реализации данной программы является
привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными
руководителям и школой. Это осуществляется за счёт
привлечения
родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях,
организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся,
проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха,
праздников.
Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам,
станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача
— помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту
человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей формированию
сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной
личности и активной гражданской позиции школьников на основе
общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
- Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-
патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее
развитие их творческих способностей;
- Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи
и взаимопонимания;
- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного,
духовного и эстетического развития детей;
- Создание психологически комфортной обстановки в классе;
- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и
ответственности в организации жизни детского коллектива;
- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре,
обычаям и традициям страны.
Принципы реализации программы.
Принцип общественной направленности: Школа не может являться
самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность
педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего
поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и
направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к
ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников;
ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей–
осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями
ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство
профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях,
эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения
воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе,
обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной
человека, — добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности
ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его
разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как
для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя
знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический
характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного
процесса; создание условий для профессионального самоопределения
школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -
соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений
и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного
мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников
педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе
преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и
содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности
развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои
способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание
ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию
позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление
ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих
подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств,
характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности
школьника; создание условий для разностороннего развития и
индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и
досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и
моделями поведения в процессе общения и взаимодействия,
соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций,
обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся
должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем
многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что
обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как
можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и
развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках
себя» является изучение творческого наследия академика Д.С. Лихачёва.
Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля,
героический пример его жизни и замечательные произведения с
глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших
духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о
нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для
воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод
рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а
своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя
каждому.
Основные направления воспитательной деятельности
Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом - любовь к своей стране,
во втором - ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв
- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский
долг;
- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её
героическому и историческому прошлому,
- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
- формирование чувства единения
с гражданами своей
страны
вне
зависимости
от
национальной
принадлежности,
политических
либо
религиозных убеждений;
- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и
гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к
родному языку и краю;
- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и
обязанностей человека.
-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их
профессионального самоопределения.
Прогнозируемые результаты :
-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию
своей Родины;
-знает свои права и обязанности;
-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и
готов изменить ее;
-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в
этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
- определяет свои профессиональные интересы.
Духовно - нравственное - «Я и окружающие люди».
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро - это прежде всего счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв
- формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной
человечности, доброте, сострадании, милосердии;
- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа,
накопленных предыдущими поколениями;
- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе
взаимодействия
с
окружающимися
на
основе
сотрудничества,
взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные
традиции и обычаи, иную культуру;
- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности
школьника
формулировать
собственные
нравственные
обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,
мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их
результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; -
изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным
ценностям.
Прогнозируемые результаты :
-понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир»,
«любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность»,
«терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина»,
«справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность»,
«гуманизм»;
-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в
этом нуждается;
-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому
-знает основы коммуникативной культуры личности;
-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести
общение в различных ситуациях;
- ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
-участвует в акциях милосердия;
-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
Интеллектуально - познавательное - «Я и мир знаний»
Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
Д.С. Лихачёв
- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду,
знаниям, науке;
- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в
познании культурно-исторических ценностей;
-создание условий для развития творческой активности и повышению
мотивации к процессу познания;
- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять
свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и
любознательность.
Прогнозируемые результаты :
-умеет развивать свои интеллектуальные способности;
-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить,
анализировать порученное дело и обобщить результаты;
-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -
умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных
источников, в том числе электронных;
- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
-наблюдателен,умеет логически мыслить;
-владеет богатым словарным запасом;
- испытывает интерес к познавательной деятельности;
пособен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход
из сложившейся ситуации;
-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения
и навыки в повседневной жизни.
Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека—
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв
- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к
природе;
- изучение и охрана природы своей местности;
- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться
природой, охранять её и защищать;
- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений
живых организмов с окружающей средой и человеком;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному
самоопределению;
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-
необходимых трудовых и бытовых навыков;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной
деятельности
.
Прогнозируемые результаты :
-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их
решению;
-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; -
предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению
экологической ситуации в месте проживания;
-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим
обязанностям;
-имеет знания о производстве, трудовых умениях;
-готов к выбору профессии.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других»
Д.С. Лихачёв
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников
навыков организации здорового образа жизни;
-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья
человека;
- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по
сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания
важности здоровья для будущего;
- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования
собственного здоровья;
- профилактика вредных привычек и правонарушений;
Прогнозируемые результаты :
-работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости,
гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-
никотинового отравления организма и психики;
-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет
правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;
-соблюдает нормы личной гигиены;
-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом,
физически самосовершенствуется.
Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости.
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими.
Д.С. Лихачёв
-
знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством
родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического
чувства
восприятия
окружающего
мира
на
основе
приобщения
к
выдающимся
художественным
ценностям
отечественной
и
мировой
культуры;
- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного,
обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного
участия в творческой деятельности;
-формирование навыков совместного общения, умения правильно
использовать свободное время.
Прогнозируемые результаты :
-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по
итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций
эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном
искусстве;
-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных
областях искусства.
Этапы
реализации программы.
Сроки
Этап
Содержание деятельности
реализации
сентябрь
2020-май 2021
Подготовительный - изучение личных дел, индивидуально-
педагогических карт, социального паспорта
класса;
-выявление проблем, которые должны быть
решены в ходе реализации программы;
-составление плана деятельности;
-проведение анализа педагогической,
психологической и методической
литературы;
-изучение диагностических методик;
-изучение и анализ нормативно -
программных документов
Сентябрь
2020- октябрь
2020
Организационный
- знакомство с классным коллективом;
- диагностическое выявление интересов,
потребностей, склонностей учащихся, их
индивидуальных особенностей и
творческого потенциала;
-постановка целей и задач программы;
-привлечение родителей к сотрудничеству;
-консультации со школьной психолого-
педагогической службой;
-планирование основных мероприятий по
воспитательным направлениям;
-разработка индивидуальных программ
развития учащихся
Октябрь 2020-
апрель 2021
Деятельностный
- работа по основным направлениям
воспитательной программы;
- сотрудничество с педагогическим
коллективом, школьной психолого-
педагогической службой и родительской
общественностью;
- необходимая корректировка
запланированных мероприятий;
-промежуточный мониторинг успешности
реализации программы;
-отслеживание результатов
индивидуального развития учащихся и
классного коллектива в целом
Апрель 2021-
май 2021
Рефлексия
-соотношение результатов с
поставленными в начале целями и
задачами;
-сравнительный анализ и самоанализ
изменений, произошедших с детьми в ходе
реализации программы;
-подведение итогов;
-оформление и описание хода реализации и
результатов проекта в форме отчета.
Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными
по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие
мероприятия.