Напоминание

Воспитательная программа "В поисках себя"


Автор: Стародумова Наталья Ильинична
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ№9"
Населённый пункт: Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная программа "В поисках себя"
Раздел: полное образование





Назад




ПРОГРАММА

воспитательной работы в классе

на 2020-2025 гг.

для обучающихся 5-9 класса

Паспорт программы

Название программы: «В поисках себя»

Срок реализации программы: 2020г. – 2025г.

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей

формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному

становлению толерантной личности и активной гражданской позиции

школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-

исторических традиций страны.

Перечень основных направлений:

-Гражданско - патриотическое - «Я и моя Родина»

-Духовно - нравственное - «Я и окружающие люди»

-Интеллектуально - познавательное - «Я и мир знаний»

-Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»

- Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

- Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Направленность:

Данная программа может быть использована в общеобразовательных

учреждениях (основной общеобразовательной школе; центре образования;

гимназии; лицее).

Пояснительная записка

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения

всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом

обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого

раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию

возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

«Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком,

предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы

используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за

который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за

необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей

мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя

возможные последствия, в наших силах.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде

всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,

сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и

значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное,

индивидуальностью.

Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается

только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность

должна предусматривать совместное, равноправное, активное

взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.

Согласно требованиям нового Федерального государственного

образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс

взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание,

социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их

самоидентификацию и гражданское становление».

Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают

актуальность создания системы воспитательной работы в классе,

направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и

позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно

использовать способности и возможности каждого ребёнка для его

всестороннего развития. Это требует поиска новых методических

направлений и форм организации воспитательного процесса, что и

определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности

классного руководителя.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках

себя» является изучение творческого наследия академика Д.С. Лихачёва.

Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля,

героический пример его жизни и замечательные произведения с

глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших

духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о

нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для

воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод

рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а

своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и

реализовать каждому.

Важным элементом реализации данной программы является также

экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать

окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических

событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически

влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью

педагогического процесса, принимая на себя функции образования и

воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные

особенностями ее реализации. Это - классные часы, беседы, диспуты,

клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является

привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными

руководителям и школой. Это осуществляется за счёт

привлечения

родителей к организации и активному участию в классных мероприятиях,

организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся,

проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха,

праздников.

Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам,

станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача

— помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту

человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей формированию

сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной

личности и активной гражданской позиции школьников на основе

общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

- Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-

патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее

развитие их творческих способностей;

- Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи

и взаимопонимания;

- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного,

духовного и эстетического развития детей;

- Создание психологически комфортной обстановки в классе;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и

ответственности в организации жизни детского коллектива;

- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре,

обычаям и традициям страны.

Принципы реализации программы.

Принцип общественной направленности: Школа не может являться

самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность

педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего

поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и

направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к

ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников;

ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей–

осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями

ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство

профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях,

эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения

воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе,

обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной

человека, — добру, истине, красоте.

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности

ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его

разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как

для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя

знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический

характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного

процесса; создание условий для профессионального самоопределения

школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -

соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений

и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного

мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников

педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе

преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и

содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности

развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои

способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание

ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию

позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление

ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих

подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств,

характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности

школьника; создание условий для разностороннего развития и

индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и

досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и

моделями поведения в процессе общения и взаимодействия,

соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций,

обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся

должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем

многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что

обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как

можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и

развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках

себя» является изучение творческого наследия академика Д.С. Лихачёва.

Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля,

героический пример его жизни и замечательные произведения с

глубокомысленными рассуждениями о Родине, патриотизме, о величайших

духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о

нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для

воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод

рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а

своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя

каждому.

Основные направления воспитательной деятельности

Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.

В первом - любовь к своей стране,

во втором - ненависть ко всем другим.

Д.С. Лихачёв

- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский

долг;

- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её

героическому и историческому прошлому,

- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;

- формирование чувства единения

с гражданами своей

страны

вне

зависимости

от

национальной

принадлежности,

политических

либо

религиозных убеждений;

- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и

гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к

родному языку и краю;

- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и

обязанностей человека.

-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их

профессионального самоопределения.

Прогнозируемые результаты :

-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;

-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию

своей Родины;

-знает свои права и обязанности;

-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и

готов изменить ее;

-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в

этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;

-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;

- определяет свои профессиональные интересы.

Духовно - нравственное - «Я и окружающие люди».

В чем самая большая цель жизни?

Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

А добро - это прежде всего счастье всех людей.

Д.С. Лихачёв

- формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной

человечности, доброте, сострадании, милосердии;

- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа,

накопленных предыдущими поколениями;

- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе

взаимодействия

с

окружающимися

на

основе

сотрудничества,

взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные

традиции и обычаи, иную культуру;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности

школьника

формулировать

собственные

нравственные

обязательства,

осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения

моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно

оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,

мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,

совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их

результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; -

изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным

ценностям.

Прогнозируемые результаты :

-понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир»,

«любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность»,

«терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина»,

«справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность»,

«гуманизм»;

-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в

этом нуждается;

-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому

-знает основы коммуникативной культуры личности;

-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести

общение в различных ситуациях;

- ценит чувство товарищества и взаимовыручки;

-участвует в акциях милосердия;

-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.

Интеллектуально - познавательное - «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери,

но войти в них мы должны сами.

Д.С. Лихачёв

- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду,

знаниям, науке;

- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в

познании культурно-исторических ценностей;

-создание условий для развития творческой активности и повышению

мотивации к процессу познания;

- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять

свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;

- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и

любознательность.

Прогнозируемые результаты :

-умеет развивать свои интеллектуальные способности;

-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить,

анализировать порученное дело и обобщить результаты;

-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -

умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных

источников, в том числе электронных;

- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;

-наблюдателен,умеет логически мыслить;

-владеет богатым словарным запасом;

- испытывает интерес к познавательной деятельности;



пособен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход

из сложившейся ситуации;

-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения

и навыки в повседневной жизни.

Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»

«Отношение природы и человека—

это отношение двух культур,

и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,

внимательным и очень осторожным собственником»

Д.С. Лихачёв

- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к

природе;

- изучение и охрана природы своей местности;

- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться

природой, охранять её и защищать;

- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений

живых организмов с окружающей средой и человеком;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному

самоопределению;

- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-

необходимых трудовых и бытовых навыков;

- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной

деятельности

.

Прогнозируемые результаты :

-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их

решению;

-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;

-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;

- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; -

предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению

экологической ситуации в месте проживания;

-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;

-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим

обязанностям;

-имеет знания о производстве, трудовых умениях;

-готов к выбору профессии.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

«Чтобы сохранить свое здоровье,

думай о здоровье других»

Д.С. Лихачёв

- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников

навыков организации здорового образа жизни;

-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья

человека;

- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по

сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания

важности здоровья для будущего;

- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования

собственного здоровья;

- профилактика вредных привычек и правонарушений;

Прогнозируемые результаты :

-работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости,

гибкости, силы и выносливости;

-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;

-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-

никотинового отравления организма и психики;

-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет

правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

-умение управлять своим здоровьем;

-соблюдает нормы личной гигиены;

-владеет простыми туристическими навыками;

-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом,

физически самосовершенствуется.

Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Благодаря своей образной форме

искусство наилучшим способом

приобщает человека к человечеству:

заставляет с большим вниманием и пониманием

относиться к чужой боли, к чужой радости.

Оно делает эту чужую боль и радость

в значительной степени своими.

Д.С. Лихачёв

-

знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством

родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;

- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического

чувства

восприятия

окружающего

мира

на

основе

приобщения

к

выдающимся

художественным

ценностям

отечественной

и

мировой

культуры;

- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного,

обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного

участия в творческой деятельности;

-формирование навыков совместного общения, умения правильно

использовать свободное время.

Прогнозируемые результаты :

-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по

итогам мероприятий и экскурсий;

-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;

-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций

эстетических знаний и идеалов;

-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном

искусстве;

-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных

областях искусства.

Этапы

реализации программы.

Сроки

Этап

Содержание деятельности

реализации

сентябрь

2020-май 2021

Подготовительный - изучение личных дел, индивидуально-

педагогических карт, социального паспорта

класса;

-выявление проблем, которые должны быть

решены в ходе реализации программы;

-составление плана деятельности;

-проведение анализа педагогической,

психологической и методической

литературы;

-изучение диагностических методик;

-изучение и анализ нормативно -

программных документов

Сентябрь

2020- октябрь

2020

Организационный

- знакомство с классным коллективом;

- диагностическое выявление интересов,

потребностей, склонностей учащихся, их

индивидуальных особенностей и

творческого потенциала;

-постановка целей и задач программы;

-привлечение родителей к сотрудничеству;

-консультации со школьной психолого-

педагогической службой;

-планирование основных мероприятий по

воспитательным направлениям;

-разработка индивидуальных программ

развития учащихся

Октябрь 2020-

апрель 2021

Деятельностный

- работа по основным направлениям

воспитательной программы;

- сотрудничество с педагогическим

коллективом, школьной психолого-

педагогической службой и родительской

общественностью;

- необходимая корректировка

запланированных мероприятий;

-промежуточный мониторинг успешности

реализации программы;

-отслеживание результатов

индивидуального развития учащихся и

классного коллектива в целом

Апрель 2021-

май 2021

Рефлексия

-соотношение результатов с

поставленными в начале целями и

задачами;

-сравнительный анализ и самоанализ

изменений, произошедших с детьми в ходе

реализации программы;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и

результатов проекта в форме отчета.

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными

по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие

мероприятия.



В раздел образования