Напоминание

Сказка в развитии дошкольника


Автор: Патракова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: п. Ясные Поляны, Троицкий район, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Сказка в развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Яснополянский детский сад»

Сказка в развитии дошкольника

(из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

Патракова Наталья Сергеевна

2021 год

Дошкольный возраст- возраст сказок. Это наиболее любимый детьми

литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет

прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в

некотором государстве», -как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии.

Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на

которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого,

изобретателя, художника.

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит на-

прямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как

лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует

формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети

отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз

показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться

делать добро людям.

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда,

которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему

преподносится. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители.

Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме

или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв ее, прожив его сюжет.

Сказку можно нарисовать.

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы

его чувств. Когда мы начали заниматься с детьми сказкотерапией, то поняли,

что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе

ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробирается

Иван- царевич, ни места, где растет могучий дуб. В этом случае помогают

иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный

сюжет привлекает внимание художников. Поэтому мы с детьми после чтения

сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. И

увидели, что каждый ребенок воспринимает сказку по- своему, а рисование

помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания

самой сказки, ее сюжет.

Сказку можно сложить из ткани.

Затем мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки, с

помощью отрезков тканей, различающихся по форме, фактуре, размеру,

цвету. Например, вышел Иван- царевич в широкое поле- на полу

расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная

Шапочка- появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная

голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодками (земляничная поляна). А

еще мы обязательно рассказываем о природе и обычаях народов той страны,

в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой

нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и

что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и

фауны страны, а также мировосприятия людей.

Сказки имеют запахи.

Следующий этап – проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью

запахов. Мы собрали богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые

баночки

положили

разные

предметы,

имеющие

ярко

выраженный

своеобразный запах (например, мускатный орех, чеснок и т.д.). Эти запахи

крышки банок впитывают быстро, и с ними можно работать как с

раздаточным материалом. Каждому запаху дается порядковый номер,

составляется картотека. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем

каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой

ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и

сочетание

нескольких

разных

запахов.

Для

этого

мы

используем

специальные ванночки. Например, запах леса всегда сложный: это сочетание

духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Можно

сказать, что «нос», т.е. развитое обоняние, помогает детям «ощутить» сказку

более разносторонне и богато.

А еще сказки звучат.

Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной

сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны,

трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри,

которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, яичная скорлупа,

мелкая галька и другое). Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду

из стакана в стакан, третьи кукуют, кто-то медленно трясет баночку с

гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем

записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают

шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом

представили.

В героев сказки можно

переодеться и потанцевать.

Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и

составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем,

а именно составляем из имеющихся у нас коллекций тканей. Девочки

занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те ,

представляя себя героями, с удовольствием «наматывают» (надевают) на

себя полотна ткани, выбирая то, что им подходит, по их мнению, персонажу.

Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг

другом, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку.

Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным

присоединится к нему и повторять все элементы его танца. Это позволяет

всем детям «протанцевать не только своего героя, но и всех персонажей

сказки.

Подводя предварительные итоги.

Вот таким образом, через разные действия, ребенок активно, творчески

познает мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становится

понятнее сказочные персонажи (их чувства и поступки) и своеобразие

сказочной страны. В результате естественным образом мы подходим к

театрализованному представлению. При этом зрители видят не обычные

декорации, как правило сделанные взрослыми, а причудливый ландшафт,

составленный самими детьми. Его можно быстро изменить, что очень удобно

при постановке. И костюмы дети придумывают сами, и сделать их не

составляет труда, поэтому играть в сказку снова и снова легко и интересно.

Можно по ходу свободно меняться ролями, ведь костюм не предназначен для

конкретного ребенка, и его можно придумывать даже в момент постановки.

Во время рождающегося буквально на глазах у зрителей спектакля

возникают запахи, которые дети ассоциируют с определенным сказочным

сюжетом. Естественно, что придумывание сказочных

сюжетов сначала

происходит под ненавязчивым руководством взрослых. Дети с большим

удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации.

Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника.

Каждый мечтает стать волшебником.

Сочиняя продолжение сказки, они обычно проговаривают волшебные слова,

«превращающие» их в волшебников. Мы объясняем, что эта роль дается им

на время, которое истечет при звуке колокольчика, и играющие превратятся

вновь в обыкновенных детей. Чаще всего у дошкольников получаются

достаточно короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребенке,

который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь, отожествляет

себя с ним. Желания героев- это по существу тайные желания ребенка. Все

это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, а

ограниченно, во время игры.

Сказку можно разыграть с помощью кукол.

Нарисованных героев мы используем в настольном кукольном театре.

Мастерить кукол – занятие достаточно трудоемкое и кропотливое, особенно

для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Главное – дать понять: все,

что сделают дети сами, вам нравиться. Не забывайте хвалить их! Помните:

ваши похвалы должны быть искренними и эмоциональными. А недостатки

отмечайте про себя, чтобы впоследствии помочь их исправить.

Итак, вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и прикрепив с

обратной

стороны

подставку,

дети

начинают

разыгрывать

сказочное

представление с любым сюжетом и разными персонажами.

С настольным театром можно выступать и в младших группах, и перед

родителями. Устраиваем также всевозможные конкурсы.

За участие в

конкурсах каждому ребенку присуждаем премию в какай либо номинации.

Особенно интересно наблюдать динамику развития каждого ребенка,

например, по рисункам волшебной палочки, созданным в 4 года и в 7 лет. Да

и самому ребенку интересно видеть, как он вырос и повзрослел.

В заключение отметим: несмотря на технический прогресс, до предела

рационализировавший

нашу

жизнь,

и

дети,

и

взрослые

тянутся

к

таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не

удивительно. Ведь сказка не только будит ваше воображение, помогает

творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет

людей разных поколений и народов.



В раздел образования