Напоминание

Игровые технологии на уроках географии


Автор: Ефимова Яна Олеговна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №693
Населённый пункт: Невского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Понятие педагогической технологии

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

(толковый словарь).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.

Беспалько).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего

процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их

взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Что такое технология обучения?

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки,

представления, изменения и предъявления учебной информации с другой - это наука о способах

воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых

технических или информационных средств.

Структура педагогической технологии

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения - общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Классификация педагогических технологий

В современной педагогической науке и практике выделены различные основания для

систематизации групп образовательных технологий. Общепризнанными являются следующие:

– уровень применения

общепедагогические,

частнопредметные,

локальные – модульные;

– философская основа

гуманизм,

педоцентризм,

прагматизм;

– представления о факторах психического развития

биогенные,

социогенные,

психогенные,

идеалистические;

– концепция усвоения социального опыта

ассоциативно-рефлекторная,

интериоризаторская,

развивающая,

бихевиористская;

– ориентация на личностные структуры

информационные,

операционные,

саморазвития,

прикладные,

эвристические;

– характер содержания и структуры

обучающие и воспитывающие,

общеобразовательные и профессионально-ориентированные;

– тип управления познавательной деятельностью

педагогическое управление может быть

цикличным – с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем;

разомкнутым – неконтролируемая деятельность обучающихся;

фронтальным,

индивидуальным;

ручным

автоматизированным.

Данные параметры позволили Г.К. Селевко составить классификацию

образовательных технологий, представленную на рис. 8 (см. Приложение)

Современное традиционное обучение (ТО)

Концептуальные положения

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А.

Коменским:

научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);

последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от

частного к общему);

доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых

ЗУН);

прочность (повторение - мать учения);

сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в

выполнении команд);

наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);

связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение

знаний);

учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение

общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Функции игры

Дигностическая, релаксационная, коммуникативная, сасореализация, социокультурная,

терапевтическая, эмоциональная

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

Структура организации игры

Выбор игры

Подготовка игры

Введение в игру

Ход игры

Подведение итогов игры

Анализ игры

Классификация педагогических игр

По области деятельности

Физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические

По игровой методике

Предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации

По дидактическим целям игры

Изучение нового, первичное закрепление, обобщение, комбинированные уроки с элементами

игры, релаксационные игры-паузы

По источнику познания

Игры на основе устного изложения учебного материала, игры на основе работы со средствами

наглядности, игры на основе практической работы учащихся

По количеству участников

Индивидуальные, парные, групповые, массовые

Деловая игра

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение,

имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают

участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей

ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества.

Этап игры

Деятельность участников игры

Деятельность

педагога

1 этап –

формулируется цель

игры и дается

необходимая

информация

Четко представить себе проблему

или структуру задач, соотнести

проблему с поставленной целью

Организовать работу

в малых группах

(командах)

2 этап –

самостоятельная

работа учащихся в

командах

Вникают в проблему, пытаются

понять ее. Коллективное

обсуждение: вырабатываются

выводы или решения путем

соглашения. Возможно

существование отдельной точки

зрения кого-либо из участников

Оказывает помощь

3 этап – межгрупповая

дискуссия

Каждая группа предлагает свой

вариант разрешения

рассматриваемой проблемы.

Участники других групп

выступают в качестве оппонентов

Управляет

дискуссией, при

помощи наводящих

вопросов старается

привести к

правильному

решению проблемы

Достоинства игровых технологий

игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников -

внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех

учащихся в классе;

посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;

игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;

игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет

чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности

учащихся;

тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный

интерес к предмету;

способствует преодолению пассивности учеников;

способствует усилению работоспособности учащихся.

Приложение



В раздел образования