Автор: Ефимова Яна Олеговна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №693
Населённый пункт: Невского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии на уроках географии
Раздел: среднее образование
Понятие педагогической технологии
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.
Беспалько).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Что такое технология обучения?
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки,
представления, изменения и предъявления учебной информации с другой - это наука о способах
воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых
технических или информационных средств.
Структура педагогической технологии
В структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Классификация педагогических технологий
В современной педагогической науке и практике выделены различные основания для
систематизации групп образовательных технологий. Общепризнанными являются следующие:
– уровень применения
общепедагогические,
частнопредметные,
локальные – модульные;
– философская основа
гуманизм,
педоцентризм,
прагматизм;
– представления о факторах психического развития
биогенные,
социогенные,
психогенные,
идеалистические;
– концепция усвоения социального опыта
ассоциативно-рефлекторная,
интериоризаторская,
развивающая,
бихевиористская;
– ориентация на личностные структуры
информационные,
операционные,
саморазвития,
прикладные,
эвристические;
– характер содержания и структуры
обучающие и воспитывающие,
общеобразовательные и профессионально-ориентированные;
– тип управления познавательной деятельностью
педагогическое управление может быть
цикличным – с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем;
разомкнутым – неконтролируемая деятельность обучающихся;
фронтальным,
индивидуальным;
ручным
автоматизированным.
Данные параметры позволили Г.К. Селевко составить классификацию
образовательных технологий, представленную на рис. 8 (см. Приложение)
Современное традиционное обучение (ТО)
Концептуальные положения
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А.
Коменским:
научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от
частного к общему);
доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых
ЗУН);
прочность (повторение - мать учения);
сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в
выполнении команд);
наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение
знаний);
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Функции игры
Дигностическая, релаксационная, коммуникативная, сасореализация, социокультурная,
терапевтическая, эмоциональная
Компонент игровой технологии
Структурные элементы игры
Мотивационный
Установочный момент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой
Задачи игры
Содержательно-операционный
Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой
Игровое состояние
Оценочный
Результат игры
Структура организации игры
Выбор игры
Подготовка игры
Введение в игру
Ход игры
Подведение итогов игры
Анализ игры
Классификация педагогических игр
•
По области деятельности
Физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические
•
По игровой методике
Предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации
•
По дидактическим целям игры
Изучение нового, первичное закрепление, обобщение, комбинированные уроки с элементами
игры, релаксационные игры-паузы
•
По источнику познания
Игры на основе устного изложения учебного материала, игры на основе работы со средствами
наглядности, игры на основе практической работы учащихся
•
По количеству участников
Индивидуальные, парные, групповые, массовые
Деловая игра
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение,
имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают
участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей
ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества.
Этап игры
Деятельность участников игры
Деятельность
педагога
1 этап –
формулируется цель
игры и дается
необходимая
информация
Четко представить себе проблему
или структуру задач, соотнести
проблему с поставленной целью
Организовать работу
в малых группах
(командах)
2 этап –
самостоятельная
работа учащихся в
командах
Вникают в проблему, пытаются
понять ее. Коллективное
обсуждение: вырабатываются
выводы или решения путем
соглашения. Возможно
существование отдельной точки
зрения кого-либо из участников
Оказывает помощь
3 этап – межгрупповая
дискуссия
Каждая группа предлагает свой
вариант разрешения
рассматриваемой проблемы.
Участники других групп
выступают в качестве оппонентов
Управляет
дискуссией, при
помощи наводящих
вопросов старается
привести к
правильному
решению проблемы
Достоинства игровых технологий
игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников -
внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех
учащихся в классе;
посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет
чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
•
эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности
учащихся;
•
тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
•
стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный
интерес к предмету;
•
способствует преодолению пассивности учеников;
•
способствует усилению работоспособности учащихся.
Приложение