Напоминание

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации образовательного проекта «Уроки для души»


Автор: Ольга Юрьевна Лобашкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 города Светогорска"
Населённый пункт: г. Светогорск Ленинградская область, Выборгский район
Наименование материала: статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации образовательного проекта «Уроки для души»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

посредством реализации образовательного проекта «Уроки для души»

Проблема духовно - нравственного воспитания детей дошкольного

возраста всегда была и остается актуальной на сегодняшний день. Наше

современное

общество

как

никогда

переживает

кризис

духовно

-

нравственных ценностей, происходит искажение идеалов, повышается

агрессивность и жестокость. Материальные ценности в современном мире

являются более значимыми для людей. Во многих семьях не поднимаются

вопросы духовно - нравственного воспитания детей, а иногда считаются

глупыми или постыдными. Воспитание ребенка в таком обществе грозит

необратимыми последствиями. В связи с этим повышается роль дошкольных

учреждений в воспитании нового поколения.

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста

относится к сложнейшим задачам воспитания. Ребенок в дошкольном

возрасте может приобрести столько, сколько не может приобрести за свою

последующую

жизнь.

Данный

возраст

никак

нельзя

упустить

для

становления понятий о добре, зле, нравственных идеалах, нормах поведения

и взаимоотношений. Для решения такой задачи, педагогам требуется не

только определенный набор знаний, умений и навыков, но и самим быть

духовно развитыми личностями.

Педагоги МБДОУ «Детский сад № 3 города Светогорска» для решения задач

духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста в своей

работе решили использовать проектную деятельность.

Проект «Уроки для души» представляет собой систему работы с

детьми старшего дошкольного возраста в рамках освоения основной

образовательной программы дошкольного образования сроком на один

учебный год.

Цель проекта: Гармоничное развитие личности ребенка через формирование

комплексной системы работы на основе православной культуры.

Задачи:

1.

Приобщать

детей

дошкольного

возраста

к

традиционным

православным духовно - нравственным ценностям;

2.

Воспитывать

у

детей

дошкольного

возраста

положительного

отношения к духовно - нравственным ценностям и желания поступать

в соответствии с ними;

3.

Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей,

знакомить родителей с основами православного воспитания.

Предмет проекта: Система духовно - нравственного воспитания детей

старшего дошкольного возраста.

Принципы реализации проекта:

1.

Принцип доступности. Материал, предлагаемый детям, излагается

(предлагается) в доступной, понятной форме.

2.

Принцип гуманности. Деятельность педагога и ребенка строится на

основе субъект – субъектного отношения, которое строится на

сотрудничестве взаимодействия.

3.

Принцип интеграции. Реализация запланированных задач проходит

через все образовательные области.

4.

Принцип системности. Знания, получаемые ребенком, имеют свою

последовательность.

Проект включал в себя следующие этапы:

1.

Организационно-подготовительный

этап

-

Подбор

и

разработка

конспектов, презентация, сценариев образовательных мероприятий;

2.

Основной

этап

(практический)

-

Проведение

мероприятий,

образовательной деятельности с детьми, родителями, социальными

партнерами;

3.

Заключительный этап (итоговый) - Подведение итогов проекта,

обобщение опыта работы.

Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта:

Обеспечение

эмоционального

благополучия

ребенка

и

создание

предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Проявление ребенком уважения и заботы ко всем членам семьи;

Усвоение ребенком вечных ценностей, таких как стремление к добру,

любовь к ближнему, правдолюбие;

Развитие творческих способностей детей в ходе продуктивной и

театрализованной деятельности;

Формирование детского коллектива, где каждый самоценен, все

пребывают в гармонии друг с другом.

Первый этап в работе по реализации проекта является одним из самых

важных, он необходим для выявления потребности в проекте, и для

формирования методической работы.

Самым первым шагом стало проведение анкетирования родителей (см.

приложение),

для

выявления

потребности

в

проведении

духовно

-

нравственного проекта. С помощью анкетирования мы выявили слабые

стороны в воспитании детей, пробелы в знаниях родителей, на которые стоит

обратить внимание при создании плана работы.

На первом этапе была организована работа творческой группы педагогов,

в которую вошли педагоги, непосредственно работающие с детьми данной

возрастной группой, знающие их особенности, потребности, то, как они

лучше

воспринимают

информацию,

старший

воспитатель

и

педагог-

психолог. Работа творческой группы заключалась в следующем: определение

методов и приемов работы; составление и утверждение плана работы с

данной группой детей по всем направлениям; разработка конспектов и

сценариев образовательной деятельности.

На

данном

этапе

при

необходимости

заключались

договора

с

социальными партнерами (если договора были ранее не заключены).

Особое

внимание

потребовалось

обратить

на

сформированность

ресурсной базы детского сада. Для создания социальной ситуации развития

при реализации проекта, возникла необходимость обогатить предметно -

развивающую среду группы, соответствующей специфике дошкольного

возраста,

которая

обеспечивала

полноценное

развитие

гармоничной

личности во всех образовательных областях.

Педагоги

подобрали

методическую,

научно

популярную

и

художественную литературу, иллюстративный материал; материалы для

изобразительной и продуктивной деятельности; игрушки, атрибуты для

сюжетно – ролевых игр, театрализованных представлений.

Основной

этап

был

практическим,

на

котором

реализовывались

мероприятия, запланированные на первом этапе творческой группой (см.

Перспективный план проведения мероприятий по духовно-нравственному

воспитанию, в рамках реализации проекта. Перспективный план проведения

нравственно - этических бесед).

Заключительный этап работы включал в себя анализ и подведение итогов

проекта; обработку данных, соотнесение результатов с поставленными

целями; подготовку методических рекомендаций и пособий.

Результативность

и

эффективность

проекта

выявлялись

путем

диагностического исследования. Обследование дошкольников проводилось

два раза в год: до начала введения данного проекта и после - итоговая

диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа

можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у

детей. Уровни развития детей оценивались как высокий, средний, низкий.

Низкий уровень - если у ребенка сформировано неправильное представление

о данном нравственном понятии (не сформированы качества).

Средний уровень - если представление о нравственном понятии правильное,

но недостаточно четкое и полное (недостаточно сформированы).

Высокий уровень - если сформировано полное и четкое представление

(сформированы полностью данные качества).

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей были

представлены на итоговом педсовете в виде отчета.

При реализации проекта были созданы условия для проявления каждым

ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для

проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному

проявлению этих чувств.

В результате реализации проекта у детей:

Формировали

представления

о

таких

понятиях,

как

стыд,

совесть, прощение,

примирение,

милосердие,

честность,

доброта,

любовь, желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым,

справедливым.

Воспитывали любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре,

истории, святыням, фольклора, традициям народа.

Воспитывали уважение к нравственным нормам христианской морали.

Учили различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать

обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Сформировали впечатления об исторической, культурной традиции

народа через театр, игру, сказку.

В результате реализации проекта родители:

Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим

духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу,

Отечеству.

Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может

воспитать в детях духовно – нравственные ценности.

Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по

формированию духовно-нравственных ценностей у детей.

Воспитывают

любовь

и

почтение

к

дому,

семье,

близким,

и

окружающим, бережное отношение к окружающему миру.

В результате реализации проекта педагоги:

Повысили компетентности по проблеме духовно-нравственного и

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Результатами проведенной работы стала активизация процесса духовно-

нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с

семьями воспитанников и общественными организациями.

Были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших

воспитанников

к

культурно-историческому

наследию

страны

и

формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников

старшего возраста. Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои

знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.

Повысился духовно-нравственный

потенциал

и

профессиональная

компетентность

педагогов

в

вопросах

православного

воспитания

дошкольников.

Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания

(понимания

нравственных

образцов,

духовных

значений

и

смыслов,

проявление высших религиозных чувств). Повысился интерес родителей к

духовной жизни. Родители стали активнее включаться в деятельность

детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Дошкольный возраст - это время не образования ребенка, а воспитания его

души. Если постепенно знакомить детей старшего дошкольного возраста с

основами

православной

культуры,

то

в

будущем

это

способствует

становлению духовно - нравственной позиции личности, основанной на

таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность,

чувство долга, личное достоинство, справедливость.

Приложение 1

Перспективный план проведения мероприятий по духовно-нравственному

воспитанию

№ п/п

Название мероприятия

Цель

Сентябрь

Работа с детьми

1.

Мониторинг духовно-

нравственного воспитания

Оценить уровень отношения детей к

доброте, справедливости, верности к

родной земле, вере, надежде, любви,

труду. Уровень знаний детей об

основных праздниках – Рождества,

Масленицы, Пасхи, Троицы, Покрова.

2.

НОД на тему: «В тесноте

да не в обиде»

Уточнять представления об

особенностях разных построек; учить

рассматривать иллюстрации,

подмечая разные детали;

анализировать поступки героев

сказки и их последствия; понимать

смысл пословицы «В тесноте да не в

обиде»; способствовать

формированию представлений о

доброте и взаимопомощи.

Воспитывать гостеприимство,

доброжелательность и трудолюбие.

3.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Поводырь»

Развивать чувство ответственности за

другого человека. Воспитывать

доверительные отношение.

4.

Чтение сказки Е.

Бехлеровой «Капустный

лист»

Познакомить детей с понятием

«взаимопомощь». Объяснить, что

настоящая помощь бескорыстна, но

часто требует много сил и времени..

5.

Чтение рассказа В.

Сухомлинского «Как

белочка дятла спасла»

Объяснить, что такое бескорыстная

помощь. Сформировать понимание,

что помощь надо оказывать всем, кто

в ней нуждается.

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей

о духовно-нравственном

воспитании в семье и

направленности

воспитательного процесса

в образовательном

учреждении.

Собрать согласия на проведение

работы по православному

воспитанию детей, выявить

потребности в проведении работы по

данной теме.

Октябрь

Работа с детьми

1.

НОД по рисованию на

тему «Платок (покров).

Дать детям элементарные

представления о празднике Покров

Осень»

Богородицы. Учить рисовать

акварелью платок, используя краски

тёплых цветов. Учить симметричному

рисованию мазками. Воспитывать

интерес к православным традициям.

Организовать выставку детских

рисунков «Наш Покров"

2.

Чтение украинской сказки

«Колосок»

Помочь детям понять, что только

труд помогает добиться желаемого.

3.

Просмотр познавательного

фильма «О том, как хлеб

на стол пришёл»

Воспитывать у детей уважение к

людям труда, бережное отношение к

хлебу.

4.

Просмотр

мультипликационного

фильма «История о

девочке, наступившей на

хлеб»

Показать детям на примере главной

героини, как плохо быть заносчивой и

высокомерной, почему у таких людей

и шутки злые, почему с людьми

такого склада характера дружить

никто не хочет.

Воспитывать у детей бережное,

уважительное отношение к хлебу.

Показать детям сколько труда

вложено в каждую хлебную крошку.

3.

Словесная игра

«Волшебные очки»

Помочь ребёнку увидеть в каждом

как можно больше хорошего и

рассказать об этом.

4.

Просмотр мультфильма

«Петрушка и Гжель»

Познакомить детей с народно –

прикладным искусством (Гжель,

Хохлома, Городец).

5.

Беседы с детьми

«Мудрость рядом с нами.

Бабушка и дедушка». «Что

такое забота?».

Приобщение детей к духовным и

нравственно-патриотическим

ценностям семьи. Расширять

знания о

народных обычаях и семейных

традициях.

6.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Старенькая

бабушка»

Развивать коммуникативные навыки,

доверие, эмпатию, моторную

ловкость.

7.

Чтение сказки Д. Харченко

«Как хомячок Зёрнышкин

научился быть добрым»

Учить внимательно слушать сказку,

давать характеристику главному

герою, побуждать прислушиваться к

голосу совести.

Работа с родителями

2.

Рекомендации для

родителей на тему: «Тихие

игры в помещении»

Продолжать учить родителей

проведению совместного досуга с

детьми. Способствовать укреплению

семей.

Ноябрь

1.

Диспут с детьми

«Хорошие и плохие

поступки»

Сформировать четкие представления

о хороших и плохих поступках.

Воспитывать положительные черты

характера: доброту, терпение,

вежливость.

2.

Вернисаж «В мире чувств

и эмоций»

Формировать положительные

взаимоотношения между детьми,

устанавливать эмоциональные

контакты.

3.

Дидактическая игра «Что

такое хорошо и что такое

плохо»

В игровой форме прививать детям

нравственные нормы, учить отличать

хорошие поступки от плохих,

закреплять правила поведения в

определенных жизненных ситуациях.

4.

Чтение рассказа В.

Осеевой «Добрая

хозяюшка»

Учить детей дорожить дружбой,

ценить дружбу, не быть

равнодушным к чувствам других.

5.

Словесная игра «Цветик-

семицветик»

Побуждать детей к обсуждению

своих желаний. Поощрять желание

заботится о других.

6.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Войди в круг —

выйди из круга»

Развивать эмпатию, отрабатывать

способы поведения в одиночестве,

совершенствовать навыки

межличностной коммуникации.

7.

Познавательная НОД на

тему «День матери»

Прививать любовь и уважение к

матери, бабушке; учить детей

оказывать посильную помощь и

внимание, заботу; расширять

кругозор о профессиях мам; разучить

новую пословицу: «Птица рада весне,

а младенец – матери».

8.

Чтение рассказа М.

Зощенко «Показательный

ребенок»

Дать детям представление об

особенной роли матери в семье.

Работа с родителями

1.

Памятка на тему:

«Правила дружбы»

Помочь родителям в воспитании у

детей дружелюбия, в том, с какими

правилами необходимо знакомить

детей.

Декабрь

Работа с детьми

1.

Чтение сказки С.

Нурдквиста

Продолжать учить детей

сопереживают главным героям, учить

«Рождественская каша»

дарить и прощать.

2.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Клеевой

ручеёк»

Развивать умение действовать

совместно и осуществлять само- и

взаимоконтроль за деятельностью;

учить доверять и помогать тем, с кем

общаешься.

3.

Разучивание стихов о

Рождестве.

Дать детям представление о

празднике Рождества, рассказать о

традициях этого праздника, кто

является главным героем этого

торжества, рассмотреть иллюстрации

о Рождестве, побуждать к

разучиванию стихотворений,

посвящённых этому празднику,

развивать память, учить

выразительному чтению.

Работа с родителями

1.

Семейный конкурс

новогодних и

рождественских снежинок

Помочь родителям организовать

досуг с ребёнком, приучать ребёнка к

труду, усидчивости. Учить

изготавливать снежинку, звезду,

которая сможет украсить помещение

и радовать своей красотой всю зиму,

Воспитывать умение радоваться

результату своего труда.

Январь

Работа с детьми

1.

Экскурсии в городской

музей на традиционные

выставки:

«Рождественские ангелы»;

«Новогодние и

Рождественские

открытки»;

«Новогодние игрушки»

Способствовать укреплению

социального партнерства.

Совершенствовать навыки

межличностной коммуникации.

2.

Беседа о Божьих

заповедях.

Дать детям представления, как Бог

через пророка Моисея дал людям

Свой Божественный Закон - десять

заповедей о том, как любить и

почитать Бога, любить ближних.

3.

Рождественская

театрализованная

постановка совместно с

воспитанниками

воскресной школы на базе

городского ДК для

Продолжать учить родителей

проведению совместного досуга с

детьми. Способствовать укреплению

социального партнерства.

жителей города

4.

НОД «Рождественская

открытка»

Учить детей выполнять аппликацию

восьмиконечной рождественской

звезды. Учить симметричному

вырезыванию по контуру.

Воспитывать терпеливость и

аккуратность в выполнении работы.

5.

Чтение коротких

новогодних сказок от

Татьяны Домаренок

Дать детям представление, что Новый

год – это праздник, который делает

сердца добрее, дарит надежду на лучшее,

наполняет душу теплом и радостью.

Добрые чудеса должны обязательно

случаться - и тогда жизнь станет ярче,

насыщеннее.

Февраль

Работа с детьми

1.

Познавательная НОД на

тему: «Защитники земли

русской»

Познакомить детей с защитниками

родной земли. Воспитывать у детей,

особенно у мальчиков, желание быть

похожим на него: быть

мужественным, смелым, желающим

защищать слабых; воспитывать

любовь к Родине и её героям.

2.

Проект «Мой папа в армии

служил»

Воспитывать любовь к Родине и её

героям. Воспитывать у детей любовь

к отцу, чувство гордости за него,

желание быть похожим на своего

отца.

3.

Просмотр м/ф «Илья

Муромец»

Обсудить поступки героев

мультфильма, подвести детей к

выводу, что защита своей земли,

своего народа – важное и святое дело

для каждого человека.

4.

Просмотр м/ф «Маша и

волшебное варенье»

Побуждать детей к соблюдению

Божьей заповеди – не лгать. Обсудить

поступок героини мультфильма,

подвести детей к выводу, что всё

тайное рано или поздно становится

явным. Воспитывать нравственное

качество – правдивость.

5.

Игры

на

формирование

коммуникативных

навыков: «Чей предмет?»

Учить детей проявлять внимание к

другим людям.

Март

Работа с детьми

1.

Игра «Мирилка»

Учить детей мирно улаживать

конфликты, стараться просить

прощения первым, даже если виноват

другой. Воспитывать дружелюбие.

2.

Подвижная игра «Помоги

бабушке»

Учить выполнять различные задания

старательбно, быстро, воспитывать

уважение к старшим, учить

внимательно относиться к их

просьбам.

3.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Поводырь»

Развивать чувство ответственности за

другого человека. Воспитывать

доверительные отношение.

4.

Совместная досуг

«Широкая масленица»

Познакомить с традицией праздника.

Воспитывать интерес к православной

культуре.

Привлечь родителей к выпеканию

блинов. Организовать чаепитие с

блинами.

5.

Чтение книги С. Высоцкой

«Чистый понедельник»

Учить воспринимать стихотворный

текст. Дать детям понятие – чистый

понедельник. Мотивировать на труд

по уборке группы и в помощи маме

дома. Воспитывать трудолюбие.

Работа с родителями

1.

Памятка «Словарь добрых

слов»

Помочь родителям усвоить простые

истины в воспитании детей и

обучению их практике ежедневного

использования добрых слов и

доброделания.

Апрель

Работа с детьми

1.

Беседа с детьми «Что

такое Пасха»

Рассказать детям об истории

возникновения, традиции и обычаи

праздника.

Рассмотреть пасхальные

иллюстрации.

2.

Беседа о церковных

колоколах.

Рассказать детям, для чего нужен

колокол в церкви, как его

изготавливают, прослушать записи

разных колокольных звонов, дать

понятие – благовест. Рассмотреть

фото различных колоколов.

3.

НОД по художественно-

эстетическому развитию

«Пасхальное яичко»,

Продолжать знакомить детей с

православными праздниками России.

Учить изготавливать детали из

«

Украшаем пасхальное

яйцо», «Пасхальный

сувенир»

различных материаловпо

намеченному контуру, подбирать

мелкие детали узора, распределять и

составлять узор самостоятельно.

Воспитывать доброжелательность,

милосердие, чувство гордости за

русскую землю, православный народ.

4.

Просмотр м/ф «Живая

игрушка»

Учить детей осторожному

обращению с живыми существами.

Воспитывать милосердие.

5.

Чтение пасхальной сказки

«Красная шапочка» в

обработке;

Чтение стихотворения А.

Плещеева «Христос

Воскрес».

Пробудить у детей интерес к истории

и культуре своей Родины,

воспитывать любовь к родному краю.

Формировать чувства национального

достоинства.

Рассказать об обычаях и обрядах,

связанных с праздником Пасхи.

6.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Позови

ласково»

Воспитывать доброжелательное

отношение детей друг к другу.

7.

Пасхальная

театрализованная

постановка совместно с

воспитанниками

воскресной школы на базе

городского ДК для

жителей города

Формировать уважение к

православному празднику, интерес к

истории его возникновения.

Воспитывать интерес к народной

культуре и ее традициям, помочь

детям через сказку осознать

взаимосвязь между нравственными

качествами и поступками, подвести к

выводу к взаимосвязи добрых мыслей

и поступков.

Май

Работа с детьми

1.

Д/и «Подарок»

Учить детей придумывать

воображаемый подарок и с помощью

мимики, жестов «преподносить» его

другому человеку. Воспитывать

доброжелательное отношение к

друзьям.

2.

День памяти «9 мая – День

Победы»

Возложение цветов к памятнику

погибших воинов в ВОВ

3.

Выставка детских работ

«День Победы»

Продолжать формировать у детей

чувства патриотизма, любви к своей

Родине и уважения к людям, которые

ковали Победу.

4.

Беседа с детьми «Горжусь

своим дедом» с участием

ветеранов ВОВ

Закреплять знания детей о том, как

защищали свою страну русские люди

годы Великой Отечественной войны;

воспитывать уважение, любовь и

благодарность к людям,

защищающим Родину от врагов,

ветеранам войны.

5.

Игры на формирование

коммуникативных

навыков: «Пирамида

любви»

Воспитывать уважительное,

заботливое отношение к миру и

людям; развивать коммуникативные

способности.

6.

Чтение сказки

К.Паустовского «Тёплый

хлеб»

Познакомить детей с новой сказкой о

доброте. Показать детям, насколько

важно быть отзывчивым, щедрым и

добрым. Закрепить понимание, что

доброта — это ценнейшее

человеческое качество, а все хорошие

поступки отзовутся добротой других

людей. А черствость и равнодушие

приводит к беде. Подвести детей к

мысли, что главное вовремя осознать

ошибку и раскаяться, став

милосерднее, отзывчивее и добрее

.

7.

Чтение сказки Д. Харченко

«Тёплая слезинка»

Познакомить детей с новой сказкой о

милосердии, доброте и

взаимопомощи. Учить отвечать на

вопросы по содержанию сказки,

подвести к выводу, что всё сделанное

добро возвращается обратно и

наоборот.

Работа с родителями

1.

Памятка «Чему должны

учиться дети»

Познакомить с записями из дневника

императрицы Александры

Фёдоровны. Побуждать к

правильному православному

воспитанию детей.

Приложение 2

Перспективный план проведения нравственно - этических бесед

разговора с гостем,

вежливых

выражениях приветствия.

неделя

«Вежливая просьба»

Повторять и закреплять

знания

детей о речевых

формулах

вежливой просьбы. Для

закрепления этих знаний

используются игровые

ситуации.

Сентябрь: Тема №1: Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со

способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать

«добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Тема №2: «Что такое доброта?»

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве.

Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых

делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные

представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Тема №3: «Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве

человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне

высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки

культурного

общения

со

сверстниками.

Добиваться

доброжелательной

интонационной

выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения

и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Тема №4: «Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать

осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного

поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с

чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения.

Продолжать

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Октябрь: Тема №5: «Если добрый ты…»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими,

осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений

пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить

детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Тема №6: «Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть

добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда

помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по

отношению к окружающим людям.

Тема №7: « Хороший друг познается в беде»

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать

в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Тема №8: «Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных

поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по

отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в

конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Чтение худ. литературы

А. Лопатина.

«Настоящий

Чтение худ. литературы

А. Лопатина.

«Настоящий

Ноябрь: Тема №9: «Чтение художественной литературы. А. Лопатина «Настоящий

друг»

Цель: расширять представление о дружбе, учить понимать, что для дружбы необходимо

уметь сопереживать, помогать в трудные минуты, быть милосердными друг к другу.

Тема №10: «Нечаянно и нарочно»

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки

игрового общения, не задевая интересов партнера.

Тема №11: « Почему бывают драки?»

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил

поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

Тема №12: «Давай помиримся»

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликтов, находить

слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Декабрь: Тема №13: «Учимся прощать своих друзей»

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать

нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию

слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

Тема №14: «Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать

способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Тема №15: «Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать

моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Тема №16: «Фантазеры и лгунишки»

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к

правдивости и такту.

Январь: Тема №17: «Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить

правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в

человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а

солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он

сказал неправду.

Тема №18 «Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми

и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению

застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным

способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения

вежливой просьбы, благодарности.

Тема №19: «Чтение художественной литературы. В. Осеева «Волшебное слово»

Цель: закреплять формулы словесной вежливости; воспитывать желание подражать

положительным героям, быть похожими на них.

Февраль: Тема №20: «Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие

навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных

героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с

окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Тема №21: «Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить

детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким

человеком никто не хочет дружить).

Тема №22: «Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы,

избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

Тема №23: «Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут

попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что

помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Март: Тема №24: «Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя

сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №25: «Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать

своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а

щедрым хорошо.

Тема №26: «Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они

быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил

её, заработав деньги.

Тема №27: «Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о

справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к

негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к

содержанию сказки и поступкам героев.

Апрель: Тема №28: «Чтение художественной литературы. Л. Н. Толстой «Дед и внук»

Цель:

на

основе

содержания

произведений

детской

художественной

литературы

формировать у детей представление о том, что добрый человек добру учит.

Тема №29: «Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках.

Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие,

радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения

конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о

доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Тема №30: «Моя семья»

Цель: помочь детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья

всегда остаётся для человека самым надёжным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда

знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Любовь родителей –

самая бескорыстная, самая преданная.

Тема №31: «Чтение художественной литературы. Г. Браиловская. Ушки-неслушки»

Цель: дать детям представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Продолжать

учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных

ситуаций и способствовать их усвоению в поведении.

Май: Тема №32: «Трудолюбие»

Цель: дать детям представление о том, что трудолюбие, это самое большое богатство,

которое родители могут оставить детям в наследство. Продолжать рассказывать детям о важности

труда в жизни человека, о его полезности и значимости; показать, что труд, даже самый простой,

требует определённых усилий.

Тема №33: ««Чтение художественной литературы. Л. Н. Толстой «Старик и яблоня»

Цель: на основе содержания произведения формировать у детей представление о том, что в

жизни надо успеть сделать побольше хороших дел, чтобы потомки потом о тебе вспоминали

только хорошее и гордились тобой.

Тема №34: ««Чтение художественной литературы. В. А. Сухомлинский. «Не потерял,

а нашел».

Цель: на основе содержания произведения продолжать формировать у детей представление

о том, что трудолюбие – это отношение детей к окружающей среде, к предметному миру, а

главное – человеческому миру и самим себе в этом мире.



В раздел образования