Напоминание

Внимание в дошкольном возрасте


Автор: Шупрякова Лариса Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Внимание в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Внимание в дошкольном возрасте.

Поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост

темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни

современному человеку.

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей,

активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули

новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться

как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное

учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого,

эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его

подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в

школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в

дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности

детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать

инструкциям и контролировать получаемый результат.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к

окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок

сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает

его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета

вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время

занимаются одним и тем же.

Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным

вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на

протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на

однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в

процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи

они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность

внимания является одним из основания, по которым дошкольное обучение не

может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения

произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры,

продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности

позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста,

становятся способными удерживать внимание на действиях, которые

приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-

головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в

интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному

вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное

внимание становится непременным условием организации учебной

деятельности в школе.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте

произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли

речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка

дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше

формируется произвольное внимание.

Универсальным средством организации внимания является речь.

Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи

словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать

словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание

для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи

ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на

предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для

выполнения действия.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации

собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что,

выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного

возраста проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие

дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте

в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения

ребенка.

Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной

готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от

основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об

этом. Главным показателем невнимательности, являются: низкая

продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.

Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте

являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность

навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.

Включению детей в работу, способствует, прежде всего, способ раскрытия

цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии

вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их

внимание к словам педагога.

Настроенность на занятие создается и с помощью загадок, предложением

вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей,

развивает у них речь, сообразительность.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, -

писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно

слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».



В раздел образования