Автор: Лащенкова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: г. Усинск Республики Коми
Наименование материала: Презентация
Тема: Современные образовательные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Современные
образовательные
технологии в ДОУ
г. Усинск 2021
Автор: Лащенкова
Елена Владимировна
Воспитатель.
МБДОУ «Детский сад №14»
Технология – это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это такое
построение деятельности воспитателя, в котором
входящие в него действия представлены в
определенной последовательности и
предполагают достижения прогнозируемого
результата.
Актуальность
Обновления
содержания
образования
требует
от
педагогов
развития
таких
компетенций,
которые
помогли
бы
ему
строить
весь
образовательный
процесс
в
соответствии
с
требованиями,
а
значит
использовать в своей работе современные
методы,
формы
обучения
и
воспитания,
современные
педагогические
технологии
обучения.
Основные требования (критерии)
педагогической технологии:
•
Концептуальность
-
опора на определенную
научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных
целей.
•
Системность
-
технология должна обладать всеми
признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
•
Управляемость
– возможность диагностического планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования
средств и методов с целью коррекции результатов.
•
Эффективность
– современные педагогические технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта обучения.
•
Воспроизводимость
– возможность применения (повторения,
воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях,
т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно
эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его
опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии:
•
общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Концептуальная часть
•
научная база технологии, т.е. психолого-педагогические
идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть
•
совокупность форм и методов учебной деятельности детей,
методов и форм работы педагога, деятельности педагога по
управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Процессуальная часть
Современные образовательные технологии:
•
здоровьесберегающие технологии;
•
технологии проектной деятельности
•
технология исследовательской деятельности
•
информационно-коммуникационные технологии;
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология портфолио дошкольника
•
игровая технология
•
технология «ТРИЗ»
•
технологии предметно – развивающей среды
Здоровьесберегающие технологии:
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии:
•
медико-профилактическая;
•
физкультурно-оздоровительная;
•
обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
•
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
•
образовательные;
•
обучения здоровому образу жизни;
•
педагогическуя технология активной сенсорно-
развивающей среды.
Технология проектной деятельности:
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка.
Стержнем технологии проектной деятельности является
самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок
познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные
продукты.
Виды проектов:
•
исследовательско-творческие;
•
ролевые, игровые;
•
ознакомительно-ориентировочные
(информационные);
•
практико-ориентированные (прикладные);
•
творческие.
Технология исследовательской
деятельности:
Цель: Сформировать у дошкольников основные ключевые
компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
•
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
•
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
опыты;
•
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности;
•
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
•
использование художественного слова;
•
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационная
технология:
Цель: Повышение качества воспитательно-образовательного
процесса через совершенствование информационной культуры и
активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает:
•
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
•
делать образовательную деятельность более наглядной и
интенсивной;
•
формировать информационную культуру у детей;
•
активизировать познавательный интерес;
•
реализовывать личностно-ориентированный
•
и дифференцированный подходы в обучении;
•
формировать интерес воспитателя к работе;
•
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение
и др.)
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и
неповторимости; максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных
способностей ребенка на основе использования имеющегося у
него опыта жизнедеятельности.
Принципы личностно-ориентированной технологии:
•
Построение доверительных отношений с малышом.
•
Общение с ребенком на равных.
•
Уважение личности и достоинства маленького человечка.
•
Построение обучения таким образом, чтобы учитывались
индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.
Личностно - ориентированная технология:
Технология «Портфолио дошкольника»:
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в
разнообразных видах деятельности, его успехов,
положительных эмоций, возможность еще раз пережить
приятные моменты своей жизни, это своеобразный
маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио дошкольника:
•
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный
период времени),
•
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
•
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Технология «Портфолио педагога»:
Современное образование нуждается в новом типе
педагога:
•
творчески думающим,
•
владеющим современными технологиями образования,
•
приемами психолого-педагогической диагностики,
•
способами самостоятельного конструирования
педагогического процесса в условиях конкретной
практической деятельности,
•
умением прогнозировать свой конечный результат.
Игровая технология:
Цель: Раскрытие личностных способностей детей через
актуализацию познавательного опыта в процессе игровой
деятельности.
Важнейшие функции игр:
•
развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
•
коммуникативная: освоение диалектики общения;
•
самореализация в игре как на «полигоне человеческой практики»;
•
терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
•
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
•
коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
Технология «ТРИЗ» (теория решения
изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в детском саду
является:
•
Развитие таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность;
•
Развитие поисковой активности, стремления к новизне;
•
Развитие речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ – технологии в
дошкольном возрасте – это привить ребенку радость
творческих открытий.
Технологии создания предметно-
развивающей среды:
Цель: научить педагогических работников в детском саду
моделировать социокультурную, предметно –
пространственную развивающую среду, которая бы
позволила ребенку проявить, развивать способности,
познавать способы образного воссоздания мира и языка
искусств, реализовывать познавательно-эстетические и
культурно-коммуникативные потребности в свободном
выборе.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии гарантируют достижения дошкольника и в
дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без
творчества. Для педагога, научившегося работать на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все
в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Спасибо за внимание!