Автор: Меньшова Ульяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад 33
Населённый пункт: г.о.Воскресенск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития
ребенка – детский сад №33 «Ромашка»
Конспект ООД по познавательному развитию
«Путешествие в зимний лес»
в старшей логопедической группе №1
Подготовила воспитатель:
Меньшова У.Ю
Г. Воскресенск 2020г.
Конспект ООД
«Путешествие в зимний лес» в старшей группе
Цель. закрепить представления детей о жизни в природных условиях
диких
животных:
как
они
передвигаются,
чем
питаются,
как
приспосабливаются к жизни в зимних условиях, развивать интересы детей,
любознательность и познавательную активность.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления о зиме;
- закреплять знания о диких животных леса;
- расширять словарь по теме «Животные в зимнем лесу»;
-
активизировать
выполнение
движений,
передающих
характер
изображаемых животных;
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи
при разгадывании загадок;
- вызвать интерес к дидактическим играм;
- активизировать внимание и память;
- развивать логическое мышление;
Воспитательные:
- формировать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь к родной природе, заботливое отношение к лесным
животным, культуру поведения и общения;
- Вызвать положительные эмоции.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о животных И. Соколова – Микитова, Н. Сладкова, К.
Ушинского и беседы по прочитанному; рассматривание иллюстраций в
альбоме «Прогулки по лесу» и сюжетных картин по теме «Дикие животные»;
лексико-грамматические игры «Чей? Чья? Чьё?», «У кого кто?»; настольно-
печатная игра «Взрослые и детки»; игры с тактильным конструктором и
конструктором «ЛЕГО»; дидактические игры с мячом по теме.
Оборудование: Картины (слайды) с изображением зимнего леса и диких
животных; елки, игровизоры, 1 маркер на каждого ребенка, красивые
мешочки для украшений елочных, 2 конверта со снежинками, (в одном
письмо, на другом - написаны загадки о лесных животных; карточки с
заданиями, картинки с изображением животных и их детенышей, прищепки с
изображением продуктов; массажные шарики «Су-джок»
на каждого
ребенка; тактильный конструктор, фигурки животных, корзинка.
Вводная часть
Дети встают на ковер.
Воспитатель:
Ты мой друг и я твой друг,
Как прекрасен мир вокруг!
Мы друг другу улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся!
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Воспитатель. – Какое время года наступило? (Дети: зима)
- Чем зима отличается от других времён года? (Идет снег, холодно)
- Что происходит с водоёмами? (Они замерзают, покрываются льдом)
- Как ведут себя птицы? (Они перебираются ближе к жилью людей)
-А как ведут себя животные в зимнем лесу? (Укрываются в норках,
дуплах, меняют шубку)
Сегодня утром, придя в группу, я нашла письмо. Посмотрим, от кого
оно?
«Ребята, здравствуйте! Мы знаем, что вы очень добрые и в холода
подкармливаете птичек на своем участке, Спасибо вам за это большое!
Приезжайте к нам в волшебный зимний лес! Здесь вы отдохнете, свежим
воздухом подышите, нас порадуете, мы приготовили для вас задания и
гостинцы!
Дикие звери!
Воспитатель: Ну что, ребята, хотите отправиться в волшебный лес, к
лесным жителям? ДА! Но в гости с пустыми руками не ходят, давайте
возьмем с собой гостинцы, угостим зверей! Закрывайте глаза и выполняйте
то, что я буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя
повернись, в зимнем лесу очутись!
Основная часть.
1 слайд. Изображение леса.
Вот мы и в зимнем лесу. Нам нужно попасть на волшебную полянку.
Закройте глаза и представьте, что мы идем по узенькой заячьей тропинке
друг за другом. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них, то слева –
то справа хлопьями падаем мягкий пушистый снег. Нам дышится легко,
глубоко и спокойно. По волшебной тропинке мы выходим на красивую
полянку.
Воспитатель. Вот мы и на месте. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу.
Снег пушистый, мягкий, деревья окутаны снегом.
Ой, кто-то под елочкой спрятался! Кто же это? Зайчик беленький, а у него
для нас еще письмо.
«Дорогие гости!
Перед вами зимний лес.
Много он таит чудес!
Здесь, ребята, не шумите
И негромко говорите.
Чтобы вам было интересно, мы приготовили для вас игры-задания,
которые лежат в этом конверте и выполнив задания вы получите от нас
подарочки!
Чтобы дальше вам шагать,
Загадки надо отгадать».
1 задание.
Воспитатель. Поможете их отгадать? (Да)
Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу.
Он - хозяин, а не гость – хмурый и сердитый… (лось)
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса)
Это что за шалунишка? Рвет с еловой ветки шишку.
Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врага спасают ноги, а от голода кора. (Заяц)
Кто в лесу голодный рыщет, под кустом зайчишку ищет? (Волк)
Ты рукой его не трогай, а иди своей дорогой.
У нег кругом иголки, и иголки эти колки. (Ёж)
Воспитатель. Ребята, а кто же это нас встречает?
2 слайд. «Животные в лесу» Белка
Ребенок читает стихотворение:
Запасы летом соберу
Потом в дупло я их сложу
Орехи, ягоды, грибы-
Пойдет всё белке для еды!
2 задание от белки. «Найди мой дом и назови, кто где живет?»
Воспитатель. Посмотрите на животных в зимнем лесу! У каждого есть
свой дом. Возьмите игровизоры и соедините линиями диких животных и их
жилища. Назовите, кто и в каком доме живет. А всех ли животных можно
увидеть в зимнем лесу? (Дети: нет, медведь и еж зимой спят)
3 слайд «Медведь»
Ребенок читает стихотворение:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна,
Просыпается от сна
3 задание от медведя: Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге»
«Медведь в берлоге крепко спит (руки сложены лодочкой под щечкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук (загибаем поочерёдно
пальцы)
Только заиньке не спится (указательный и средний пальцы подняты вверх
– ушки, мизинец, безымянный и большой соединяются вместе – голова)
Убегает от лисицы (руку с фигурой «зайчик» опускаем вниз и «убегаем»
указательным и средним пальцами)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков! (разводим руки в стороны)
Воспитатель. А чем животные отличаются от нас, от людей? (Дети:
животные ходят на четырех лапах, у них есть хвост, клыки у хищников, рога,
им не нужна одежда, сами добывают себе пищу, едят сырую пищу)
4слайд «Лиса»
А нас снова уже кто-то поджидает! Кто же это, узнали?
Ребенок читает стихотворение:
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
4 задание от лисы. Дидактическая игра «Чья тень?»
На столе (на фланелеграфе) разложены тени разных животных. Детям
нужно определить кому принадлежит каждая тень.
Молодцы! Справились и с этим заданием
Воспитатель.
5 слайд. «Лось»
Ребенок читает стихотворение:
Замело в лесу дорожки,
На болоте - корка льда.
Только ягоды морошки
Лось в лесу найдет всегда!
5 задание. «Лось».
Воспитатель. Это лось. Ему ночью не спалось. Посмотрите, зимой в лесу
много снега. Как животные по нему передвигаются?
Динамическая пауза. «Кто идёт и бежит?»
«Вот идет по снегу лось. Ему ночью не спалось (идут, высоко поднимая
ноги)
Заяц пробежал вот так – не поймать его никак (прыгают как зайчики)
Вот лиса бежит за ним, машет хвостиком своим (рука за спиной делает
волнообразные движения)
По сугробам волк бежит, он от холода дрожит («дрожат» всем телом)
А теперь
идет медведь.
Громко
начал он реветь:
р-р-р» (идут
вперевалочку)
6 слайд «Заяц»
Ребенок рассказывает стихотворение:
Зайка-беленький зимой,
По весне совсем другой.
Шубку он весной меняет,
С серой шерсткой надевает.
6 Задание от зайца: «Чьи детки, назови!»
Когда наступит весна, станет тепло, у диких животных появятся
детеныши. Ребята, а вы знаете как называются детеныши диких животных?
Сейчас проверим! Висят картинки с изображениями диких животных, когда
ребенок правильно называет …вывешивается картинка с детенышем.
7 слайд «Волк»
Ребенок рассказывает стихотворение:
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.
7 задание. «Волк» «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
Воспитатель. Зима - трудное время для животных. Им становится сложно
добывать себе пищу? Давайте угостим гостеприимных обитателей леса.
Дидактическая игра «Кто что любит?» (игра с прищепками) Дети по
одному берут прищепку с изображением животного и прикрепляют к
картинке с угощением, которое ему подходит и объясняют, почему (курочку
- лисе, потому что она - хищник; морковку зайцу, потому что это травоядное
животное, шишку белочке и т. д.)
8 слайд «Еж»
8 задание. «Ёж»
Ребенок рассказывает стихотворение:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки
На меня они глядят,
Молока они хотят!
«Вам подарки от ежей. Забирайте их скорей. Поиграйте с нашими
любимыми игрушками» Ёж оставил для вас сюрприз. Посмотрите, как эти
шарики похожи на него! Такие же колючие как ёж!
Игра с шариками
«Су-джок»
На заснеженной полянке (катать шарик по кругу между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шариком)
И катались везде (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайчики скакали, (прыгать по ладошке)
Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)
Стала гладить и ласкать (гладить шариком каждый пальчик)
Всех зайчат зайчиха-мать.
Воспитатель. Наше путешествие по зимнему лесу закончилось и нам
пора возвращаться обратно в детский сад. Какими добрыми оказались
лесные звери, даже с пустыми руками нас домой не отпустили!
Закрывайте глаза и выполняйте то, что буду говорить. Один раз хлопни,
два раза топни, вокруг себя повернись, в детский сад возвратись!
Заключительная часть.
Воспитатель.
Вот мы и вернулись назад в детский сад. Животные
остались в своём родном доме – в лесу.
Рефлексия
Где мы с вами побывали? (в лесу). Кого вы там встретили? (диких
животных). Что интересного вы увидели в лесу, какие задания выполняли?
(тени животных, их жилища). Чем вы помогли лесу и его обитателям?
(накормили обитателей леса).
Без лесов, зверей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Дом, в котором мы живём!