Автор: Одинцова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 ОДО "УМКА"
Населённый пункт: г.о.Ивантеевка Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект:«Духовно- нравственное воспитание дошкольников: "Каким я хочу быть!"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Воспитатель:
Одинцова
Юлия Владимировна – воспитатель
МБОУ СОШ №2 ОДО «УМКА»
2021г.
Долгосрочной проект
по духовно –нравственному
воспитанию
детей дошкольного возраста
на тему:
«Каким я хочу быть!»
1
1
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. В российской
педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной
сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим,
добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность
совершенствования мира и людей.
Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном
становлении и развитии личности. Это период первоначального вхождения
ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка
формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.
1
2
Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои
поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых
национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих
ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей
многонационального народа Российской Федерации.
1
3
Принципы:
целенаправленности педагогического процесса;
научности содержания воспитания и обучения;
систематичности, последовательности;
доступности, учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
комплексного подхода к обучению и воспитанию
выбора
оптимальных
методов,
форм,
средств
обучения и воспитания
сотрудничество взрослого и ребенка; педагогов и
родителей
1
4
Цель:
* сохранение духовно-нравственного здоровья
детей;
* становление и развитие высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного,
человека - гражданина России;
* применение эффективных методов и требований в
условиях детского сада.
1
5
Задачи:
*
воспитание гражданственности, патриотизма;
любовь к образовательному учреждению, городу, народу,
России;
*
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
*
различие хороших и плохих поступков;
*
представления о правилах поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в общественных местах,
на природе;
*
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
* установление дружеских взаимоотношений в группе, основанных на
взаимопомощи;
* расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил
жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение
родителей в процесс социализации детей;
*
эстетическое воспитание.
1
6
Этапы реализации проекта
:
1 этап: Подготовительный.
* изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
* постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
* подбор методической литературы для реализации проекта;
* подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по теме проекта;
* организация развивающей среды в группе;
* составление плана работы.
2 этап: Основной:
* ознакомление детей с художественной литературой;
•
рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и проведение беседы по их
содержанию;
* работа с родителями;
* НОД;
* проведение мероприятий;
* прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
* рисование и аппликация с детьми;
* создание и проведение презентации.
3 этап: Заключительный:
* анализ результатов проекта;
*выставка детских рисунков и фотовыставка;
* выпуск альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
1
7
Основные ценности:
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение
Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие,
здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о
продолжении рода;
Здоровье — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому
образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина
мира;
природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля,экологическое
сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
1
8
Наша дружная семья
Пчелки!:
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества, их
красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
1
9
Проводимая работа:
Составление
перспективного
плана
по
реализации
проекта;
Изучение литературы, новых методик и технологий по
вопросам
нравственно-патриотического
и
духовного
воспитания детей;
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении
проблемы;
Установление контакта
не только с родителями,
но и с близкими
родственниками
дошкольника;
1
10
Виды деятельности в ходе реализации проекта:
-
Составление перспективного плана по реализации проекта;
Изучение
литературы,
новых
методик
и
технологий
по
вопросам
нравственно-патриотического и духовного воспитания детей;
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
Установление
контакта
не
только
с
родителями,
но
и
с
близкими
родственниками дошкольника;
проведение занятий, бесед, развлечений по духовно-нравственному
воспитанию;
организация художественных и фотовыставок по данной
тематике проекта;
знакомство детей с литературными, художественными и музыкальными
произведениями по тематике;
использование в реализации проекта консультаций, рекомендаций для
родителей по данной тематике;
подбор литературы и иллюстраций со сказками и фольклором;
изготовление альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
1
11
Знакомство детей с Родиной, с историко-
культурными, национальными,
географическими, природными особенностями
формирует у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,
нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. А научить любить и беречь
можно только то, что ребёнок ценит, чувствует, понимает и
знает, любить Родину – это значит знать её, стараться всё
сделать для того, чтобы ей было хорошо. Для
формирования чувства патриотизма очень важно дать
детям начальные знания о Родине, представления о нашей
стране, народе, обычаях, истории, культуре, которые, я надеюсь, дети и получили.
1
12
Пусть ребенок чувствуют красоту и
восторгается
ею , пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается
РОДИНА.
В. Сухомлинский
1
13
«Ты вспоминаешь не страну
большую, которую изъездил и
узнал. Ты вспоминаешь Родину
такую, какой её ты в детстве
увидал».
1
14
«Транспорт нашего
города», «Мамы всякие
важны, мамы всякие
нужны», «Профессии моих
родителей», «Знакомство с
детским садом», «Знакомство
с трудом дворника (повара,
помощника воспитателя)».
1
15
Э
ко
л
о
г
и
я
г
л
а
з
а
м
и
р
е
б
е
н
к
а
Ребята прочувствовали красоту родной
природы, стали бережнее относиться к
ней и ко всему живому; Научились
давать нравственную оценку
собственным поступкам и поступкам
окружающих людей, приобщились к
духовным и историческим ценностям
своего народа.
1
16
Акция «НАШ ЛЕС»
1
17
Акция «Каждой пичужке
по кормушке»
1
18
Мы любим
животных!
1
19
Мы любим
помогать!
1
20
Так как дошкольники очень эмоциональны,
именно в этом возрасте можно через чувство
восхищения русской народной культурой, природой родного края
заронить искру любви к Родине.
Я считаю необходимым донести до сознания
детей, что они являются носителями
русской народной культуры, воспитать и
в национальных традициях.
1
21
Много
старинных
обычаев
было
и
есть
на
Руси.
Но
один
из
самых
замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара
велся согревающий душу и сердце разговор. Чаепитие на Руси – это признак
хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная
русская традиция. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет
жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Обычай
чаепития сохранился и до наших дней. Эту традицию мы вспомнили вместе
воспитанников, проведя « Посиделки» - «Милости просим чайку откушать, да
песенку послушать».
1
22
Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну
встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю
неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
1
23
Особенно ярко патриотизм представлен в жанре былин. В образе богатыря
воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника),
народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-
патриот. У детей сформировалось представление о героическом прошлом
народа Древней Руси, через былины и былинных защитников земли Русской.
1
24
Особое
воспитательное,
развивающее
воздействие
на
личность,
её
духовно-
нравственное становление оказывает приобщение детей к основам традиционной
народной культуры (прикладное искусство, художественные ремёсла).. Изделия
народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость,
широту русской души.
1
25
Дружба - это искренность отношений и правда в общении.
1
26
27
«Чтобы поверить в добро,
надо его делать»
Лев Толстой
У ребят развиваются представления о моральных ценностях
(добро и зло, дружба, вражда, трудолюбие,
сопереживание, ответственность,
дисциплинированность, культура поведения,
заботливое отношение к младшим и
уважительное отношение к старшим,
бережное отношение к животным и растениям).
Родители включаются в деятельность
детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие
детей. Составляющая воспитания в таком
случае заключается в содействии ребенку в
освоении системы ценностей и идеалов, а
также в формировании на этой основе определенной личностной
мировоззренческой позиции.
1
Духовно – нравственный портрет ребёнка
Добрый, не причиняющий зла живому.
Честный и справедливый.
Любящий и заботливый.
Трудолюбивый и настойчивый.
Творящий и оберегающий красоту мира.
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.
Смелый и решительный.
Сводолюбивый и ответственный.
Самостоятельный и законопослушный.
Чувствующий свою связь с народом, страной, культурой.
Бережный относящийся к слову, к своим речевым
поступкам.
Патриотичный ( готовый поступиться своими
интересами).
Толерантный ( уважающих других, не похожих на него)
1
28
29
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
1