Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры здоровья в условиях семьи".
Раздел: дополнительное образование
Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и
вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые
любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый,
смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они
были
здоровыми,
хорошо
выглядели,
быстро
росли,
правильно
развивались физически. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека
стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поэтому забота о
воспитании здорового ребенка является приоритетной. Здоровый и
развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к
вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и
физиологически адаптирован. Хорошее здоровье - это образ жизни. Это
стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь
наивысшего благополучия.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а
формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в
которой родился и воспитывался ребенок. Однако рассказы и нравоучения
взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе
жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители
должны выработать у себя. После этого на первый план в семейном
воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья
детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.
И именно в семье и в детском образовательном учреждении на
ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше
понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни,
побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и
приумножать свое здоровье
Семья – это социальный институт, участвующий в формировании
личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически
заданные
способности,
однако
личностью
он
становится,
пройдя
социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через
родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и
психические функции. Если родители соматически и психически здоровы,
ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка
будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может
копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь,
усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто
сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных
не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем
органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если,
несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на
здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями,
то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего
здоровья.
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить
сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей
покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь
контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в
сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.