Напоминание

"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. Создание детского оркестра".


Автор: Молчанова Оксана Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №73
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: квалификационная работа
Тема: "Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. Создание детского оркестра".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщеие опыта работы музыкального руководителя

МБДОУ №459

Молчановой Оксаны Александровны

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных

инструментах. Создание детского оркестра.

Г.Челябинск

2020г.

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных

инструментах. Создание детского оркестра.

Введение

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания

можно выявить общую тенденцию - стремление к раскрытию творческого

потенциала ребёнка. Задача эта не нова. В 20-е гг. XX в. её выдвинул музыкант,

композитор и педагог академик Б.Асафьев. В своих статьях о музыкальном

просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от

пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе

над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически

определяющим в приобщении детей к основам инструментального

музицирования.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на

общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется

мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только

развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к

музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст

чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано

музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для

последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки,

но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, -

пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические

движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно

развить другую музыкальную способность – умение представить и

воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой

способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ,

сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на

музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в

20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же

принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел

большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских

музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского

исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и

игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает

музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные

способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю,

стремление к достижению цели, воображение.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать

чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только

индивидуального развития, но и развития мышления, творческой

инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе

в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально

от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

1. Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в

детском саду

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на

детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже

внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития

человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное

влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует

его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь

важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры

детей дошкольного возраста.

Если, входя в здание детского сада, слышны звуки музыкальных

инструментов, значит здесь детскому музицированию уделено большое

внимание. Отрадно, когда именно такая обстановка царит в детском саду,

ведь именно этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость

соприкосновения с тайнами музыкального искусства, расширяет сферу

музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным

занятиям, способствует развитию музыкальных способностей детей.

Инструментальное музицирование, самая интересная для детей форма

музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя,

именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального

воспитания дошкольников. Игра на музыкальном инструменте всегда связана

у детей с чувством радости и удовольствия, а желание петь и играть в

оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной

работы, которая проводится в процессе музицирования, и от которой они не

устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями

или слушателями.

Нельзя не отметить, насколько полезен этот вид деятельности для детей

логопедических групп, где инструментальное музицирование направлено не

только на развитие музыкальных способностей и творчества детей, а также

развивает, воспитывает и корректирует речевые, двигательные и психические

процессы.

В нашем детском саду инструментальному музицированию уделяется особое

внимание. Помимо того, что оно включено во все разделы музыкального

воспитания, введено третье, дополнительное занятие, которое проводится с

детьми по подгруппам по 8-10 человек, во второй половине дня.

В работе с детьми мы отказались от так называемых стилизованных

инструментов китайского производства. Они функционируют у нас только на

занятиях в младших группах. В нашем оркестре все инструменты имеют

точную настройку, богатый оркестровый тембр. Как следствие - серьёзное,

заинтересованное отношение ребят к делу: они не только играют в оркестр,

они исполняют оркестровые произведения на настоящих музыкальных

инструментах.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей

каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию

общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания

музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого

репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной

деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы;

учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на

основе различных природных задатков формировать специальные

музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются

занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных

произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению,

движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на

детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание

игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское

музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников,

повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию

музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней

застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В

процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого

исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,

развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре

на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир

музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных

инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют,

улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче

воспроизводят ритм.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются

разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек,

использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база

детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на

музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у

детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления,

способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей

группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей

группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание

колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна,

погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию.

Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались

погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться

с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки”

муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с

воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой

перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой

силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и

громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он

хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель

ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с

мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем

занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на

ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем

мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя,

а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не

все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры

детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу - редкие

удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом

обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся

чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену

музыки.

Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится

музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают

барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два

контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до

четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они

показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель

играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют

звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно

справляются с заданием.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных

инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе,

продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и

металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет

удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для

развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям

раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках.

Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется,

дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд

останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие

ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с

собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда

воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с

удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и

передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и

быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей

различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое

звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”,

дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как

“Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала

звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением

силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2

подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они

должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом –

металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в

атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного

материала, в игровой форме.

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя

(ударяю по пластинке металлофона 1 раз).Тучка закрыла солнышко, стало

темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько

раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик

разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще.

Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать,

когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло

солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот

и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким

образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и

потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра

“Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а

малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав

инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей

группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и

поиграть на нём.

Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на

праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки

– так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с

погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им

движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки,

воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские

музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать

с ними.

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной

деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует

развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время

индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной

посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ

сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети

самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки

воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки

металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими

и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных

песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю

иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала

учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать

ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты.

Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом

учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не

обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед

детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только

после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки

на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне:

играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на

группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах

важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-

дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и

навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом,

прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают

музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе

различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре

на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную –

лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором

ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут

зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих

животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных

инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а

этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты,

затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда

колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями

рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт,

машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на

выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку,

находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот,

чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к

игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым

ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы.

Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На

ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот,

играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы

(“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате

дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия

“проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во

второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной

клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала

слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно

играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими

инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент

сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных

занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в

ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими

оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника,

используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием

нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через

развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из

бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с

нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче

запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают

эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю

материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает

ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот,

основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи

способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных

инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на

музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском

саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и

сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

2. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Приемы обучения

Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени

трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать

дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.

В методике обучения игре на инструментах важно установить

последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом

вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Как и во

всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов

игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и

индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном

музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях.

Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах)

педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо

проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными.

Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед

ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в

самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания

указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.

В практике часто приступают, к обучению игре на многих инструментах

одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов

исполнения, или же разучивают всю пьесу сразу. При этом одним детям

приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет ребят и рассеивает их

внимание.

Очевидно, целесообразным можно считать другое. Познакомив детей на

общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами

игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2—3 попевки,

инструмент передают в дальнейшем в группу Там во время игр дети уже по

своей инициативе продолжают

знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на

общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Причем иногда

наиболее способным ребятам предлагается осмотреть инструмент, найти

способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки.

Постепенно детей знакомят с инструментами, имеющими диатонические или

хроматические звукоряды: металлофонами, триолами, аккордеонами,

цитрами. Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление

с ней: на занятие можно внести сразу два или три инструмента, например,

барабан, бубен и кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только

ритм.

Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих

задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для

освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых

произведений.

Технические приемы

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего

надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по

отношению к ребенку.

Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки,

находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты

можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также

кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник

подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре

на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на

указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен

приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом

должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым

в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится

«грязным», неприятным.

При игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным

пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом

надо стремиться не задевать лишних струн.

Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую Руку и слегка

ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько

приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.

Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим

движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям.

Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой

покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.

При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной

его части. Звук должен быть легким и упругим.

и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой -

звук сразу прекратится.

Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют

по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим

пальцем. Если к тому же менять место удара—ближе к деревянной раме

(где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец,

чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового

сопоставления звуков.

Играть на триоле и Мелодии-26 следует одинаковыми приемами.

Ребенок дует в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание.

Одновременно он нажимает нужную клавишу. Клавиши у триолы

цветные, каждая имеет свой цвет и название. Первые клавиши — ре, фа #,

соль и далее звукоряд соль мажора. Следовательно, на триоле можно

исполнять мелодии в соль мажоре и частично в других тональностях, но в

ограниченном диапазоне.

Инструмент, называемый Мелодией-26, построен на хроматическом

звукоряде (в две октавы), и практически на нем можно исполнить любую

мелодию в пределах двух октав.

Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам

станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет

развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем

исполнении.

Последовательность заданий

В начале обучения методические приемы руководителя направляются,

естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду

занятия.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти

аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных,

речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что

птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре.

Металлофон хорошо передает звуки падающих .капелек дождя: сначала они

падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.

Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет.

А флейта или Мелодия-26 всем ребятам говорит — собирайтесь в

поход.

На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог

делает попеременные быстрые удары двумя палочками).

Смысл подобных приемов — в ознакомлении детей с выразительными

возможностями каждого инструмента.

На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к

координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры

в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные

ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой,

постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми

коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. И

здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять

одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий

и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то

звук отчетливый и звонкий.

Можно ударять пальцами одной руки о ладонь другой, причем звук

значительно отличается в зависимости от того, держатся ли пальцы

вытянутыми или же свободными и полусогнутыми. Притопы ногой тоже

различны: всей ступней, одним носком или каблуком, поочередно — то

носком, то каблуком. Применяются так называемые «шлепки» ладонями или

кончиками пальцев о свои бедра.

Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют

извлекать звуки различного характера. Дети с интересом

прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки

совместных или поочередных действий. Детям дают, например, следующие

упражнения:

Музыкальное эхо

Дети распределяются на две подгруппы.

1-я линия. Педагог стучит палочками.

2-я линия. Первая подгруппа детей стучит носком ноги.

3-я линия. Вторая подгруппа детей постукивает пальцами руки по ладони

другой руки.

Подобные упражнения могут варьироваться в отношении ритма и разных

способов хлопков, притопов, «шлепков» и т. д.

Хорошо имитируется движение поезда, например чередованием ударов ноги

то носком, то каблуком или рук то пальцами, то глухим хлопком. Темп при

этом может произвольно ускоряться или замедляться, а звучание усиливаться

или затихать.

1-я линия. Удар каблуком.

2-я линия. Удар носком ноги.

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению

ритмических речитативных интонаций голоса. На первых порах можно

показать их выразительность в простых ритмических приговорках, речевых

интонациях, речитативе. Как известно, речитатив близок к напевной

декламации. В нем есть естественные для разговорной речи интонационные

повышения и понижения, ясно слышны акценты, паузы.

Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и

жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками

и музыкально-речевыми интонациями.

Приведем примеры различных приемов, последовательно подводящих детей

к выразительному исполнению.

Педагог предлагает детям угадать, кого она позвала — Таню или Андрюшу.

Дети должны узнать это при ритмическому рисунку, исполненному

взрослым в хлопках или на металлофоне:

Дети узнают, как назвали девочку — Таней или Танечкой:

После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга. Придумывая

определенный ритм, они выкладывают карточки на фланелеграфе, используя

их из приложения к «Музыкальному букварю». Широкие карточки

изображают четверти, узкие — восьмые:

Этот же ритмический рисунок они могут исполнить на металлофоне, триоде

или на ударных инструментах.

От исполнения ритмического рисунка дети переходят к речитативу. Им

предлагается позвать друг друга, но по-разному: ласково, сердито,

вопросительно, призывно. Дети придумывают выразительные интонации,

приближающиеся к напевной речи. Это еще не вокальные интонации с их

точной высотой и напевным звучанием. Они произносятся говорком. То

повышая, то понижая интонацию, ребята одновременно ищут сходные,

звучащие на музыкальных инструментах, сочиняя таким образом

коротенькие попевки.

Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала

осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом

увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков;

затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий,

включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.

Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок, дети должны

справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и

мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного

звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание —

воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения,

начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное

преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным

сопровождением, а это делает их более выразительными.

После исполнения педагогом дети легко усваивают попевку и поют,

прохлопывая ритм. Хорошо использовать карточки из приложения «Нотное

лото» («Музыкальный букварь»).

Карточки выкладываются на фланелеграфе:

Детям предлагают на металлофоне отсчитать шестую пластинку (от начала)

— «это нота ля», а затем сыграть ритмический рисунок — песенку «Небо

синее». Педагог аккомпанирует на фортепиано. Вторичное исполнение

сопровождается коллективным пением. Задание освоено, и ребята смогут

самостоятельно воспроизвести песню.

Небо синее

Музыка Е. Тиличеевой

[Спокойно]

На следующих музыкальных занятиях проводится индивидуальный опрос:

дети исполняют эту песенку на разных звуках (пластинках). Им называют

ноты (расположение их на пластинках детям знакомо): «Сыграй на

ноте ми, на ноте до» и т. д. При этом нуж-

но помнить, что дети способны петь и аккомпанировать себе на металлофоне

только хорошо выученную песню, так как звучание у металлофона более

высокое и не соответствует голосовым возможностям дошкольника. Ребенку

легко сбиться, так как та же нота на металлофоне звучит в другой октаве

(выше).

Разучив несколько ритмических попевок, можно перейти к выполнению

следующих заданий — сначала учить попевки, состоящие из близких

интервалов, а затем из более широких. Методика разучивания остается той

же. Следует помнить, что поэтический текст облегчает запоминание и

позволяет детям использовать выученные произведения в самостоятельных

занятиях. Важно также последовательно усложнять задания. Легче всего

играть секунды, их звуки расположены рядом. Поэтому после упражнений на

одном звуке целесообразно играть попевки, построенные на этом интервале

(например, русскую народную попевку «Сорока-сорока», «Гармошка» Е.

Тиличеевой и др.).

Сорока-сорока

Русская народная попевка

Гармошка

Музыка Е. Тиличеевой

среднем темпе, ритмично]

Усвоение более сложных исполнительских приемов постепенно дает

возможность усложнить репертуар. В попевках появляются поступенные

ходы в пределах небольших звукорядов, расширяется интервалика.

Фортепианное сопровождение, ярко и выразительно изложенное,

представляет для детей все больший интерес Важно, чтобы дети

прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали

настроение музыки. Каждое художественное произведение по-своему

оригинально, своеобразно и методы его освоения должны быть различными.

Музыкальное восприятие детей активизируется, если после первого

прослушивания какой-либо пьесы им зададут, например, такие вопросы: «На

каких инструментах лучше исполнить эту пьесу?»; «В какой части пьесы

следует играть на других инструментах и на каких именно?» Дети обычно

легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по своему

характеру, имеет четкую музыкальную форму, построена на контрастных по

характеру частях. Конечно, оркестровать пьесу дети не могут. Но важно

использовать интересный прием, при котором они пробуют сочинять и

выносят свое «решение» — какой инструмент должен звучать в той или иной

части пьесы. Умелым, тактичным подходом можно своевременно повлиять

на их предложения и направить их ответы.

Методика разучивания отдельных произведений

Чем сложнее пьеса, чем более развито фортепианное сопровождение песни,

тем более неторопливым должен быть процесс разучивания. Рассмотрим два

примера: «Дождик» и «Наш оркестр».

Первая песня — «Дождик». Русская народная попевка в обработке Т.

Попатенко построена на мотиве из двух звуков, лежащих рядом (большая

секунда). Этот мотив многократно повторяется с небольшим ритмическим

вариантом — вначале попевка начинается с сильной доли такта («Дождик,

дождик пуще!»), а далее—с затакта («Дадим тебе гущи»). Общий характер

фортепианной обработки подвижный, четкий, легкий. Фактура прозрачна —

много пауз, основной штрих — стаккато. Есть вступление и заключение. Во

вступлении звучит упрощенный мотив песни, а заключение как бы «рисует»

капельки дождя.

Прозрачный характер песни не должен потерять своей прелести при

инструментовке. Во вступлении слышна как бы перекличка двух регистров.

В заключение звучат треугольники. Они очень хорошо воспроизводят

характер «капелек», тем более что мелодию заключения невозможно

передать звуками детских металлофонов и цитр. В этой пьесе желательно

применение небольшого количества инструментов, отличающихся легким,

звонким, отрывистым звучанием.

Последовательность занятий по разучиванию этой песенки можнонаметить

следующим образом.

Занятие 1. Дети слушают эту знакомую уже им песню в исполнении

взрослого. Привлекается внимание к легкому, прозрачному звучанию

фортепианной партии. Дети вспоминают песню и поют се. Педагог

предлагает подумать какие инструменты лучше подойдут к ее звучанию.

Занятие 2. После исполнения песни начинается обсуждение, как ее

инструментовать. Обращается внимание на характер вступления, заключения

и на некоторое отличие второй фразы от первой. Предложения детей

обсуждаются и практически испытываются. Если один или другой вариант

инструментовки окажется хорошим, то он может быть исполнен на этом

занятии целиком.

Занятие 3. Если разучивается вариант, предложенный педагогом

(предположим детские варианты не приняты), то можно вначале

исполнить лишь мелодию песенки (на металлофоне, цитре), а

вступление и заключение пока исполнять на фортепиано. Следует

обратить внимание на своевременное вступление цитр

Занятие 4. Разучивается вся песенка - сначала без пения, потом часть детей

играет, другие поют, и, наконец, все играют и поют.

Другая песня — «Наш оркестр» Е. Тиличеевой (слова Ю. Островского)

значительно сложнее для ансамблевого исполнения. Мелодия разнообразнее,

ее диапазон уже в пределах септимы, причем есть скачки, поступенные ходы

идут то вверх, то вниз. Ритм также имеет трудности: есть ноты с точкой. Все

это требует от детей определенных навыков. В фортепианном

сопровождении да и в мелодии даны музыкальные характеристики звучания

различных групп инструментов. Достаточно вспомнить такты, где звучат

слова «Барабаны, барабаны, барабаньте, барабаньте», в которых дается

четкий ритм, как бы подражание барабану. Далее появляется более высокий

реги Таким образом, инструментовка подсказывается композитором и

поэтом. Но чтобы дети могли сами участвовать в выборе инструментов,

очевидно, сначала им надо исполнять песню без текста, который

подсказывает решение.

Поэтому целесообразна такая последовательность занятий:

Занятие 1. Педагог исполняет партию фортепиано без пения. Детям

предлагают музыкальные загадки — играют отдельные фразы, которые в

какой-то степени характеризуют звучание различных инструментов. Они

отгадывают и называют, какие инструменты подходят для той или иной

фразы. Затем педагог вторично исполняет песню, но уже поет и играет.

Таким образом, дети узнают, правильно ли они назвали инструменты.

Занятие 2. Разучивание вокальной партии песни. Дети учат мелодию.

Затем поют ее партиями: будущие исполнители на триолах поют первую

фразу, на барабанах -вторую и т. д. Во время пения ребята имитируют

движения игры на том или ином инструменте.

Занятие 3. Разучивание более сложных партий: триол (1-й четырехтакт) и

металлофонов с цитрами (3-й четырехтакт). Сначала играют все дети, потом

выбирают тех, кто будет исполнять данные партии, показывают им эти

партии, объясняют, с какой ноты надо начинать, и предлагают поиграть.

Затем все дети играют на воображаемых барабанах, а часть детей - на

настоящих инструментах.

Занятие 4. Продолжается разучивание партий триол и металлофонов.

Сначала разучивается последняя фраза металлофонами, на которых

исполняют мелодию, а потом к ним присоединяется ударная группа -

барабаны. Повторяется партия барабанов. В конце занятия в первый раз

исполняется вся партитура в целом, но без пения.

Занятие 5. Повторяется исполнение каждой партии отдельно. Исполняется

вся

Дождик

Обработка Т. Попатенко

[Не очень скоро]

партитура, но при этом одни дети поют, другие играют. Контролируются

своевременные вступления каждой группы инструментов и уточняются

динамические оттенки.

На дальнейших занятиях повторяется вся пьеса и закрепляются

полученные навыки.

Часто в педагогической практике встречается такой прием: дети исполняют

мелодию на своих инструментах, а взрослый играет мелодию и

аккомпанемент на фортепиано. Чтобы разнообразит звучание, можно

сделать иначе. Например, вся пьеса исполняется педагогом на

фортепиано, а дети играют на металлофоне мелодию, а как бы

аккомпанемент, т. е. звуки, соответствующие первой (I) и пятой (V) или

первой (I), четвертой (IV) и пятой (V) ступеням лада.

Вот, скажем, три варианта украинской народной мелодии «Ой лопнув обруч»

в обработке Т. Попатенко. Металлофоны в первом случае дублируют

мелодию, во втором — басовый голос, в третьем играют без фортепианного

сопровождения.

Еще одно произведение — «Белка», отрывок из оперы Н. Римского-

Корсакова «Сказка о царе Салтане». В этом отрывке передан образ сказочной

белки. Для характеристики образа композитор использовал мелодию

известной русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Мелодия песни

веселая, задорная, плясового характера, но исполняется в умеренном темпе.

При инструментовке пьесы необходимо подобрать музыкальные

инструменты с легким, звонким и отрывистым звучанием. Это могут быть

металлофон и треугольник.

При разучивании произведения можно предложить такую

последовательность занятий.

Занятие 1. Дети слушают пьесу в исполнении взрослого. Обращается

внимание на светлое звучание мелодии, ее задорный, плясовой характер.

Можно прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе

Салтане». После повторного исполнения педагогом пьесы детям предлагают

подумать, какие инструменты лучше использовать для игры в оркестре в

связи с характером музыки. Предложения детей обсуждаются. Выбирается

один из вариантов. Педагог проигрывает мелодию на металлофоне.

Занятие 2. Педагог исполняет мелодию пьесы без фортепианного

сопровождения. Дети прохлопывают ритмический рисунок мелодии. Затем

разучивается партия треугольника. Одни исполняют ритмический рисунок на

треугольниках, другие прихлопывают. Затем действия детей меняются.

Перед разучиванием партии металлофона педагог сначала сам исполняет

мелодию, которая затем разучивается по частям (1-й четырехтакт, затем 2-й

четырехтакт).

Занятие 3. Продолжается разучивание партии металлофона. Дети исполняют

первую часть пьесы (1-й и 2-й четырехтакты) и исполняется вся партитура.

При повторном ее исполнении к металлофонам присоединяются

треугольники.

Занятие 4. Каждая партия исполняется отдельно без сопровождения и с

сопровождением. Затем исполняется вся партитура. Внимание детей

обращается на четкое исполнение ритмического рисунка.

Занятие 5. Каждая партия исполняется отдельно с сопровождением,

затем исполняется вся партитура. Внимание детей обращается на

выразительность исполнения. При повторном исполнении дети могут

меняться инструментами.

Наш оркестр

Слова Ю. Островского Музыка Е.

Тиличеевой

[Не спеша. Торжественно]

Белка (отрывок)

Из оперы «Сказка о царе Салтане»

Музыка Н. Римского-Корсакова

[Умеренно]

Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь

разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти занятия носили творческий

характер.

Упражнения, в которых предлагается воспроизвести (по слуху) знакомую

мелодию, проиграть ритмическую попевку на разных по высоте звуках

(транспонируя), найти новый прием игры на инструменте, безусловно,

развивают у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно

создать также предпосылки и для собственных творческих проявлений ребят.

Дать возможность выбирать инструменты для исполнения той или иной

пьесы, побуждать их и к импровизации.

Приемы развития музыкального творчества

Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых

возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают

беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая

детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т.

д. Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на

металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си (IV и VII ступени)

или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут

импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми,

соль, ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания,

постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При

этом дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный

ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не

только в развитии гармонического слуха. Дети начинают сами

импровизировать, делать первые попытки в создании «своих сочинений».

Следует особо подчеркнуть, что методика обучения игре на инструментах в

детских садах должна быть более организованной и последовательной, чем

это имеет место в практике. Успешность этого обучения зависит от

согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они

получают известный объем знаний и навыков, накапливают репертуар.

Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием

используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях

Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных

заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен,

приобретаемая способность оценивать (по слуху} качество своего

исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях

— все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для

их общего музыкального развития.

Заботясь о развитии творческих проявлений детей, педагог предлагает им

разнообразные задания, например оценить исполнение знакомой мелодии,

или импровизации товарищем, или свое собственное исполнение на каком-

либо музыкальном инструменте; выбрать из числа предложенных

музыкальный инструмент, на котором можно изобразить пение птиц, шелест

листьев, завывание ветра и т. д.; подобрать подходящие по тембру

музыкальные инструменты на которых можно исполнить ту или иную пьесу,

песню; передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком

марша; попытаться сочинить танцевальную мелодию и т. д.

Совершенно очевидна роль музыкального руководителя и воспитателя. Они

должны не только владеть методикой руководства занятиями, но и уметь

свободно играть на детских музыкальных инструментах, знать устройство и

приемы игры на них.

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная

деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют

украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к

собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах

хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра,

динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность,

внимание и организованность.

Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и

сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к

будущим занятиям в школе.

3. Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое

разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные

группы музыкальных инструментов:

Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки,

маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);

Струнные (арфы, цитры);

Духовые (блок-флейты, триолы);

Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);

Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают

слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При

комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех

групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим

звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов

ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное,

громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального

произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым

правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя.

Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные

инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на

колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые

инструменты до начала игры дети могут класть на колени

От расположения участников коллектива зависит качество звучания

оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на

выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа

были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие

инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном

порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим

постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий:

индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном

инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных

инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым

участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт

положительные результаты, если занятие правильно организованно и

звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результаты работы

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям

независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём

музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в

эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас

даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным

общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые

произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении

симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно

исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют

“публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на

праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на

выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное

музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется

ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность,

сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в

достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность,

робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького

по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся

друзьями классической музыки.

Используемая литература:

1.

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

2.

Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

3.

Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

4.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный

руководитель” №3, 2005г.

5.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

6.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва,

АСТ, 2000г.

7.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” -

“Музыкальная палитра” №6, 2006г.

8. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.

Р.А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова.— М., 1984.

9. Программа воспитания и обучения в. детском саду.—М., 1987.

10. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т.

А. Марковой — М.,1976.—С. 308—341.

11. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.—М., 1981.

12. Ветлугина Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5—

7 лет. Песенное творчество детей 5—7 лет // Художественное

творчество в детском саду.— М., 1974.— С. 107—120.

13. Дзержинская И. .Л. Музыкальное воспитание младших

дошкольников.— М., 1985.

14. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982.

15. Квитницкая Е. Н. Развитие музыкального слуха — условие

формирования песенного творчества // Художественное творчество в

детском саду.— М., 1974.—С. 20—28.

16. Лукьянова М. Б. Творчество детей в танцах // Художественное

творчество в детском саду.— М., 1974.— С. 29—32.

17. Музыка и движение / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н.

Соковнина.— М., 1981, 1983, 1984.

18. Учите детей петь / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина.— М., 1986, 1987,

1988.

19. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной.

—М., 1985.

Сборники музыкального и литературного репертуара

1. Ветлугина Н. А. Детский орке— М., 1976.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.— М., 1972, 1985.

3. Музыка в детском саду / Сост. Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л.

Н. Комиссарова.— М., 1985, 1986, 1987.

4. Музыка в детском саду / Сост. Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Т.

П. Ломова.— М., 1975—1980.—Вып. 1—5; .1980—1981.—Вып. 1—4.

5. Солнышко-ведрышко / Сост. М. А. Медведева.— М., 1984.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк.

воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.;

Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.

– 270 с.: нот.



В раздел образования