Автор: Захарова Надежда Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ ГГО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г. Губкин, Белгородская обл.
Наименование материала: Захарова Надежда Валериевна
Тема: Роль фольклора в формировании и развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Раздел: дошкольное образование
Захарова Надежда Валериевна
Роль фольклора в формировании и развитии коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраст в условиях социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних
Темой народного фольклора я увлеклась во время работы в детском саду.
Когда я пришла работать в социально – реабилитационный центр, то поняла, что
мой опыт не только пригодится, но и обогатится новыми красками.
Воспитанники нашего центра необычные дети. Очень часто они с раннего детства
лишены родительского тепла и внимания. Последствие такой нелюбви – стресс,
зажатость, недоверие к окружающим.
С помощью фольклора можно увлечь детей, научить их простым человеческим
отношениям, помочь им раскрыть свой внутренний потенциал, научится доверять
окружающим, испытать чувство психологической защищённости.
Поэтому основной целью своей работы я считаю необходимость открыть
ребенку мир народного искусства, воспитать интерес и любовь к фольклору,
умение его слушать и понимать.
Задачи:
-Сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства.
-Создать
благоприятные
условия
для
усвоения
детьми
фольклорных
произведений.
-Привлечь детей к рассматриванию книг с картинками, рассказыванию коротких
сказок, заучиванию потешек, стихов.
-Учить рассказывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие
занимательные сценки.
-Способствовать
формированию
умения
использовать
доступные
детям
произведения устного народного творчества в их собственной речи.
-Развить доброжелательное отношение детей к окружающим людям, симпатию к
сверстникам, уважение и заботу к старшему поколению.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания детей в
нашем учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке ребёнок не
понимает, что ожидать ему от незнакомых людей. Именно в этот период потешки,
прибаутки, пальчиковые игры являются незаменимым помощником воспитателя:
они помогают установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные
эмоции. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не меняя
его содержания:
«Кто у нас хороший (ая),
Кто у нас пригожий (ая)?
Димочка хороший!
Оленька пригожая!».
Иногда бывает так, что наши воспитанники совсем не знакомы ни с режимом дня,
ни с простыми гигиеническими процедурами. Им очень сложно привыкать ко всем
этим новшествам. В такой ситуации малые фольклорные формы просто
незаменимы в работе воспитателя:
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки
учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и
навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды… »
«Кран, откройся
Нос умойся… »
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Ребёнок понимает, что умываться – это не страшно, а очень интересно и приятно.
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку… »
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту… »
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура
проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… ». Использую большое количество
потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят… », «Спи,
усни детя Ванюшенька… »
Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай… » имеет назидательный оттенок,
учит заботиться о других.
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика –
пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих
младших братьях.
Фольклор
учит
детей
уважению,
дружелюбию,
чувству
сопереживания
сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не
плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »
Широко использую на практике игры-забавы, которые рассказывают детям о
различных природных явлениях: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко… »,
«Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. », «Дождик, дождик,
пуще…» и др.
Особое место в моей работе занимают русские народные подвижные игры. В
русском фольклоре они представлены очень широко и для разных возрастов. Для
детей младшего возраста хороводные игры «Заинька», «Каравай». Подвижные
игры «Большие ноги шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около
завалинки… », «Гуси – лебеди», «У медведя во бору…». Игры – забавы «Вышла
курочка гулять», «По лесной лужайке разбежались зайки» и т.д. Слова и припевки
в этих играх просты и понятны детям. Поэтому они с интересом и очень охотно
играют в народные игры. Народные подвижные игры интересны для работы
воспитателя не только тем, что они забавляют детей, но и тем, что эти игры
обучают, развивают и воспитывают детей.
Все дети очень любят сказки, а русские народные – самые любимые. С раннего
детства дети слушают русские сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Для
детей постарше «Снегурочка», «Баба Яга», «Хаврошечка» и многие другие.
Ценность этих произведений невозможно переоценить. Они в большом объёме
выполняют воспитательные и обучающие задачи. Но хочется особо отметить тот
момент, что, когда воспитатель выбирает для чтения литературу, необходимо
заранее прочитать текст сказки и просмотреть иллюстрации к ней. К сожалению,
современные издатели нередко меняют текст, а это искажает смысл сказки и как
следствие
меняется
образовательная
и
воспитательная
составляющая
фольклорного произведения. Также очень важен иллюстративный материал к
сказке. Дети всегда с интересом рассматривают иллюстрации, с их помощью легко
можно пересказать содержание сказки, инсценировать отрывки или целое
произведение. В процессе чтения и пересказывания у детей развивается память,
внимание усидчивость.
Инсценирование
фольклорных
форм,
таких
как
потешки,
сказки,
всегда
привлекало детей разных возрастов. В нашем центре воспитываются дети
дошкольного и школьного возраста. Вместе дети с удовольствием участвуют в
инсценировании сказок. Перевоплощение в сказочных персонажей позволяет
детям понять характер героев и их индивидуальные особенности. Это раскрывает
творческий потенциал детей, учит взаимодействовать с другими участниками,
приобщает к народной культуре, воспитывает доброжелательное отношение к
окружающим, организует и дисциплинирует. Воспитатели нашего центра часто
привлекают детей к театрализованным представлениям. Я также использую этот
метод в своей работе. Вместе с детьми мы ставили сюжет таких сказок, как
«Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «В гости к солнышку», «Теремок» и
другие. Для участия в сказочных постановках я часто привлекаю воспитанников
школьного возраста. Во время репетиций и постановки воспитанники разных
возрастов учатся взаимодействовать друг с другом.
Особое место в работе нашего центра занимают фольклорные праздник, в
организации которых я принимаю активное участие.
Стало доброй традицией каждый год организовывать такие праздники, как
«Святки», «Масленица», «Праздник Святой Троицы», «День Ивана Купалы»,
«Покров», «Медовый, яблочный и ореховый Спас».
Воспитанники заранее готовятся к проведению этих праздников. Эта подготовка
включает в себя не только репетиции. Дети своими руками изготавливают
поделки, рисуют рисунки по тематике праздника, организуют выставки. Подобные
мероприятия играют особую роль в развитии детей. Это продуктивная часть
народного фольклора. В процессе изготовления разнообразных поделок у детей
развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость. Дети учатся работать с
различным материалом: бумага, дерево, природный материал, ткань и т.д.
В процессе подготовки дети получают информацию о истории праздников, о их
традициях, о том, почему эти праздники празднуются именно в эти дни и многое
другое.
Готовясь к этим праздникам, дети подбирают костюмы, разучивают слова, танцы,
песни, колядки, конкурсы и викторины. В процессе предварительной подготовки
дети учатся помогать друг другу, поддерживать в трудные моменты. В праздниках
участвуют все воспитанники центра. Для каждого найдётся интересное задание,
ответственная роль, каждый поучаствует в весёлых играх и забавах.
Проведение фольклорных праздников и развлечений является кульминацией
работы по данной теме. В этой работе участвуют все воспитанники и воспитатели
центра.