Напоминание

Роль фольклора в формировании и развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.


Автор: Захарова Надежда Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ ГГО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г. Губкин, Белгородская обл.
Наименование материала: Захарова Надежда Валериевна
Тема: Роль фольклора в формировании и развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Захарова Надежда Валериевна

Роль фольклора в формировании и развитии коммуникативных навыков у

детей дошкольного возраст в условиях социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних

Темой народного фольклора я увлеклась во время работы в детском саду.

Когда я пришла работать в социально – реабилитационный центр, то поняла, что

мой опыт не только пригодится, но и обогатится новыми красками.

Воспитанники нашего центра необычные дети. Очень часто они с раннего детства

лишены родительского тепла и внимания. Последствие такой нелюбви – стресс,

зажатость, недоверие к окружающим.

С помощью фольклора можно увлечь детей, научить их простым человеческим

отношениям, помочь им раскрыть свой внутренний потенциал, научится доверять

окружающим, испытать чувство психологической защищённости.

Поэтому основной целью своей работы я считаю необходимость открыть

ребенку мир народного искусства, воспитать интерес и любовь к фольклору,

умение его слушать и понимать.

Задачи:

-Сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства.

-Создать

благоприятные

условия

для

усвоения

детьми

фольклорных

произведений.

-Привлечь детей к рассматриванию книг с картинками, рассказыванию коротких

сказок, заучиванию потешек, стихов.

-Учить рассказывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие

занимательные сценки.

-Способствовать

формированию

умения

использовать

доступные

детям

произведения устного народного творчества в их собственной речи.

-Развить доброжелательное отношение детей к окружающим людям, симпатию к

сверстникам, уважение и заботу к старшему поколению.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания детей в

нашем учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке ребёнок не

понимает, что ожидать ему от незнакомых людей. Именно в этот период потешки,

прибаутки, пальчиковые игры являются незаменимым помощником воспитателя:

они помогают установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные

эмоции. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не меняя

его содержания:

«Кто у нас хороший (ая),

Кто у нас пригожий (ая)?

Димочка хороший!

Оленька пригожая!».

Иногда бывает так, что наши воспитанники совсем не знакомы ни с режимом дня,

ни с простыми гигиеническими процедурами. Им очень сложно привыкать ко всем

этим новшествам. В такой ситуации малые фольклорные формы просто

незаменимы в работе воспитателя:

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки

учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и

навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды… »

«Кран, откройся

Нос умойся… »

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Ребёнок понимает, что умываться – это не страшно, а очень интересно и приятно.

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку… »

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту… »

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура

проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… ». Использую большое количество

потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят… », «Спи,

усни детя Ванюшенька… »

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай… » имеет назидательный оттенок,

учит заботиться о других.

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика –

пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих

младших братьях.

Фольклор

учит

детей

уважению,

дружелюбию,

чувству

сопереживания

сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не

плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »

Широко использую на практике игры-забавы, которые рассказывают детям о

различных природных явлениях: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко… »,

«Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. », «Дождик, дождик,

пуще…» и др.

Особое место в моей работе занимают русские народные подвижные игры. В

русском фольклоре они представлены очень широко и для разных возрастов. Для

детей младшего возраста хороводные игры «Заинька», «Каравай». Подвижные

игры «Большие ноги шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около

завалинки… », «Гуси – лебеди», «У медведя во бору…». Игры – забавы «Вышла

курочка гулять», «По лесной лужайке разбежались зайки» и т.д. Слова и припевки

в этих играх просты и понятны детям. Поэтому они с интересом и очень охотно

играют в народные игры. Народные подвижные игры интересны для работы

воспитателя не только тем, что они забавляют детей, но и тем, что эти игры

обучают, развивают и воспитывают детей.

Все дети очень любят сказки, а русские народные – самые любимые. С раннего

детства дети слушают русские сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Для

детей постарше «Снегурочка», «Баба Яга», «Хаврошечка» и многие другие.

Ценность этих произведений невозможно переоценить. Они в большом объёме

выполняют воспитательные и обучающие задачи. Но хочется особо отметить тот

момент, что, когда воспитатель выбирает для чтения литературу, необходимо

заранее прочитать текст сказки и просмотреть иллюстрации к ней. К сожалению,

современные издатели нередко меняют текст, а это искажает смысл сказки и как

следствие

меняется

образовательная

и

воспитательная

составляющая

фольклорного произведения. Также очень важен иллюстративный материал к

сказке. Дети всегда с интересом рассматривают иллюстрации, с их помощью легко

можно пересказать содержание сказки, инсценировать отрывки или целое

произведение. В процессе чтения и пересказывания у детей развивается память,

внимание усидчивость.

Инсценирование

фольклорных

форм,

таких

как

потешки,

сказки,

всегда

привлекало детей разных возрастов. В нашем центре воспитываются дети

дошкольного и школьного возраста. Вместе дети с удовольствием участвуют в

инсценировании сказок. Перевоплощение в сказочных персонажей позволяет

детям понять характер героев и их индивидуальные особенности. Это раскрывает

творческий потенциал детей, учит взаимодействовать с другими участниками,

приобщает к народной культуре, воспитывает доброжелательное отношение к

окружающим, организует и дисциплинирует. Воспитатели нашего центра часто

привлекают детей к театрализованным представлениям. Я также использую этот

метод в своей работе. Вместе с детьми мы ставили сюжет таких сказок, как

«Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «В гости к солнышку», «Теремок» и

другие. Для участия в сказочных постановках я часто привлекаю воспитанников

школьного возраста. Во время репетиций и постановки воспитанники разных

возрастов учатся взаимодействовать друг с другом.

Особое место в работе нашего центра занимают фольклорные праздник, в

организации которых я принимаю активное участие.

Стало доброй традицией каждый год организовывать такие праздники, как

«Святки», «Масленица», «Праздник Святой Троицы», «День Ивана Купалы»,

«Покров», «Медовый, яблочный и ореховый Спас».

Воспитанники заранее готовятся к проведению этих праздников. Эта подготовка

включает в себя не только репетиции. Дети своими руками изготавливают

поделки, рисуют рисунки по тематике праздника, организуют выставки. Подобные

мероприятия играют особую роль в развитии детей. Это продуктивная часть

народного фольклора. В процессе изготовления разнообразных поделок у детей

развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость. Дети учатся работать с

различным материалом: бумага, дерево, природный материал, ткань и т.д.

В процессе подготовки дети получают информацию о истории праздников, о их

традициях, о том, почему эти праздники празднуются именно в эти дни и многое

другое.

Готовясь к этим праздникам, дети подбирают костюмы, разучивают слова, танцы,

песни, колядки, конкурсы и викторины. В процессе предварительной подготовки

дети учатся помогать друг другу, поддерживать в трудные моменты. В праздниках

участвуют все воспитанники центра. Для каждого найдётся интересное задание,

ответственная роль, каждый поучаствует в весёлых играх и забавах.

Проведение фольклорных праздников и развлечений является кульминацией

работы по данной теме. В этой работе участвуют все воспитанники и воспитатели

центра.



В раздел образования